Фрагмент для ознакомления
2
1 Теоретико-методические основы анализа и оценки надежности контрагентов предприятия и безопасности коммерческих
1.1 Эффективность и результативность деятельности предприятия
Эффективность предприятия - неоднозначная, сложная экономическая категория, поэтому представляется необходимым установить, что следует понимать под этим термином. На данный момент выработан целый ряд различных определений экономической эффективности предприятия [14, c.75].
Питер Друкер в своей книге «Практика менеджмента» определяет ее как максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами [14].
Схожий смысл вкладывают в это понятие Роберт Каплан и Дэвид Нортон, указывая, что эффективность - это «относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение», и отечественные исследователи А. М. Жемчугова и М. К. Жемчугов: «Эффективность - результативность процесса, операции, проекта, определяемая как отношение эффекта, результата к затратам, обусловившим его получение».
При этом важное положение для теоретического представления об эффективности предприятия содержится в статье И.В. Матяш [13], предлагающей разграничить внутреннюю и внешнюю эффективность и характеризовать внутреннюю эффективность показателем нормы прибыли (рентабельности капитала), а внешнюю - сравнением нормы прибыли экономики (рыночной ставки процента) и нормы прибыли предприятия или проекта. Исходя из этой классификации, автор формулирует важный тезис о том, что «предприятие может быть рентабельным с точки зрения внутренней оценки эффективности и в то же время неэффективным для экономики в целом... проект может считаться эффективным с точки зрения окупаемости затрат общественного капитала, если рентабельность активов предприятия (в каждый момент реализации проекта) будет выше рыночной ставки», а иначе «такой проект снижает эффективность общественного капитала и с точки зрения экономики является неоправданным по затратам ресурсов».
Экономическая эффективность производства отражает степень использования ресурсов и отдачу затрат, которая определяется соотношением между достигнутыми результатами и используемыми в производстве ресурсами или осуществленными затратами. Поэтому экономическую эффективность производства можно определить как соотношение результата к затратам ресурсов или соотношение результата к ресурсам. Допускаются так же обратные соотношения, т.е. отношение затрат к результату [14, c.63].
Сводный показатель эффективности исчисляется по формуле [12, c.56]:
Э Р
З (1.1)
где Р - полученный результат (эффект) от производства за отчетный период (объем произведенной или реализованной продукции (работ, услуг), объем прибыли);
З - текущие затраты, связанные с получением результата (эффекта) за тот же период (полная себестоимость произведенной продукции (работ, услуг)).
Эффективность различных видов хозяйственной деятельности определяется в целях решения двух планово-экономических задач. Первая задача состоит в том, чтобы выявить и оценить уровень использования отдельных видов затрат и ресурсов, а также экономической эффективности производства на различных его уровнях (в нашем случае на уровне предприятия). Вторая задача состоит в экономическом обосновании и отборе наилучших (оптимальных) производственно-хозяйственных решений (внедрение новой техники, технологии и организации производства, труда и управления и т.д.) [7, c.85].
Различают общую и сравнительную (относительную) экономическую эффективность.
Общая экономическая эффективность применяется для анализа и оценки общеэкономических результатов, эффективности производства на различных уровнях экономики за определенный период и в динамике. Она характеризует величину экономического эффекта в сопоставлении с затратами и ресурсами. Ее определение базируется на расчете обобщающих и дифференцированных показателей, отражающих уровень эффективности затрат и ресурсов [20, c.149]. Сравнительная (относительная) экономическая эффективность рассчитывается путем сопоставления технико-экономических показателей по двум или более вариантам решения какой-либо производственно- хозяйственной задачи и служит для выбора наиболее предпочтительного варианта, определения его технико-экономических преимуществ и прогрессивности по сравнению с другими возможными вариантами.
