Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Познавательная деятельность – неотъемлемая часть умственного и психического развития ребенка. С самого рождения, каждый этап возрастного развития, дает свои возможности и индивидуальные потребности познания окружающего мира. Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в отношении личностного и познавательного развития этапов. Психика ребенка очень чувствительна, что и определяет потенциал развития ребенка в разных направлениях. Данный этап становится для ребенка периодом стремительного развития. Все, с чем знакомится ребенок в период 3 – 7 лет играет важную роль для его развития в будущем, на этой основе постепенно развиваются познавательные процессы, социальная активность, представления о различных системах мира (труд, отношения, эмоции, взаимодействие с социумом и др.).
Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования транслирует необходимость организации экологичного, эффективного познавательного развития начиная с младшего дошкольного возраста. Знакомство и расширение социального пространства позволяет детям сформировать представления о разных явлениях, действиях взрослых, в дошкольном учреждении и за пределами семьи и детского сада и в целом об устройстве общества и жизни. При условно нормальном психическом развитии ребенка, формирование познавательных процессов, общения, познания, воображения, самостоятельности происходит в игре дошкольника фактически спонтанно, при сопровождении взрослого и включении во взаимодействие с ним и со сверстниками. К 7 годам – перейдя на этап сюжетно-ролевой игры, ребенок имеет познавательное представление об общем устройстве мира, социальных процессах, мотивах поведения, нормах общения, сложных понятиях: «этика», «нравственность» (это стыдно, а это нет, так можно, а так нельзя), «патриотизм» (враги и «наши»), «красота», «искусство» и мн.др. и условно готов к систематическому обучению и развитию познавательных процессов, универсальных умственных действий и др.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста важно выстраивать с опорой на образное мировосприятие, с подключением позитивного отношения взрослого и положительных эмоций детей.
Проблемами познавательного развития ребенка, в дошкольном возрасте занимались такие авторы, как Л.С. Выготский Л.С., П.Я. Гальперин, В.С. Мухина, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. Аспекты развития и особенности взаимосвязи игры и умственного развития раскрывались в исследованиях Л.С. Выготского, Г.М. Бреслава, Н.Д. Соколовой, Ю.Н. Белехова, Н.В. Давиденко, А.Н. Акулович, С.В. Алехиной и др. Проблемой познавательного развития в общении, в игре как в деятельности в дошкольном детстве, занимались такие исследователи как Б.Г. Ананьев, А.Л. Бодалев, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, А.А. Леонтьев, Т.А. Репина и др.
Несмотря на то, что в отечественной и зарубежной науке вопросы познавательного развития дошкольников, взаимовлияния умственных способностей и игры детей рассматривались неоднократно, тем не менее, данный вопрос не может быть закрыт, т.к. в новых условиях появляются новые задачи воспитания, обучения, развития детей. В настоящее время образование направлено на создание условий для одновременного воспитания и обучения, игры и взаимодействия дошкольников с разным уровнем познавательного развития.
Вышесказанное, определяет актуальность и выбор темы исследования: «Игра как средство формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования – игра как средство формирования познавательных интересов.
Предмет исследования – игра как средство формирования познавательных интересов детей в старшем дошкольном возрасте.
Цель исследования – изучить особенности игры как средства формирования познавательных интересов старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ научной литературы по проблеме познавательного развития старших дошкольников
2. Раскрыть особенности игры в старшем дошкольном возрасте;
3. Описать игру в ракурсе рассмотрения ее стимулирующего влияния на познавательные процессы старших дошкольников.
4. Провести эмпирическое исследование игры как средства формирования познавательных интересов старших дошкольников.
Гипотеза исследования: уровень развития сюжетно-ролевой игры дошкольников находится в прямой взаимосвязи с показателями уровня познавательного развития ребенка.
Методы исследования:
1) теоретический анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме исследования; наблюдение; беседа; анкетирование; анализ продуктов деятельности детей;
2) изучение медико-педагогической документации, анамнестических и катамнестических данных о развитии детей;
3) диагностический метод – тестирование.
Структурно, работа состоит из введения, основной части, которая включает две главы, разделенные на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апиш, М.Н. Особенности организации разнообразных форм воспитательной работы / М.Н.Апиш, Л.А. Начарова // Символ науки, 2016, №11. С.86-89
2. Алехина, С.В. Технология развития коммуникации детей с РАС дошкольного возраста как составляющая инклюзивной практики / С.В. Алехина, Е.Н. Солдатенкова // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сб. мат. III Межд. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. 470 – 478 с.
3. Ахмедова, М. Х. Использование блоков Дьенеша в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста / М.Х.Ахмедова, Н.С.Аполлонова, Е. В.Бондяева //Вопросы дошкольной педагогики. 2020 №01 (28) – январь//Международный научный журнал. — Казань: Молодой ученый. 70 с.
