Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что в результате пандемии новой коронавирусной инфекции большинство стран закрыли границы и зарубежные курорты стали недоступны для посещения. В связи со сложившейся обстановкой, в 2020 году туристы были переориентированы на местные курорты и активно пользовались турпродуктами отечественного рынка. Так по статистическим наблюдениям АТОР доля организованного внутреннего туризма в 2020 году увеличилась на 8% и составила 21% от общего рынка [7].
Сокращение международных направлений рождает спрос на местный турпродукт, таким образом возрастает необходимость в дифференциации предложений и разработке новых маршрутов, способных удовлетворить потребности туристов в отдыхе. Следует отметить, что развитие внутреннего и въездного туризма в России происходит неравномерно, большой поток инвестиций идет на курорты Черноморского побережья, в то время как остальные регионы страны, имеющие богатый туристско-рекреационный потенциал, остаются неосвоенными. Примером является Новосибирская область. Имея привлекательные туристские ресурсы, доступную транспортную инфраструктуру и индустрию гостеприимства, многие виды туризма на территории до сих пор недостаточно развиты. В первую очередь это затрагивает пешеходный туризм. Основной составляющей, которая оказывает существенное влияние на уровень сервиса в туризме, выступает экскурсионное обслуживание, представленное в туре. Динамика развития пешеходного туризма напрямую зависит от развитости и уровня экскурсионных программ, их тематике, степени познавательности, новизны и уникальности.
В настоящее время на рынке пешеходного туризма Новосибирской области представлены трекинги и походы, а также пешеходные экскурсии по культурно-историческим достопримечательностям, однако все маршруты идентичны и инновационных развитий, направленных на повышение у туристов интереса к изучению окружающей среды, истории местности, культурным событиям в данном направлении не наблюдается. Именно с данным аспектом связана актуальность данного исследования.
Объектом исследования в работе является пешеходный туризм.
Предметом исследования является деятельность ООО «Олимпия-Райзен-Сибирь» по развитию пешеходных туров в г. Новосибирске.
Цель исследования – разработать пешеходный тур по г. Новосибирску для ООО «Олимпия-Райзен-Сибирь».
Задачи исследования:
– рассмотреть понятие и сущность пешеходного туризма.
– изучить нормативно правовое регулирование пешеходного туризма.
– исследовать виды и категории пешеходного туризма.
– проанализировать возможности ООО «Олимпия-Райзен-Сибирь» для разработки пешеходного тура по Новосибирску.
– разработать пешеходный тур «От истоков к современности» для ООО «Олимпия-Райзен-Сибирь».
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют научные и методические положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных ученых в области менеджмента, маркетинга туризма, (Биржаков М. Б., Бутко И. И., Джаладян Ю. А., Кусков А. С., Осипова О. Я., Рябчинский А.И. и др.), а также монографии, научные статьи, прикладные разработки, труды общетеоретического и общеметодологического характера в области туроперейтинга.
Также использовались нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность в сфере туризма: Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» ФЗ № 132 от 24.11.1996 г. (с изменениями 05.04.2016); ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг».
Методологическая база работы – в работе использовались метод анализа (с целью определения сущности программ пешеходного туризма), сравнения и анкетирования (с целью проектирования пешеходного тура «От истоков к современности»), классификации (с целью анализа молодежных пешеходных туров в Новосибирске).
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный турпродукт может быть реализован на туристском рынке г. Новосибирска и внедрен в ассортиментный ряд ООО «Олимпия-Райзен-Сибирь».
1. Теоретические аспекты развития пешеходного туризма
1.1 Понятие и сущность пешеходного туризма
В современном мире все большую популярность приобретает пешеходный туризм. Большинство людей стараются повторить подвиги известных людей, дойти, увидеть своими глазами и ощутить на себе все те сложности и переживания, которые кто-то испытал в процессе достижения собственной цели.
Пешеходный туризм относится к активным видам спортивного туризма и представляет собой пеший поход по пересеченной местности, участниками пешеходных туров являются люди без специальной подготовки – туристы. Пешеходный туризм ориентирован на людей, предпочитающих активные виды отдыха, к тому же он предоставляет возможность выбора маршрута согласно его категории сложности. Данный вид туризма достаточно демократичный поскольку места размещения в путешествии не требуют больших затрат, зачастую туристы останавливаются на ночлег в кемпингах, либо разбивают палаточный лагерь [18].
