- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Налог на добавленную стоимость: проблемы и пути реформирования
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Юриспруденция
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Налог на добавленную стоимость: проблемы и пути реформирования"?84 страницы
80 источников
Добавлена 12.07.2022 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ. ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……….………………………………..…….7
1.1 История возникновения и развития налога на добавленную стоимость…7
1.2 Экономическая природа налога на добавленную стоимость…………..…12
1.3 Общие положения о налоге на добавленную стоимость в России………17
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ВОЗМЕЩЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ИЗ БЮДЖЕТА…………………..…….……………….…..22
2.1 Порядок и условия возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета Российской Федерации…………………………………………….....22
2.2Объективные предпосылки возникновения злоупотребления правом на возврат налога на добавленную стоимость………………………………….…
2.3 Порядок возмещения налога на добавленную стоимость по операциям на внутреннем рынке Российской Федерации…………………………………….31
3. ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССА ВОЗВРАТА НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…………………………………………………..…………………42
3.1 Практика возмещения налога на добавленную стоимость налоговыми органами: основные данные (на примере Управления Федеральной налоговой службы России по Тульской области, Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Туле)………………………………………………..42
3.2 Проблемы возмещения налога на добавленную стоимость в практике налоговых органов города Тулы……………………………………………….53
3.3. Возможные пути решения проблем возврата налога на добавленную стоимость…………………………………………………………………………60
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..………………..…79
Фрагмент для ознакомления 2
С момента своего создания финансовая наука стремилась ответить на вопрос о роли косвенных налогов в государстве. Первые аргументы об использовании косвенных налогов можно найти в финансовой программе Древнего Китая "Гуань-Цзы" (эпоха до н.э). Он признал косвенные налоги очень обоснованными и полезными для общества. А. Смит отметил, что налоги на потребительские товары приводят к снижению производства за счет снижения спроса населения, но без них государство не может получать необходимые доходы. Российская финансовая наука также не стала исключением при изучении косвенных налогов.
Например, российский экономист Л. В. Ходский отметил, что косвенные налоги не могут быть произведены на количество форм, которые доминировали в финансовой системе и отвечали также основным требованиям рационального налогообложения. Но в то же время, как подчеркивал другой русский экономист Н. В. Тургенев, "плательщик не может отложить потребление соли или хлеба на несколько дней, а потому должен постоянно покупать эти вещи и, следовательно, платить налоги (удобно или очень неудобно)".
Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к тому, что в ХХ веке появился совершенно новый вид налога - налог на добавленную стоимость (НДС). Необходимость использования такого показателя, как добавленная стоимость, обусловлена созданием в европейских странах общего рынка как объекта налогообложения. В частности, Римский договор 1957 года о создании Европейского сообщества (ЕС) предусматривал разработку и применение мер, направленных на гармонизацию систем косвенного налогообложения государств-членов, а наличие НДС в налоговой системе стало необходимым условием для вступления в ЕС.
В налоговой системе России основную роль играют косвенные налоги, занимающие основное место в доходах бюджета. Наиболее значимым из косвенных налогов, применяемых в России, является НДС. Основная функция НДС-фискальная.
Действительно, фактическая доля налога в общей сумме налоговых поступлений в федеральный бюджет России не превышает 40%, а доля рентабельности НДС к ВВП-около 5%. Эти цифры свидетельствуют об особой важности налогового государства. Однако, как это часто бывает в России, применение западноевропейской практики не всегда приемлемо, так как при введении налога не учитывался менталитет определенной части граждан РФ.
По сути, метод начисления НДС означает начисление как НДС, подлежащего уплате в бюджет, так и НДС, возмещенного из бюджета. Таким образом, он обеспечивает возврат налога, то есть возврат средств в бюджет.
Сумма возмещения НДС только по экспортным операциям составила 320,6 млрд рублей, из общих налоговых поступлений в размере 749 млрд рублей. Это создает проблему основного НДС в России-необоснованного возврата в бюджет.
В связи с вышеизложенным, тема данной работы является очень важной и актуальной, особенно в связи с отсутствием широкого круга исследовательских работ в области налогообложения. В современной отечественной публикации, как правило, приводятся только технические детали налогообложения. В то же время существует очень мало работ авторов, в которых описан научно обоснованный подход к предотвращению необоснованного возмещения НДС и определен механизм их практической реализации.
Объект данной дипломной работы – НДС.
Предмет данной дипломной работы – НДС, его стоимость, проблемы и пути реформирования.
Целью данной дипломной работы является рассмотрение вопроса о возмещении налога на добавленную стоимость из бюджета и предложение способов регулирования механизма возврата налога на добавленную стоимость.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить сущность налога на добавленную стоимость. Его роль в формировании доходов бюджета Российской Федерации.
