Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность тем работы обусловлена тем, что обязательное социальное страхование - один из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания
Современные экономические и политические процессы, происходящие в обществе, неизбежно влияют на процесс реализации прав человека, в том числе права на социальное обеспечение, включая социальное страхование. По своему содержанию право на социальное обеспечение включает комплекс мер, которые должны приниматься государством для защиты прав граждан в старости, при инвалидности, в случае потери кормильца, в период безработицы, болезни, беременности и в иных жизненных ситуациях, когда такие граждане не могут использовать собственный труд для систематического получения дохода либо вознаграждения за труд. При этом реализация данного права осуществляется посредством предоставления гражданам различных видов социального обеспечения.
Право на каждый вид социального обеспечения как элемент в содержании комплексного права на социальное обеспечение гарантируется государством путем проведения им соответствующей социальной политики. .
В сложившихся экономических условиях в целях эффективности и надежности функционирования российской системы обязательного социального страхования поддержание достаточного уровня ее финансирования является одной из главных государственных задач.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с обязательным социальным страхованием.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие обязательное социальное страхование, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью данной работы является изучение видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть понятие и принципы социального страхования;
• Выявить особенности российского законодательства в области обязательного страхования;
• Проанализировать обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
• Изучить социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• Рассмотреть обязательное медицинское страхование;
• Исследовать обязательное пенсионное страхование;
• Выявить проблемы развития обязательного социального страхования в России;
• Определить перспективы развития обязательного социального страхования в России.
Методологической основой исследования стали общенаучный диалектический метод познания, в том числе, системно – структурный, конкретно–социологический, метод сравнительного проведения и другие научные методы.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении взглядов ведущих ученых в рассматриваемой области.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что сформулированные в работе выводы и предложения могут быть полезны в процессе совершенствования регулирования обязательного социального страхования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
1. ПОНЯТИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
1.1.Понятие и принципы социального страхования
Отношения по социальному обеспечению складываются в сфере социального обеспечения граждан и формируются в русле реализации государством его социальной политики. В сфере социального обеспечения по формальному критерию можно выделить такой вид, как социально-обеспечительные правоотношения, которые «имеют социально-алиментарный характер, складываются между гражданами и органами социального обеспечения, возникают на основе сложного юридического состава и т.д. В связи с этим правоотношения по социальному страхованию можно классифицировать по отраслевой принадлежности и выделить финансовые, административные, гражданские, трудовые и социально-обеспечительные».
Значительная доля затрат ложится непосредственно на государство, которое как носитель конституционной обязанности по обеспечению социальных гарантий организует систему социальной помощи населению: формирует государственную и муниципальную системы здравоохранения; организует государственную службу занятости населения; определяет систему государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования) и др.
Посредством этой инфраструктуры государство оказывает государственные (муниципальные) услуги населению в социальной сфере, а также обеспечивает оказание и финансирование медицинских услуг населению. Государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере оказываются в том числе путем установления и предоставления социальных выплат населению (пенсий, пособий, доплат, оплаты отдельных расходов, компенсаций, субсидий, страховых выплат и др.). Финансирование социальных выплат за счет средств бюджетной системы государства предопределено их особой значимостью для получателей: закрепляя эти затраты за собой, государство тем самым гарантирует их выплату.
Принятие государством обязательств, связанных с финансированием социальных гарантий, требует определения источников финансирования. В России финансирование социальных гарантий населения осуществляется как за счет налогов, так и за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Использование же такого источника финансирования, как страховые взносы, возможно при определенных условиях: финансируемые из него затраты (1) направлены на возмещение потерь определенных субъектов, а следовательно, их объем будет различаться в каждом конкретном случае выплаты; (2) потери, а следовательно, и затраты носят предполагаемый характер, поскольку события, с которыми они связаны, обладают признаками вероятности и случайности наступления.
Определив, что затраты на отдельные социальные гарантии имеют такие черты, государство может предусмотреть их финансирование за счет страховых взносов. Ведь именно для организации финансирования предполагаемых потерь и существует страхование. В остальных случаях источником финансирования затрат государства на социальные гарантии населения могут выступать налоги.
Использование страховых взносов в качестве источника финансирования определенных социальных затрат требует формирования соответствующей системы обязательного социального страхования.
Обязательным является страхование, если законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (п. 2 ст. 927 Гражданского кодекса РФ ).
Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах такого страхования, в каждом из которых устанавливаются, в частности, объекты, подлежащие страхованию, субъекты страхования, перечень страховых случаев (п. 4 ст. 3 Закона от 27.11.1992 N 4015-1 ).
Обязательное социальное страхование направлено на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения прежде всего работающих граждан в случае достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других установленных случаях (ч. 3 ст. 1, п. 1.1 ст. 7 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ ).
