Фрагмент для ознакомления
2
замены, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.
3) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.
Методика "Назови слова"
Представляемая далее методика определяет запас слов, ко¬торые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отво¬дится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.
1. Животные.
2. Растения.
3. Цвета предметов.
4. Формы предметов.
5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
6. Действия человека.
7. Способы выполнения человеком действий.
8. Качества выполняемых человеком действий.
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящих¬ся ко всем группам.
8-9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относя¬щихся к различным группам.
6-7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, свя¬занных с разными группами.
4-5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различ¬ных групп.
2-3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.
0-1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов.
Методика "Что здесь лишнее?"
Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исс¬ледовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представле¬ны разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображен¬ных на ней предметов является лишним. Внимательно посмот¬ри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предме¬ты на всех картинках и правильно объяснив, по¬чему они являются лишними.
8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.
6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин
Внимание — один из важнейших показателей готовности ребёнка к обучению. Перед поступлением в школу с детьми часто проводятся психологические тесты для оценки степени его концентрации. Но не менее важно организовывать подобные диагностические процедуры на протяжении всего периода обучения в начальной школе, ведь в это время в подрастающей личности окончательно формируется механизм включения произвольного внимания в процессе усвоения новой информации. Для этого применяется методика «Запомни и расставь точки».
Тест «Запомни и расставь точки» оценивает особенности психической деятельности ребёнка 6–11 лет, которые обеспечивают наилучшее отражение одних предметов или явлений, но при этом отвлекают от других. Иными словами, методика может выявить качественные показатели объёма внимания школьника.
Авторство приёма приписывается нескольким европейским психологам, работавшим в начале ХХ века с гештальтпсихологией — изучением восприятия мира не как суммы значимых пространственно-наглядных частей, а с точки зрения отдельных элементов целого. С методикой «Запомни и расставь точки» работал и Макс Вертгеймер — один из основоположников теории. В современные отечественные учебники по психологии тест в переработанном виде попал благодаря Виктору Богомолову, преподавателю Московского гештальт института, который рекомендовал приём в своём сборнике «Тестирование детей».
Задачи методики «Запомни и расставь точки» состоят в следующем: исследование количества информации, на котором ребёнок может сосредотачиваться; оценка способности качественно отбирать поступающие знания с учётом актуальных потребностей в конкретный промежуток времени; стимулирование длительной и избирательной сосредоточенности на конкретном объекте. Диагностика нарушений внимания позволяет подобрать коррекционную программу для ребёнка и свести помощь в выполнении заданий к минимуму
Процедура тестирования. «Запомни и расставь точки» Стимульный материал методики «Запомни и расставь точки» представляет собой 2 листа с 8 квадратами, поделёнными на 16 клеток. В последних в произвольном порядке изображены точки, их количество варьируется (от 2 в первом квадрате до 9 в последнем). Задача испытуемого — посмотреть на расположение отметок и перенести их в пустые квадраты, расположенные на втором листе бланка, сохранив правильный порядок. Тест рекомендуется проводить индивидуально с каждым школьником, чтобы избежать вмешательства внешних обстоятельств (шума, возможности подсмотреть у соседа и так далее).
Инструкция по организации диагностики: Учитель разрезает бланк с заполненными квадратами на отдельные фигуры. Ребёнок получает лист с 8 пустыми квадратами.
Квадраты с точками экспериментатор складывает стопкой так, чтобы на верхнем было 2 точки, а на нижнем — 9. Все карточки должны лежать изображением вниз с последовательным увеличением количества точек. Далее взрослый оговаривает условия теста: «Я буду показывать карточки по одной. Твоя задача — быстро запомнить, где стоят на ней точки, и изобразить их в таком же порядке на первом квадрате в бланке. Затем я покажу другую карточку, а ты отметишь точки во второй фигуре на своём листе». На запоминание расположения отметок ребёнку выделяется 2–3 секунды, на расставление их в бланке — 15 секунд.
Тестирование «Запомни и расставь точки» рекомендуется проводить индивидуально Файл: Стимульный материал к тесту Бланки для проведения тестирования
Для оценивания учитель выбирает тот квадрат, на котором ребёнок безошибочно отметил максимальное количество точек.