2.Изучить историю возникновения и развития налога на добавленную стоимость.
3.Проанализировать экономическую природуналога на добавленную стоимость.
4.Определить общие положения о налоге на добавленную стоимость в России.
5.Рассмотреть порядок и условия возмещения налогоплательщикам налога на добавленную стоимость из бюджета.
6.Выявить порядок и условия возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета Российской Федерации.
7. Сделать анализ объективных предпосылок возникновения злоупотребления правом на возврат налога на добавленную стоимость.
8. Определить практику возмещения налога на добавленную стоимость налоговыми органами: основные данные (на примере Управления Федеральной налоговой службы России по Тульской области, Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Туле).
10. Решить проблемы возмещения налога на добавленную стоимость в практике налоговых органов города Тулы.
11.Определить возможные пути решения проблем возврата налога на добавленную стоимость.
При этом применяются в данной работе следующие учебники:
- "История налогов в России: важные даты, факты и события" под редакцией Г.И. Букаева. - М.: тип. "Гелиос-ЖСТ", 2012, 239 с.
- Н. В. Ильина"налог на добавленную стоимость: определение механизма и перспективы его развития". - Новосибирск, 2012, 326 с.
В вышеупомянутой литературе основное внимание уделяется истории налогообложения, истории возникновения и развития налога на добавленную стоимость, его географическому распределению в соответствии с требованиями рыночной экономики, механизму сравнения этого налога с другими странами, необходимости налога на добавленную стоимость, его сущности и преимуществам косвенного налога при формировании государственного бюджета.
Современные статьи в журналах"налоговый вестник", "финансы" позволили нам изучить российскую налоговую систему и проблемы возмещения НДС из бюджета.
Информационно-программный комплекс "Консультант Плюс", "Гарант", "Кодекс", а также периодические издания "Юрист", "Право и экономика " позволили проанализировать существующий прецедент в практике арбитражных и процессуальных судов при рассмотрении споров о возмещении НДС из бюджета и выявить причины удовлетворения требований налогоплательщиков.
Практический материал результатов налоговых проверок и контрольных мероприятий - управления налогового контроля ФНС России по Тульской области и Инспекции ФНС России по городу Туле позволил определить "схему", применяемую налогоплательщиками Тульской области для взыскания налога на добавленную стоимость, который и является основной формой хорошо налаженного бизнеса по незаконному выводу государственных средств.
Глава 1. Сущность налога на добавленную стоимость. Его роль в формировании доходов бюджета Российской Федерации
1.1 История возникновения и развития налога на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость - это относительно молодой налог. Большинство существующих налогов были введены в девятнадцатом веке. Некоторые налоги, такие как акциз, земельный налог, известны с древних времен. НДС использовался только в двадцатом веке. Фактическая схема налогообложения НДС была разработана в 1954 году. Он был полностью и окончательно введен во Франции в 1968 году. 1 в то же время добавленная стоимость использовалась в статистических и аналитических целях до конца прошлого века.
НДС относится к группе косвенных налогов. Следует отметить, что они в основном характеризуются функцией бюджета. Их возникновение обычно связано с увеличением потребностей государства в увеличении расходов. Исторически первой формой косвенных налогов были акцизы, которые взимались с определенных видов товаров. В отличие от этого, НДС является универсальным акцизным налогом, поскольку он облагается налогом на все товары.
Одной из первых форм косвенного налогообложения был налог с продаж, аналогичный по своей природе НДС. Условием налога с продаж для огромных военных расходов во время Второй мировой войны стала острая нехватка средств.
Этот налог взимался производителем с потребителя несколько раз на каждом этапе движения товаров. В результате его работы цена реализуемого товара значительно выросла, что вызвало большое недовольство как у покупателей, так и у производителей. Прежде всего, это связано с тем, что потребители часто вынуждены покупать товары по завышенным ценам, которые возникают в результате обложения оборота налогом с продаж. С другой стороны, производители понесли серьезные убытки из-за падения спроса на свою продукцию. Это не способствовало тому, что непопулярный налог был отменен после Второй мировой войны, но это продолжалось недолго.
Во время Второй мировой войны расходы сильно сократились, что потребовало дополнительных источников пополнения государственного бюджета. Был повторно введен налог с продаж, который соответствовал фискальным требованиям.
Следует отметить, что произошло совершенствование механизма налогообложения данного налога. Во-первых, он начинает начисляться один раз, обычно на этапе розничной торговли, что не замедляет оборот капитала. Во-вторых, отток денежных средств в казну происходит более быстрыми темпами, так как увеличивается фондооборот. В то же время из-за невозможности осуществления полного контроля над всеми этапами производства и оборота товаров государство понесло некоторые убытки в результате потери части доходов.
