Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Якутия (Саха) считается уникальной республикой как по своей масштабной территории (это самый большой административный округ РФ), так и по языковой ситуации двуязычия и многоязычия. Типичные виды двуязычия и многоязычия в Саха являются: русский-якутский-эвенский, русский-якутский-юкагирский, русский-якутский-чукотский. Таким образом, становится понятно, что русский язык играет большую роль в культурном развитии региона. Русский изучается как родной в большом количестве якутских школ и как неродной – в национальных школах республики.
Следует отметить, что количество людей, которые считают язык своей национальности родным языком, уменьшается каждый год [26], поэтому развитию национальных школ в Якутии и, прежде всего, внедрению современных образовательных технологий, сейчас уделяется большое внимание, следовательно работа, цель которой – исследование современных форм уроков русского языка в якутской школе, является актуальным.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы следующе задачи:
- определение специфик компетентностного подхода в образовании;
- характеристика особенностей современных типов, видов и форм уроков;
- анализ специфики системы обучения русскому языку как неродному в якутских школах;
- определение особенностей и состояния языковой и образовательной ситуации в Якутии;
- анализ учебников по русскому языку;
- разработка современных форм уроков русского языка в якутской школе;
- анализ результатов разработки современных форм уроков русского языка в якутской школе.
Объектом исследования в данной работе является современная форма урока русского языка, а предметом – национальная (якутская) школа.
Методами исследования послужили метод анализа и наблюдения, а также статистический метод анализа результатов.
Материалами исследования послужили учебники русского языка для национальных школ Е. А. Быстровой, Е. А. Хамраевой и др., работы по методике преподавания русского языка как иностранного В. В. Добровольской, А. Н. Богомолова, Л. В. Московкина и др., исследования по игровым формам современных уроков Р. Кайуа, Д. Б. Эльконин и др.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что ученики, уроки которых построены с привлечением современных форм и нестандартных решений, показывают лучший результат в усвоении русского языка, чем те, кто проходит русский язык как неродной на стандартных/ традиционных уроках.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в исследовании результаты могут быть применены в теории преподавания русского языка как иностранного/ неродного.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть применены в практике разработки современных форм уроков русского языка в национальных школах России и за рубежом.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В ЯКУТСКОЙ ШКОЛЕ
1.1. Специфика компетентностного подхода в образовании
Когда упоминается термин «компетенция», подразумевается процесс know how – act (от ноу-хау - к действию).
Из-за его глобальных и интегрирующих характеристик приобретение компетенции требует обучения в двигательной, аффективной и когнитивной областях.
Компетенция — это система концептуальных и процедурных частей знаний, организованных в рабочие схемы, которые помогают идентифицировать проблему-задачу и ее решение посредством эффективных действий в ряде ситуаций. Компетенция включает в себя необходимые знания и способности, необходимые для данного решения.
Поскольку компетентность можно оценить посредством успеваемости, то компетентность является заключительной стадией цикла или периода обучения и определяет среднесрочные и долгосрочные перспективы развития учащегося.
Надо отметить, что компетентностный подход не является новой тенденцией для российской школы. В этом направлении были созданы отдельные учебные технологии и учебные материалы. Однако данное направление не являлось основным в школьном образовании, оно практически не использовалась при построении учебных программ, стандартов и обратились к нему в России только сейчас, в последние 5 лет.
Почему же стоит выбрать компетентностный подход?
Создание программы, основанной на логике, основанной на компетенциях, вписывается в набор инструкций по образовательной системе всех европейских стран уже много лет, что само по себе является гарантом того, что эта программа проверенная, так как эти инструкции основаны на всемирных исследованиях, которые подчеркивают важность связей между обучением и контекстом использования, тем самым помогая учащимся сделать обучение осмысленным.
В течение нескольких десятилетий компетенции активно использовались в сфере западного образования.