Видами обязательного социального страхования являются:
• обязательное пенсионное страхование;
• обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
• обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• обязательное медицинское страхование.
Страхователями по обязательному социальному страхованию выступают преимущественно организации и индивидуальные предприниматели, а застрахованными лицами - граждане, работающие по трудовым договорам или самостоятельно обеспечивающие себя работой, а по обязательному медицинскому страхованию - также неработающие граждане.
Страховщиками по соответствующему виду обязательного социального страхования являются ПФР, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования).
Основным финансовым источником обязательного социального страхования являются страховые взносы страхователей, а страховое обеспечение в зависимости от вида обязательного социального страхования предоставляется, в частности, в виде пенсии, пособий, оплаты медицинской организации расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи.
Конкретное содержание права на социальное обеспечение и механизмы его реализации устанавливаются законодателем. В то же время, как справедливо отмечается, отнесение решения указанных вопросов к прерогативе законодателя не предполагает освобождение государства от конституционной обязанности по гарантированию материальной обеспеченности граждан при наступлении социальных рисков, а, напротив, обусловливает выработку оптимальных механизмов регулирования отношений в этой сфере, основанных на балансе между социальными потребностями населения и экономическими возможностями государства на конкретном этапе его развития.
Исполнение государством соответствующей обязанности не только требует наличия необходимых социально-экономических условий, обеспечивающих реализацию прав и свобод человека и гражданина, но и предполагает функционирование государственно-правового механизма, предназначенного для предупреждения нарушений в этой сфере, а также восстановления прав и свобод в случаях их нарушения.
В настоящее время российская система обязательного социального страхования включает: (1) обязательное пенсионное страхование; (2) обязательное медицинское страхование; (3) обязательное социальное страхование трудящихся на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством; (4) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Статья 1 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» позиционирует обязательное социальное страхование как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании. Оно - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
По сути, система обязательного социального страхования одновременно выполняет две основные функции: обеспечивает социальную защиту населения, при этом является инфраструктурой для организации финансирования социальных гарантий.
Как инфраструктура для организации финансирования социальных гарантий, система обязательного социального страхования обеспечивает взаимодействие специального круга лиц - страховщика, страхователей и застрахованных лиц. Страховщик формирует финансовые ресурсы, которые использует для страховых выплат в пользу застрахованных лиц при наступлении страховых случаев. Также задачей страховщика является обеспечение сохранности финансовых ресурсов, их целевое использование, управление привлеченными денежными средствами. Осуществляя эти функции, страховщик обеспечивает достижение определенных целей (в случае социального страхования - предоставление социальных гарантий населению). Страхователь оплачивает страховые взносы, за счет которых формируются финансовые ресурсы системы страхования. Оплата денежных средств осуществляется на добровольной основе (при наличии заинтересованности у страхователя в защите имеющихся рисков и получении возмещения при наступлении страховых случаев) либо принудительно, когда государство заставляет осуществлять страхователя вносить такие платежи. Система обязательного социального страхования предусматривает обязательную уплату страховых взносов, при этом допускаются и добровольные платежи (например, при добровольном вступлении в отношения по обязательному социальному страхованию). Застрахованные лица являются получателями страхового обеспечения в случае наступления страховых случаев.
В рамках страхования определяются страховые риски, страховые случаи и связанные с ними страховые выплаты. Страховые выплаты и представляют собой социальные гарантии.
Важным для системы страхования является установление соотношения размера страховых взносов и страховых выплат: страховые взносы направлены на покрытие предстоящих выплат, которые будут различаться для каждого получателя с учетом личных понесенных потерь. Этот подход является общим для страхования. При уравнительном подходе, когда выплаты осуществляются в одинаковом размере, они могут финансироваться государством за счет налогов, а не страховых взносов. Для обеспечения такого соотношения страховщик организует систему учета застрахованных лиц, а также сумм поступающих платежей в разрезе каждого лица.
Итак, согласно ст. 4 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:
1) устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
2) всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
3) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
4) государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
5) паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
6) обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
7) ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
8) обеспечение надзора и общественного контроля;
9) автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
1.2.Особенности российского законодательства в области обязательного страхования
Основными принципами российской социальной политики следует считать: 1) защиту социально незащищенных (малоимущих) субъектов; 2) профилактику негативных последствий в социальной сфере; 3) позитивную ответственность органов публичной власти и должностных лиц; 4) социальное партнерство.
Традиционным для российской системы права является отраслевой подход, предполагающий наличие определенного вида общественных отношений, которые составляют предмет правового регулирования отдельных отраслей права. Однако в настоящее время следует признать существование общественных отношений, носящих характер межотраслевых.
К таким отношениям относятся отношения по обязательному социальному страхованию.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
7. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4179.
8. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3686.
9. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4832.
10. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 18.
11. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3803.
12. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.12.2010, N 49, ст. 6422.
13. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Собрание законодательства РФ, 01.04.1996, N 14, ст. 1401.
14. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
15. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6965.
16. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ, 14.01.1993, N 2, ст. 56.
17. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 21.02.1994, N 8, ст. 599.
18. Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» (ред. от 29.12.2018) // СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3902.
19. Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 N 1226 «Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 10.01.2011, N 2, ст. 389.
20. Распоряжение Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. N 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» // СЗ РФ. 15.02.2016. N 7. Ст. 1017.
21. Приказ Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н «Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования» // Российская газета, N 29, 11.02.2011.
22. Письмо Минздрава России от 18.10.2016 N 11-8/4408 «О целевом использовании средств обязательного медицинского страхования» // СПС «КонсультантПлюс».
23. Определение Конституционного Суда РФ от 26.11.2018 N 2900-О // СПС «КонсультантПлюс».
24. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 марта 2011 г. N 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. N 5.
25. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.02.2020 N 33-1842/2020 по делу N 2-2319/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
26. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 19.07.2017 по делу N 33-12090/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
27. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 апреля 2017 г. N Ф02-514/2017 по делу N А78-6381/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
28. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 ноября 2016 г. N Ф09-10405/16 по делу N А60-63256/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
29. Актуальные проблемы финансового права: учебник / коллектив авторов; под ред. А.Д. Селюкова, И.А. Цинделиани. М.: Юстиция, 2019. С. 112 - 154.
30. Александров Н.Г. Трудовое правоотношение: Монография. М.: Проспект, 2008. С. 333.
31. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2015. С. 281.
32. Березин Д.А., Левандовская Ж.А. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний как институт права социального обеспечения и форма социальной защиты работающих граждан // Юрист. 2021. N 2. С. 66.
33. Березина Е. Из чего складывается наша будущая пенсия // Налоговый вестник - Консультации. Разъяснения. Мнения. 2016. N 6. С. 10.
34. Галаганов В.П., Пашкова Г.Г., Бондарева Э.С., Новикова Н.А., Назаров Е.Г., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2015.
35. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая: учебно-практический комментарий / Е.Н. Абрамова, Д.Х. Валеев, Е.А. Крашенинников, А.П. Сергеев и др. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2016. С. 256.
36. Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях / Отв. ред. Ю.В. Воронин. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. С. 490 - 498.
37. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Э.Н. Бондаренко, К.Н. Гусов, М.Л. Захаров и др.; под ред. К.Н. Гусова, Э.Г. Тучковой. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2018. С. 62.
38. Корсаненкова Ю.Б. Межотраслевое взаимодействие трудового права и права социального обеспечения на примере реализации работником права на ежемесячное пособие по уходу за ребенком // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. N 1. С. 9 - 13.
39. Корсаненкова Ю.Б. Межотраслевой срез правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. N 2. С. 53.
40. Корсаненкова Ю.Б. Межотраслевой характер экономической функции трудового права и ее содержание // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. N 2. С. 8.
41. Костикова Е.Г. О месте обязательного социального страхования в финансовой системе государства // Финансовое право. 2020. N 8. С. 9.
42. Маматказин И.Р. Системность и межсистемные связи в праве социального обеспечения // Системный характер трудового права и права социального обеспечения как отрасли и законодательства (Первые Гусовские чтения): Материалы Международной научно-практической конференции. М.: Проспект, 2016. С. 240.
43. Мартынова А.А., Дегтярева О.С. Налоговая политика 2015 - 2017 гг. Деофшоризация российской экономики: обзор основных концепций / А.А. Мартынова, О.С. Дегтярева // Проблемы антикризисного управления и экономического развития (ПАУЭР - 2016). Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2017. С. 178 - 182.
44. Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Долотина Р.Р., Зайнуллина Р.Н., Каменская С.В., Менкенов А.В., Очеретько Е.А., Чернусь Н.Ю., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2020.
45. Право социального обеспечения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. М.В. Филипповой. М.: Издательство «Юрайт», 2016. С. 51.
46. Шелудякова Т.В. Правовое регулирование и анализ принципов социальной политики государства // Социальное и пенсионное право. 2016. N 3. С. 15.
47. Шорохов В.Е. Антикоррупционное правосознание в системе местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2018. N 4. С. 22 - 26.
48. Шорохов В.Е. О роли антикоррупционного образования и воспитания в формировании антикриминальной личности // Правда и закон. 2018. N 2 (4). С. 81 - 83.
49. Шорохов В.Е., Савинов Л.В. Восприятие антикоррупционного опыта зарубежных стран как гарант прав человека в России // Сибирский международный. 2017. N 19. С. 170 - 173.