При множественном объектном налогообложении фискальные органы имели возможность получать оперативную информацию о движении капитала при подаче налоговой декларации. В едином налогообложении есть только последний этап подачи заявки - розничная торговля-и эта возможность была принесена. Вышеперечисленные факторы стали основными причинами возникновения налога на добавленную стоимость, который позволил государству контролировать весь процесс производства и оборота товаров (в том числе оптовых и розничных продаж).
НДС получил широкое распространение в связи с подписанием в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, в соответствии с которым подписавшие его страны должны были гармонизировать свои налоговые системы для создания общего рынка. В 1967 году вторая директива ЕС объявила НДС основным косвенным налогом в Европе, обязав всех членов общества ввести этот налог в свою налоговую систему до конца 1972 года.Только в 1967 году налог на добавленную стоимость начал действовать в Дании, а в 1968-В Германии. Шестая директива Совета ЕЭК 1977 года окончательно закрепила основы современной европейской системы НДС, что способствовало унификации сбора этого налога в Европе. Последнее уточнение механизма НДС было сделано в 1991 году десятой директивой, и его положения были включены во все налоговые законы государств-членов ЕЭК.
В настоящее время НДС взимается более чем в сорока странах мира: почти во всех европейских странах, в Латинской Америке, Турции, Индонезии и ряде стран Южной Америки. В США и Канаде применяется такой метод, как налог с продаж.
Широкое географическое распределение НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Следует отметить, что его устойчивому внедрению в практику налогообложения в значительной степени способствовали следующие факторы.
Во-первых, прямые налоговые недостатки. К ним относятся чрезмерное качество налогообложения, широко распространенные уклонения налогоплательщиков от их уплаты.
Во-вторых, постоянный дефицит бюджета и постоянная необходимость увеличения доходов бюджета за счет расширения налоговой базы и повышения эффективности налогообложения.
В-третьих, существует необходимость совершенствования существующей налоговой системы и приведения ее в соответствие с нынешним уровнем экономического развития.
В настоящее время общий механизм взимания НДС во многих странах одинаков. Как известно, плательщиками данного налога являются юридические и физические лица, осуществляющие коммерческую деятельность. Объектами налогообложения являются оборот товаров, объем выполненных работ и оказанных услуг. Следует отметить, что когда налог взимается на каждом этапе производства и продажи, он идет от первого производителя к конечному потребителю.
Налоговая база определяется как добавленная стоимость на каждом этапе производства и оборота, включая расчет заработной платы, амортизации, процентов по кредитам, доходов и общих расходов (электричество, реклама, автомобили). При этом из налогооблагаемого оборота исключаются стоимость средств производства и материальные затраты. Как и многие налоги, существуют льготы по исчислению и уплате НДС, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой страны.
В разных странах существуют разные методы установления ставок НДС. При этом их средний уровень колеблется от 15 до 25%. В некоторых странах применяется шкала ставок в зависимости от вида товара и его социально-экономической ценности: пониженные ставки (2 - 10%) применяются к продовольственным, медицинским и детским товарам; стандартные (базовые) ставки (12 - 23%) - к промышленным и другим товарам и услугам, и, повышенные ставки (более 25%).
Можно сделать вывод, что ставки, применяемые за рубежом, в основном устанавливаются на уровне 12-18%. При этом следует отметить, что количество применяемых налоговых ставок должно отличаться в разных странах: в Великобритании и Германии - два, во Франции-три, в Италии-четыре. В Великобритании, Ирландии и Португалии также применяется нулевая ставка. Товары, облагаемые по этой ставке, отличаются от товаров, освобожденных от налога, который в первом случае взимается не только потому, что владелец товаров не платит налог с их реализации, но и потому, что ему также возвращаются суммы НДС, уплаченные поставщикам.
Широкое распространение НДС за рубежом с рыночной экономикой заложило основу для его возникновения в России. Налог был введен 1 января 1992 года. Ему было около 70 лет, и он заменил налог с продаж, введенный в декабре 1990 года так называемым "президентским" налогом с оборота. Два возврата НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием. Налог с оборота взимался в основном в виде разницы между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и его ставка составляла от 20% до 30% для различных видов продукции. Налог с продаж был установлен в процентах от объема продаж и фактически цена товара увеличилась на 5%.
Поскольку инфляция растет налог на оборот очень жизнеспособность и налог с продаж был заменен налог на добавленную стоимость. Новый налог так же выгоден, как и предыдущий. Это было более эффективно для государства, поскольку налогообложение распространялось на все стадии производства и обращения, а также на торговый оборот. Ожидается, что он будет увеличен за счет расширения налоговой базы и ставок доходов.
