Фрагмент для ознакомления
2
Прокуратура это своего рода специальный наблюдатель за общественно значимыми интересами. Достигается такая цель прокуратуры через реализацию ее функций, которые прямо предусмотрены законодательством.
Сам термин функция, произошел от латинского «functio» - исполнение, совершение. Данный термин в зависимости от контекста, в котором оно употребляется, может быть синонимом обязанности или круга, направления деятельности.
Некоторые исследователи содержащийся в ст. 1 ФЗ о прокуратуре, понятие функция заменяют термином основное направление деятельности . По нашему мнению в теории данные понятия все же следует разграничивать, так как у них разное значение.
В.П. Рябцев, говоря о деятельности прокуратуры, к ее основным направлениям относит приоритеты в ее деятельности, от обеспечения которых будет зависеть законность и правовой порядок. Постоянным приоритетом надзорной деятельности прокуратуры, по мнению автора, становится вопрос соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Так как это касается многих сфер правовых отношений, учитывая состояние законности, выделяют многие сферы правовых отношений (трудовые, жилищные, пенсионные и иные права граждан) .
Такое мнение поддерживается и А.Я. Сухаревым . А вот Ю.Е. Винокуров направление деятельности прокуратуры понимает надзор за исполнением конкретно взятого закона, которым регулируются общественные отношения в определенно взятой сфере, при этом автор выделяет почти тридцать различных направлений .
Так, профессор Г. Н. Королев в своей статье «Сохранится ли прокуратура России как единая система?», размышляя над местом прокуратуры в системе органов государства, задается вопросом «будет ли прокуратура РФ и впредь составлять единую самостоятельную систему либо будет частью другой системы? И тогда закономерен вопрос - частью какой системы? Не хотелось бы строить домыслы, но вполне можно предположить, что этой системой может стать Министерство юстиции». Кроме того, автор указанной статьи указывает, что в связи с внесением конституционных поправок, в результате которых глава государства приобрел новые полномочия по формированию прокурорского корпуса высшего и среднего эшелонов, представляется целесообразным внести предложение о том, что Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью прокуратуры России.
Джатиев В.С., предложил рассматривать прокуратуру России в качестве отдельного типа государственной власти. Кроме этого автор отметил, что логично ст.10 Конституции РФ изложить в новейшей редакции указав присутствие четырех типов деятельности государства и четырех типов органов государственной власти, определяя, таким образом, объективную природу, взаимную обусловленность и взаимные связи. Государство не сможет существовать без права, законов. Из этого предназначение органов законодательной власти – исполнение законодательной работы. Реализация законодательного предписания - предназначение органа исполнительной власти. С целью осуществления правосудия предусмотрели орган судебной власти (суд). Орган прокуратуры должен при помощи прокурорского надзора обеспечить процесс реализации законов каждым субъектом подзаконной деятельности – органом исполнительной власти, а также органом судебной власти, предприятием, учреждением, организацией, каждым должностным лицом и лицом, представляющим в правовых отношениях собственный интерес. В совокупности все четыре типа государственной деятельности являются не чем иным, как государственным управлением обществом, а четыре типа государственных органов, это специализированные по типам деятельности структурные подразделения общего государственного механизма.
Таким образом, прокуратура России имеет все признаки органов, осуществляющих на основе Конституции РФ и федеральных законов надзорную государственную власть для обеспечения верховенства законов, единства и укрепления законности, а помимо этого защиты прав и свобод граждан, и охраняемых по закону интересов общества и страны.
Пункт 1 ст. 1 ФЗ о прокуратуре говорит, о том, что к основной функции прокуратуры относится надзор за соблюдением Основного Закона Российской Федерации и исполнением законов, которые действуют на территории России. Пункт 2 вышеупомянутой статьи говорит и об иных функциях прокуратуры, в том числе и о надзорных и о таких, как вопросы уголовного преследования и координации деятельности правоохранительных органов.
По нашему мнению понятие функции прокуратуры необходимо сформулировать таким образом: «вид деятельности, который определен федеральным законодательством, обусловленный целями и задачами прокуратуры, имеющий свой предмет и реализуемый через полномочия, которые специально предусмотрены в законе».