Компетентностный подход в образовании, начал формироваться в США в 70-х годах прошлого века. Принцип компетентности зародился в рамках теории языка, а затем стал использоваться как научный метод, применяемый в различных областях знаний, в том числе в педагогике. Понятие «компетентность» впервые было предложено американским лингвистом в связи с трансформационной грамматикой. Автор указал на различие между компетенцией (знание собственного языка говорение - аудирование) и использованием (реальное использование языка в конкретных ситуациях). Введение в профессиональное образование новых образовательных конструкций - компетенций, полномочий и ключевых квалификаций было предложено в зарубежных педагогических публикациях в 80-х годах прошлого века. Компетентностный подход к образованию был заложен американскими исследователями, чьи работы посвящены проблеме компетенций и их развитию в рамках модернизации системы образования и являются фундаментальными для сторонников компетентностного подхода. Разработка компетенций в то время рассматривалась как ответ на такие вызовы, как сохранение открытого демократического общества, многоязычие, мультикультурализм, новые требования рынка труда, развитие сложных организаций, экономические изменения, и т. д., с которыми столкнулось Европа. Тогда Совет Европы принял определение пяти ключевых компетенций, которыми должны обладать молодые европейцы. Благодаря успешности компетентностного подхода в образовании, эту идею подхватили и в других странах мира. При этом, поскольку акцент делается на социальном и личностном развитии учащегося, цель состоит в том, чтобы заставить его реинвестировать свои знания при выполнении заданий на уровне школы, а также на социальном и профессиональном уровнях. Программа была задумана с целью обеспечения устойчивого и жизнеспособного обучения.
Хотя программа, основанная на компетенциях, является новинкой, ее цели не новы. На самом деле, педагоги всегда были заинтересованы в разработке общих процессов «ноу-хау» и закреплении знаний, полученных в классе. Эта программа позволит любому ученику развить его способность мыслить и действовать в соответствии с видением мира, который он будет строить изо дня в день. Эта логика имеет ряд педагогических последствий, таких как:
1)Делать знания, усвоенные в школе жизнеспособными и устойчивыми:
А именно, школа поможет учащемуся осмыслить знания, полученные на уроке, и научит его, как эффективно и полезно использовать их. Его обучение должно быть реинвестировано не только в школьные контексты (то есть из одной ситуации в другую или из одного дисциплинарного контекста в другой), но и в контексты вне школы.
2) Развивать мыслительный процесс ученика:
Для достижения этой цели жизненно важно усилить когнитивную функцию школы, установив тесные связи между приобретением знаний и развитием мыслительных процессов. Акцент на развитие компетенций исключает сосредоточение исключительно на приобретении дисциплинарных знаний, а способствует развитию процессов мышления, необходимых для их усвоения и использования в реальной жизни.
3) Предоставлять условия обучения, соответствующие потребностям учащегося:
Учащийся должен понимать пользу интеллектуальных ресурсов, которые он развивает, в связи с проблемами, с которыми он может сталкиваться в повседневной жизни. Компетентностный подход позволяет связать развитие личных ресурсов и возможных жизненных ситуаций, которые могут потребовать такие ресурсы.
4) Положить конец дисциплинарным барьерам:
Программа обучения, основанная на компетентностном подходе направлена на развитие компетенций в различных ситуациях реальной жизни, обращаясь к различным источникам, связанным с дисциплинарными областями. Выходя за пределы дисциплинарной области, эти сквозные компетенции будут реализовываться в постепенно расширяющейся области, поскольку они будут использоваться и развиваться в различных контекстах в дальнейшем обучении и жизни учащихся школ.
5) Выбрать персонализированную педагогику:
Чтобы способствовать развитию компетенций учащегося, необходимо будет полагаться на ресурсы, которые должны быть использованы, разработаны и обогащены с учетом индивидуальных начальных компетенций учащихся.
Обучение требует от ученика пройти личного соучастия в процессе. Из-за этой концепции обучения ученик постоянно подвергает сомнению свои собственные убеждения. Этот постоянный диалог с собой приводит к тому, что учащийся пересматривает свои предварительные знания и объем, сравнивая свои представления с представлениями своих одноклассников, ищет информацию и проверяет ее, консультируясь с различными литературными источниками или людьми, владеющими информацией.
Это предполагает, что учащийся создает ситуации обучения и оценки, связанные как с процессом, так и с результатами. Взаимодействие с одноклассниками и учителем помогает ученику:
-Составить представление о ситуациях.
-Найти различные способы выполнения задач.
-Использовать различные ресурсы.
Компетентностный подход в обучении подразумевает подключение когнитивных, аффективных и мотивационных стратегий с целью установления баланса между своими предыдущими знаниями и вновь приобретенными.
Рефлексия, которую ученик будет использовать в своих собственных процессах обучения, обеспечит качество приобретения нового знания и облегчит его удержание.
Поскольку обучение является сложным интеллектуальным процессом, при выполнении задачи учащийся отображает соответствующее поведение при выполнении определенного действия.
Сосредоточившись больше на ученике и цели обучения, педагогу становится легче оценить результаты ученика.
В классическом понимании педагогическая цель подразумевает оценку в конце учебного процесса того, что было четко преподано учащемуся в процессе обучения. Однако, в случае компетентностного подхода учитель оценивает ученика с точки зрения развития, принимая решение о выборе подходящих методов, ситуаций, инструментов оценки, способов реинвестирования предпосылок и видов коррективной работы.
