Фрагмент для ознакомления
2
Информационные технологии играют все более заметную роль в современном мире – без них невозможно принятие надежных обоснованных решений в политике, бизнесе, науке и других сферах жизни как государства в целом, так и отдельных людей. Так, информационная «магиcтраль» Интернет объединяет более ста стран мира. Информационное обеспечение бизнеcа позволяет осуществлять международную интеграцию рынков товаров и услуг, труда, инвестиций и финансов. Информационные технологии становятся важнейшими механизмами ускорения темпов развития любого государства [47, с. 20].
В настоящее время развитие информационных технологий является основным направлением формирования современного общества. Процесс глобализации и научно-технического прогресса предоставляет широкие возможности для применения информационных технологий как средства значительного повышения эффективности методического и информационного обеспечения.
Широкое распространение получили информационные технологии, информационно-телекоммуникационные сети, способы защиты информации.
Вопросы информационных технологий, а также информационного обеспечения поднимались в конце 60-х гг. XX века, а понятие «информационные технологии» появилось в 80-х гг. прошлого столетия. Выделим следующие этапы развития информационных технологий в России:
1-й этап (до ХХ века) – инструментарий данного этапа: перо, чернильница, книга. Передача сообщения – почтовая доставка.
2-й этап (начало XX в. – 40-х гг.) – инструментарий данного этапа: пишущая машинка, телефон. Передача сообщения – более совершенные способы почтовой доставки.
3-й этап (40 – 60-е гг. XX в.) – инструментарий данного этапа: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение. Ведущая роль на данном этапе принадлежала перфокартным системам.
4-й этап (70-е – середина 80-х гг.) – инструментарий данного этапа: большие ЭВМ, на базе которых создавались автоматизированные рабочие места и информационно-поисковые системы. 5-й этап (середина 80-х – по н.в.) – инструментарий данного этапа: персональный компьютер с развитой периферией и широким спектром выполняемых задач. Однако считаем, что необходимо выделить дополнительный 6 этап (с 2015 г.) – инструментарий данного этапа: современные информационные технологии, в частности 3D-технологии [8, с. 102].
3D-сканирование – это своеобразный инструмент для компьютерного зрения, который позволяет распознавать и воспроизводить трехмерный продукт. Компьютеры могут получать трехмерную информацию об окружающей среде, исследуемом объекте, предмете, анализировать ее в понятном формате и затем преобразовывать это физическое пространство уже в цифровом пространстве. Хранится данная информация в «точках» или строках, которые обозначают местоположения по осям X, Y и Z .
Цель состоит в том, чтобы видеть мир вокруг нас – то, что наши глаза видят каждый день, и перенести это видение в цифровую сферу. 3D-сканирование в отличие от плоского изображения позволяет оценить то, что нас окружает и дать цифровое представление информации в трех измерениях. На сегодняшний день единого подхода к определению информационных технологий нет. Рассмотрим различные точки зрения на понятие информационных технологий, имеющиеся в специальной литературе.
Итак, в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационные технологии определяется как процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Е.П. Ищенко, А.А. Топорков под информационными технологиями понимают: «совокупность аппаратного обеспечения – технических средств управления информационными ресурсами, комплекса программных средств и организационно-методического обеспечения».
Т.В. Минькович считает, что информационные технологии – неотъемлемая и составная часть цивилизации, а поступательное развитие обусловлено достижениями науки, искусства, образования.
Современные исследователи справедливо обращают внимание на то, что «информационные технологии нельзя более рассматривать как нечто принадлежащее исключительно миру техники, ибо они настолько глубоко проникли в жизнь людей, вплелись в саму ткань ее повседневности, что вычленить их из общего мировоззренческого и культурологического контекста уже не представляется возможным» [5, с. 114].
Информация (от латинского «informatio») – это сведения, сообщения о каком-либо событии, деятельности и т.д. С точки зрения права, понятие «информации» закреплено в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Второй составляющей информационных технологий является «технология». По поводу определения данной составляющей также нет единой точки зрения. Так, в словаре С.И. Ожегова термин «технология» рассматривается как совокупность промышленных методов и процессов в конкретной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Н.П. Майлис, А.М. Зинин под определением «технология» понимают: «совокупность методов работы с какими-либо объектами в процессе определенной профессиональной деятельности в целях достижения ее результатов [10, с. 166].
Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии. Новая информационная технология - это информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Новая информационная технология базируется на следующих основных принципах.
1. Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером.
2. Интегрированность с другими программными продуктами.
3. Гибкость процесса изменения данных и постановок задач.
В качестве инструментария информационной технологии используются распространенные виды программных продуктов: текстовые процессоры, издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные календари, информационные системы функционального назначения [3, с. 11].
К основным видам информационных технологий относятся следующие:
1. Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, алгоритмы решения которых хорошо известны и для решения которых имеются все необходимые входные данные. Эта технология применяется на уровне исполнительской деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленческого труда.
2. Информационная технология управления предназначена для информационного обслуживания всех работников предприятий, связанных с принятием управленческих решений. Здесь информация обычно представляется в виде регулярных или специальных управленческих отчетов и содержит сведения о прошлом, настоящем и возможном будущем предприятия.
3. Информационная технология автоматизированного офиса призвана дополнить существующую систему связи персонала предприятия. Автоматизация офиса предполагает организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри фирмы, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.
4. Информационная технология поддержки принятия решений предназначена для выработки управленческого решения, происходящей в результате итерационного процесса, в котором участвуют система поддержки принятия решений (вычислительное звено и объект управления) и человек (управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат).
5. Информационная технология экспертных систем основана на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджерам получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых в этих системах накоплены знания [15, с. 42].
Автоматизированные ИТ в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков (Приложение 1): способу реализации в АИС; степени охвата задач управления; классу реализуемых технологических операций; типу пользовательского интерфейса; способу построения сети ЭВМ; обслуживаемым предметным областям.
Компьютеризация общества - это глобальный социальный процесс, особенностью которого является то, что доминирующей деятельностью в сфере общественного производства является модернизация микропроцессоров и компьютерных технологий.
История развития информатизации началась в США в 60-х годах XX века. Позднее это понятие рассматривалось во многих странах, начиная с конца 70-х годов в Японии и странах Западной Европы в 70-х гг. универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, играющий роль усилителя интеллектуальных способностей человека и общества в целом.
Появление и развитие компьютеров является необходимым элементом в процессе информатизации общества и образования.
В процессе компьютеризации общества концепция «компьютеризации общества», в которой основное внимание уделяется разработке и внедрению компьютерных баз данных, обеспечивающих быстрое получение информации, направлена на обеспечение полного использования достоверных, всесторонних и своевременных знаний во всех видах человеческой деятельности. информационные технологии, основанные на интеллектуальных компьютерных системах, открывают перед будущими поколениями широкие возможности для свободного распространения знаний, различной информации и материалов.
Они должны адаптироваться к новой социальной среде, где информация и научные знания становятся основными факторами, определяющими возможности и перспективы развития общества. Использование информационных систем в едином мире обеспечивает внедрение информационных технологий в образование: формируется единое образовательное пространство, потребность в человеческом общении целью компьютеризации образования является создание благоприятных условий как для преподавателей, так и для студентов для свободного доступа к культурной, педагогической и научной информации [22, с. 32].
В связи с психологическими, общекультурными и профессиональными предпосылками, размещенными на других территориях, информатизация и информатизация общественной деятельности стала новым объектом исследования, применения и использования в образовании, что дает возможность создать специфическую образовательную систему.
Информационные технологии рассматриваются как элемент и функция информационного общества с целью регулирования, сохранения, поддержания и совершенствования системы управления новым сетевым обществом. На протяжении веков информация и знания передавались на основе норм и правил, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, сегодня основная роль, отводимая технологиям информационных технологий, заключается в организации информационных потоков на глобальном, региональном и местном уровнях.
Они играют важную роль в формировании техноструктуры, повышают роль образования, используются во всех сферах общественно-политической и культурной жизни, включая семейную жизнь, развлечения, досуг.
Инфраструктура, разработанная для обеспечения производства информационных ресурсов и возможности доступа к информации, называется информационной (ИО). Название «Информационное общество» впервые появилось в Японии в середине 60-х годов XX века [27, с. 144].