Количество участников пешего маршрута, как правило, не превышает 12 человек, это обусловлено тем, что большой группой туристов всегда нелегко управлять, и кто-то может отстать или уйти из поля зрения. Маршруты пешеходных туров разнообразны и зависят от уровня подготовки туристов и категории сложности, зачастую проводятся на открытых равнинных местностях, предгорьях и невысоких горах (около 3000 м), в тех районах, которые пригодны для проведения пеших туров [22].
Согласно единой всероссийской спортивной классификации туристских маршрутов, пешеходные маршруты могут состоять из:
̶ Походов выходного дня.
̶ Пешеходных маршрутов I, II, III степени сложности.
̶ Пешеходные маршруты в горах I, II, III степени сложности.
̶ Пешеходные категорийные маршруты (I – VI категории сложности).
Степень сложности и ее категория определяется исходя из количества трудностей и препятствий, которые могут возникнуть на пути следования маршрута и которые нужно преодолеть туристу. В соответствии с преодолением определенной категории сложности, туристу присваивается разряд [22]. Не категорийные маршруты (походы выходного дня) составляются так, чтобы на пути их следствия туристам не встречались препятствия, при преодолении которых, требуется специальная подготовка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. ФЗ № 132 от 24.11.1996 г. (с изменениями 05.04.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг». [Текст]. – Введ.2010-30-11 – М.: Изд-во стандартов, 2010. – VII, 60 с.
3. ГОСТ Р 54604-2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования» [Текст]. – Введ.2011-30-11 – М.: Изд-во стандартов, 2011. – VIII, 70 с.
4. ГОСТ Р – 50644 – 2009. Туристско - экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов. – Введ. 2000–11–16. – М.: Изд-во стандартов, 2010. – 27 с.
5. Александрова А.Ю. Статистика туризма / А.Ю. Александрова. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2017. – 414 с.
6. Анциферов М.П. Экскурсоведение / М.П. Анциферов. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2017. – 414 с.
7. Ассоциация Туроператоров России. [Электронный ресурс] // Официальный сайт. – Режим доступа: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/53770.html (дата обращения: 18.05.2021).
8. Бабкин А.Б. Специальные виды туризма. Учеб. Пособие / А.Б. Бабыкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 252с.
9. Балабанов И.Т. Экономика туризма И.Т. Балабанов. – М.: ЭСКМО, 2017. – 343 с.
10. Бархаш Л. Особенности экскурсионного обслуживания. – М.: Альянс, 2014. - 329 с.
11. Бобкова А. Правовое обеспечение пешеходного туризма / А. Бобкова. – М.: ЭСКМО, 2019. – 155 с.
12. Буткова А. Г. Основные музеи Роcсии / А.Г. Буткова. – М.: Кнорус. –2017. – 45 с.
13. Ветинев А.М. Маркетинг туристических услуг / А.М. Ветинев. – М.: Крокус, 2018. – 471 с.
14. Воронцова М. Г. Образование как фактор развития современного туризма / М.Г. Воронцова // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2018. – № 2. – С. 68-78.
15. Валявский В.К. Рекреационные ресурсы Новосибирска и Новосибирской области. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 115 с.
16. Гаврилова Е.А. Менеджмент туризма / Е.А. Гаврилова. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2017. – 576 с.
17. Горшков С.А. Экскурсоведение / С.А. Гаврилова. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 346 с.
18. Гутников В. А. Экскурсионная деятельность и туризм / В.А. Гутников. – М.: ЭСКМО, 2017. – 120 с.
19. Дмитриев М.Н. Экономика туристского рынка / М.Н. Дмитриев. – М.: Белый город, 2017. – 260 с.
20. Дурович А.П. Организация туризма / А.П. Дурович. – М.: Юрайт, 2019 – 314 с.
21. Ефремова М.В. Организация туризма / М.В. Ефремова. – СПб: ГЕРДА, 2017. – 248 с.
22. Жинкин И. Туризм. Экскурсионные маршруты: Метод. Пособие / И. Жинкин – М.: Крокус, 2013. – 185 с.
23. Жуков А.А. Технология и организация туроператорских услуг / А.А. Жуков. – М.: ИНФРА -М, 2017. – 387 с.