Помимо прочего прокуратура наблюдает и за законностью действий органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и за издаваемыми ими актами. Решается такая задача путем государственного принуждения. Хотя следует сказать, что у чиновников такая мера воздействия вызывает не довольствие. Реакция с их стороны нередко переходит в открытое противостояние и отрицания права прокуратуры действовать самостоятельно.
В такой многонациональной стране как Российская Федерация, прокуратура является консолидирующим органом. Объяснить это можно тем, что прокуратура является одним из немногих органов власти, который осуществляет всеобъемлющий надзор за строгим и неуклонным соблюдением единства законности на всей территории России.
Прокуратурой помимо прочего выполняется и другая не менее важная задача, которая заключается в обеспечении законности при формировании органов государственного и муниципального управления. А дело все в том, что в период, который последовал за распадом Советского Союза, сформирована прочная практика подбора кадров на основе так называемого «кумовства», а не на основе законодательных предписаний.
Следует отметить, что без надзорной функции за законностью прокуратура будет всего лишь представителем исполнительной власти в суде по защите публичных интересов. А если прокуратуру вывести из системы органов государственной власти, то, как следствие, она станет вспомогательным судебным органом или одним из органов Министерства юстиции. Однако ни один из этих вариантов не будет выражать настоящей роли и самобытности прокуратуры.
По своей сути, прокурорский надзор, является специфичным видом государственной деятельности. Единство прокурорского надзора обусловлено целями, которые для всей прокурорской системы едины. В то же время в процессе прокурорского надзора имеют место довольно существенные различия. Данные различия продиктованы особенностями законодательства, за которым производится надзор, а также различными субъектами исполнения этого законодательства и как следствия различия полномочий прокуроров.
Надобность в выделении кое-какого правового, организационного и методического обособления в едином прокурорском надзоре вызвана надобностью в специализации кадров прокуратуры. Производства надзорной деятельности от работников прокуратуры вызывает в потребности глубоких знаний огромного количества, как законов, так и подзаконных актов, выполнение которых проверяет прокурор. Максимально возможное глубокое знание всех законов, которые действуют на территории РФ, а также методов выявления и устранения нарушения законов, одним прокурором невыполнимо. Решение данного вопроса и будет осуществлять специализация, которая собственно имеет место не только лишь в прокуратуре, но и в судебной системе, в системе МВД или в системе иных правоохранительных органов .
Согласно ст. 1 Закона о прокуратуре в РФ в едином прокурорском надзоре выделены такие важнейшие направления прокурорского надзора как:
- надзор соблюдения Основного Закона Российской Федерации, исполнения законов и соответствие законам нормативных правовых и нормативных актов;
- надзор в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
- надзор за исполнением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за выполнением законов администрациями органов и учреждений, которыми исполняется наказание, и которыми применяются назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и заключения под стражу;
- участие прокурора в рассмотрении дел судами.
В первом случае следует отметить довольно широкий предмет надзора. Предметом данного надзора входит и соблюдение Конституции Российской Федерации, и соблюдение множества законов и законность изданных нормативно-правовых актов. Многочисленность и разнообразие законов и издаваемых на их основе актов не дает возможности назвать даже их основные виды. Ввиду этого в ст. 21 Закона о прокуратуре Российской Федерации о предмете надзора сказано, что это соблюдение Конституции РФ и законов, которые действуют на территории России.
Подробнее в Законе о прокуратуре говорится, о предмете надзора в части субъектов, которые их исполняют. Хотя многочисленность и разнообразие данных субъектов, дает возможность ограничиться только перечислением их видов. Так, согласно ст. 21 Закона о прокуратуре Российской Федерации ими являются: министерства федерального уровня; государственные комитеты, службы и другие органы исполнительной власти; представительные (законодательные) органы и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации; местное самоуправление; военное управление; органы контроля; должностные лица данных органов; органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.
