Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Процесс развития гостиничной и туристической индустрии имел место еще с давних времен и темп данного процесса находится в прямой зависимости от состояния экономики, политики и науки. На сегодняшний день индустрия гостеприимства является одной из высокодоходных отраслей экономики .
Органы государственного управления, признавая гостиничную и туристскую деятельность одной из приоритетных и перспективных отраслей экономики Российской Федерации, оказывают содействие данному направлению деятельности и создает благоприятные условия для ее развития.
Как правило, гостиничный бизнес нацелен на лечение, отдых, образование и обеспечение досуга гостей, через предоставление им гостиничного продукта. В связи с этим большое внимание уделяется его качеству.
Огромное влияние на качество гостиничного продукта оказывает служба Housekeeping, а иными словами, служба горничных отеля. Сегодня профессионализм определяется не только качеством уборки, но и уровнем культуры общения, знанием правил этикета. Горничные не просто осуществляют уборку, они обеспечивают нормальное и беспрерывное функционирование гостиницы в целом. Служба горничных занимает одно из главных мест в создании положительного имиджа гостиницы, так как поддерживает на высоком уровне комфорт и санитарно-гигиеническое состояние как гостиничных номеров, так и общественных мест. Чистота в гостиничном предприятии всегда была и остаётся одним из самых главных показателей, определяющих отношение гостя к гостинице и желание его вернуться снова. Поэтому важным аспектом является постоянное совершенствование механизма контроля за соблюдением стандартов уборочных работ в номерном фонде отеля. Всем вышеперечисленным и обусловлена актуальность данной темы.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка путей совершенствования механизма контроля за соблюдением стандартов уборочных работ в номерном фонде. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить основные функции службы Housekeeping;
провести анализ стандартов работы горничных;
провести исследование механизма уборки в гостинице «DoubleTree by Hilton Kazan City Center»;
разработать рекомендации по совершенствованию механизма контроля за соблюдением стандартов уборочных работ номерного фонда гостиницы «DoubleTree by Hilton Kazan City Center»;
Объектом исследования является гостиница «DoubleTree by Hilton Kazan City Center».
Предметом исследования являются механизмы контроля за соблюдением стандартов уборочных работ.
Структура работы состоит из двух глав , разделенных на параграфы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОЦЕССА УБОРКИ НОМЕРНОГО ФОНДА ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Основные функции, содержание работ службы Housekeeping
Чистота и порядок, в соответствии с ожиданиями клиентов, являются основным признаком комфорта гостиничного бизнеса. Важной функцией сервиса является предоставление услуг в номерах, обеспечение необходимого санитарно-гигиенического состояния и комфорта помещений, мест общего пользования (холл, холл, коридор, лестница, зоны лифта), контроль состояния оборудования, постельных принадлежностей, рабочей формы.
Персонал, занятый в обслуживании номеров, является одним из основных источников дохода отелей. В связи с тем, что продажа номеров является значительной частью всего дохода компании, так, из каждых ста долларов, которые клиент платит за комнату, 60 долларов – чистый доход, а 40 долларов –расходы на содержание комнаты. Для сравнения, в другой значительной части гостиничного комплекса – ресторане – доход на каждые 100 долларов, которые клиент платит за блюда, составляет всего 20 -чистых доходов, а 80 доларов тратится на продукты, инвентарь, заработную плату и внереализационные расходы.
Один из отделов отеля – служба Housekeeping. Он отвечает за чистоту и порядок в номерах отеля, создает комфорт. Его деятельность направлена на то, чтобы гость чувствовал себя максимально комфортно и расслабленно в стенах отеля и в своей комнате.
Во главе службы стоит начальник отдела, который отчитывается перед обслуживающей командой, которая и обеспечивает бесперебойную работу отеля и его безупречный сервис. Залогом эффективной работы данной службы является идеальное выполнение должностных инструкций, правильное создание алгоритма работы и правил общения с гостями. Вся работа службы горничных оценивается на основе удачного сочетания всех факторов и контролируется руководителем подразделения. Структура службы Housekeeping представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура службы Housekeeping
В компетенции данной службы входит контроль за санитарно- гигиеническим состоянием номеров в отеле, в том числе – коридоров, холлов, залов, а также прилегающих территорий, административных, служебных помещений. Такими работами занимаются уборщики и горничные.
