Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Система мотивации персонала является сложным, многоаспектным явлением, которое, к тому же, динамически развивается вслед за изменением социально-экономической ситуации в стране, поэтому остается актуальной темой научного исследования, несмотря на значительное количество публикаций по данной проблеме. Трудовая мотивация лежит в основе повышения качества профессионального труда работников, следовательно, имеет большое практическое значение для повышения эффективности менеджмента любой организации, в частности, системы управления персоналом. Актуальность данной темы также состоит в том, что в настоящее время имеется значительная разница в размерах оплаты и мотивации труда по различным предприятиям в целом, а также имеют место значительные различия в оплате труда разных групп персонала. В связи с этим необходима разработка эффективной системы мотивации труда персонала.
Цель работы – разработка теоретико-методологических и методических основ исследования и совершенствования системы мотивации персонала турагентства «Бэсто Туристо».
Реализация цели потребовала постановки и решения следующих задач: рассмотреть сущность, структуру и роль мотивации персонала в деятельности предприятия; описать основные теории мотивации персонала; охарактеризовать специфику мотивации персонала предприятий социально-культурного сервиса и туризма; исследовать мотивационные схемы, используемые в турагентстве «Бэсто Туристо»; разработать рекомендации по улучшению системы мотивации персонала в турагентстве «Бэсто Туристо».
Объект исследования – турагентство «Бэсто Туристо» (ИП Ракова М.В.). Предметом исследования является система мотивации труда персонала.
Теоретической и методологической основой работы послужили труды фундаментального и прикладного характера отечественных и зарубежных ученых-экономистов в вопросах теории и практики мотивации труда, менеджмента и маркетинга, экономики и социологии труда. Так, для написания данной работы использовались труды таких авторов, как Трапицын С.Ю., Родионова Е.А., Соломандина Т.О., Горленко О.А., Духновский С.В., Сергеев А.А., Валько Д.В., Генкин Б.М., Голубев А.И., Стручкова Е.В. и других.
Для достижения поставленной цели и решения задач в ходе исследования были использованы принципы процессного и системного подходов, методы сравнения, синтеза, расчетный метод, аналитический метод, метод социального опроса, метод группировки и другие.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ходе разработки и обоснования методологических положений и методов, образующих целостное учение о мотивации труда, проведено углубление научных знаний в области управления персоналом.
Практическая значимость настоящей работы заключается в том, что сформулированные выводы и предложения могут быть использованы в практике менеджмента в турагентстве «Бэсто Туристо».
По своей структуре настоящая работа состоит из нескольких компонентов: вводная часть, три главы, заключительная часть, списка литературы и приложений. Во введении отражен ряд следующих аспектов: актуальность изучаемой темы, представлена формулировка цели, задач данной работы, охарактеризованы объект и предмет настоящего исследования, теоретико-методическая база написания работы, ее информационная основа, практическая значимость. В первой главе рассмотрены теоретико-методические основы мотивации персонала предприятия. Вторая глава содержит характеристику деятельности турагентства «Бэсто Туристо», анализ ее трудового потенциала, оценку экономических показателей и анализ действующих мотивационных схем. В третьей главе предприятию «Бэсто Туристо» предложены пути оптимизации мотивации персонала. В заключении подведены итоги и определены перспективы развития мотивации труда в турфирме.
1. Теоретические основы системы мотивации персонала предприятия
1.1. Сущность, структура и роль мотивации персонала в деятельности предприятия
Одной из самых главных угроз экономической безопасности предприятия выступают риски, связанные с его персоналом. Это обусловлено тем, что деятельность персонала может различным образом влиять на предприятие. Так, угрозы могут возникать вследствие низкой квалификации персонала и совершения им каких-либо ошибок, возможны прямые негативные действия персонала, направленные против интересов предприятия ради собственной выгоды (мошенничество, воровство, шпионаж), риски могут быть связаны с потерей ключевых кадров и необходимостью поиска новых сотрудников, обладающих соответствующим уровнем квалификации. Также существуют риски различных злоупотреблений со стороны работников, риски снижения эффективности труда и мотивации сотрудников, риски ухода персонала.
Большой проблемой современных предприятий является возможное снижение эффективности труда и мотивации сотрудников предприятия. Поэтому практически любое предприятие стремится иметь действенную систему мотивации работников, постоянно поддерживать интерес к работе, вести работу по поиску стимулов для своих сотрудников. Помимо этого необходимо отслеживать профессионализм и квалификацию персонала, работать над их повышением. Главными факторами эффективности труда персонала являются именно мотивация и профессионализм [14, c. 226].
Каждое предприятие должно стремиться к сокращению показателей текучести кадров, так как поиск нового персонала, его обучение и адаптация на новом месте связаны с большими финансовыми затратами, помимо этого возможны риски принятия неэффективных сотрудников.
Также следует учитывать риск ухода персонала, ведь помимо количественного ухода возможна и существенная потеря качества работы промышленного персонала. Бывает, эффективность деятельности персонала во многом зависит от нескольких «ключевых» работников, например, ведущего инженера или эффективного управленца, обладающего большим авторитетом в коллективе, более того, иногда даже потеря «неформального» лидера может привести к ряду негативных последствий. Поэтому любое предприятие должно иметь представление о своих ключевых работниках и обдумывать возможные варианты их мотивации, чтобы избежать их ухода, тем самым повышать экономическую безопасность предприятия [39, c. 62].
На предприятия необходимо осуществление постоянной работы над мотивацией персонала, исследование вопросов заинтересованности персонала в труде и мониторинг соответствия персонала занимаемым им должностям.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 09.03.2021 №33-ФЗ).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 20.04.2021 №99-ФЗ).