Таким образом, значение оценки меняется: от конечного внешнего категоричного (нормативного или сертификационного) значения в сторону движущей силы обучения.
Объясняя цели обучения, учитель предлагает учащемуся придать смысл задаче и показывает ему доступность достижимого результата.
Правильная формулировка этих целей проясняет объект учебного процесса, что помогает достигнуть высокой степени автономии в работе с учениками.
Даже если все ученики не достигают одинаковых целей в одно и то же время, четкое понимание целей облегчает организацию персонализированной педагогики и дает новый импульс вовлеченности учащегося.
Подобное взаимопонимание между учителем и учеником на языке, понятном им обоим, позволяет лучше определиться относительно того, какой именно желаемый результат должен быть достигнут учеником.
По мнению П. В. Сысоева, компетенция и компетентность являются неразделимыми и отражают разные стороны единого процесса обучения, образования и воспитания личности. И если компетенция – это теоретический конструкт, который представляет собой перечень компонентов дискретных знаний, то компетентность – это результат педагогической деятельности, уровень реализации полученных знаний и умений на практике в конкретной предметной области, которая определяется ценностным отношением человека к субъектам и объектам деятельности. Данные уровни позволяют нам судить о том, является ли человек компетентным или некомпетентным в определенной области знаний [23, c.15].
И.А. Зимняя под «компетентностью» рассматривает «основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» [17, c.33]. А. В. Баранников под «компетентностью» понимает «самостоятельную реализуемую способность, основанную на приобретенных знаниях ученика, его учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики» [4, c.56].
Структура и содержание компетенций в образовании представлена совокупностью когнитивного, рефлексивного и деятельностного компонентов. Когнитивный компонент представляет собой совокупность теоретических знаний.
Компонент деятельности состоит из умений и навыков профессиональной работы в области образования. Рефлексивной составляющей является опыт применения и оценки знаний и навыков в преподавательской и профессиональной деятельности.
Природа компетенции заключается в том, что она может проявиться только в органическом единстве человеческих ценностей; на условиях глубокого личного интереса к этому виду деятельности.
Ценностная ориентация обычно определяется как ориентация человека на цели и средства действия.
Особенностями и основными принципами компетентностного подхода являются: поддержка образовательной программы включает в себя не только обучение определенной профессии, но и развитие ключевых, базовых, специальных компетенций, позволяющих быстро реагировать на трудовые отношения. рыночные изменения и вызовы мира; непрерывность образования; переход от предметно-ориентированного обучения к междисциплинарно-модульному обучению на основе компетенций, что обеспечивает гибкость высшего образования. Можно сказать, что компетентность как неотъемлемая характеристика личности формируется в образовательном процессе через набор специфических компетенций и профессиональных ценностных ориентаций и проявляется в деятельности.
1.2. Понятие о современных, нестандартных, нетрадиционных формах урока
Говоря о таких определениях для формы школьного урока, как «нестандартная», «современная», «нетрадиционная» следует отметить, что отличить данные понятия применительно к уроку довольно сложно, хотя каждый отличит нетрадиционный урок от традиционного.
Согласно Толковому словарю Ефремовой:
-Современный - означает «Стоящий на уровне своего века, отвечающий требованиям своего времени; важный для настоящего момента; актуальный, злободневный»
-Нестандартный – означает «Не соответствующий стандарту; нетиповой».
Определения для понятия нетрадиционный в данном словаре нет, однако легко предположить, что речь идет о чем-то прямо противоположном традиционному.
То есть все три определения объединяет понятие – «чего-то отличного от привычного».
Действительно, на обычном уроке учащиеся знают, чего им ожидать от каждого этапа. На уроке они очень удивляются, когда учитель привлекает сведения из других предметов. Во время объяснения учащиеся настроены, слушать учителя (или делать вид, что слушают), поэтому с удивлением и интересом воспринимают информацию, преподнесенную в нестандартной форме (например, игра, лотерея, КВН, “Поле чудес”, сказки и т. д.)
Нестандартные уроки не могут повторяться каждый день, т. к. теряется обучающая функция урока, которая состоит именно в выработке привычки к тому или иному виду деятельности. Таким образом, нельзя сказать, что стандартные уроки плохи, а нестандартные хороши. Учитель должен владеть арсеналом построения и тех, и других уроков.