Именно этот фрагмент работы и будет анализироваться: За 6 и более точек школьник получает 10 баллов. За 5 точек — 9. Если одну (кроме верных) ребёнок поставил с шагом в 1 клетку влево, вправо, вниз или вверх, то ставится 8 баллов.
За 4 точки — 7. За одну отметку (кроме расставленных правильно), расположенную с шагом в 1 клетку влево, вправо, вниз или вверх, ставится 6 баллов. За 3 точки — 5 баллов. 4 засчитывается по схеме, описанной в предыдущих пунктах. За 2 точки — 3 балла. За 1 точку — 2 балла. Оценка результатов проводится в соответствии со шкалой: 10 баллов — очень высокий показатель объёма внимания. 8–9 — высокий. 6–7 — средний. 4–5 — низкий. 0–3 — очень низкий. При средних и низких показателях ребёнку рекомендуется регулярно выполнять: корректурные задания (например, в строчке с буквами вычеркнуть все «А»); упражнения на точное воспроизведение образца (это могут быть тесты, предполагающие расставление цифр в квадратиках в порядке, предложенном в образце); задания в форме игры «Меморина», при котором на столе выкладываются перемешанные карточки с изображёнными парными картинками, а задача школьника — быстро всё перевернуть и найти одинаковые).
Важно, чтобы все упражнения на начальном этапе были ребёнку по силам. В противном случае малыш откажется работать, и никакой пользы не будет. Писатель А. Грин говорил: «Целеустремлённость в ребёнке можно воспитать только в том случае, если ставить перед ним реально достижимые цели. Тогда радость после удачного восхождения на вершину будет вести его на штурм новых — всё выше и выше».
Есть также задания, не требующие стимульного материала, их можно давать ребёнку во время прогулки, похода в школу. Например, предложить ученику за минуту найти как можно больше предметов одного цвета, встречающихся на пути. Методика «Запомни и расставь точки» помогает оценить показатели внимания младшего школьника, а результаты тестирования позволяют сделать вывод о том, какие именно аспекты нуждаются в коррекции. Вовремя организованная работа по их исправлению способствует эффективной подготовке ученика начальных классов к увеличению объёма информации в среднем и старшем звене.
Исследование зрительного восприятия формы, цвета и величины объектов.
Методика исследования взята из пособия Никулина Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения. [Никулин, Волкова, 2001, 84 с.]
Были предложены задания, направленные на изучение ориентировочной деятельности детей.
Материал исследования: набор цветных геометрических фигур
Детям предлагается набор фигур, педагог задает вопросы по исследуемым параметрам. Полученные результаты заносятся в протокол.
Таблица 1 - Оценка уровня сенсорного развития ребенка с нарушениями зрения
Исследуемые параметры Результаты для нормальных детей Результаты для ЗПР детей
I. Исследование восприятия цвета
1. Узнавание и называние цвета
2. Соотнесение объектов по цвету
3. Фиксация цвета по насыщенности
4. Выделение цвета в окружающей среде Самостоятельные показ и называние цвета Самостоятельный выбор цвета по названию (без показа цвета)
Самостоятельное различение оттенков цветов, например, 10 оттенков красного цвета. Выделяет оттенки по словесной инструкции ("Показать все оттенки красного цвета")
Самостоятельное раскладывание кружков (фигурок) от самого светлого к самому темному
Самостоятельное описание цвета предметов, находящихся на расстоянии нескольких метров Самостоятельные показ и называние цвета
Самостоятельный выбор цвета по названию (без показа цвета)
Самостоятельное различение оттенков цветов, например, 10 оттенков красного цвета. Выделяет оттенки по словесной инструкции ("Показать все красные фигуры, кружки")
Самостоятельное раскладывание кружков (фигурок) от самого светлого к самому темному. В случае затруднения предложить показать и назвать предметы определенного цвета
Самостоятельное описание цвета предметов, находящихся на расстоянии нескольких метров. В случае затруднения предложить показать и назвать предметы определенного цвета
II. Исследование восприятия формы
1. Узнавание и название формы
2. Соотнесение форм и фигур
3. Соотнесение фор мы, фигуры и их предметного изображения
4. Локализация
5. Дифференцирование сходных форм Самостоятельное называние формы (шар, куб, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Узнавание и называние формы по словесной инструкции ("Покажи круг")