3. Адашев А. У. Мотивация персонала как функция менеджмента / А. У. Адашев, Х. О. Арслонов // Мировая наука. – 2019. – № 1(22). – С. 34-37.
4. Аргашокова О. И. Проблемы управления мотивацией персонала / О. И. Аргашокова // Социально-гуманитарные технологии. – 2020. – № 4(16). – С. 23-31.
5. Балаев В. А. Мотивация персонала. Современные подходы в мотивации персонала / В. А. Балаев, В. С. Гридчин, Н. А. Чаплыгин // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: Сборник статей по материалам CLX международной научно-практической конференции, Москва, 06 апреля 2020 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Интернаука», 2020. – С. 267-271.
6. Богданов Е.И. Экономика отрасли туризм: Учебник / Е.И. Богданов, В.П. Орловская, Е.С. Богомолова. - М.: Инфра-М, 2018. - 64 c.
7. Боголюбов В. С. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебник для академического бакалавриата / В. С. Боголюбов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 293 с.
8. Бугорский В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы: учеб. пособие для СПО / В. П. Бугорский. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 165 с.
9. Восколович Н. А. Маркетинг туристских услуг: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Восколович. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 191 с.
10. Генкин Б. М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика): монография / Б. М. Генкин. - 2-е изд., испр. - Москва: Норма-: ИНФРА-М, 2020. - 352 с.
11. Гладилин В.А. Экономика туризма / В.А. Гладилин. - М.: Русайнс, 2018. - 517 c.
12. Гомилевская Г.А. Экономика и предпринимательство в сервисе и туризме: Учебник / Г.А. Гомилевская, А.С. Квасов, Т.В. Терентьева. - М.: Риор, 2017. - 247 c.
13. Голубев А. И. Управление мотивацией персонала организации / А. И. Голубев // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 2-1(60). – С. 65-70.
14. Гордеева Е. В. Мотивация как важнейший фактор повышения эффективности системы управления персоналом организации / Е. В. Гордеева, Ю. С. Севостьянова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 11-1(69). – С. 226-229.
15. Ду Г. Теоретические основы процесса мотивации персонала / Г. Ду // Теория и практика современной науки. – 2020. – № 5(59). – С. 177-179.
16. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие для Вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ИНФРА-М, 2019. - 464с.
17. Когдин А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом / А.А. Когтин // Основы экономики, управления и права. №4 (4). 2019. С. 80-83.
18. Кочанова А. А. Современная практика мотивации персонала / А. А. Кочанова // Экономика и социум. – 2020. – № 12-1(79). – С. 663-666.
19. Кошкина Ю. А. Формы мотивации персонала и методы её оценки / Ю. А. Кошкина // Синергия Наук. – 2020. – № 54. – С. 349-355.
20. Лобанова Т. Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для вузов / Т. Н. Лобанова. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 482 с.
21. Маслова В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / В. М. Маслова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 431 с.
22. Менеджмент персонального туристического консалтинга / А.Н.Кузьминов, В.Н.Сердюк, Я.Н.Хомутовская и др. // Экономика. Менеджмент. Инновации. - 2019. - N 1. - С.66-69.
23. Морозов М. А. Экономика туризма: учебник для среднего профессионального образования / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 291 с.
24. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для вузов / Е. А. Родионова, В. И. Доминяк, Г. Жушман, М. А. Экземпляров; под редакцией Е. А. Родионовой. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 279 с.
25. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для вузов / С. Ю. Трапицын [и др.]; под общей редакцией С. Ю. Трапицына. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 314 с.
26. Мотивация персонала: теория и практика / В.В. Кардашов // Человек и труд. - 2019. - № 10. - С. 47-48
27. Мотышина М. С. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учебник для академического бакалавриата / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 282 с.
28. Окнянская А. А. Роль мотивации в системе управления персоналом в современных условиях / А. А. Окнянская // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. – 2021. – № 2(22). – С. 156-163.
29. Покшиванова О. П. Мотивация персонала: основные виды и методы / О. П. Покшиванова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 8(66). – С. 129-131.
30. Порошин А. С. Мотивация персонала: реалии и перспективы / А. С. Порошин // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 1-2(71). – С. 78-81.
31. Пряжников Н. С. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для вузов / Н. С. Пряжников. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 365 с.
32. Радова А. Е. Современные методы мотивации персонала организаций / А. Е. Радова // Мир педагогики и психологии. – 2021. – № 2(55). – С. 50-55.
33. Ребров А. В. Мотивация и оплата труда. Современные модели и технологии: учебное пособие / А. В. Ребров. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 346 с.
34. Соломанидина Т. О. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для вузов / Т. О. Соломанидина, В. Г. Соломанидин. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 323 с.
35. Степанова С.А. Экономика предприятия туризма: Учебник / С.А. Степанова, А.В. Крыга. - М.: Инфра-М, 2018. - 316 c.
36. Теоретические положения консалтинга в сфере туристического менеджмента / А.В.Родионов, В.Ю.Припотень, В.Н.Сердюк, Ю.И.Гутько, В.Д.Рябичев // Экономика. Менеджмент. Инновации. - 2018. - № 1. - С.64.
37. Тимакова К. С. Особенности использования методов нематериальной мотивации персонала в организации / К. С. Тимакова, Н. А. Юкина // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 1-4(69). – С. 268-270.
38. Толмачева М. С. Эволюция теорий мотивации в зарубежных исследованиях / М. С. Толмачева, Г. А. Мешкова // Успехи гуманитарных наук. – 2019. – № 2. – С. 6-14.
39. Чиркова Ю. Р. Управление трудовой мотивацией персонала: современные механизмы и методы изучения / Ю. Р. Чиркова // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2020. – № 6(37). – С. 62-74.