Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития логопедии все большее число детей с речевыми нарушениями оказывается в общеобразовательной школе. Несформированность речевой системы или её отдельных компонентов у учащихся приводит к трудностям усвоения предметов не только гуманитарного цикла (русский язык, литературное чтение и т. д.), но и таких предметов, как математика, информатика, окружающий мир.
Степень научной разработанности темы. Вопросы формирования языковой системы детей с ОНР, в частности особенности предложно-падежных конструкций изучали в своих трудах такие исследователи как В. В. Виноградов [6], А.Н. Гвоздев [11], А.П. Лекант [28], М.П. Феофанов, С.Н. Цейтлин [51].
Большинство исследователей отмечают, что несформированность языковой системы вызывает особенные трудности у детей с общим недоразвитием речи при переходе с дошкольной ступени образования к систематическому обучению в школе.
При этом наибольшие трудности у ребенка с нарушением становления системы родного языка возникают при формировании грамматического строя речи, без которого нет полноценной реализации самостоятельного связного высказывания, полноценного чтения и письма (Л. В. Ковригина [21], Л. Ф. Спирова и др.).
У детей с общим недоразвитием речи речевой опыт ограничен, что препятствует формированию навыка употребления конструкций различного типа, так как для этого необходима большая речевая практика.
Объект исследования: особенности предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: методика формирование предложно – падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе использования лего - технологий.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему формирования предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с ОНР;
2. Провести экспериментальное исследование сформированности предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования: серия специально разработанных занятий с использованием лего – технологий будет способствовать формированию предложно – падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Теоретической основой явились труды таких исследователей как Т.В. Ахутина, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, К. Липмани др.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ специальной литературы по теме исследования; эмпирические-педагогический эксперимент (формирующий, констатирующий, контрольный этап); метод количественного и качественного анализа результата исследования.
Структура исследования. Работа состоит из введения. Двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Предложно-падежная конструкция как единица грамматических категорий
Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени. При нормальном развитии речи предлоги появляются после всех знаменательных частей речи. Это период, когда взаимосвязь между словами выражается только флексиями. Раньше всех появляются предлоги, обозначающие пространственные отношения. Затем – время, цели, причины и др. По мере развития речи значения предлогов все более детализируются и обогащаются.
Предложно-падежная конструкция — это единый функциональный комплекс предлога и падежа [4].
Становление грамматического значения речи проявляет себя важным моментом в речевом развитии детей. Связано это с тем, что грамматический компонент взаимодействует с другими языковыми возможностями,
Грамматический строй языка составляет сферу единиц и правил работоспособности, в таких темах, как: морфология, словообразование и синтаксис [2].
Падеж - это морфологический признак имени существительного, который ставит вопрос об отношении предмета или явления, которое выступает в роли существительного, к разным или подобным, предметам или явлениям, а также признакам и действиям. В современном русском языке имеются шесть, всем известных, падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный [1].
Все падежи представляют разнообразную лексико-грамматическую категорию имени существительного, осуществляемую через сферу разно взаимодействующих падежных форм, выявляет отношение, являющегося существительным, предмета к имеющимся предметам или действиям.
Разберем каждый падеж по отдельности, сравнив его различия и схожесть с другими.
Так, именительный падеж, не сотрудничает с предлогами. А родительный используется во взаимодействии с такими предлогами, как: без, для, до, из, из-за, из-под, между, в виде, ввиду, в отличие от, в порядке и другими.
Дательный падеж может употребляться вместе с предлогом, или без него: к, по; благодаря, вопреки и другими.
Винительный падеж также может быть представлен с предлогами и без них (например, без в, на, за, о, об, по, под, про, с, через и другие).
Творительный, как и винительный, используется с предлогами и без них: за, между, над, перед, под, с; вместе и другие [8].
И последний падеж – предложный, он выступает в качестве косвенного падежа. И пишется вместе с предлогами: в, на, о, при, по. Интересно, что, если форма предложного падежа применяется вместе с предлогами: в, на и при, то она является обстоятельственным значением – пространственным или временным.
Предложно-падежная схема является целостным функционирующим моментом взаимодействия предлога и падежа [6].
Предлоги являются не только присоединением и связующим звеном между словами, но и значатся, как служебные слова, взаимодействующими с видами косвенных падежей. Вместе с их использованием устанавливается синтаксическая нить с членами предложения, проявляются многогранные отношения к предметам.
