Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Первая аптека была открыта в России в 1581 году при Иване Грозном, она обслуживала только царскую семью и большая часть обязанностей фармацевтов относилась к изготовлению лекарственных средств . На сегодняшний день ориентация в деятельности фармацевта изменилась в сторону перехода от традиционного изготовления и реализации лекарственных препаратов к отпуску и фармацевтическому консультированию .
На фоне существенных дефектов по оказанию медицинской помощи мы видим рост значимости работы фармацевтов, которые, зачастую, становятся первыми и единственными работниками в системе здравоохранения, которые оказывают пациенту помощь. При этом фармацевты не имеют необходимой квалификации с точки зрения диагностики различных заболеваний. Таким образом, поиск баланса между необходимостью оказание населению фармацевтических услуг, потребностью населения в подборе лекарственных препаратов и безопасностью пациента, соблюдением норм и правил в области оборота лекарственных препаратов – это сложная проблема современной медицинской практики.
Одновременно следует отметить, что фармацевтический рынок сегодня – это динамично развивающаяся система, объем которой на территории Российской Федерации в 2014 году составлял 1 262 млрд. руб., а к 2017 году вырос до 1 629 млрд. рублей. При этом за 2017 год через аптечные сети было реализовано 5 065,8 млн. упаковок лекарственных средств на сумму 940,7 млрд. рублей в розничных ценах или 752 млрд. рублей в ценах закупки аптек. Лидерами продаж розничного коммерческого сектора стали фирмы Bayer, Novartis, Sanofi, Takeda, Servier, Отисифарм, Glaxosmithkline, Berlon-Chemi, Teva, Stada, Gedeon Richter, Johnson & Johnson, Abbott, KRKA, Фармастандарт, Astellas, Allergan, Валента, Pfizer, Dr. Reddy’s .
Иными словами, на сегодняшний день можно видеть существенный рост фармацевтического рынка на фоне колоссального объема препаратов различных фирм-производителей. Если учесть, что в аптечном ассортименте также предлагается большое количество средств для ухода, косметики, то становится понятным, что существует отчаянная конкуренция. Высока конкуренция и между аптечными организациями в целом .
По этой причине аптечная организация должна привлекать к себе внимание, что достигается различными приемами. При выборе того или иного вида товара, лекарственного средства человек ориентируется на большое число факторов, являющихся атрибутами товара. Большое значение при выборе того или иного товара имеет внешний вид, уровень профессионализма, поведение фармацевта.
Таким образом, можно говорить о том, что фармацевт сегодня – это не только лицо аптечной организации, которое в полной мере влияние на ее конкурентоспособность, но и важнейший участник системы здравоохранения, роль которого сегодня значительно глубже и шире, чем при появлении первых аптек.
Все вышесказанное определяет актуальность настоящего исследования.
Объект исследования: образ и функции фармацевта.
Предмет исследования: значение образа фармацевта, выполняемые им функции в современной аптечной организации.
Цель исследования состоит в изучении современных подходов к оценке образа фармацевта и его функций в современной аптечной организации.
Задачи исследования:
1. Изучить функции фармацевта в современной аптечной организации.
2. Определить образ фармацевта в современной аптечной организации.
3. Изучить образ и роль фармацевта на примере деятельности конкретной аптечной организации.
Гипотеза исследования: мы полагает, что роль фармацевта сегодня существенно шире его трудовых обязанностей, что требует пересмотра подхода к организации лекарственного обеспечения населения, обучению фармацевтов.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Анкетирование.
3. Математический анализ полученных данных.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗА И ФУНКЦИЙ ФАРМАЦЕВТА В АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Функции фармацевта в деятельности аптечной организации: из прошлого в будущее
Первые фармацевтические знания человек получил уже в первобытную эпоху. Основным способом поддержания жизни в первобытнообщинном обществе было собирательство даров природы: ягод, кореньев, трав, плодов и т.д.
Первые упоминания об аптеках и аптекарском деле, приближенном к современному, касаются 1231 года, когда по приказу Фридриха II был написан и введен в действие свод законов под названием «Liber Augustalis». Документ впервые разделил профессии врача и аптекаря и разграничил сферы их как профессиональной, так и финансовой деятельности.
Первые аптеки в России стали известны при Иване Грозном. Первыми специалистами в аптекарском деле в России были «варяги» Ганс Шмет, Майкл Рейнольдс, Томас Варбер, Джеймс Френч. Последний открыл первую в русскую аптеку, которая была призвана обслуживать, прежде всего, членов царской семьи. К 1678 году профессионалы аптекарского дела появились и среди русских ученых. На тот момент было известно о 2 аптекарских мастерах, 5 русских лекарях и 8 русских лекарственных ученых.
В 1612 году царем Михаилом Федоровичем была создана Аптекарская палата, которая, в 1620 году была преобразована в Аптекарский приказ. В 1714 году Аптекарский приказ, благодаря указу царя Петра I стал именоваться медицинской канцелярией. Чуть раньше, в 1710 году, указом Петра I были открыты первые 8 аптек в Москве, призванные обслуживать население. Ко второй половине XVIII века в столице существовало уже 14 аптечных учреждений.
К 1898 году в России, помимо аптек, существовало уже 15 предприятий по производству лекарственных средств .