Объемные показатели экономического эффекта являются исходными и включают в себя натуральные и стоимостные показатели объема производства продукции (работ, услуг): объем производства продукции в натуральном и стоимостном измерении; объем строительно-монтажных работ; объем грузооборота и т.д. Конечные показатели эффекта отражают конечные показатели производственно-хозяйственной деятельности на различных уровнях иерархии предприятия, степень удовлетворения потребностей рынка, качественную структуру производства и т.п. К ним можно отнести доход, прибыль, добавленную стоимость, экономию от снижения себестоимости, накопленную амортизацию и т.п. Конечные экономические результаты учитывают при расчете обобщающих (интегральных) показателей эффективности. Социальные результаты выражают соответствие результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия целям развития общества, региона, трудового коллектива и работника. Сюда входят: уровень оплаты труда, величина прожиточного минимума, уровень социальной защищенности работников предприятия, условия труда т.д. [18, c.62]
Количественная оценка эффекта производится на основе двух подходов.
Суть первого состоит в оценке экономии за счет факторов, которые поддаются точному учету, например, расход ресурсов, изменение цен и объемов производства (реализации) продукции. Метод основан на пофакторной оценке влияния нововведения на конечные результаты производственно- хозяйственной деятельности предприятия (объем продаж и прибыль). Второй подход характерен для нововведений, в которых эти сферы не совпадают. Например, затраты осуществляются в сфере управления, а эффект проявляется в производстве. Так, из фактического прироста прибыли, полученного предприятием за отчетный период, вычитается сумма прибыли, достигнутая за счет поддающихся точному учету факторов. Остаток прибыли относится на инновацию, на которой определяется экономическая эффективность.
Иногда эффект определяется на основе экономико-математических моделей, связывающих факторы и источники эффективности. Под источниками эффекта понимаются ресурсы, которые формируют результат, а под факторами механизмы, активизирующие эти источники. Так, увеличение объемов выпускаемой продукции может быть обеспечено за счет следующих факторов экономической эффективности: улучшение использования производственной мощности путем оптимизации загрузки оборудования и технологических режимов, улучшение организации обслуживания оборудования. Источниками эффективности при этом могут быть: сокращение простоев оборудования по организационным причинам, сокращение непроизводительной работы, экономия на постоянных издержках [23, c.112].
Таким образом, можно назвать некоторые особенности эффективности, как экономической категории.
1.Экономическую эффективность предприятия характеризуют финансовые показатели, такие как прибыль или рентабельность, при их определении следует ориентироваться на долгосрочную перспективу развития предприятия, но с учетом результатов прошедших периодов.
2.В современных рыночных условиях, делая вывод об экономической эффективности предприятия, следует учитывать, что она должна не просто
соответствовать запланированному уровню, но быть выше или равна эффективности остальных участников рынка.
3. Учитывая высокий уровень конкурентной борьбы, современному предприятию необходимо внедрить систему, основанную на постоянном проведении процедуры оценки и реализации мероприятий по повышению уровня эффективности деятельности.
1.2 Особенности управления финансовыми результатами на предприятиях
Функционирование любой компании ориентировано на определенный результат. Однако одни организации уверенным образом добиваются установленных целей собственной деятельности, а некоторые - трудятся менее эффективно. В современных экономических условиях проблема повышения прибыли как конечного финансового результата деятельности субъектов экономики занимает важное место в их коммерческой деятельности. Вместе с тем сумма прибыли косвенным образом оказывает воздействие на темпы экономического развития отдельно взятых регионов, государства, потому что большая часть финансовых ресурсов государства формируется за счет бюджетных отчислений от суммы прибыли. Потому вопрос улучшения прибыли предприятия имеет огромное значение в его политике, в связи с чем анализ финансовых результатов как основа управления ими занимает в политике компании особое значение.
Прибыль выполняет три основные функции:
выполняя оценочную функцию, прибыль выступает показателем, максимально полно оценивающим хозяйственную деятельность предприятия.
выполняя стимулирующую функцию, прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности деятельности компании.
выполняя фискальную функцию, прибыль выступает источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов.
Основной целью анализа финансовых результатов является разработка и принятие обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.
В процедурах управления финансовыми результатами и поиска оптимального соотношения прибыльности, доходности и затрат действенным инструментарием выступает финансовый анализ.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ. (в ред. от 28.04.2020).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ. (в ред. от 08.06.2020).
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ. (в ред. от 26.07.200).
4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/99)», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. №43н. (в ред. 21.01.2020).
5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 №332н (в ред. от 06.04.2020).
