Фрагмент для ознакомления
2
В соответствии с постановлением СНК СССР от 19 апреля 1943 года было образовано Главное управление контрразведки Народного комиссариата обороны «Смерш» («Смерть шпионам»). Первоочередными задачами по обеспечению безопасности страны была борьба с деятельностью шпионского, диверсионного и террористического характера, а также принятия мер, которые исключали любую возможность прохода иностранного агента через линию фронта.
Только за годы Великой Отечественной войны сотрудниками «Смерш» было раскрыто 1103 агента иностранных спецслужб, было выявлено около 30 тысяч шпионов, более 3 тысяч диверсантов и свыше 6 тысяч террористов.
Как видно, военная контрразведка продемонстрировала преимущество в жесткой борьбе с фашистскими спецслужбами и своим непосильным трудом принесла существенный вклад в победу в Великой Отечественной войне. За точное и четкое исполнение своих задач сотрудники органов военной контрразведки были удостоены наградами: орденами и медалями. А некоторым военным контрразведчикам было присвоено звание Героя Советского Союза.
Большинству военных контрразведчиков пришлось выполнять свой воинский долг в Афганистане, где они должны были защищать советские войска во времена войны и обеспечивать их безопасность[44].
В период проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе военные контрразведчики также показали свою боевую готовность в выполнении различных спецопераций, вывода из окружения личного состава для снижения потерь среди советских военнослужащих.
Также органы военной разведки выполняют непрерывную работу по раскрытию и нейтрализации действий разведывательного и иного подрывного характера иностранных спецслужб, по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и оружия, оказывают противодействие организованной преступности, устраняют попытки проявления экстремистских и террористических угроз.
На сегодняшний день органы военной контрразведки гарантируют защищенность отечественной группировки войск на аэродроме Хмеймим. Террористических угроз не наблюдается и их появление не допускается. Вследствие добытой разведывательной информации нашими российскими контрразведчиками было проведено значительное число специальных операций, с помощью которых было предотвращено существенное количество террактов.
К таким органам относятся авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные и научные организации, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские подразделения и организации (далее – военно-медицинские организации), военно-строительные подразделения и иные организации и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности .
Например, авиационные подразделения ФСБ России в настоящее время всегда находятся в постоянной боеготовности к борьбе с террористическими актами. Авиация ФСБ может выполнять спецзадания разведывательного и транспортного характера. Кроме этого, данное подразделение осуществляет охрану границы российского государства и, следовательно, большая часть летательной техники находится у пограничной службы, обеспечивая ее деятельность всем необходимым в защите рубежей страны.
Перед подразделениями специального назначения Федеральной службы безопасности России стоят строго определенные цели. Таковым является Центр специального назначения. В его состав входят два управления: управление «А» («Альфа») и управление «В» («Вымпел»). Эти подразделения занимаются выполнением специальных задач. Например, управление «А» - организация, которая создана для борьбы с террористическими и диверсионными акциями, освобождения заложников, решения задач в «горячих точках», таких как Чечня, Дагестан и др., а также бойцы «Альфы» занимаются решением других важных вопросов.
Спецподразделение «Вымпел» на сегодняшний день считается одним из наиболее засекреченных органов ФСБ России. Командование, численность и личный состав подразделения «В» неизвестны. О деятельности организации можно сказать лишь то, что ее функционирование происходит за рубежом.
Выводы к главе 1.
В структуре органов ФСБ России находятся отдельные специальные подразделения центрального подчинения. Их деятельность является вспомогательной, она направлена на обеспечение решения вопросов и задач, которые стоят как перед центральными, так и перед территориальными органами ФСБ России.
В структуру спецподразделений ФСБ России также включаются Региональные отделы спецназа, которые выполняют те же задачи, только на уровне субъекта Российской Федерации.
Одной из функций ФСБ России является разработка и реализация программ медицинского обеспечения военнослужащих, пенсионеров органов ФСБ и членов их семей. Поэтому в структуру органов ФСБ России входят и военно-медицинские подразделения, и организации.
Поликлинические учреждения ФСБ России существуют практически в каждом субъекте России. Федеральная служба безопасности располагает 17 санаториями и 3 домами отдыха. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что данное подразделение обеспечивает медицинское обслуживание сотрудников, пенсионеров органов ФСБ России и членов их семей.