Следует также отметить, что налог на НДС не только увеличивает себестоимость, а вес налога может быть распределен по всей цепочке оборота, но и менее обременителен для конкретного производителя. Это важный фактор для достижения равенства всех участников рынка. Также необходимо обратить внимание на то, что налог на добавленную стоимость является простой и универсальной формой косвенного налогообложения, так как по всей стране установлен единый механизм его взимания для всех плательщиков.
Изначально ставка НДС была установлена на уровне 28%. Через год он был снижен до 20%, и по определенному списку была введена льготная ставка в размере 10% на продукты питания и детские товары, а также на ряд других видов товаров. 1 января 2004 года. Базовая ставка НДС составляет 18%.
Следует отметить, что объективная необходимость введения НДС в РФ обоснована рядом факторов:
1) Пополнение доходов бюджетов, переживших острый финансовый кризис и нуждающихся в стабильных налоговых поступлениях;
2) Создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики;
3) Присоединение к международному сообществу, которое применяет налоговый механизм.
1.2 Экономическая природа налога на добавленную стоимость
НДС-это многоступенчатый налог на потребление. Многоступенчатый означает налогообложение товаров при каждой передаче права собственности на товары.
Можно сформулировать по крайней мере три отличительных признака НДС.
Во-первых, в налогооблагаемый оборот не включается сумма налога, ранее уплаченная плательщиком (основная разница между НДС и ранее существовавшим "каскадным" налогом с оборота, ставка которого применялась к валовой стоимости продукта, накопленной на всех этапах его продвижения).
Во-вторых, налогообложению подлежит весь оборот, но в бюджет уплачивается только та часть налога, которая соответствует добавленной стоимости к цене покупки налогоплательщиком.
Чтобы понять сущность экономической природы НДС, необходимо различать "горизонтальный НДС" и "вертикальный НДС". Горизонтальный НДС-это налог на конкретную (единственную) гражданско-правовую сделку.
Вертикальный НДС-это общая сумма налога за определенный период времени, определяемая совокупностью гражданско-правовых сделок. Вертикальный НДС и горизонтальный НДС тесно связаны. Давайте поближе рассмотрим каждый из них.
Горизонтальный налог взимается с использованием метода частичной оплаты. На каждом этапе движения товаров плательщик компенсирует их затраты и добавляет налог на вновь созданную стоимость. При этом на этапе перемещения товаров налог перечисляется одним плательщиком другому сверх цены (таблица 1.1). В итоге вся сумма горизонтального НДС включается в цену товара, приобретенного конечным потребителем (фактическим плательщиком).
НДС рассчитывается исходя из цены товара. Расчетная ставка налога с продаж называется "НДС на продукцию". Налог, уплаченный при покупке, называется "входной НДС". Этот налог подлежит вычету. В бюджете указана разница между этими двумя значениями (таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Механизм действия НДС
Этапы движения товаров Стоимость покупки (исключая НДС), у.е. Стоимость, по которой продается товар, у.е. Входной НДС, у.е. Выходной НДС, у.е. Сумма, перечисляемая государству, у.е.
Первичный производитель 10 000 2 000 2 000
Промышленник в обрабатывающих отраслях 10 000 20 000 2 000 4 000 2 000
Оптовый продавец 20 000 25 000 4 000 5 000 1 000
Розничный продавец 25 000 40 000 5 000 8 000 3 000
Конечный потребитель 40 000 8 000
Таким образом, из приведенного примера ясно, что конечный пользователь заплатит за продукт 48 000 у.е, из которых 8 000 кубометров представляют собой горизонтальный НДС, уплаченный государству через розничного продавца в цене продукта.
Вертикальный НДС формируется на основе горизонтального налога. По итогам налогового периода налогоплательщики определяют вертикальный НДС как совокупность горизонтального налога по всем операциям купли-продажи товаров. Таким образом, вертикальный НДС может быть трех видов: "входной НДС", "выходной НДС" и НДС, подлежащий уплате в бюджет.
При определении общей суммы вертикального налога, подлежащего уплате в бюджет, используется так называемый метод зачетного вычета, который формирует этот НДС как разницу между "выходным НДС" (налогом, полученным от покупателей реализованных товаров) и "входным НДС" (налогом, уплаченным поставщикам материальных ресурсов).
Приведенный выше метод иллюстрируется формулой:
НДС = RS-RC (1),
где: НДС – налог на добавленную стоимость,
R-налоговая ставка,
S – стоимость проданных товаров,
С – материальные затраты.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Основная экономическая природа налога заключается в том, что механизм налога на добавленную стоимость функционирует только тогда, когда:
1) налог перечисляется между плательщиками сверх цены;
2) плательщик, уплативший цену за товар, формирует "уплаченный НДС" и может отнести его к возврату из бюджета, если плательщик, получивший этот налог, формирует "Полученный НДС" и уплачивает его в бюджет. Именно здесь проявляется системная взаимосвязь между механизмом действия НДС;
3) все налогоплательщики зарегистрированы и отчитываются перед налоговыми органами.