6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 №33н (в ред. от 06.04.2020).
7. Приказ Министерства финансов Российской Федерации «О формах бухгалтерской отчетности» от 20.07.2010 г. № 66н. (в ред. от 19.04.2020). – 238 с.
8. Абдикеев Н.М. Технологии когнитивного менеджмента в цифровой экономике [Текст] // Мир новой экономики, 2017. –. С. 24‐28.
9. Аверина, О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебное пособие / О.И. Аверина, В.В. Давыдова, Н.И. Лушенкова. – М.: КноРус, 2016. – 432 с.
10. Алешкевич, О.С. Основные проблемы формирования прибыли предприятий и пути их решений / О.С. Алешкевич, О.М. Акулич // Экономика и социум. – 2017. - №1-1. – С.61-64.
11. Аренков И.А. Клиентоориентированный подход к управлению бизнес–процессами в цифровой экономике [Текст]: // Научно–технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. – 2017. – С. 18–30.
12. Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д., Костень Д.Г., Воробьев Ю.Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития [Текст] // Научно–технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. – 2017. Т. 10, №3. – С. 9–25.
13. Бенькович, Е.С., Колесов, Ю. Б. Сениченков, Ю. Б. Практическое 109 моделирование сложных динамических систем. – СПб.: БХВ–Петербург, 2017. – 464 с. [Текст].
14. Берг Д.Б., Лапшина С.Н. Системный анализ конкурентных стратегий [Текст]: учебное пособие / Д.Б. Берг, С.Н. Лапшина. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. – 56 с.
15. Берг Д.Б., Медведева М.А., Исайчик К.Ф., Демина М.И., Паначев А.А. Численный анализ стратегия конкурентного поведения государственных и частных платежных систем в Российской Федерации [Текст] // ВестникСевКавГТИ. – 2017. – № 4(31). – С. 19-24.
16. Валькман Ю.Р., Исмагилова Л.Р., Яковенко Н.И. Бизнес- интеллект и управление знаниями: понятия, средства и отношения [Текст] // Сб. науч. трудов Института проблем моделирования и энергетики им. Г.Е. Пухова НАН Украины. – 2019. – № 53. – С. 10-23.
17. Ваниева, А.А. Методы анализа финансовых результатов предприятия / А.А. Ваниева // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2019. – т. 10. - №3. – С.116-119.
18. Грекул В.И., Денищенко Г.И., Коровкина Н.Л. Управление внедрением информационных систем [Текст]: учебник / В.И. Грекул. – М.: 2014.
19. Грибов, В.Д. Основы экономики, менеджмента и маркетинга: Учебное пособие / В.Д. Грибов. – М.: КноРус, 2017. – 224с.
20. Громов А.И., Фляйшман А.А. Управление бизнес-процессами: современные методы [Текст]: учебник / А.И. Громов. – М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ), 2020. – 367 с.
21. Громов Ю.Ю. Информационные системы и технологии [Текст]: учебное пособие / Ю.Ю. Громов, О.Г. Иванова, М.А. Ивановский. – Тамбов: Изд- во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. – 80 с.
22. Домрачева А.А., Сайбель Н.Ю. Business Intelligence в экономике [Текст] // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017. – № 2. – С. 41-46.
23. Дюк В.А., Самойленко А.П. Data Mining [Текст]: учебное пособие / В.А. Дюк. – СПб.: Изд. Питер, 2018. – 368 с.
24. Ермак С. Бизнес с интеллектом [Текст] // Эксперт-Урал. – 2019. – №12. – С. 36-41.
25. Ефимова, О. В. Экономический анализ в схемах и определениях: Учебное пособие / О.В. Ефимова, В.И. Бариленко, М.Н. Ермакова, О.Ю. Гавель, Ч.В. Керимова - М.: Русайнс, 2020. – 376с.
26. Иевлева, Н.В. Анализ финансовых результатов в рамках финансового анализа деятельности компании / Н.В. Иевлева, О.А. Гаврилова, Т.В. Нестеренко // Экономика и предпринимательство. – 2019. - №3. – С.1258-1261.