24. Жукова М.А. Управление потребительскими предпочтениями в сфере отечественного туризма и гостеприимства. Основные направления реализации турпродукта / М.А. Жукова. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2017. – 304 с.
25. Закорин Н.Д. Методологические аспекты анализа экономической эффективности туристской отрасли / Н.Д. Закорин //Проблемы современной экономики. – 2017. – № 3-4 (15/16). – С. 324.
26. Зорин И.В. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин. – М.: Атриум, 2017. – 327 с.
27. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник. / Е.Н. Ильина – М.: Финансы и статистика, 2008. - 256 с.
28. Кабушкин Н.И. Организация туризма: учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. – М.: Новое знание, 2019. – 632 с.
29. Карагозов О.В. Организационные аспекты повышения эффективности культурно-познавательной сферы туризма / О.В. Карагозов. – М.: Научное обозрение, 2018. – 45 с.
30. Кондратьев О.Г. Сохранение культурного наследи страны / О.Г. Кондратьев // Вояж. – 2018. – № 10. – С. 58-60.
31. Кравченко Н. Интерактивные экскурсии как метод повышения сознания. / Н. Кравченко // Знание. – 2017. – № 7. – С.23-28.
32. Кривошеева Ю.В. Развитие туристической деятельности в Новосибирской области / Ю.В. Кривошеева // Молодой ученый. – 2020. – № 8. – С. 1023-1028.
33. Кружалин В. И. Теоретические и практические аспекты развития рекреации и туризма в России / В.И. Кружалин. – СПб.: «Издательство Д.А.Р.К.». 2018. – 215 с.
34. Квасов А. Экскурсоведение / А. Квасов. – М.: ЭСКМО, 2017. – 149 с.
35. Кужель Ю.Л. География туризма: Новосибирск / Ю.Л. Кужель. – М.: Гриф, УМО, ВО, 2019. – 357 с.
36. Кусков А.С. Технология и организация экскурсионных услуг / А.С. Кусков. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 324 с.
37. Куликов А.С. Экскурсионное дело / А.С. Куликов. – М.: Форум, 2017. – 256 с.
38. Курышева О.В. Определение понятия «молодежь» / О.В. Курышева // Теория и практика общественного развития. 2020. – № 7. – С.5.
39. Министерство экономического развития Новосибирской области. Туристская деятельность [Электронный ресурс] // Официальный сайт. – Режим доступа: http://econom.nso.ru/page/262 (дата обращения: 19.05.2021).
40. Морозова И.В. Взаимодействие культур и пешеходный туризм. / И. В. Морозова // Туризм и культурное наследие: межвузовский сборник научных трудов: Вып. 1. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2017. — 45 с.
41. Музей Мировой Погребальной Культуры [Электронный ресурс] // Официальный сайт. – Режим доступа: https://musei-smerti.ru (дата обращения: 16.05.2021).
42. Олимпия-Райзен-Сибирь [Электронный ресурс] // Официальный сайт. – Режим доступа: https://www.olympia-reisen.ru (дата обращения 15.05.2021).
43. Омельченко В.И. Современное состояние и перспективы развития детско-юношеского туризма в Российской Федерации. / В.И. Омельченко // Туризм и культурное наследие: межвузовский сборник научных трудов: Вып. 15. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2018. — 35 с.
44. Скобельцына А.С. Технология и организация информационно-экскурсионной деятельности / А.С. Скобельцина. – М.: Гриф УМО ВПО, 2019 – 284 с.
45. Скобельцына А.С. Технология и организация экскурсионных услуг / А.С. Скобельцина. – М.: Гриф УМО ВО, 2019 – 197 с.
46. Скородумов Ю. С образовательным туризмом в XXI век / Ю. Скородумов //Туризм и образование. – 2017. – № 1. – С. 58-98.
47. Субботина Е. В. Совершенствование структуры образования как фактор развития современной туристской отрасли / Е. В. Субботина, З. Сулейманова // Дополнительное образование. – 2017. – №11. – с. 45.
48. Ушакова Е.О. Оценка туристского потенциала Новосибирской области с использованием факторного анализа / Е.О. Ушакова // Практический маркетинг. – 2020. – № 9. – С.3-10.
49. Феденева И.Н. Развитие регионального туризма на основе реализации инвестиционных проектов (на примере Новосибирской области) / И.Н. Феденева // Экономика и бизнес. – 2018. – № 5. – С. 5-12.