ГЛАВА 2. Правоохранительная деятельность ФСБ РФ. в рамках обеспечения национальной безопасности
2.1. Правоохранительная деятельность ФСБ РФ: нормативные и организационные основы
Ежегодное преобразование законодательной базы России, направленное на совершенствование правового обеспечения деятельности её институтов и, соответственно, предопределяющее научный интерес к изучению данных трансформаций посредством их аналитического рассмотрения, представляется достаточно очевидным.
Исследование, идентичным образом, изменений в нормативно-правовом инструментарии государственного регулирования сферы функционирования органов предварительного следствия, как весьма значимой предметной области указанных выше процессов, в рамках юридической науки насыщено естественной актуализированной пестротой. Именно этот факт детерминирует осуществление научно-правового анализа законодательных перемен 2020 года, распространяющихся как непосредственно, так и опосредованно на институты Российского государства, наделённые полномочиями реализации следственных действий на предварительной стадии расследования.
Принятие и вступление в силу нормативных актов в уходящем году, оказывающих трансформационное воздействие на изменение функциональной специфики рассматриваемых подразделений силовых ведомств нашей страны, служит ярко выраженным свидетельством того факта, что их поэтапное структурно-институциональное реформирование посредством объединения ФСБ, прокуратуры, МВД, ФСО и СВР в единый орган – Министерство государственной безопасности, а также ликвидация Следственного комитета Российской Федерации [19, с. 1], предполагаемая начальная стадия проведения которых намечалась на период после мундиаля, проходившего на территории России в 2018 году, как минимум – откладывается на неопределённый срок, как максимум – не представляется быть реализованной в какой-либо перспективе [28, с. 1].
С точки зрения естественной алгоритмичности слияние следственных структур Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел, безусловным образом, внесло бы существенные коррективы в специфику функционирования указанных подразделений данных силовых ведомств. Вместе с тем, правовое обеспечение сохранившихся в незыблемом состоянии органов предварительного расследования ФСБ, МВД и СК претерпело ряд изменений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_630 0/b0e8d16f7af5471f9da0fe8b0aba5724e1fd7c84/
3. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_do c_LAW_108565/8cdbb3ced44ee8639ba2944734d51343259a3b42/
4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О Федеральной службе безопасности Российской Федерации: федер. закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 5. Черников В. В. Органы охраны правопорядка: учебник. 4-е изд. М.: Проспект, 2018
6. Положение о ФСБ России: утв. Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Ложис З.З. Актуальные вопросы взаимодействия Следственного комитета России с органами дознания и следствия других ведомств при расследовании преступлений террористической направленности // Академическая мысль: электрон. науч. журн. №1 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-vzaimodeystviyasledstvennogo-komiteta-rossii-s-organami-doznaniya-i-sledstviya-drugih-vedomstv-prirassledovanii/viewer
8. Мартынюк Э.Г. Законность и законы логики, как незыблемые основы правоохранительной деятельности // Следственная деятельность: проблемы, их решение, перспективы развития: материалы III Всероссийской молодёжной научно-практической конференции (Москва, 25 ноября 2019 года) / под общ. ред. А.М. Багмета. – М.: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации. – 2020. - С. 67 – 71
9. Батыршина З.Р., Шорохова А.А. Формирование кадрового резерва Государственной и муниципальной службы, Экономика и социум. 2019. № 41 - 664 с.
10. Борисов, В. В. Некоторые проблемы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации и зарубежный опыт обеспечения национальной безопасности / В. В. Борисов // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2020. — Т. 5, вып. 2. — С. 64—71.
11. Бекетов О.И., Опарин В.Н. О понятии и системе правоохранительных (полицейских) органов РФ // Полицейское право. 2015. № 1 - 49 с.
12. Белов С.В. Национальная безопасность. - М.: Юрайт, 2019. 672 с.
13. Булыгина И.А. Правовое регулирование реализации права на обращение граждан в Органах Федеральной службы обеспечения безопасности Российской Федерации // Военное право. 2018. № 2 (48). С. 11-16.
14. Быковский В.К. Понятие экономической безопасности государства: правовой аспект //Журнал Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономка право //Выпуск № 1 (6) / 2020. 20 с.
15. В ФСБ заявили о снижении террористической активности в России за минувший год в 2,5 раза // NEWSru.com. URL: http://palm.newsru.com/russia/10nov2015/ fsb.html
16. Галков В.А., Шумилин С.Ф. Правоохранительные органы. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2018.