В отелях высокой категории есть дополнительные работники, входящие в состав службы горничных:
– хаусмены – в их обязанности входит перемещение мебели, переворачивание матрасов, выдача постельного белья, чистка ковров, замена штор;
– стюарды – в их задачу входит обеспечение номеров свежими полотенцами, банными халатами. При запросе гостей стюард обеспечивает дополнительными подушками и кроватями. Обычно он работает во второй половине дня.
Номерной фонд – зона ответственности горничной. Ее рабочий день начинается с планерки. Здесь она получает наряды на номера, которые необходимо убрать за день. Ежедневный инструктаж, напоминание стандартов и отельных требований – это необходимая часть эффективной работы. Кроме того, на планерке перед началом работы горничным напоминают особые требования гостей, если таковые имеются .
Перед тем, как отправиться в номера для уборки, горничные проверяют свои рабочие места, пополняют запасы химии и расходных материалов, тележку с постельным бельем и другие атрибуты. Обязательна проверка техники – пылесосов, тележек. По ходу дня меняется набор обязанностей и корректируется загрузка: горничная получает работу не только от старшей смены, но и от администратора, менеджера службы. В любом случае, все корректировки работы проходят через старшую горничную – непосредственного руководителя.
Каждая горничная убирает номер в четкой последовательности. К примеру, сначала номер проветривается, выносится крупногабаритный мусор, чтобы не мешать основной уборке помещения, снимается грязное белье, протирается пыль, ставится озонатор для борьбы с неприятными запахами. Четкая схема помогает сконцентрироваться на главном – горничная работает «на автомате».
Уборка номеров – это отдельная и, пожалуй, самая важная тема в сфере гостеприимства. Ей надо уделять много внимания, и тратить достаточно времени и денег для обучения персонала.
Есть три основных вида уборки гостиничных номеров в категориях гостиниц.
Периодическая – которая производится во время проживания постояльца. Она требует особого внимания и такта, поскольку в номере находятся личные вещи гостя – мы вторгаемся в мир, созданный гостем под себя, и важно не нарушить его.
А вот полная уборка производится после выезда гостя. Для достижения максимально возможного результата лучше использовать чек-листы. Они помогут «замыленному» глазу не пропустить ничего из необходимого. По ходу работы горничные могут составлять список задач для передачи техническим службам.
Генеральная уборка осуществляется два раза в год и обычно сопровождается закрытием номера к продажам. Снимаются все гардины, шторы. Перестирываются покрывала. Переворачиваются и выносятся кровати, отодвигаются шкафы. В общем, делается возможным вычистить все до чего обычно не доходят руки.
Под каждый из видов уборки составляется соответствующий регламент и последовательность выполнимых работ. У горничной на начало дня должен быть четкий план, по которому они начинают работать. В зависимости от принятых правил он может составляться службой заселения или самими работниками на основании карты дня (заезд-выезд гостей).
1.2 Стандарты работы горничных
Правила, технологии, стандарты закрепляют производственные обязанности за подразделением, службой и регламентируют процесс уборки номеров и других помещений, которые есть в гостинице. Все это необходимо для проведения всего объема уборки, отдельных видов уборки, последовательности операций, нормированию труда работников, контролю за расходованием материалов, а именно моющих и чистящих средств, одноразовых предметов личной гигиены. Когда торговля услугами усиливает свои позиции на международном рынке, основной упор делается на качество оказываемых услуг . В этом сможет помочь соблюдение нормативной документацию по уборке номеров и общественных помещений. К такой документации относится:
Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2019 г. N 158 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц» ;
Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» ;
СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» ;
СанПиН 42-123-5777-91 «Санитарные правила для предприятий общественного питания»;
ГОСТ Р 54603-2011.: Услуги средств размещения. Общие требования к обслуживающему персоналу .
Все перечисленные нормативные документы обязательны к исполнению поскольку, только с их помощью можно предоставить качественные услуги. Качество услуг подразумевает их предоставление в соответствии с принятыми в гостинице нормами и стандартами. В профессиональных стандартах горничных прописаны трудовые функций работников, входящих в профессиональные стандарты, функциональная карта вида профессиональной деятельности и сведения об организации. Должностные обязанности горничной, которые прописаны в профессиональных стандартах детально рассмотрим в таблице 1.