Самостоятельное нахождение одинаковых по цвету и величине, но разных по форме геометрических фигур
Самостоятельное нахождение предмета такой же формы, как предъявленная фигура (фигуры)
Самостоятельное выделение фигур одной формы
Самостоятельное группирование двух видов фигур (по 3-4 фигуры) Самостоятельное называние формы (шар, куб, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Узнавание и называние формы по словесной инструкции ("Покажи круг")
Самостоятельное нахождение одинаковых по цвету и величине, но разных по форме геометрических фигур
Самостоятельное нахождение предмета такой же формы, как предъявленная фигура (фигуры)
Самостоятельное выделение фигур одной формы
Самостоятельное группирование двух видов фигур (по 3-4 фигуры)
III. Исследование восприятия размера
1. Соотнесение предметов по величине
2. Словесное обозначение величины
3. Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания Самостоятельное дифференцирование предметов одной формы, но разных размеров (размеры подобраны для тонкой дифференцировки, например, кольца пирамид)
Самостоятельное по словесной инструкции нахождение самого маленького (большого, узкого, длинного, короткого) предмета
Самостоятельное по словесной инструкции раскладывание предметов по порядку -от маленького к большому Самостоятельное дифференцирование предметов одной формы, но разных размеров (размеры подобраны для тонкой дифференцировки, например, кольца пирамид)
Самостоятельное по словесной инструкции нахождение самого маленького (большого, узкого, длинного, короткого) предмета
Самостоятельное по словесной инструкции раскладывание предметов по порядку -от маленького к большому. В случае затруднения самостоятельное выделение по образцу
Анализ выполнения заданий по представленным в таблице параметрам позволяет выявить детей с высоким уровнем сенсорной готовности к обучению; данная группа детей обнаруживает по всем параметрам высокий уровень выполнения заданий. Если дети с амблиопией и косоглазием допустили при выполнении заданий по исследуемым параметрам незначительные недочеты, одиночные ошибки в отдельных заданиях, то уровень развития сенсорной готовности к обучению можно характеризовать как средний. Если дети обнаружили многочисленные ошибки (недочеты) при выполнении трех и более заданий, то их уровень развития сенсорной готовности к обучению характеризуется как низкий.
2.3. Методы статистической обработки данных исследования
Критерий в математической статистике - это строгое правило, в соответствии с которым гипотеза с определённым уровнем значимости принимается или отвергается. Чтобы построить его, необходимо найти определенную функцию. Она должна зависеть от конечных результатов эксперимента, то есть от эмпирически найденных значений. Именно эта функция будет являться инструментом оценки расхождения между выборками.
Статистически значимая величина. Общие сведения Статистическая значимость – это величина, вероятность случайного возникновения которой очень мала. Незначительны также и более крайние ее показатели. Разницу называют статистически значимой в том случае, если существуют данные, вероятность появления которых незначительна, если утверждать, что эти расхождения не существуют. Но это не значит вовсе, что эта разница обязательно должна быть велика и значима.
Как узнать, что вы встречаетесь не с тем человеком: признаки 11 фото, сделанных в доме одного из самых богатых людей мира Вопросы для потенциального парня или девушки
Под данным термином следует понимать вероятность отклонения нулевой гипотезы в случае её истинности.
Это также называется ошибкой первого рода или ложноположительным решением. В большинстве случаев процесс опирается на p-величину ("пи-величина"). Это накопленная вероятность при наблюдении за уровнем статистического критерия.
Он, в свою очередь, насчитывается по выборке во время принятия нулевой гипотезы. Предположение будет отвергнуто, если эта p-величина будет меньше заявленного аналитиком уровня. От этого показателя зависит напрямую значимость тестовой величины: чем она меньше, тем, соответственно, и больше оснований отвергнуть гипотезу. Уровень значимости, как правило, обозначается буквой б (альфа).