Предлог – это служебная часть речи, которая играет роль синтаксического аспекта властвования существительных для других слов в простых и сложных предложениях. Определение предлогов выражается более точно в предложных конструкциях, которые устанавливают связь между словом и подчиненным существительным [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе изучения было выявлено, что проблема формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников с интеллектуальным недоразвитием изучена мало и требует дальнейшей проработки, как ряда теоретических положений, так и проведения практических исследований в области изучения особенностей предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием.
Использование предложно-падежных схем относятся к важным аспектам целостного речевого и общего психического развития ребенка. В первую очередь, это связано состоянием и мобилизацией речи, которая серьезно действует на формирование мышления и речевого аппарата ребенка, его совместной и индивидуальной сферы деятельности, и конечно, способствует установлению взаимодействия с другими ребятами и взрослыми. Ведь, если ребенок не научиться правильно и грамотно показывать свои эмоции и поддерживать разговор в определенных ситуациях, то он не сможет правильно понимать речь других собеседников, не сможет уловить суть и дать нужный комментарий в ответ. Такие проблемы становятся заметны уже в самом маленьком возрасте, что позволяет устранить их, пока они не достигли более сложного уровня, тем самым помочь ребенку почувствовать себя полноценным, грамотным и понимающим других людей.
Старшие дошкольники, имеющие серьезные проблемы с речью, стараются в полной мере усвоить определенные правила правильной ясной речи. Используя особенности употребления предложно-падежных конструкций, они могут достичь определенных высот в этой теме, только в более длительном процессе.
Наличие дисгармоничного развития дает о себе знать тем, что морфологическая и синтаксическая система языка проявляется иначе, чем у обычного ребенка. Они более склонны к трудностям в выборе грамматических значений для отражения своих мыслей.
Исследователи выявили следующие проявления нарушений морфологической системы у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: неправильное употребление окончаний существительных, местоимений и прилагательных.
Часто эти ребята ссылаются на единый процесс словоизменения и предлогов. Таким образом, они упрощают эти аспекты в предложно-падежных конструкциях. И замените предлоги гласными, например, "а", " у " и другими.
Существуют также такие моменты, как пропуски предлога при правильном применении флексии, например, "мяч-стол вместо "на столе"; неправильное произношение и написание падежных окончаний при правильном использовании простых предлогов; исключение необходимого предлога, в котором флексия не свойственна; сравнение места и направления движения.
Но с большими трудностями студенты сталкиваются при использовании предлогов цели, времени, отношения к объекту, когда они могут либо опустить их, либо не ставить их вообще.
Проблема правильного применения предложно-падежных схем особенно часто возникает у детей старшего дошкольного возраста, у которых помимо этой проблемы могут возникнуть серьезные логопедические моменты. Поэтому для того, чтобы научиться точно и правильно применять свои знания по использованию предложно-падежных конструкций, нужно иметь не только сильное желание, но и работать с учителями над правильностью, формулировкой речи и голоса, уделяя большое внимание предложно – падежной форме.
Специальные методы построения грамматической речи у старших дошкольников, имеющих серьезные проблемы с речью, были выявлены такими исследователями, как: Жукова Н.С., Спирова Л. С., Соботович Е. Ф. и др. В своих работах они рассмотрели особенности использования предложно-падежных конструкций в имеющихся некорректных синтаксических схемах, неточности в процессах словообразования и флексии. Эти аспекты имеют твердый характер и остаются на протяжении всего обучения ребенка, а может быть, и на всю оставшуюся жизнь
Проанализировав специализированную литературу по проблеме изучения, мы рассмотрели особенности, методы обследования, уровни усвоения предложно-падежных конструкций у дошкольников с нарушениями интеллекта, а также подобрали игры, задания и упражнения для устранения выявленных нарушений.
Основываясь на анализе научной литературы, можно сказать, что предложно-падежная конструкция представляет собой единый функциональный комплекс предлога и падежа.
Предложные конструкции выражают различные значения: место, время, способ действия, причина, цель, отношение к объектам.
Трудность усвоения предлогов детьми с нарушениями речи заключается в особенности произношения предложно-падежных конструкций: предлог в общем потоке речи не выделяется паузой, как отдельное слово. Трудности возникают также при определении значения предлога. Как известно, любое слово сочетает в себе два значения - лексическое и грамматическое.
Нарушения в усвоении предложных и падежных конструкций у дошкольников с интеллектуальным недоразвитием связаны со слабостью головного мозга. Необходимо подчеркнуть отсутствие в литературе исследований в области особенностей предложно-падежных конструкций у детей с интеллектуальным недоразвитием.