Авторы действующего налога на добавленную стоимость исходили из этих основных положений. В случае какого-либо нарушения этих положений экономический механизм взимания НДС не будет функционировать в полной мере, и, следовательно, не будет надлежащего взимания этого налога.
Деятельность налоговой системы в основном проявляется в выполнении ее функций. Как и любой налог, НДС выполняет следующие функции.
Фискальная функция НДС заключается в мобилизации значительных поступлений от этого налога в бюджет за счет простоты взимания и стабильности налоговой базы. Реализация этой функции позволяет государству выполнять свои важнейшие функции – предоставлять государственные услуги (в сфере национальной обороны и правоохранительных органов, социальных услуг).
Наиболее перспективным с точки зрения финансирования деятельности ЕС является налог на добавленную стоимость. Наличие НДС в налоговой системе государства является необходимым условием для его вступления в Сообщество, поскольку финансовые поступления от налога на добавленную стоимость являются одним из основных источников бюджета ЕС. Доход, поступающий в бюджет ЕС от налога на добавленную стоимость, представляет собой однопроцентную надбавку к ставке НДС в государствах-членах, установленной решением Совета.
На современном этапе развития российской экономики НДС остается более предпочтительным, чем прямые налоги: во-первых, плательщику сложнее уклониться от него, так как выручку всегда сложнее скрыть или недооценить, чем прибыль; во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает особых трудностей, что снижает затраты на эту процедуру; и, в-третьих, НДС не зависит от результатов хозяйственной и хозяйственной деятельности субъектов, а его доходы достаточно стабильны.
Несмотря на огромное фискальное значение этого налога, нельзя отрицать его регулирующее воздействие на экономику. Через механизм налогообложения НДС и, в частности, через систему установления ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, поскольку фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Конечно, вопрос о положительной стороне этого влияния остается открытым, поскольку рост цен способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны, НДС существенно не препятствует развитию производства, поскольку фактическим плательщиком является не производитель, а потребитель.
С психологической точки зрения этот налог, в отличие от подоходного налога, оказывает меньшее влияние на стимулы к труду, влияя на расходы населения, а не на доходы. Таким образом, конечный потребитель, оплачивая цену за товар, не замечает его завышения на сумму налога, в то время как вычет из налога на прибыль более заметен. Посредством применения льгот по определенным видам продукции или конкретным операциям, а также льгот, предоставляемых определенным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура), стимулируя экспорт отечественных товаров за рубеж.
Наконец, путем многократного введения НДС на всех этапах производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово-хозяйственной деятельностью субъектов.
Располагая полной и точной информацией, полученной из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут более точно планировать доходы бюджета.
Распределительная функция НДС заключается в том, что ВВП перераспределяется через налогообложение и через государственный бюджет. Через налоговый механизм, через установление ставок НДС и льгот, а также порядок применения налоговых вычетов в бюджет часть доходов от высокорентабельной деятельности может быть изъята и направлена через бюджетную систему в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы.
Стимулирующая функция в значительной степени вытекает из первых двух налоговых функций. Налог на добавленную стоимость по существу препятствует налогооблагаемой деятельности и поощряет необлагаемую деятельность. Например, взимание НДС по ненулевой ставке налога приводит к искажению оценки эффективности распределения ресурсов в частном секторе экономики. Наиболее выраженная стимулирующая функция реализуется через систему налоговых льгот и преференций.
В сбалансированной и хорошо функционирующей налоговой системе эти основные функции взаимосвязаны. Таким образом, фискальная функция реализуется в той мере, в какой этого требует распределительная функция, но стимулирующая функция не создает препятствий для реализации всех функций в будущем.
Другими словами, фискальная функция обеспечивает получение доходов, необходимых для финансирования государственных расходов, и в то же время не подрывает возможности самого производства и получения доходов в будущем.
1.3 Общие положения о налоге на добавленную стоимость в России
Одним из первых обязательных платежей, введенных в современную налоговую практику, стал налог на добавленную стоимость. За годы своего существования он прочно утвердился в налоговой системе Российской Федерации и стал одним из важнейших федеральных налогов. В структуре налоговых платежей в федеральный бюджет доля НДС в 2018 году составляла 43,8%, в 2019 году – 49,5%, в 2020 году – 59,9%.
Таким образом, можно сделать вывод, что НДС играет доминирующую роль в формировании федерального бюджета. Основой его коллекции, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех этапах производства и обращения товаров. Этот налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые взимаются в виде своеобразных надбавок путем включения товаров в цену, перекладывая основное бремя налогообложения на конечных потребителей продукции, работ и услуг.