Так как предмет надзора в рассматриваемой области довольно широк, на практике выделяют более узкие направления надзора, к примеру, надзор за исполнением законов в социальной сфере, в экономической сфере, в сфере исполнения законодательства о лицах, являющихся несовершеннолетними, надзор за природоохранительным законодательством и др. Более важные виды законодательства, надзор за которыми представляет большую актуальность, находят отражение в приказах Генеральной прокуратуры и Генерального прокурора Российской Федерации. Данное направление прокурорского надзора проводится в двух его формах. Согласно все той же ст. 21 Закона о прокуратуре Российской Федерации, прокурорский надзор осуществляется не только лишь за Конституцией РФ и исполнением законов, но и за соответствием законам, которые издаются субъектами, перечисленными в этой статье правовых актов.
Закон о прокуратуре РФ, устанавливая права и обязанности прокурора по надзору за законностью правовых актов, не говорит конкретно ни о законах, которым правовые акты должны соответствовать. Говориться лишь о том, что данные акты издают те или иные субъекты, которые перечислены в ст. 21 Закона о прокуратуре РФ. При этом следует сказать, что проверке законности подлежат лишь те акты, которые порождают, изменяют или прекращают правовые (юридические) отношения, которыми являются приказы, указания, распоряжения, инструкции, положения, постановления, уставы и пр .
Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, которые исполняют наказание и применяют назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и заключенных под стражу выделяется из единого прокурорского надзора благодаря важности специфического комплекса законов, которыми регулируются права и свободы граждан, задержанных ввиду подозрения в совершении того или иного преступления, заключенных под стражу или граждан, которые отбывают наказание. Однако режим законности распространяет свое действие не только лишь на дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность. Лица, вина которых была установлена судом и к которым уже применяются меры наказания. также обладают правами и свободами подлежащими охране. Данные права и свободы свое закрепление находят в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (УИК РФ). Соблюдение таких прав является не менее важной задачей, чем соблюдение прав законопослушного человека и гражданина. Вот почему в условиях построения правового государства в этом направлении прокурорский надзор приобретает особую актуальность, так как он отражает политику государства в данной сфере общественных отношений.
В связи с принятием Федерального закона «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» , а также в соответствии с Законом о прокуратуре РФ, прокуратура также осуществляете надзор за исполнением законов государственными органами, которые исполняют приговоры и другие решения суда. Данная деятельность прокуратуры может рассматриваться как часть надзора за исполнением законов государственными органами, исполняющими приговоры или иные решения суда.
Помимо рассмотренных выше направлений прокурорского надзора, органы прокуратуры, учитывая ст. 1 Закона о прокуратуре РФ проводят координацию деятельности правоохранительных органов, могут принимать участие в правотворческой деятельности. рассматривают и разрешают заявления и жалобы и иные обращения граждан. Особое место в направлении деятельности прокуратуры занимает уголовное преследование, которое проводится прокурором наряду со следователем или дознавателем. Итак, вышеуказанную деятельность нельзя отнести к одной из отраслей прокурорского надзора, так как она является самостоятельной функцией прокурора .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // "Собрание законодательства РФ", 24.03.1997, N 12, ст. 1383.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
6. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 30.12.2020) "О прокуратуре Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
7. Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах". // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.
8. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.
9. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О системе государственной службы Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, N 22, ст. 2063.
10. Федеральный закон от 13.07.2015 N 262-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 20.07.2015, N 29 (часть I), ст. 4388.
11. Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 05.04.2021) "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" // "Собрание законодательства РФ", 24.04.1995, N 17, ст. 1455.
12. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О персональных данных" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021) // "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451.
13. Федеральный закон от 29.12.1994 N 77-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "Об обязательном экземпляре документов" // "Собрание законодательства РФ", 02.01.1995, N 1, ст. 1.
14. Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" // "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 903.
15. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 27.10.2020) "О муниципальной службе в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 05.03.2007, N 10, ст. 1152.
16. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 24.03.2021) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
17. Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 05.04.2021) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" // "Собрание законодательства РФ", 17.07.1995, N 29, ст. 2759.
18. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 05.04.2021) "О полиции" // "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900.
19. Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О государственной службе российского казачества" // "Собрание законодательства РФ", 12.12.2005, N 50, ст. 5245.
20. Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 27.12.2019) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" // "Ведомости СНД РФ и ВС РФ", 23.04.1992, N 17, ст. 888.
21. Постановление ЦИК России от 25.07.2018 N 170/1398-7 (ред. от 07.08.2020) "О Методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам" // "Вестник ЦИК России", N 14, 2018.
22. Андриянов В.Н. Новые направления деятельности прокуратуры России в современных условиях: проблемы и перспективы. // Известия байкальского государственного университета. 2011. № 5. С. 133-137.
23. Алиев Х.О., Заидова М.У. Общий надзор как одно из важнейших направлений деятельности прокуратуры. // Евразийский юридический журнал. 2015. № 9. С. 216-217.
24. Абалдуев В.А. Трудовое право России: предмет, сфера действия и основные принципы: Конспект лекций. – Саратов, 2018. 277 с.
25. Административное право: учебник / под редакцией Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 704 с.
26. Амирбеков, К. И. Правоохранительная деятельность и правоохранительный орган: понятие и критерии разграничения / К. И. Амирбеков // Российская юстиция. – 2017. – № 4. – С. 48–51.
27. Гришковец, А. А. К вопросу о правоохранительной службе / А. А. Гришковец // Российская юстиция. – 2017. – № 7. – С. 59–63.
28. Евстафиади, Я. К. О необходимости законодательного закрепления системы правоохранительных органов России / Я. К. Евстафиади // Административное и муниципальное право. – 2016. – № 6. – С. 603–608.
29. Ефанова В.А. О функциях прокурора в досудебных стадиях современного российского уголовного процесса. // Воронежские криминалистические чтения. 2010. № 12. С. 159-166.
30. Козбаненко, В. А. Иные виды государственной службы – правоохранительная служба: закон и доктрина / В. А. Козбаненко // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 9. – С. 92–101.
31. Максимова, К.А. Механизмы взаимодействия полномочных представителей президента Российской Федерации с органами полиции, следствия и прокуратуры в Федеральных округах / К.А. Максимова // Право и политика. - 2013. - №7. - С.899.
32. Масалаб, А. Ф. Проблемы развития государственного контроля и надзора в контексте реформы законодательства / А. Ф. Масалаб // Правоприменение. – 2020. – Том 4, № 4. – С. 94–101.
33. Нагорных, Р. В. Административно-правовое регулирование государственной службы Российской Федерации в правоохранительной сфере: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / Нагорных Роман Вадимович. – Москва, 2016. – 40 с.
34. Нагорных, Р. В. Ограничения и запреты в системе государственной службы в правоохранительных органах / Р. В. Нагорных // Вестник Томского государственного университета. – 2019. – № 447. – С. 241–246.
35. Нагорных, Р. В. Понятие системы государственной службы в правоохранительной сфере // Всероссийский криминологический журнал. – 2016. – Том 10, № 1. – С. 179–184.
36. Назарова, С. П. Институт государственной службы в Российской Федерации: современное состояние и перспективы: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Назарова Светлана Петровна. – Ростов-на-Дону, 2011. – 28 с.
37. Стелина, Я. Теоретические концепции института государственной службы / Я. Стелина // Правоприменение. – 2019. – Том 3, № 2. – С. 21–30.
38. Тухватуллин, Т. А. Конституционно-правовой механизм назначения прокуроров после внесения поправок в Конституцию Российской Федерации / Т. А.Тухватуллин // Актуальные проблемы российского права. – 2016. – № 12. – С. 40–47.
39. Тетюев С.В. Законодательство о прокуратуре и направлениях ее деятельности. // Библиотека криминалиста. 2010. С. 16.
40. Цымбалюк, Н. И. «Правоохрана» и «правозащита» – идентичность или антиподы в правовом государстве? / Н. И. Цымбалюк // Актуальные вопросы борьбы с преступностью. – 2016. – № 2. – С. 93–98.
41. Шобухин В.Ю.Некоторые проблемы правового регулирования службы в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации // Российское право: Образование. Практика. Наука. 2017. №2 (98). С.49-55.
42. Шобухин В.Ю. Служба в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации: учеб. пособие. 2-е изд., изм. и доп. Екатеринбург, 2016. 499 с.
43. Шагиев Б.В. Прокуратура РФ: основные направления деятельности на современном этапе развития России. // Право и государство. 2011. № 1. С. 28-33.
44. Юсуфов А.Ш. Основные направления деятельности Генеральной прокуратуры РФ по надзору за исполнением законодательства. // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2015. № 2. С. 198-202.