Это был основной доклад специальной группы по науке, технике и экономическим исследованиям, подготовленный японским правительством для разработки перспектив экономического развития страны, и эксперты, предложившие этот термин, пояснили, что он характеризует общество с богатой циркуляцией высококачественной информации и всеми средствами, необходимыми для ее хранения, хранения и использования.
Информация распространяется легко и быстро в соответствии с требованиями заинтересованных лиц и организаций и предоставляется в обычном виде. Стоимость пользования информационными услугами очень низкая и доступна каждому.
Особенностями информационного общества являются: открытость, технологичность (особенности информатизации), интеллект, доступ к мировым информационным ресурсам, высокая защищенность, гибкость, а в таком обществе, как вышеназванное СНГ, ускоряется автоматизация и роботизация всех отраслей производства и управления, происходят радикальные изменения в социальных структурах. Эти изменения ведут к расширению сферы информационной деятельности, необходимо готовить специалистов в области развития и поддержания информационных технологий, повышать информационную культуру граждан.
Формирование информационного общества в стране тесно связано с образованием в этом обществе. Для повышения качества и доступности образования в истории человечества произошло по меньшей мере две революции. Две предыдущие революции одновременно расширили возможности образования как системы, изменив его структуру, добавив новые инструменты.
Произошел переход от устного диалога эпохи Сократа к образовательной форме, включающей чтение и письмо; от ученых раннего Средневековья, которые обучали независимых студентов, когда они хотели, к новым образовательным структурам, где организованные ученые и студенты работают вместе в университетах и колледжах, и к системе образования. Именно социальные эксперты должны первыми реагировать на эти изменения в обществе [30, с. 52].
Последние десятилетия сформировали выраженные тенденции в преобладании коммуникативных механизмов и информационных технологий в муниципальной управленческой деятельности. При этом, в рамках развития информационных технологий взаимодействия можно выделить два основных направления: взаимодействие власти и общества; механизмы взаимодействия органов муниципального управления и местного населения; межведомственное взаимодействие. Реализация принципов взаимодействия между властью и обществом и между ведомствами, с одной стороны, обеспечивает более эффективную реализацию базовых принципов демократии, а с другой формирует более эффективный механизм государственного управления через создание единого информационного пространства. Важную роль в создании механизмов взаимодействия в муниципальном управлении играют информационные технологии. Базовая концепция развития информационных технологий и общей информационной политики в государственном управлении реализована в Российской Федерации через создание обширной системы принципов и механизмов электронного правительства.
Электронное правительство представляет собой гармоничную и сбалансированную систему электронных технологий взаимодействия власти и общества в рамках развития партисипативной демократии.
Социальные педагоги и социальные работники как специалисты различных социальных служб дополняют и развивают многогранную деятельность образовательных учреждений, медицинских, культурных, спортивных и общественных учреждений, а появление таких специальностей, как «социальная педагогика» и «социальная работа», позволяет решить ряд взаимосвязанных проблем: формирование мировоззрения, в целом, социальных педагогов в нашей стране являются весьма востребованными профессиями.
Работать в различных категориях населения, таких как дети, инвалиды и пожилые люди. В этом случае современные информационные технологии могут оказать материальную помощь, а без нее сегодня не обойтись. И чем раньше социальный педагог и компьютер «подружатся», тем эффективнее будет их образовательная деятельность. Умение использовать современные информационные технологии в своей деятельности становится одной из основных составляющих профессиональной подготовки специалистов, в том числе специалистов социальной сферы [18, с. 17].
В течение почти двух десятилетий велись постоянные дебаты о том, где компьютеры должны учитываться в профессиональной деятельности учителей. Компьютерные учебники, интеллектуальные системы, Телетехника и другие атрибуты тесной дружбы между школами и информатикой являются одними из самых популярных тем для большинства учителей.
Информационные технологии вошли во все сферы нашей жизни. Компьютеры являются средством повышения эффективности процесса обучения и участия в любом виде человеческой деятельности, что жизненно важно для социальной сферы.
Информационные технологии - это хранение и обработка учебной информации, предоставление студенту, интерактивное взаимодействие студента с преподавателем или педагогическим программным обеспечением, а также образовательный процесс, обеспечивающий проверку знаний студента, причем важна не сама информационная технология, а то, насколько ее использование поможет достичь реальных образовательных целей.