За прошедшие годы НДС прочно вошел в российскую налоговую систему и стал одним из важнейших федеральных налогов. НДС, как наиболее значимый косвенный налог, выполняет две взаимодействующие функции: фискальную, связанную с обеспечением значительной доли поступлений в федеральный бюджет, и регулятивную, направленную на стимулирование экономического роста и развития предпринимательства.
Практика налогообложения добавленной стоимости в России и странах ЕС показала, что российская система не является точной копией европейской модели, она имеет свои особенности, принципиальные отличия и более благоприятна для экономической деятельности.
В 2020 году в федеральный бюджет страны поступили доходы, администрируемые Федеральной налоговой службой России (включая зачисляемый в федеральный бюджет единый социальный налог), в размере 1 973,9 млрд рублей, что на 297,3 млрд рублей, или на 17,7% больше, чем в 2018 году.
Годовое задание, поставленное в соответствии с Законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2020 год" в размере 1 890,2 млрд рублей, выполнено на 104,4%, в федеральный бюджет дополнительно поступило 89,9 млрд рублей.
Налоговые и неналоговые доходы, администрируемые Федеральной налоговой службой России, в федеральный бюджет страны мобилизованы 1 531,7 млрд рублей, что на 219,7 млрд рублей, или на 16,7% больше, чем в 2018 году.
Годовое задание, поставленное в соответствии с Законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2020 год" в размере 1 452,0 млрд рублей, выполнено на 105,5%. Дополнительно в федеральный бюджет было перечислено 79,7 млрд рублей [1].
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2020 году составили 205,7 млрд рублей. По сравнению с 2003 годом они увеличились на 34,8 млрд рублей, или на 20,3%, несмотря на снижение ставки с 6% до 5% с 1 января 2021 года.
Годовой целевой показатель, установленный в соответствии с Законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2020 год", по налогу выполнен на 109,9%.
Одним из основных факторов, повлиявших на рост поступлений налога на прибыль организаций в 2020 году по сравнению с 2003 годом, стало улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций в 2018-2020 годах.
На увеличение поступлений налога на прибыль в 2020 году также повлияло снижение доли убыточных организаций в январе-октябре на 2,3 процентных пункта по сравнению с соответствующим периодом 2019 года.
Поступления налога на добавленную стоимость в 2020 году составили 749,0 млрд рублей и увеличились на 21,0% по сравнению с 2019 годом.
Годовой целевой показатель, установленный в соответствии с Законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2020 год", по налогу выполнен на 105,4%.
Суммы, фактически возмещенные налогоплательщикам по налоговой ставке 0 процентов в 2020 году, составили 320,6 млрд рублей и на 28,8 млрд рублей (или на 9,9%) превысили сумму компенсации в 2019 году.
Поступления от консолидированной группы акцизов в федеральный бюджет в 2020 году составили 109,7 млрд рублей (44,2% доходов в 2019 году). Столь значительное снижение поступлений акцизов в федеральный бюджет связано в первую очередь с исключением природного газа из видов подакцизного минерального сырья.
Фрагмент для ознакомления 3
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) / / ИПС "Консультант плюс".
3. Закон РСФСР от 06.12.1991 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" / / ИПС "Консультант плюс".
4. Андрюшин С. Национальный финансовый контроль: проблемы организации// Экономист.-2002. - № 6. - с. 64-71
5. Ахмедов Д. А. Добросовестность как одно из существенных условий применения налоговых льгот/ / Налоговый вестник. -2004. - № 2. - с. 177
6. Бажин И. Фирмы-однодневки и налоговый контроль/ / Налоги.-2003. - вып. 1. - с. 76
7. Башловкина Н.Н.О проблемах возврата НДС при экспорте/ / Финансы. -2005. - № 3. - с. 75
8. Бетина Т. А. Причины несовершенства налогового контроля в российской практике... / / Налоговый вестник. -2002. - № 11. - с. 11
9. Битоков А., Кишенин В., Науменков С. Методология и порядок проведения налогового контроля/ / Налоги.-2000. - вып. 2. - С. 37
10. Бородулин С., Любимцев А. Вопросы контроля за возмещением налога на добавленную стоимость по экспортным операциям/ / Налоги.-2002. - вып. 2. - с. 20
11. Брызгалин В. В. О применении ставки 0% при налогообложении НДС экспортных операций.-2003. - № 2. - с. 179
12. Васильева С. Организация налогового контроля: итоги и перспективы// Налоги.-2005. - вып. 4. - с. 15
13. Виницкий Д. Принципы добросовестности и злоупотребления правом в сфере налогообложения// Право и экономика.-2005. - № 1. - с. 59
14. Гаджиев Г. От правоприменения к злоупотреблениям/ / ЭЖ-Юрист, 2004, № 42, - с. 18
15. Гориенко И. И. О налоге на добавленную стоимость/ / Налоговый вестник.-2003. - № 4. - с. 170
16. Гориенко И. И. О налоге на добавленную стоимость/ / Налоговый вестник. -2004. - №2. - с. 19
17. Горский И. Налоги в экономической стратегии государства/ / Финансы. - 2001. - №8. - с.