А у старших дошкольников наблюдаются проблемы в применении предлогов значения цели, времени, отношения к предметам и понимания пространственных предлогов-антонимов.
Таким образом, при диагностике употребления предложно-падежных конструкций старшими дошкольниками используются системные грамматические значения и конструкции.
Учитель пытается проанализировать овладение дошкольниками предложно - падежными конструкциями как в собственной речи, так и в восприятии речи других людей, чтобы почувствовать разницу и уловить смысл. В ходе исследования учитывается руководящий вид деятельности ребенка - игра.
Основным аспектом применения формы является состояние грамматического значения языка, которое необходимо для проявления речевой диагностики и дальнейшей работы над имеющимися нарушениями.
Поставленные нами задачи были решены. Мы рассмотрели исследования многих ученых, тем самым показав, что эта проблема была актуальна и в прошлые века, и сейчас. Это требует современных методов и приемов, которые облегчили бы работу учителей и детей друг с другом над этой проблемой.
Выявлены параметры изучения предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием:
1) понятные предложно-падежные конструкции;
2) использование предложно-падежных конструкций.
Проведено экспериментальное исследование особенностей предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с ОНР.
Изучение употребления предлогов и падежей старшими дошкольниками с ОНР показало многочисленные ошибки, соответствующие низкому уровню развития у них грамматических средств языка.
В результате изучения предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с ОНД мы видим, что дети, относящиеся к этой категории, имеют средний и низкий уровни понимания предложно-падежных конструкций и низкий уровень использования.
Нарушения в усвоении предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи связаны с отсутствием пространственной ориентации и спецификой речевого развития.
Ошибки в употреблении падежей и предлогов у детей с общим недоразвитием речи многочисленны и специфичны и являются как продуктивными, так и непродуктивными, что соответствует низкому уровню развития их грамматических средств языка. Эти ошибки проявляются в трудностях понимания и использования предлогов, выражающих пространственное значение, неправильном употреблении существительного в разных случаях и ошибках в грамматическом оформлении.
Коррекционная работа с детьми, имеющими общее нарушение речи, должна проводиться с учетом уровня сформированности всех их психических процессов - не только речи, но и памяти, внимания, мышления.
Одной из современных технологий, обеспечивающих гармоничное развитие всех аспектов речи, является технология lego. Использование конструктора LEGO на логопедических занятиях позволяет использовать все психические процессы и, основываясь на интеграции учебных областей в игровой форме, успешно корректировать нарушения всех разделов речи, включая грамматическую структуру.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями./- Ростов н/Д: Феникс, 2015 -45 с.- (Библиотека логопеда).
2. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса.- М.: КД «Либроком», 2012.- 220с.
3. Баронова В.В. Тетрадь - тренажер для формирования навыка образования падежных и предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет. Издательство «Детство- Пресс», 2019. - 32 с.
4. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей // Словарный запас и грамматический строй,- М.: АРКТИ, 1997.-64 с. цв. таблицы. Серия : «Библиотека практикующего логопеда»
5. Бурачевская О.В., Бурачевская Т.В. Статья «Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций». Международный научный журнал. Вопросы дошкольной педагогики №3 (06) 2016. Часть II.- с.105-107.
6. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). - М.: Высш. шк., 1986. - 640 с.
7. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. С-Петербург, 1993. -94 с.
8. Волкова Л.С, Туманова Т.В., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Логопедия. Методическое наследие: Книга V. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. - М: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 479 с.
9. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Т.В. Волосовец – М., 2004. – 287с.
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и. истории психологии/Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского.— М.: Педагогика, 1982.— 488 с.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: «Дество -Пресс», 2007. - 480 с.
12. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. Часть первая. Издательство академии педагогических наук РСФСР.: Москва, 1949. - 263 с.
13. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. Часть вторая. Издательство академии педагогических наук РСФСР.: Москва, 1949. -178 с.
14. Глухов В.П. «Онтогенез речевой деятельности». Курс лекций: Учебное пособие. М.: МГПУ, 2017. - 74 с.
15. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. Пособие для студентов педвузов. - М.: АСТ: Астрель, 2005.-351, [1] с. -(Высшая школа)
16. Голубец О.Д. Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОНР / О.Д. Голубец // Логопед. - № 9. – 2013. – С. 15
17. Жинкин Н. И. К вопросу о развитии речи у детей / Н.И. Жикин // Советская педагогика. - 1956. - № 6.
18. Жукова Н.С и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда / Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.-2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1990.- 239 с.: ил.