27. Ильяшенко О. Ю. Роль BI–систем в совершенствовании процессов обработки и анализа бизнес информации [Текст]: учебник / И.В. Ильин, Д.Д. Болобонов. – Наука и бизнес: пути развития, №6, 2017. - 124–131 с.
28. Ильяшенко О.Ю. Инновационное развитие ИТ–архитектуры предприятия посредством внедрения системы бизнес–аналитики [Текст]: учебник / И.В.Ильин, А.А.Лепехин – Наука и бизнес: пути развития, №8, 2017. – С. 59–66.
29. Илюшечкин В.М. Основы использования и проектирования баз данных [Текст]: учебник / В.М. Илюшечкин. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 254 с.
30. Карпова Т. С. Базы данных: модели, разработка, реализация [Текст]: учебное пособие / Т. С. Карпова. – СПб.: Питер, 2018. – 304 с.
31. Клыков М.С. Информатизация менеджмента [Текст]: учебник / Э.С. Спиридонов, М.С. Клыков. – М.: Издательство ЛКИ, 2018. – 584 с.
32. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика / В.В. Ковалев. - 3-е изд. - М.: Проспект, 2017. - 1104с.
33. Константайн Л., Локвуд Л. Разработка программного обеспечения. – СПб.:Питер, 2018. – 592 с.
34. Копжасарова Г.А. Классификация типов конкурентного поведения фирм инновационного характера на эксплеренты, патиенты, виоленты и коммутанты [Текст] // Вестник КарГУ. – Караганда, 2018.
35. Лапшина С.Н., Ташлыков В.В. Информационный менеджмент [Текст]: методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу
36. Маркс, К. Капитал / К. Маркс. – М.: Книга по требования, 2016. – 636с.
37. Микроэкономика: Учебник / под ред. В.Ф. Максимовой. – М.: Юрайт, 2017. – 325с.
38. Олейник А.И., Сизов А.В. ИТ-инфраструктура [Текст]: учебно- методическое пособие / А.И. Олейник, А.В. Сизов – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. – 134 с.
39. Паклин Н.Б., Орешков В.И. Бизнес-аналитика: от данных к знаниям [Текст]: учебное пособие / Н.Б. Паклин. – СПб.: Питер, 2015. – 624 с.
40. Пожидаева, Е.С. Статистика / Е.С. Пожидаева. – М.: Академия, 2015. – 272с.
41. Репин В. Бизнес–процессы. Моделирование, внедрение, управление[Текст]: учебник / /В. Репин. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.
42. Рогов В.А. Средства автоматизации и управления [Текст]: учебник / В.А. Рогов, А.Д. Чудаков. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 404 с.
43. Романова М.В. Управление проектами [Текст]: учебник / М.В. Романова. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 248 с.
44. Рыжко А.Л., Лобанова Н.М., Рыжко Н.А., Кучинская Е.О. Экономика информационных систем [Текст]: учебное пособие / А.Л. Рыжко. – М.: Финансовый университет, 2018. – 204 с.
45. Савицкая, Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности. Методологические аспекты: Монография / Г.В. Савицкая. – М.: Инфра-М. - 2017. – 291с.
46. Саднина, А.К. Финансовый результат предприятия как объект оценки и анализа / А.К. Саднина // Интернаука. – 2019. - №4-2. – С.21-24.
47. Салмин А.А. Применение технологии Business Intelligence для управления бизнес-процессами предприятия [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3-2. – С. 83-86.
48. Слободчикова К.В., Сажнева Л.П. Анализ и тенденции развития рынка информационно-аналитических систем BUSINESS INTELLIGENCE (BI) [Текст] // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – С. 1-7.
49. Смолин Д.В. Введение в искусственный интеллект [Текст]: учебное пособие / Д.В. Смолин – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2016. – 208 с.
50. Тебайкина Н.И. CASE-средства: учебно-методическое пособие [Текст] / Н.И. Тебайкина. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2018. – 88 с.
51. Толмачев А. В. Экономический подраздел выпускной квалификационной работы. Занятие 1 – Екатеринбург : УрФУ, 2018. [Электронный ресурс]
52. Толмачев А. В. Экономический подраздел выпускной квалификационной работы. Занятие 2 – Екатеринбург : УрФУ, 2018. [Электронный ресурс]
53. Трофимов В.В., Иванова Т.М., Иванов В.Н. Управление проектами с MS Project [Текст]: учебное пособие / В.В. Трофимова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. – 238 с.