Популярные показатели среди специалистов: 0,1%, 1%, 5% и 10%. Если, скажем, говорится, что шансы на совпадения равны 1 к 1000, то определённо речь идёт об уровне 0,1% статистической значимости случайной величины. Различные по значению б-уровни имеют свои плюсы и минусы. Если показатель меньше, то больше вероятность, что альтернативная гипотеза значимая. Хотя при этом возможен риск, что ложное нулевое предположение не будет отвергнуто. Можно сделать вывод, что выбор оптимального б-уровня зависит от баланса "значимость-мощность" или,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1997.
2. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М., 1983.
3. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие. – Ярославль, 1998.
4. Большой энциклопедический словарь. – М., 1991.
5. Бурменская Г. В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М., 1990.
6. Возрастная и педагогическая психология. - М., 1992.
7. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. М.В.Гамезо. - М., 1984.
8. Возрастные особенности психического развития детей. Под ред.И. В. Дубровиной и М. И. Лисиной, М
9. Выгодский Л. С. Предыстория письменной речи//Хрестоматия по возрастной Педагогической психологии.-- Ч. I.--М., 1980
10. Выгодский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. - М. 1976. -186 с.
11. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования. М.:,1956
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2, 4. – М., 1984.
13. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2006. — 96 с.
14. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.– М., 1992.
15. Гальперин П. Я. К проблеме воспитания // Хрестоматия по вниманию. - М. 1976. -127 с.
16. Генезис сенсорных способностей/Под ред. Л. А. Венгера. М., 1976.
17. Детская психология. / Под ред. Я.Л.Коломинского. - Минск, 1988.
18. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А.Репиной. - М.: Педагогика, 1987.
19. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1986.
20. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей/Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. М., 1981.
21. Добрынин Н. Ф.О новых исследованиях внимания// Вопросы психологии. 1973. №3
22. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола,
23. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984.;
24. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М., 1984.
25. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте». Москва, «Школа-Пресс», 1998г.
26. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х томах – М.,1986. - Т. 1. Психологическое развитие ребенка.
27. Земцова О.Н. Тесты для детей 4-5 лет. Учебное пособие.- М.: Махаон, 2008. 112 с.
28. Иващенко Ф.И., Коломенский Я.Л. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии. – Минск, 1980.
29. Исследования по вопросам возрастной и педагогической психологии. – М., 1980.
30. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольника. – М., 1986.
31. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 1991.
32. Крутецкий В.А. «Психология» М. «Просвещение», 1980 г
33. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: УРАО, 1997.
34. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М., 1997.
35. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.
36. Мир детства: дошкольник. - М., 1987.
37. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
38. Мухина В. С. Психология дошкольника. М., 1975.
39. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985.
40. Немов Р.С. Психология образования.- М.: Просвещение: Владос, 1994.- 496 с.
41. Основы дошкольной педагогики/Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М . 1980.
42. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М., 1988.
43. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт. – 4-е изд. Госиздат, 1928.
44. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. - М., 1987.
45. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. - М., 2001
46. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/ Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. – М., 1985.
47. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Под ред. А.Г. Рузской. - М., 1989.
48. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб., 1990.
49. Сапогова Е.Е. Шестилетний ребенок. – Тула, 1992.
50. Сергиенко Е.А. Антипатии в раннем онтогенезе человека. – М., 1992.
51. Словарь русского языка: В 4-х т. Под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Русский язык.1987.
52. Смирнов А.А. «Хрестоматия по общей психологии». М. 1979 г.
53. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников/Под ред. Н. И. Подчьякова. М, 1980.
54. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.– М., 1988.
55. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991.
56. Суздальцева Л.В. А. В. Запорожец. "Психология", М., Учпедгиз, 1953 г.
57. Уругтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 1996.
58. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1996.-336с.
59. Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика. // Психология бессознательного.– М., 1989.
60. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.В.Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.
61. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
62. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – М., 1960.
63. Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1985.
64. Эриксон Э. Детство и общество – СПб.: Университетская книга, 1996.