При выборе методики, максимально соответствующей определенным технологиям, особенностям обучаемых, специфическим функциям конкретной дисциплины, педагогическим приемам и общим учебным задачам, упражнения представляют собой совокупность методических приемов и приемов, передающих учебную информацию от ее источников к потребителям и используемых в зависимости от формы изложения.
Специфика педагогических технологий заключается в высоком характере развития, связанном с техническими средствами. Дело в том, что внедрение компьютера в образование приводит к пересмотру всех составляющих процесса обучения. В интерактивной среде «ученик-компьютер-учитель» следует уделять большое внимание активизации творческого мышления с использованием правополушарной
Техники активизации синтетического мышления, что означает, что изложение учебного материала должно воспроизводить мышление учителя в виде образов. Иными словами, основной смысл образовательной технологии-это визуализация мыслей, информации и знаний.
Методы обучения включают: видеолекции; мультимедийные лекции и лабораторные практикумы; электронные мультимедийные учебники; компьютерные системы обучения и тестирования; имитационные и имитационные системы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021) // Российская газета. 2012. 31 декабря.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (в ред. от 13.07.2020) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 52. Ст. 7007
3. Алетдинова, А.А. Инновационное развитие аграрного сектора на основе цифровизации и создания технологических платформ / А.А. Алетдинова // Информационный журнал. - 2017. - №4 – С.11-15.
4. Вдовин, В.М. Информационные технологии в налогообложении: Практикум / В.М. Вдовин, Л.Е. Суркова. - М.: Дашков и К, 2016. - 248 c.
5. Вдовин, В.М. Информационные технологии в финансово-банковской сфере: учебное пособие / В.М. Вдовин, Л.Е. Суркова. - М.: Дашков и К, 2016. - 304 c.
6. Венделева, М.А. Информационные технологии в управлении.: учебное пособие для бакалавров / М.А. Венделева, Ю.В. Вертакова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 462 c.
7. Ветитнев, А.М. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: Учебное пособие / А.М. Ветитнев, В.В. Коваленко, В.В. Коваленко. - М.: Форум, 2018. - 128 c.
8. Гавриленкова, И.В. Информационные технологии в естественнонаучном образовании и обучении.Практика, проблемы и перспективы профессиональной ориентаци. Монографии / И.В. Гавриленкова. - М.: КноРус, 2018. - 284 c.
9. Гаврилов, Л.П. Информационные технологии в коммерции: Учебное пособие / Л.П. Гаврилов. - М.: Инфра-М, 2018. - 47 c.
10. Гаврилов, М.В. Информатика и информационные технологии: учебник / М.В. Гаврилов, В.А. Климов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 c.
11. Гагарина, Л.Г. Информационные технологии: Учебное пособие / Л.Г. Гагарина, Я.О. Теплова, Е.Л. Румянцева и др. - М.: Форум, 2018. - 144 c.
12. Гасумова, С.Е. Информационные технологии в социальной сфере : учебное пособие / С.Е. Гасумова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 311 с.
13. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / Н.С. Гегедюш. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 238 c.
14. Гохберг, Г.С. Информационные технологии: Учебник / Г.С. Гохберг. - М.: Academia, 2018. - 416 c.
15. Дарков, А.В. Информационные технологии: теоретические основы: учебное пособие / А.В. Дарков, Н.Н. Шапошников. - СПб.: Лань, 2016. - 448 c.
16. Данелян, Т.Я. Информационные технологии в налоговом администрировании / Т.Я. Данелян. - М.: Ленанд, 2019. - 264 c.
17. Жук, Ю.А. Информационные технологии: мультимедиа: Учебное пособие / Ю.А. Жук. - СПб.: Лань, 2018. - 210 c.
18. Зарецкий, А.Д. Менеджмент социальной работы / А.Д. Зарецкий. М.: Огни, 2017. 192 c.
19. Згадзай, О.Э. Информационные технологии в юридической деятельности: учебное пособие / О.Э. Згадзай. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 335 c.
20. Игнатов, В. Г. Государственная и муниципальная служба России. История и современность / В.Г. Игнатов. - М.: Феникс, МарТ, 2017. - 400 c.
21. Иванова, К.Г. Основные подходы к организации социальной работы / К.Г. Иванова, М.И. Андросова // Концепт. 2017. Т. 26. – С. 50–53.