Таблица 1 - Должностные обязанности горничной
Фрагмент для ознакомления
3
1. О защите прав потребителей: Федер. закон № 2300-1: от 7 февраля 1992 г. – Москва: Норматика, 2019. – 14 с.
2. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федер. Закон № 132-ФЗ: принят Гос. Думой 4 октября 1996 г. – Москва: Норматика, 2019.– 13 с.
3. О правилах предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации: Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 (ред. от 18.01.2019). – Москва: Норматика, 2019. – 11 с.
4. Положение о классификации гостиниц: Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2019 г. N 158. – Москва: Норматика, 2019. – 15 с.
5. Услуги средств размещения. Общие требования к обслуживающему персоналу: ГОСТ Р 54603-2011.: дата введения 1 января 2013 г. – Москва: Стандартинформ, 2018. – 17 с.
6. Санитарные правила для предприятий общественного питания: СанПиН 42- 123-5777-91: дата введения 19.03.1991 г. – Москва: Учитель, 2017. - 20 с.
7. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях: СанПиН 2.1.2.2645-10: дата введения с 15 августа 2010 г. – Москва: Учитель, 2017. – 10 с.
8. Арбузова Н. Ю. Технология и организация гостиничных услуг: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Гостиничное дело» / Н. Ю. Арбузова - Москва: Академия, 2015. - 204 с.
9. Быстров С. А. Организация гостиничного дела: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 43.03.03
«Гостиничное дело» / С. А. Быстров. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. - 55 с.
10. Балашова Е. А. Гостиничный бизнес. Как достичь безупречного сервиса. - Москва: ООО «Вершина», 2016. - 21 с.
11. Баумгартен Л. В. Маркетинг гостиничного предприятия: практикум / Л. В. Баумгартен - Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016. - 16 с.
12. Безрукова Н. Л. Технологии обслуживания в гостиничном предприятии: учебно-методическое пособие / Н. Л. Безрукова / М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. пед. гос. ун-т. - Москва: МПГУ, 2018. - 12 с.
13. Джум Т. А. Организация гостиничного хозяйства: учебное пособие / Т. А. Джум - Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2015. - 18 с.
14. Егоршин А. П. Основы управления персоналом: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Управление персоналом» / А. П. Егоршин. - 4-е изд., перераб. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 302 с.
15. Ефремова М. В. Управление качеством гостиничных услуг: Учебник и практикум для вузов / М. В Ефремова. - Москва: Юрайт, 2020. - 30 с.
16. Зайцева Н. А. Менеджмент в сервисе и туризме: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Н. А. Зайцева - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. - 100 с.
17. Зайко Г. М. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учебное пособие / Г. М. Зайко - Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2015. - 56 с.
18. Иванов В. В. Антикризисный менеджмент в гостиничном бизнесе: научное издание / В. В. Иванов - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 336 с.
19. Коломиец К. Л. Анализ развития сервисной отрасли в России. - Санкт- Петербург: Свое издательство, 2017. – 20 с.
20. Кусков А. С. Гостиничное дело: Учебное пособие. - Москва: ИТК «Дашков и К», 2017. - 20 с.
21. Кобяк М. В. Управление качеством гостиничного предприятия: Учебник для вузов / М. В. Кобяк - Москва: Юрайт, 2020. - 12 с.
22. Купчик Е. В. Основы делового общения и гостеприимства: Учебное пособие/ Е. В. Купчик - Москва: Флинта, 2019. - 258 с.
23. Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство: - Томск: Изд-во ТПУ, 2016. – 152 с.
24. Мусакин А. А. Малый отель. С чего начать. Как преуспеть. Советы владельцам и управляющим. - Санкт-Петербург: Питер, 2015. - 17 с.
25. Медлик С. Гостиничный бизнес: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям сервиса (230000) / С. Медлик [пер. с англ. А. В. Павлова].- Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 20 с.
26. Можаева Н. Г. Гостиничный сервис: учебник для студентов средних учебных заведений, обучающихся по специальности 101101 «Гостиничный сервис» / Н. Г. Можаева - Москва: Альфа-М: ИНФРА-М, 2016. - 105 с.
27. Малых Н. И. Экономика гостиничного предприятия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 101100.62
«Гостиничное дело» / Н. И. Малых - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. – 30 с.