В настоящее время ассортимент лекарственных средств, ранее, в основном, растительного происхождения, существенно пополнился. Масса синтетических препаратов вкупе с развитием медицинской науки в целом диктует новые правила как на фармацевтическом рынке, так и в отношении фармацевтической помощи населению. Кроме классических, общепризнанных лекарственных средств, появилась масса нетрадиционных товарных групп, таких, например, как биологически-активные добавки (БАД) и гомеопатические средства.
Такое обилие привело к существенному преобладанию предложения над спросом на лекарственные препараты. В условиях жесткой конкуренции аптеки вынуждены прикладывать усилия по привлечению клиентов, в целях поддержания конкурентоспособности и достижения максимальной прибыли.
В этой связи на первый план выходит роль фармацевтического работника в формировании у посетителей аптеки положительного мнения о том или ином аптечном пункте.
Прошло время, когда функция фармацевта заключалась лишь в приготовлении лекарств, осуществлении их закупки с последующим отпуском населению и лечебно-профилактическим учреждениям согласно действующему законодательству. Но современном этапе развитие фармацевтического рынка, провизор чаще выступает в роли не аптечного технолога, а в качестве консультанта по выбору лекарственного средства. Фармацевтические работники стали консультантами на нескольких уровнях: для посетителей аптеки, для врачей, для населения в целом. Данная тенденция, к сожалению, практически не подкреплена современными нормативно-правовыми актами.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васкес Абанто Х.Э. Имидж медика: случайный стиль поведения или необходимый элемент самосовершенствования / Х.Э. Васкес Абанто, А.Э. Васкес Абанто // Качественная клиническая практика, 2015. – №3. – С. 89-96.
2. Гайсаров А.Х. Правовой статус информирования покупателей как фармацевтической услуги, предоставленной в аптечных организациях / А.Х. Гайсаров // Медико-фармацевтический журнал «Пульс», 2018. – Т. 20. – № 4. – С. 140-143.
3. Каминская А.В. Стандарты обслуживания – эффективный способ увеличения прибыли аптеки [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://www.aptekaexpo.ru/files/2015/forum/9dec/4/Kaminskaja_A.pdf (дата обращения: 09.05.2021).
4. Ковалев Е.В. Имидж системы здравоохранения и медицинских работников / Е.В. Ковалев // Здоровье и образование в XXI веке, 2008. – №3. – С. 527-528.
5. Козлов С.Н. Влияние фармацевтов на практику самолечения респираторных инфекций: результаты многоцентрового исследования / С.Н. Козлов, С.А. Рачина, Л.С. Страчунский [и др.] // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской техники, 2005. – № 11. – С. 45-49.
6. Лагуткина Т.П. Фармацевтическое консультирование как одно из средств реализации концепции грамотности здоровья / Т.П. Лагуткина, Е.Е. Лоскутова, В.В. Дорофеева, И.В. Косова // Медико-фармацевтический журнал «Пульс», 2020. – Т. 22. – № 1. – С. 62-69.
7. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории / С.М. Марчукова. – СПб: Европейский дом, 2003 – 272 с.
8. Новикова Э.В. Аптеки в России: ретроспективный анализ / Э.В. Новикова, Е.В. Ермолаева // Бюллетень медицинских интернет-конференций, 2016. – Т. 6. – № 1. – С. 128.
9. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 года №647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420377391 (дата обращения: 09.05.2021).
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 09.03.2016 года №91н «Об утверждении профессионального стандарта «Провизор» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71274236/ (дата обращения: 09.05.2021).
11. Рягузова Е.В. Социокультурная обусловленность восприятия внешности незнакомого Другого / Е.В. Рягузова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, 2015. – №2 (14). – С. 166-170.
12. Сапожников Г.Н. Проблемы эффективности розничной торговли на примере рынка лекарств// Дискуссия, 2016. – №7(70). – С. 37-41
13. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учебник / А.Л. Свенцицкий. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – 336 с
14. Стандартная операционная процедура «Порядок осуществления фармацевтического консультирования и фармацевтического информирования посетителей аптечной организации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.katrenstyle.ru/import/upload/webinars/484_SOP_farmatsevticheskoe_konsultirovanie.pdf (дата обращения: 09.05.2021).
15. Фадеева О.В. Фармацевтическая опека / О.В. Фадеева // Наука о жизни и здоровье, 2011. – № 4. – С. 54-55.
16. Фармацевтический рынок России 2017 [Электронный ресурс]: DSM group. – Режим доступа: https://dsm.ru/docs/analytics/Annual_Report_2017_rus.pdf (дата обращения: 20.05.2021)
17. Фармацевтическое консультирование как профессиональная компетенция провизора [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pharm-spb.ru/docs/diplom/2013_Saratovzeva%20N.S.pdf (дата обращения: 09.05.2021).
18. Фармацевтическое консультирование: учебник / С.В. Оковитый, А.Н. Куликов, Е.Б. Шустов и др.; под ред. проф. С.В. Оковитого, проф. А.Н. Куликова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 206 с.
19. Фармконсультации по Правилам надлежащей аптечной практики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://book.zdrav.ru/files/book/25_pdf.pdf (дата обращения: 09.05.2021).
20. Шилова Л.С. Практика самолечения российского населения / Л.С. Шилова // Культурное наследие России, 2014. – № 2. – С. 61-65.