22. Ивасенко, А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, А.Ю. Гридасов, В.А. Павленко. - М.: КноРус, 2018. - 288 c.
23. Информационные технологии : лабораторный практикум / авт.-сост. С.В. Говорова, М.А. Лапина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь : СКФУ, 2016. - 168 с.
24. Кадровые резервы России. Состав и особенности элитообразования. - М.: Центр Политической Информации, 2017. - 232 c.
25. Коныгина, М.Н. Профессионально-этические основы социальной работы / М.Н. Коныгина, Е.Б. Горлова. М.: Академический Проект, 2017. – 192 c.
26. Конявский, В.А. Доверенные информационные технологии: От архитектуры к системам и средствам / В.А. Конявский, С.В. Конявская. - М.: Ленанд, 2019. - 264 c.
27. Корнеев, И.К. Информационные технологии в работе с документами: учебник / И.К. Корнеев. - М.: Проспект, 2016. - 304 c.
28. Кузьмин, К.В. История социальной работы / К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин. М.: Трикста, 2016. – 624 c.
29. Куканова, Е.В. Введение в специальность. Социальная работа / Е.В. Куканова, П.Д. Павленок, А.Б. Шаповалов. М.: Инфра-М, 2016. – 128 c.
30. Липатова, Э. Г. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Э.Г Липатова. - М.: ТЕИС, 2016. - 512 c.
31. МУ СО Центр «Истоки» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.social-ptz.ru/centr_istoki/istoriya_razvitiya/
32. Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Технические специальности: Учебник / Е.В. Михеева. - М.: Academia, 2018. - 256 c.
33. Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие / Е.В. Михеева. - М.: Academia, 2019. - 61 c.
34. Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Технические специальности: Учебник / Е.В. Михеева. - М.: Academia, 2017. - 224 c.
35. Нечаева, Т.В. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Т.В. Нечаева. - М.: Деловой двор, 2017. - 368 c.
36. Покровский Б.С. Основы технологии сборочных работ / Б.С. Покровский. М.: Академия, 2017. 160 c.
37. Саак, А.Э. Информационные технологии управления: Учебник / А.Э. Саак. - СПб.: Питер, 2018. - 319 c.
38. Светлов, Н.М. Информационные технологии управл. проектами: Учебное пособие / Н.М. Светлов, Г.Н. Светлова. - М.: Инфра-М, 2018. - 192 c.
39. Свиридова, М.Ю. Информационные технологии в офисе: Практические упражнения / М.Ю. Свиридова. - М.: Academia, 2018. - 240 c.
40. Свиридова, М.Ю. Информационные технологии в офисе: Практические упражнения / М.Ю. Свиридова. - М.: Academia, 2016. - 800 c.
41. Семенов, А.Л. Современные информационные технологии и перевод / А.Л. Семенов. - М.: Academia, 2017. - 188 c.
42. Советов, Б.Я. Информационные технологии: теоретические основы: Учебник / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский. - СПб.: Лань, 2017. - 444 c.
43. Советова Н.П. Исследование организационной культуры в органах власти / Н.П. Советова // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами. М.: Московский технологический университет, 2016. – С. 301-306.
44. Сысоев, П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании / П.В. Сысоев. - М.: КД Либроком, 2019. - 264 c.
45. Сысоев, П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. Обучение иностранному языку: учебные интернет-ресурсы, блог-технология, вики-технология, подкасты, сервис «Твиттер» / П.В. Сысоев. - М.: КД Либроком, 2019. - 264 c.
46. Тетерский С.В. Введение в социальную работу / С.В. Тетерский. Москва: СИНТЕГ, 2016. 496 c.
47. Тюрин, И.В. Вычислительная техника и информационные технологии: Учебное пособие / И.В. Тюрин. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 64 c.
48. Фирсов М.В. История социальной работы в России / М.В. Фирсов. М.: Гостехиздат, 2016. 256 c.
49. Фирсов М.В. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. М.: Академия, 2017. 192 c.
50. Черников, Б.В. Информационные технологии управления: Учебник / Б.В. Черников. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 368 c.
51. Чукарин, А.В. Бизнес-процессы и информационные технологии в управлении современной инфокоммуникационной компанией / А.В. Чукарин. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 512 c.