. 36-39 18. Горюнов В. А. Правовые аспекты начисления процентов за несвоевременное возмещение НДС по экспортным операциям на основании статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации//Налоговый вестник. -2002. - № 6. - с. 195
19. Демчук Н. Н.Проблемы реформирования НДС/ / Налоговый вестник.-2005. - № 1. - с. 6
20. Диков А. О. Налог на добавленную стоимость/ / Финансы. - 2001. - № 3. - с. 26
21. Элина Н. В. Обзор по возмещению НДС при экспорте// Налоговый вестник.-2002.-№9.-с. 186
22. Зайцев С. Г. К вопросу о злоупотреблении правом путем создания ситуации "законного появления"// Юрист.-2005.-№3.-с. 7
23. Зубков В. В. Метод НДС (Общие вопросы, связанные с налоговым вычетом)// Финансы.-2002.- № 5. - с. 30
24. Зубков В. В. Налоговые вычеты и расчет НДС/ / Финансы.-2002. - № 9. - с. 43
25. Иванова В. Н. Особенности правового конструирования НДС/ / Юрист. - 2001-№ 3. - С. 73
26. Ильин А. В. Налог на добавленную стоимость: экономическая природа, проблема обоснованности компенсации и механизм ее решения.-2005. - № 3. - с. 32
27. Ильин А. В. Налог на добавленную стоимость: механизм определения и перспективы его развития. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.- Новосибирск, 2002.
28. Караваева И. В., Архипкин И. В. Косвенное налогообложение в России в начале XX века: этапы трансформации. - 2001. - № 8. - с. 48
29. Караваева И. В. Налоговое регулирование рыночной экономики-М.: Единство, 2000. - 213 с.
30. Кашин В. А. Налоговая политика России на современном этапе / / Финансы.-2002. - № 9. - С. 38-42
31. Ковалевская Д. Е. О судебной практике по НДС/ / Налоговый вестник.-2005. - № 1. - с. 185
32. Козлов Д. А. Налоговая реформа: что изменилось и что осталось неизменным? / / Финансы.-2002.-№ 6-с. 35-37
33. Контрович В. К. Проблемы возврата НДС при экспорте: есть выход из тупика/ / Финансы.-2003. - № 10. - с. 27-30
34. Конторович В. Честный счет/ / Эксперт.-2001. - № 17. - с. 38-40;
35. Краткий комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. - М.: Спарк, 1998. - 159с.
36. Лозовая А. Н. Налогообложение внешнеэкономической деятельности НДС.-2003.-№ 8. - С. 46
37. Лозовая А. Н.Налогообложение внешнеэкономической деятельности по НДС.-2003. - № 12. - с. 19
38. Лозовая А. Н. Порядок применения ставки НДС 0% при экспорте товаров в 2002 г.//Налоговый вестник.-2005.-№3.-с. 22
39. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение в России/М.: ИНФРА-М, 2001. – 224 с.
40. Малиновский, А. А. Вопросы квалификации злоупотребления правом/ Юрист.-2005.-№2
41. Матюшенкова Ю. Л. Судебные и досудебные аспекты возмещения "экспортного НДС"// Юрист.-2004.-№9
42. Медведев А. Н.Оптимизация налогообложения в 2002 г./М.: MCFA, 2002. - 272 с.
43. Медведев А. Н.Практика применения части II Налогового кодекса Российской Федерации: распространенные ошибки/ М.: МЦЭФ, 2001. - 283 с.
44. Миляков Н. В. Налоги и налогообложение: курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 348 с.
45. Минаев Б. А. Налог на добавленную стоимость/ под ред. В. Кузнецова, М., 1994.
46. Минаев Б. А. НДС по отдельным операциям// Налоговый вестник.-2003. - № 9-с. 3
47. Мишустин М. В. Совершенствование налогового администрирования – фактор повышения эффективности работы налоговых органов.-2003. - № 6. - с. 27
48. Налоги. Словарь-справочник. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 240с.
49. Налоги: Учебник.инструкция. / Под ред. Д. Г. Черника. - 4-е издание, переиздание.и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000 – - 544 с.