54. Чиннов, А.А. Теория экономического развития Шумпетера / А.А. Чиннов, А.В. Курдов // Аллея науки. – 2019. – т. 5. - №1. – С.240-243.
55. Шеина, Е.Г. Оперативное управление прибылью на предприятии / Е.Г. Шеина, В.И. Кошелева // Аллея науки. – 2017. – Т. 2. - №12. – С.120-123.
56. Блокировка счета по 115-ФЗ: причины, как разблокировать, профилактика [Электронный ресурс] Ркофф.ру – //https://rkoff.ru/blokirovka- scheta-115-fz/ (дата обращения: 20.06.2021)
57. Введение в ETL [Электронный ресурс] // Бизнес-аналитика. – URL: http://bourabai.kz/tpoi/olap01-9.htm (дата обращения 20.06.2021)
58. Иткин В. Легенды и мифы о QlikView [Электронный ресурс] // Jet Info. Электрон. журн. 2013. №2 – URL: http://www.jetinfo.ru/author/vladimir- itkin/legendy-i-mify-o-qlikview (дата обращения 20.06.2021)
59. Как работать с Microsoft Power BI – подробное руководство [Электронный ресурс] // NetPeak BLOG. – URL: https://netpeak.net/ru/blog/kak- rabotat-s-microsoft-power-bi-podrobnoe-rukovodstvo/ (дата обращения 20.06.2021)
60. Принципы организации хранилищ, данных и их агрегации [Электронный ресурс] // JETRUBY. URL: https://jetruby.com/ru/blog/принципы-организации-хранилищ-данных/ (дата обращения: 20.06.2021)
61. Росфинмониторинг подвел итоги работы в 2019 году [Электронный ресурс] // URL: http://www.fedsfm.ru/releases/4372 (дата обращения 20.06.2021)
62. Русские идут (Прогноз или Prognoz) [Электронный ресурс] // FSECRETS.ru - Секреты прогнозирования и анализа данных. – URL: http://fsecrets.ru/2013/07/русские-идут-прогноз-или-prognoz/ (дата обращения 20.06.2021)
63. СКБ-Контур: Светофор [Электронный ресурс] // СКБ-Контур https://kontur.ru/extern/svetofor (дата обращения 20.06.2021)
64. Эксперт: онлайн-информирование защитит от необоснованной блокировки счетов бизнеса [Электронный ресурс] //URL: https://deloros.ru/ekspert-onlajn-informirovanie-zashhitit-ot-neobosnovannoj- blokirovki-schetov-biznesa.html/ (дата обращения: 20.06.2021)
65. Экономика БГЭУ – Блог//Оценка экономической эффективности проекта. 2017. [Электронный ресурс] URL: http://www.economy-web.org/?p=430 (дата обращения: 20.06.2021).
66. Business Intelligence (BI) [Электронный ресурс] // IT Solutions. – URL: http://it-solutions.ua/ru/s81-Business-Intelligence-BI.html (дата обращения: 20.06.2021)
67. Business Intelligence (рынок России) [Электронный ресурс] // TAdvisor. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/ Business_Intelligence_(рынок_России) (дата обращения: 20.06.2021)
68. Business Intelligence. Бизнес-аналитика [Электронный ресурс] // TAdvisor. – URL: http://www.tadviser.ru/index.php/BI (дата обращения: 20.06.2021)
69. Gartner Business Intelligence, Analytics & Information Management Summit 2016 [Электронный ресурс] // Gartner. – URL:http://www.gartner.com/binaries/content/assets/events/keywords/business- intelligence/bi10a/gartner_bi-analytics--im_2016_brochure.pdf (дата обращения: 20.06.2021)
70. Pro Tableau. Визуальная аналитика для бизнеса [Электронный ресурс] // DataReview. – URL: http://datareview.info/article/pro-tableau- vizualnaya- analitika-dlya-biznesa/ (дата обращения 20.06.2021)