17. Гончаренко Л.П. Куценко Е.С. Управление безопасностью. - М.: КноРус, 2018. 153 с.
18. Григонис Э.П. Правоохранительные органы. Курс лекций / Э.П. Григонис. - СПб.: Питер, 2019.
19. Джамбулатов, С.И. Рассмотрение прокуратурой обращений граждан как одно из средств защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина: / С.И. Джамбулатов // Бизнес в законе. - 2018. - № 2.
20. Егоров И. Академики против террористов // Российская газета. URL: https:// rg.ru/2016/03/28/patrushev-prizval-najti-novye-podhody-k-obespecheniiu-nacbezopasnosti.html
21. Епишин Е.Д. Правоохранительные органы в РФ.- СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. Герцена, 2018. 120 с.
22. Жидких, А.А. Новый уровень участия российской прокуратуры в правотворчестве / А.А. Жидких // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2019. - № 5.
23. Иванова С.И., Микаилов С.М. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и основные направления деятельности полиции //Журнал Юридическая наука и правоохранительная практика 2019 КиберЛенинка: https: //cyberleninka.rui
24. Информационно-правовой портал Гарант.ру // Проект приказа МВД России, ФСБ России и СК России «О взаимодействии Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации при осуществлении совместных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений экономической направленности в топливно-энергетическом комплексе Северо-Кавказского федерального округа» от 31.07.2017 (подготовлен МВД России 11.07.2017)// [garant.ru]// URL: https://vk.com/ away.php?to=https%3A% 2F%2Fwww.garant.ru %2Fproducts%2Fipo%2Fprime% 2Fdoc%2F56619781%2F&cc_key=
25. Квашa Ю. Ф., Правоохранительные органы РФ. Учебное пособие в 2 т. - М.: ЧеРо Контур, 2019. 624 с.
26. Клеандров М.И., Чеботарев Г.Н. Правоохранительные органы в России.- Тюмень: Тюменский государственный университет, 2018. 146 с.
27. Ковылин, Д.П. Право-обеспечительная функция российской прокуратуры / Д.П. Ковылин // Информационная безопасность регионов - 2019. - № 1.
28. Ложис З.З. Актуальные вопросы взаимодействия Следственного комитета России с органами дознания и следствия других ведомств при расследовании преступлений террористической направленности // Академическая мысль: электрон. науч. журн. №1 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-vzaimodeystviyasledstvennogo-komiteta-rossii-s-organami-doznaniya-i-sledstviya-drugih-vedomstv-prirassledovanii/viewer
29. Макличенко Е.В. К вопросу об административной ответственности в сфере охраны государственной границы в Российской Федерации // Очерки новейшей камералистики. 2018. № 1. С. 13-16.
30. Максимов А.А. Роль и место руководителей в обеспечении законности в деятельности органов Федеральной службы обеспечения безопасности // Военно-юридический журнал. 2018. № 2. С. 3-7.
31. Мартынюк Э.Г. Законность и законы логики, как незыблемые основы правоохранительной деятельности // Следственная деятельность: проблемы, их решение, перспективы развития: материалы III Всероссийской молодёжной научно-практической конференции (Москва, 25 ноября 2019 года) / под общ. ред. А.М. Багмета. – М.: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации. – 2020. - С. 67 – 71
32. Минин А. Я., Церунян В. А. Актуальные вопросы совершенствования правового регулирования деятельности пограничных органов в отношении предупреждения деяний с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. М.: МПИ ФСБ России, 2020.
33. Морозов Ю.В. Ведомственное нормотворчество ФСБ России в сфере обороны страны и безопасности государства // Человек и современный мир. 2018. № 3 (16). С. 23-32.
34. Оздоев И.С. Федеральная служба безопасности Российской Федерации: правовой статус и вопросы модернизации // В сборнике: Социально-гуманитарные науки и глобальные проблемы современности Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 4-х частях. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. 2018. С. 117-120.
35. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы. Краткий курс. - М.: Инфра-М, 2018. - 447 с.
36. Савюк Л. К. Правоохранительные органы. Учебник. - М., Норма. - 2017. - 453 с.
37. Серов В.А. Правоохранительные органы. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2019. - 48 с.
38. Чуфаровский Ю.В. Правоохранительные органы Российской Федерации. - М.: Профессиональное образование, 2020. - 156 с.