19. Ионова Н. В. Семантические функции падежных форм и предложно-падежных конструкций имени существительного в речи детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Череповец, 2007. - 19 с.
20. Китаева Н.Н., Мозговая Л.Г. Статья «Особенности усвоения предложно- падежных конструкций дошкольниками с разным уровнем речевого недоразвития» // Материалы Всероссийской, научно-практической конференции по проблемам специального образования, 25-26 апреля 2005г. -СПб.: Изд-во ЛПУ им. А.С.Пушкина, 2005. - с.141-145.
21. Ковригина Л. В. Логопедическая работа по формированию предложно-падежных форм существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2002. - 17 с.
22. Ковригина Л. В. Особенности формирования логико-грамматических структур высказывания у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи // Вестник педагогических инноваций. - 2016. - № 2 (42). - С.29-35.
23. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова – М.: Сов. Россия, 2004. – 160 с.
24. Комарова Л.Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego). - М.; Линка Прес, 2018
25. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов. и/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. - 224с. (Серия «Коррекционная педагогика»)
26. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. М., «Просвещение», 1967. - 360с.
27. Лекант, П.А. Современный русский язык: учебник для студентов ву- зов, обучающихся по специальности «Филология» / П.А. Лекант, Е.В. Клобуков, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин / Под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2002. – 557 с.
28. Ленская Н.И. «Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации». Издательство: РГГУ, 2017. -311с.
29. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. - 287 с.
30. Митропольская О.Н. Правильно называем предлоги. - М.: ТЦ Сфера, 2011. -32 с.
31. Моисеева А.М. Статья «Формирование предложно-падежных конструкций у детей 4-6 лет с ОНР. Журнал «Логопед» 2011 №4,- с 51-61.
32. Новикова Е.В. Секреты предлогов и падежей.: Учебно-практическое пособие.-М.: - Издательство ГНОМ и Д, 2001.- 128 с.
33. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», 2010,-80 с.
34. Пехливанова К.И., Лебедева М.Н. Грамматика русского языка в иллюстрациях. -5-е изд., испр. и доп. Москва «Русский язык».- 1990. - 353с.
35. Пискленова И.Б. Методическая разработка. Особенности понимания и употребления предложно-падежных конструкций детьми с ОНР. Образовательный // Электронный журнал http://ext.spb.ru/faq/7236-2015-02-20-09-44-49.html
36. Рудакова Н. П. Особенности усвоения предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Логопед. 2004. №3. – С. 5
37. Синичкина В.В. Конспекты тематических занятий по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи у детей с ОНР. Издательство: Детство-Пресс, 2012,-160с.
38. Скобликова Е.С. Согласование и управление в русском языке. М.: «Просвещение», 1971. -239с.
39. Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Грамматика для дошкольников 4-6 лет. Методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи. Изд. «Литур».-70 с.
40. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. Издательство «Детство – Пресс», 2018. – 320 с.
41. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I-IV классы) / науч. исслед. ин-т дефектологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1980. - 192 с.
42. Теленкова М.А., Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. - Пособие для учителя. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 399 с.
43. Тимофеева Р. Сборник дидактических игр по лего-конструированию для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М., 2019. – 60 с.
44. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева - М.: Academia, 2001. - 334с
45. Ушакова Т.Н., Уфимцева Н.В. (ред.) Детская речь: психолингвистические исследования. Сборник статей. - М. , Per Se, 2015. - 216 с.
46. Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 258 с.
47. Филлипович И.В. Статья «Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Журнал «Логопед» 2004, №5.- с41-44.
48. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М.: Аркти, 2000. - 56 с.: илл. (Библиотека практикующего логопеда).
49. Цветкова, Л.С., Пирцхалайшвили Т.М. Роль зрительного образа в формировании речи и у детей с различными формами патологии II Дефектология. [Текст] / Л.С. Цветкова. - М: -2000. 11-18с
50. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000,- 240с.
51. Цейтлин С. Н. Грамматические ошибки в освоении русского языка как первого и как второго // Вопросы психолингвистики. - 2009. - № 9. - С. 43-53.
52. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под. общ. ред. проф. Т.В. Чиркиной.-3-е изд., доп.// АРКТИ, 2003. - с 240.
53. Чохонелидзе Т.А. Вот предлог простой. М.: Карапуз, 2004. - 18 с. Серия: Развитие речи и культуры общения.
54. Шаркова О.А. Коррекционная работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей с ОНР // Логопед. 2014. №3. – С. 5
55. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. -М.: Издательство «Гном и Д», 2005. – 48с.