50. Налоги в развитых странах / Русакова И. Г., Комин В. А., Кравченко И. А. и др. / Под ред. И. Г. Русаковой. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 99с., 286с.
51. Налоговые системы зарубежных стран. Учебник для вузов. Под ред. проф. В. Г. Князева, Д. Г. Черника. 2-е изд., переиздание. И доп. – М.: Право и право, ЕДИНСТВО, 1997. – 191с.
52. Нелюбин Д. Е. Влияние изменений в налоговых органах правовой квалификации экспортных операций на обязанность по уплате НДС/ / Налоговый вестник.-2003.- № 10. - с. 68
53. Никонов А. А. НДС до и после принятия части второй Налогового кодекса Российской Федерации: сложные ситуации. Арбитражная практика.// Вопросы налогообложения. - 2000. - № 5. - с. 7-222
54. Новиков С. Фундаментальные подходы к вопросу исчисления НДС// Экономика и право. - 2001. - № 10. - с. 74
55. Всероссийская научно - практическая конференция "Проблемы возврата из бюджета косвенных налогов" / / Финансы.-2002. - № 1. - с. 45
56. О поступлении доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой России, и выполнении задания по их мобилизации в Федеральный бюджет на 2004 год.//www.nalog.ru – - 24.01.2005.
57. Пансков В. Г. О некоторых вопросах финансового контроля в стране / / Финансы.-2002. - № 5. - с.
. 56-60 58. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учеб.пособие для вузов. 2 - е изд. - М.: Книжный мир, 2000 – - 457с.
59. Песчанских Г. Пути противодействия налоговой преступности и теневому обороту// Вопросы экономики.-2005. - № 1. - с. 8
60. Право и экономика налогообложения-Санкт-Петербург: Изд-во С., 2000. - 402с.
61. Сапожников А. А., Щепелков В. Ф. Об уголовно-правовой квалификации получения возмещения НДС по экспортным операциям/ / Налоговый вестник. -2002. - № 3. - с. 179
62. Сашичев В. В. О результатах контрольной работы налоговых органов/ / Налоговый вестник. -2002. - № 8. - с. 12
63. Сашичев В. В. О контрольной работе налоговых органов и мерах по повышению ее эффективности/ / Налоговый всетник.-2003. - № 8. - с. 46
64. Семкина Т. И. Некоторые проблемы расчета сбора НДС/ / Финансы.-2002.-№ 11. - С. 24
65. Семкина Т. И. Налогообложение НДС внешнеэкономической деятельности/ / Налоговый вестник.-2005. - №2. - с. 28
66. Семкина Т. И. О международном опыте возврата НДС при применении ставки НДС в размере 0%// Налоговый вестник. -2002. - № 9. - с. 129
67. Соловьев И. Н.Мошенничество в сфере налогообложения //Налоговый вестник.-2001. - № 7. - с. 131
68. Соловьев И. Н.О нарушении законодательства Российской Федерации при использовании льготы по возврату НДС//Налоговый вестник.-2005. - № 3. - с. 123
69. Титаева А. В. НДС при экспортно-импортных операциях / / Налоговый вестник. -2002. - № 6. - с. 184
70. Толкушин А. В. Налоги и налогообложение: энциклопедический словарь-М.: Юрист, 2000. - 507с.
71. Толстопятенко Г. П. Европейское налоговое право. Сравнительно-правовые исследования-М.: Изд-во НОРМА, 2001. - 336с.
72. Цибизова О. Ф. О налоге на добавленную стоимость/ / Налоговый вестник.-2003. - № 5. - с. 18
73. Цибизова О. Ф. О налоге на добавленную стоимость/ / Налоговый вестник.-2003. - № 10. - с. 28
74. Цибизова О. Ф. О налоге на добавленную стоимость/ / Налоговый вестник. -2004. - № 1. - с. 19
75. Цибизова О. Ф. Налогообложение НДС внешнеэкономической деятельности / / Налоговый вестник.-2005. - № 4. - с. 41
76. Цибизова О. Ф. Применение ставки НДС в размере 0% в отношении товаров, реализуемых на экспорт/ / Налоговый вестник.-2003. - № 11. - с. 17
77. Юткина Т. Ф. Налоговая наука: от реформы к реформе. - М.: Инфра-М, 1999. - 293 с.
78. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник – М.: ИНФРА – М, 2001. - 576с.
79.URL:www.nalog.ru / О поступлении доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой России, и выполнении задания по их мобилизации в федеральный бюджет на 2021 год (дата обращения 13.05.2021,21.05.2021)
80.URL:www.nalog.ru /О поступлении в управление ФНС России доходов и заданий по их мобилизации в Федеральный бюджет за 2020 (дата обращения 10.06.2021)
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней