Фрагмент для ознакомления
1
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Понятие правонарушений несовершеннолетних и их причины
1.2 Состояние и динамика правонарушений несовершеннолетних в России
1.3 Нормативно-правовая база организации работы с несовершеннолетними правонарушителями в России
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ В РОССИИ
2.1 Особенности современной российской системы профилактики преступности несовершеннолетних
2.2 Методы работы с несовершеннолетними с противоправным поведением в России
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ (на примере ПДН Спировского района)
3.1 Исследование факторов, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетними
3.2 Технологии социальной работы по профилактике правонарушений подростков (на примере ПДН Спировского района)
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних представляет собой одно из ведущих направлений всей борьбы с преступностью. Их эффективное предупреждение является существенным условием охраны нравственного здоровья подрастающего поколения.
Правонарушения и негативные социальные отклонения в поведении несовершеннолетних необходимо рассматривать как преступление. Преступность и негативные социальные отклонения (пьянство, наркомания, токсикомания, проституция, бродяжничество, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних и т.п.) взаимосвязаны и имеют общие детерминанты. Именно поэтому многие ученые отмечают, что борьбу с преступлениями необходимо начать с предупреждения негативных отклонений и незначительных правонарушений.
Профилактика правонарушений в подростковой среде является «вечной» проблемой криминологии, педагогики, психологии и других общественных наук.
Большинство криминологов, педагогов и психологов главную роль отводят профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Это объясняется тем, что в подростковом возрасте формируется личность человека, его интересы, характер, наклонности и ценностные ориентации.
Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) — это демографическая, социально-психологическая, общественная группа населения, характеризующаяся интенсивным социальным, психологическим, физиологическим развитием, обусловленным возрастом и характером общественных отношений при определяющей роли социально-педагогических факторов. Поэтому профилактика правонарушений среди несовершеннолетних представляет собой, с одной стороны, важную составную часть общей системы по предупреждению преступности в целом, а с другой - предпосылку и неотъемлемую часть работы по воспитанию подрастающего поколения в современных условиях.
Профилактика преступлений в подростковой среде представляет собой «организованный процесс, в котором есть четко сформулированная цель - не допустить конфликта молодого человека с законом, определить задачи, найти свое выражение во всей совокупности общественных проблем, связанных с сознательным формированием личности и стимулированием поиска путей их решения, наметить конкретные пути и средства воздействия на человека».
Сегодня правонарушения несовершеннолетних рассматриваются как свидетельство недостатков в воспитательной, сложной социально-экономической ситуации в стране, а совокупность фактов антиобщественного поведения и правонарушений подростков на определенной территории — как серьезный показатель недостатков проводимой здесь профилактической и воспитательной работы.
Ряд авторов, пишут труды по проблемам психологии и педагогики воспитания, формирования правовой культуры у «трудных» подростков (Долгова А.И., Личко А.С., Титаренко В.Я., Бланский П.П. Эта проблема волнует и дагестанских исследователей – Шахшаева Д.Г., Маллаев Д.М.,).
Значимость и не разработанность этой проблемы определили выбор данной темы: «Формы и методы работы с несовершеннолетними правонарушителями на примере ПДН Спировского района».
Цель исследования — изучение и выявление условий профилактики правонарушений несовершеннолетних в современном социуме.
Объект исследования - процесс профилактики правонарушений несовершеннолетних детей.
Предмет исследования — несовершеннолетние, склонные к совершению правонарушений «трудные» дети, дети социального риска и дети с девиантным поведением.
Гипотеза исследования - профилактика правонарушений среди несовершеннолетних позволит предупредить правонарушения при обеспечении следующих условий: если
- если проанализировать состояние мер предупреждения правонарушений несовершеннолетних детей и определены пути педагогической профилактики;
- если образовательные учреждения совместно с правоохранительными и другими государственными и общественными органами будут вести систематическую, планомерную и скоординированную работу по профилактике правонарушений несовершеннолетних и создадут педагогических условий адаптации их в социум;
-если приоритетными для органов социальной защиты населения будут программы по поддержке беспризорных детей и детей-сирот;
- если семья будет рассматриваться как основная ячейка общества и как основная воспитательная технология детей будет поддерживаться государством.
Задачи исследования:
Проанализировать понятие правонарушений несовершеннолетних и их причины
Изучить состояние и динамику правонарушений несовершеннолетних в России
Ознакомиться с нормативно-правовой базой организации работы с несовершеннолетними правонарушителями в России
Проследить особенности современной российской системы профилактики преступности несовершеннолетних
Рассмотреть методы работы с несовершеннолетними с противоправным поведением в России
Провести исследование факторов, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетними
Проанализировать технологии социальной работы по профилактике правонарушений подростков (на примере ПДН Спировского района)
Методы исследования:
- анализ научной психолого-педагогической и правовой литературы, нормативных актов по защите детства, дел по правонарушениям несовершеннолетних;
- изучение и обобщение существующего опыта учреждений по профилактике преступлений несовершеннолетних.
Структура работы обусловлена логикой изложения и состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 18 дек. 2001 г.: по состоянию на 17 апр. 2018 г.]. / СЗ РФ 2001. №52, ст. 4921
2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ: федер. закон: [принят Гос. Думой 03 авг. 1998 г.: по состоянию на 10 апр. 2018 г.].
3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от № 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [принят Гос. Думой 24 июн. 1999 г.: по состоянию на 11 мая. 2018 г.].
4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 13.10.2017) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы» [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/
5. Антонян Ю. М. Портреты преступников / Ю.М. Антонян // Криминолого-психологический анализ. М. — 2019. — С. 147
6. Бабаев М. Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации / М. Бабаев, Ю. Пудовочкин // Уголовное право. — 2015. — № 4. — С. 4–8.
7. Бельский А.И. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника / А.И. Бельский // Российский следователь. — 2019. — № 15. — С. 48–50.
8. Бидова, Б. Б. Общая криминологическая характеристика преступности в Российской Федерации / Б. Б. Бидова // Молодой ученый. ‒ 2015. ‒ № 22.
9. Бухаров М.А. Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних через их патриотическое воспитание / М.А. Бухаров // Научный диалог: Юриспруденция. – 2017. – С. 4-6
10. Валуйсков Н.В. Основания освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности / Н.В. Валуйсков // Балтийский гуманитарный журнал. — 2017. — Т. 6. — № 4 (21). — С. 463-465.
11. Васильева О.Н. Личность несовершеннолетнего преступника как объект криминалистического исследования / О.Н. Васильева // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2017. — № 2-7. — С. 23-25.
12. Васильева О.Н. Причины и условия преступности несовершеннолетних / О.Н. Васильева // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2017. — № 3-7. — С. 81-83.
13. Вшивкова, А. А. Несовершеннолетний осужденный — преступник или ребенок? / А. А. Вшивкова. // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (195). — С. 134-138
14. Горячко Р.В. Групповая преступность несовершеннолетних / Р.В. Горячко // Проблемы науки. — 2018. — № 11 (24). — С. 58-60.
15. Демидова-Петрова Е.В. Современная картина свойств личности осужденного в криминологических оценках / Е.В. Демидова – Петрова // Мониторинг правоприменения. — 2017. — № 1 (22). — С. 7-17.
16. Демко О.С. Криминологические детерминанты формирования личности несовершеннолетнего преступника / О.С. Демко // Научный альманах. — 2017. — № 1-1 (27). — С. 256-259.
17. Дидык А.Н. Особенности личности несовершеннолетнего преступника / А.Н. Дидык // Вестник науки и образования. — 2019. — Т. 2. — № 12 (36). — С. 76-77.
18. Дидык А.Н. Причины и условия преступности несовершеннолетних / А.Н. Дидык // Вопросы науки и образования. — 2018. — № 2 (14). — С. 68-69.
19. Дровнина О.С. Проблема преступности в подростковом возрасте / О.С. Дровнина // Аллея науки. — 2017. — № -9. — С. 634-637.
20. Друзьяк, Е. А. Роль органов внутренних дел в предупреждении преступности несовершеннолетних / Е. А. Друзьяк // Территория науки. ‒ 2015. ‒ № 4. ‒ С. 107–114.
21. Дядькин Д. Правила учета несовершеннолетнего возраста подсудимого при назначении наказания / Д. Дядькин // Уголовное право. — 2016. — № 6. — C. 20–24.
22. Еременкова Ю. И. Снижение возраста уголовной ответственности несовершеннолетних: за и против // Молодой ученый. — 2015. — № 17. — С. 361–362
23. Ермаков В. Г., Середин А. А. Проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних // Вестник Воронежского института МВД России. — 2017. — №. 2 — С. 39-41.
24. Зекох З.А. Изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого с позиции уголовно – процессуального права и криминалистики / З.А. Зеков // Сфера услуг: инновации и качество. — 2017. — № 28. — С. 4.
25. Кириллова, Е. Б. Психологические аспекты преступности несовершеннолетних / Е. Б. Кириллова. // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 29-31.
26. Комкова, В. С. Проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних / В. С. Комкова.// Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 232-234.
27. Кораблева К.А. Методы изучение личности несовершеннолетних / К.А. Кораблева // Новая наука: Современное состояние и пути развития. — 2017. — Т. 3. — № 3. — С. 68-70.
28. Краснова О.В. Некоторые психологические аспекты стремительного роста детской преступности и пути их решения // Юридическая психология. – 2006. - № 3.- С. 9-18.