Перед каждым учителем стоит главная задача – дать прочные и глубокие знания по предмету каждому ученику, показать детям их внутренние ресурсы, привить им желание учиться, стремление узнать новое, научить детей критически мыслить, проверять свои знания, доказывать. Кроме традиционных типов уроков у нас встречаются и нетрадиционные или нестандартные уроки, то есть уроки, имеющие нестандартную структуру. Нестандартный урок – это импровизация учебного материала [14, c.858].
Организация нетрадиционного развивающего обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности и культурно-личностного развития, в связи с чем основные задачи нетрадиционного урока можно сформулировать так, как это показано на рис. 1.
Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности.
Все самое важное в воспитательном процессе для ученика совершается на уроке. Современный урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель использует все возможности ученика, его активного умственного роста,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев, Н. А.. Этнография и фольклор народов Сибири. Новосибирск. Наука, 2008, 167 с.
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов. // Педагогика. – 2010. – № 4. – 56 с.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2013. – 131 с
4. Баранников А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. М., 2002.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.―М.: Прогресс, 1988.
6. Бурыкин, А. А. Юкагирский язык. Языки народов Сибири, находящиеся под угрозой исчезновения. [Электронный ресурс] http://lingsib.iea.ras.ru/ru/languages/yukagir.shtml
7. Бурыкин, А. А. Эвенский язык. Языки народов Сибири, находящиеся под угрозой исчезновения.[Электронный ресурс] http://lingsib.iea.ras.ru/ru/languages/even.shtml
8. Быстрова Е. А., Александрова О. М. Русский язык. Именные части речи. 5–9 классы: Учеб. пос. по русскому (неродному) языку / Е. А. Быстрова, О. М. Александрова. – М.: Дрофа, 2010. – 158 с.
9. Быстрова Е. А., Карашева Н. Б., Кудрявцева Т. С. Изучаем русский: Коррекционный курс для прибывших из стран СНГ: Учеб. пос. для 5–7 классов / Е. А. Быстрова, Н. Б. Карашева, Т. С. Кудрявцева. – М.: Просвещение. С.-Петерб. филиал, 2001. – 390 с.
10. Быстрова Е. А., Мангутова Н. В., Потемкина Т. В., Новикова Л. И. Русский язык. 8 класс: Учебник для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения / Е. А. Быстрова, Н. В. Мангутова, Т. В. Потемкина, Л. И. Новикова. – М.: Дрофа, 2010. – 224 с.
11. Вахтин Н. Коренное население Крайнего Севера Российской Федерации. Санкт-Петербург: Издательство Европейского Дома., 2013, с.79.
12. Волынская О. Г. Групповая форма организации учебной работы и проектная деятельность на уроках литературы (опыт проведения нестандартных уроков) [Электронный ресурс] https://elibrary.ru/download/elibrary_27550149_37166116.pdf
13. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Избранные психологические исследования. М.,1956.
14. Герлингер, Е. В. Особенности проведения нестандартных уроков / Е. В. Герлингер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 858-860.
15. Горохов, С. Н. Эвенки. Народы. Единство в многообразии России. [Электронный ресурс] http://www.narodru.ru/peoples1303.html
16. Дергач, А.А., Щербак, С.Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком. М: Педагогика, 1991. 224 с.
17. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.
18. Комарова Ю.А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам. СПб.: Каро, 2001. 195 с.
19. МБОУ "ТАБАЛАХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" МО "ВЕРХОЯНСКИЙ РАЙОН" [Электронный ресурс] http://tabalah75.ucoz.ru/index/obrazovatelnaja_programma/0-75
20. Национальная библиотека Якутии запустила подкасты на сервисе «Яндекс.Музыка» [Электронный ресурс] https://yakutia-daily.ru/naczionalnaya-biblioteka-yakutii-zapustila-podkasty-na-servise-yandeks-muzyka/
21. Орлова О.В., Титова В.Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. - №9 – С. 60-64.
22. Семенова С. С. Двуязычные, многоязычные - диалог народов и культур. языковое образование в Республике Саха [Электронный ресурс] https://elibrary.ru/download/elibrary_18036418_33756234.pdf
23. Сысоев П.В. Формирование учебно-познавательной компетенции в целях обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2015. № 10. С. 15-24.
24. Хамраева Е. А. Русский язык в семье: 1 год обучения: Учебник по рус. языку и культуре речи для детей соотечественников, проживающих за рубежом / Е. А. Хамраева, В. В. Дронов. – М.: Рус. язык. Курсы, 2004. – 160 с.
25. Crystal, David 2000. Language death. Cambridge. Cambridge University Press.
26. Robbek, Vasili 1998. Language Situation in the Sakha Republic (Yakutia). http://www.siberian-studies.org/publications/PDF/berobbek.pdf