4. Бойко, Р.В. Развивающая среда. Сюжетно-ролевые игры / Р.В.Бойко // Совушка 2018 №04 (14). – Электронный научно-практический журнал. — Сургут. — 359 с.
5. Балберова, О.Б. Комплексный диагностический инструментарий. Мониторинг общения и взаимодействия детей 5-6 лет / О.Б.Балберова. – М.: Учитель, 2019. – 96 с.
6. Балберова, О.Б. Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Ферма», «Больница», «Школа». Моделирование игрового опыта детей 5-6 лет. ФГОС ДО / О.Б.Балберова. – М.: Учитель, 2017.
7. Барабанова, М.С. Проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе / М.С.Барабанова //Вопросы дошкольной педагогики 2016 №01 (4) март. – Казань: Молодой ученый. — 138 с.
8. Барложецкая, Н. Дошкольники: растем вместе. От 3 до 6 лет / Н.Барложецкая. – М.: Никея, 2017. — 87 с.
9. Батенова, Ю.В. Психолого-педагогические основы моделирования информационного пространства современного дошкольника. Монография / Ю.В.Батенова . –Челябинск: ЮУрГГПУ, 2017. — 247 с.
10. Винникотт, Д.Игра и реальность / Д.Винникотт. – М.: Институт общегуманитарных исследований,2017. – 208 с.
11. Выготский, Л.С. Синтез психологии и педагогики - прорыв в образовании / Л.С.Выготский. – М.: Амрита, 2019. – 248 с.
12. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С.Выготский. – М.: Перспектива, 2018. – 224 с.
13. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С.Выготский. – СПб.: Питер (Мастера психологии), 2019. – 432 с.
14. Гудошникова, А. П. Игра как средство развития пространственного воображения дошкольников / А.П.Гудошникова //Материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017). — Москва : Буки-Веди, 2017. — vi, 210 с.
15. Дятлова Е. Е. Развитие словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр / Е.Е.Дятлова //Материалы IХ Mеждународной научной конференции. (г. Санкт-Петербург, 2016 июль). — СПб: Изд-во «Молодой учёный», 2016 июль. — iv, 84 с.
16. Знаков, В.В. Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности (Сборник)/ В.В.Знаков, А.Л. Журавлёв (отв. ред.) // М.: Институт психологии РАН, 2018. — 2216 с.
17. Захарова, И.Ю. Игровая педагогика. Таблица развития, подбор и описание игр / И.Ю.Захарова, Е.В.Моржина. – М.: Теревинф, 2018. – 152 с.
18. Кочеткова, Т.В. Особенности формирования игровой деятельности у детей с проблемами в интеллектуальном развитии / Т.В.Кочеткова [Электронный ресурс] (Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-igrovoy-deyatelnosti-u-detey-s-problemami-v-intellektualnom-razvitii/viewer) (Дата обращения: 10.04.2020)
19. Колдина, Д.М. Игры каждый день. Сборник. /Д.М.Колдина. – м.: карапуз, 2018. – 48 с.
20. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В.Краснощекова. – М.: Феникс, 2016. – 251 с.
21. Мирошниченко, И.В., Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника / И.В.Мирошниченко, Л. Р.Шапирова и др. // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — vi, 210 с.
22. Мулова, Г.В. Дошкольная зрелость (психолого-педагогический анализ) / Г.В.Мулова // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. – 210 с. С.109-115
23. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С.Мухина. – Москва : Академия, 2015. — 656 с.
24. Нищева, Н. В. (сост.) Игра в жизни дошкольника. 3-7 лет. Сборник материалов. ФГОС / Под.ред.Кондратовской Н.Б. М.: Детство –Пресс, 2020. – 240 с.
25. Ноёфтова, М.Н. Развитие социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения / М.Н.Ноёфтова, М.Р.Шамтиева // Теория и практика образования в современном мире. Материалы Х Mеждунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018). — Молодой ученый, 2018. — 136 с.
26. Савицкая, Н.М. Маркеры игрового пространства / Н.М.Савицкая, Л.О.Сафонова, О.И.Лаврентьева // Вопросы дошкольной педагогики 2016 №01 (4) март. – Казань: Молодой ученый. — 138 с.
27. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: «Концептуал», 2019. – 320 с.
28. Савенкова, Т.Д. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности / Т.Д.Савенкова. – Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Московский городской педагогический университет. — Москва, 2019. — 233 с.
29. Чеботарева, Н. П. Характеристика внеситуативных форм общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста/ Н.П.Чеботарева. – Актуальные задачи педагогики. Материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.) — М. Буки-Веди, 2018. – 94 с.
30. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин – М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с.
31. Ярецкая, А.Ю. Развивающая игра как средство интеллектуального воспитания старших дошкольников / А.Ю.Ярецкая. – Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Воронеж, Воронежский государственный университет, 2016 г. – 221 с.