29. Куринова Я.И. К вопросу о преступности несовершеннолетних: криминологическая характеристика / Я.И. Куринова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2018. — № 3 (94). — С. 118-120.
30. Леус Э. В. Несовершеннолетние в исправительном учреждении закрытого типа (социально-психологическая характеристика) / Э. В. Леус, А. Г. Соловьев, П. И. Сидоров // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2017. — № 1 (36). — С. 40–45.
31. Лифанова М.В. Типология несовершеннолетних преступников / М.В. Лифанова // Вестник ВЭГУ. — 2018. — № 1 (93). — С. 57-65.
32. Лысенко А. В. Некоторые аспекты возрастных проблем при квалификации преступлений, совершенных несовершеннолетними / А. В. Лысенко // Общество и право. — 2018. — № 2 (20). — С.136–139.
33. Мальцева Л. В. Преступность среди несовершеннолетних и ее предупреждение / Л. В. Мальцева // Общество: политика, экономика, право. — 2016. — № 4. — С. 102–105.
34. Маришин С. В. Преодоление психологических барьеров у несовершеннолетних осужденных / С. В. Маришин // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2016. — № 5. –С. 10–14.
35. Михаль О. А. Уголовно-правовая характеристика преступлений: монография / О. А. Михаль. — Омск: Омская академия МВД России, 2019. — 279 с. 7.
36. Настольная книга инспектора по делам несовершеннолетних: метод. пособие / под ред. С. И. Гирько. — Москва: Объединенная редакция МВД России, 2016. — 768 с.
37. Рыженкова Е.В. Личность несовершеннолетнего преступника / Е.В. Рыженкова // Инновационная наука. — 2019. — № 22. — С. 130-132.
38. Рыженкова Е.В. Особая роль семьи в формировании личности несовершеннолетних / Е.В. Рыженкова // Инновационная наука. — 2017. — № 10. — С. 45-48.
39. Савченко А.Е. Психология личности несовершеннолетнего преступника / А.Е. Савченко // Аллея науки. — 2017. — № 16. — С. 691-694.
40. Сарычева А.Р. Вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних / А.Р. Сарычева // Наука через призму времени. — 2017. — № 7 (7). — С. 90-94.
41. Спиридонов, М. С. Преступность несовершеннолетних и молодежи: взаимная связь и различия / М. С. Спиридонов. // Актуальные проблемы права: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва: Ваш полиграфический партнер, 2015. — С. 17-20.
42. Стрилец О. В. Состояние и пути противодействия преступности несовершеннолетних силами органов внутренних дел Российской Федерации / О. В. Стрилец, Г. М. Семененко // Вестник Волгоградской академии МВД России. — 2016. — № 2 (37). — С. 71–76.
43. Сучкова П.А. Преступность среди несовершеннолетних граждан и ее предупреждение / П.А. Сучкова // Academy. — 2017. — Т. 2. — № 6 (21). — С. 74-78.
44. Токарева А. В. Подходы к трактовке понятий «несовершеннолетний» и «ребенок» в конституционном праве Российской Федерации / А. В. Токарева // Наука и мир. — 2015. — № 9 (25). — С. 171–173.
45. Филиппова Е. О. Противодействие преступности несовершеннолетних в Российской Федерации / Е.О. Филиппова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – Т. 15. – С. 226–230
46. Формирование личности в детстве и корыстное преступное поведение подростков / Ю.М. Антонян // Lex Russica. — 2017. — № 2. — С. 115-122.
47. Шестакова Е.В. Косвенное формирование противоправного поведения как форма семейной десоциализации личности несовершеннолетнего / Е.В. Шестакова // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2020. — № 1 (39). — С. 187-191.
48. Штефан А.В. Состояние преступности несовершеннолетних в современной России/А.В. Штефан//Проблемы развития территорий. — 2017. — № 2. — С. 62 -66.
49. Шульга, В.И., Василенко, B. C. К вопросу снижения возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних / В. И. Шульга, B. C. Василенко // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. — 2016. — № 1. — C. 63–70.
50. Шуняева В.А. Социально – демографические признаки личности несовершеннолетнего преступника: особенности современного состояния / В.А. Шуняева // Социально-экономические явления и процессы. — 2017. — Т. 12. — № 1. — С. 134-140.
51. Щеголева, А.Н. Особенности виктимности несовершеннолетних и пути ее снижения/А.Н. Щеголева//Наука. Практика. Право. — 2019. — № 8. — С. 21 -27.
52. Яковчук В. Н. Инновационные технологии профилактической деятельности негативных явлений среди детей и подростков / В. Н. Яковчук // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2017. — № 10 (10). — С. 54–60.