28. Николенко П. Г. Организация гостиничного дела: Учебник и практикум для вузов / П. Г. Николенко - Москва: Юрайт, 2020. - 19 с.
29. Нечаюк Л.М. «Гостиничный и ресторанный бизнес: менеджмент»: - Москва: Финансы и статистика, 2016 г.- 346 с.
30. Плюшко.Ю. Сборник стандартов обслуживания для персонала службы эксплуатации номерного фонда в гостинице: - Москва: Ridero, 2019. – 50 с.
31. Романов В.В. Основы индустрии гостеприимства: - Москва: Дашков и ко, 2016. - 248 с.
32. Руденк, Л. Л. Технологии гостиничной деятельности / Л.Л. Руденко, Н.П. Овчаренко, А.Б. Косолапов. – М.: Дашков и Ко, 2018. – 176 c.
33. Саак А. Э. Менеджмент в индустрии гостеприимства: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 100103 «Соц.-культур. сервис и туризм» / А. Э. Саак - Санкт-Петербург: Питер, 2015. - 327 с.
34. Скобкин С. С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства: учебное пособие / С. С. Скобкин - Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2016. - 96 с.
35. Семеркова Л. Н. Технология и организация гостиничных услуг: учебник: учебное пособие к использованию в образовательных учреждениях ВО, реализующих образовательные программы высшего образования по направлениям 43.03.02 «Туризм», 43.03.01 «Сервис». - Москва: ИНФРА-М, 2019. - 289 с.
36. Тимохина Т. Л. Организация гостиничного дела: Учебник для вузов / Т. Л. Тимохина - Москва: Юрайт, 2020. - 10 с
37. Тарасова И.А. Потребитель выбирает. Маркетинговые исследования в России и за рубежом. – Москва: Маркетинг, 2016. — 15 с.
38. Уокер Д.Р. Управление гостеприимством. Вводный курс. – Москва: ЮГИТИ, 2015 – 736 с.
39. Шимова О. С. Основы устойчивого туризма: Учебное пособие / О. С. Шимова. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 90 с.
40. Особенности работы горничных. - URL: https://bankirki.ru/osobennosti-raboty- gornichnoj-obyazannosti-i-dolzhnostnaya-instrukciya.html. (дата обращения: 05.05.2021).
41. Должностная инструкция для горничных. - URL: https://businessman.ru/new- dolzhnostnaya-instrukciya-i-obyazannosti-gornichnoj.html. (дата обращения: 05.05.2021).
42. Оценка качества гостиничных услуг. - URL: https://www.reginahotels.ru
/dopolnitelno/trebovaniya-k-gostinicam-kategorii-3-zvezdy/. (дата обращения: 14.05.2021).
43. Техническое оборудование для гостиницы. - URL: http://www.cleanfix- market.ru/shop/professionalnye-pylesosy/. (дата обращения: 25.04.2021).
44. Материальная мотивация работников. - URL: https://blog.molodost.bz /advanced/motivatsii-personala/. (дата обращения: 05.05.2021).
45. Отель «DoubleTree by Hilton Kazan City Center» - URL: https://www.hilton.com/ru (дата обращения: 04.05.2021).
46. Проблемы развития гостиничного бизнеса. - URL: http://prohotel.ru/news- 211426/0/. (дата обращения: 05.05.2021).
47. Служба горничных в гостинице. - URL: http://positime.ru/rol-hozyaystvennoy- sluzhby-v-gostinicah. (дата обращения: 05.05.2021).
48. Уборочные средства для гостиницы. - URL: http://www.cleanfix- market.ru/shop/professionalnye-pylesosy/rantsevyy-pylesos-cleanfix-rs-05/. (дата обращения: 05.05.2021).
49. Состав и функции гостиничных служб. - URL: http://tourfaq.net/hotel- business/sostav-i-funkcii-gostinichnyx-sluzhb/. (дата обращения: 05.05.2021).
50. Профессиональные стандарты горничной. - URL: https://classinform.ru
/profstandarty/33.021-gornichnaia.html. (дата обращения: 05.05.2021).
51. Типология элементов обслуживания Кедотта-Терджена. - URL: http://www.dailymanagement.ru/gkos-132-1.html. (дата обращения: 07.05.2021).