Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретико-методологическая основа изучения коммуникативного потенциала педагогов и способы его коррекции и профилактики.
1.1 Понятие коммуникативного потенциала педагогов образовательного учреждения в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе.
В ходе реформирования системы высшего профессионального образования в России наблюдается процесс актуализации, пересмотра содержания и технологий, необходимых при подготовке специалистов в различных областях. Одним из инновационных подходов, направленным на улучшения процессов подготовки специалистов различных специальностей, считается компетентностный подход. Реализация компетентностного подхода к профессиональной подготовке учителя позволяет преодолеть разрыв между теоретической подготовкой в вузе и возможностями практической реализации полученных знаний, сформировать необходимые профессиональные компетенции для работы в современных образовательных условиях. В данном диссертационном исследовании представлен анализ существующих подходов к пониманию компетенции в отечественной и зарубежной психолого-педагогической научной литературе. Компетенции при их аналогии с понятиями «знания, умения, навыки» рассматриваются как более сложная личностная структура, которая основывается на ценностях, направленности, знаниях, опыте, приобретаемых индивидом в учебном процессе и вне его.
Стоит отметить важность на современном этапе развития психолого-педагогической науки гуманистического подхода. Основы гуманного отношения педагога к учащемуся неоспоримо представляют собой базу построения гуманного общества в целом. Гуманистическая педагогика основана на субъект-субъектных отношениях между учителем и учеником, подразумевает обучение, построенное на диалоге; ее главной отличительной чертой становится обмен мыслями и смыслами. В процессе отношениях между учащимся и педагогом, выстроенных с учетом идей гуманистической парадигмы образования, идет речь о гуманизации всего образовательного процесса, что помогает воспитывать свободную личность, способную ставить перед собой и добиваться высоких целей. Гуманистическая направленность образовательной деятельности способствовала процессам, которые изменили суть существующих ролей, а именно, педагога как посредника, передающего комплекс знаний, а учащегося как пассивный субъект, воспринимающий данные знания. С позиций гуманистического подхода учащийся рассматривается как активный субъект, умеющий мыслить, творить, размышлять, как партнер педагога. Процесс формирования коммуникативных компетенций при обучении студентов методикам преподавания должен опираться на единую структуру умений, с учетом специфики коммуникативных компетенций. Тем не менее, несмотря на важность и разносторонность проведенных исследований, вопросу формирования коммуникативных компетенций будущих учителей начальных классов уделяется недостаточно внимания.
Коммуникативная составляющая всегда считалась определяющей в профессионально-педагогической компетентности учителя, ведь главным в профессиональной деятельности учителя является процесс общения с учениками. Без оптимально выстроенной ситуации общения педагога и воспитанника не может идти речь об эффективности образовательного процесса. Учитель начальных классов представляет собой пример для учащихся в том числе манеры поведения, способа выражать свои мысли. Педагог должен обращать внимание на свою речь и на уроках, и при построении актов личностного общения с учащимися. При этом необходимо отметить важность коммуникативных навыков при общении учителя с родителями учащихся, с коллегами, с администрацией образовательного учреждения.
Невозможно представить педагога как профессионала, без сформированных у него коммуникативных навыков. Коммуникативные навыки важны так как с их помощью происходит передача необходимой информации ученикам. Важна манера речи, богатство словаря, правильность построения фраз, интонирование, так как все перечисленные речевые компоненты также представляют собой образец для формирования коммуникативных умений учащихся.
Стоит отметить такую особенность коммуникативных навыков как их постоянное развитие, педагог должен понимать важность и необходимость совершенствования коммуникативных навыков в течении всей педагогической деятельности. Обращая внимание на уровень собственных коммуникативных навыков, педагог должен уметь проводить рефлексию данных умений, адекватно оценивать собственные действия, в том числе с позиции участника коммуникативных взаимодействий с учащимися, с коллегами, с родителями учеников.
Основа педагогической деятельности – это общение во всех его проявлениях, данный факт должен быть осознан каждым практикующим педагогом. В связи с изменением сути педагогического взаимодействия прорисовываются новые содержательные парадигмы в образовании будущих учителей. Вопросами формирования мышления и речи ученые начали заниматься более ста лет назад. Со временем значимость коммуникации в педагогической деятельности возрастала, в связи с чем появляется все больше теоретических исследований, рассматривающих вопросы коммуникативных отношений между педагогом и учеником. Формирование высоко развитых коммуникативных умений педагогов исследователи ассоциируют с приемами мыслительной деятельности, с одной стороны, и возможностями его социальной реализации в постоянно совершенствующемся внешнем мире, с другой стороны.
Н.А. Ротова в своих исследованиях говорит о важности изучения проблемы коммуникативной компетенции педагога. Она пишет: «область педагогического общения на сегодняшний день является еще не вскрытым ресурсом оптимизации учебно-воспитательного процесса» [1]. Связывая коммуникативные умения педагога с необходимостью глобальных изменений, в которых нуждается образовательный процесс, данный автор подчеркивает значимость в профессиональной деятельности педагога его профессиональных компетенций, в том числе коммуникативных компетенций.
Компетентностный подход в системе профессионального образования обозначил необходимость рассматривать коммуникативную компетенцию с позиций значимости процесса взаимодействия участников педагогической деятельности. В системе профессионально-педагогических компетенций педагога ведущей считается коммуникативная компетенция, так как в основе его профессиональной деятельности лежат процессы общения с обучающимися. В процессе общения происходит обмен информацией, непосредственно процесс обучения основан на коммуникативном акте. Недооценивая важность коммуникации и наличия высокого уровня коммуникативных компетенций у педагога сложно добиться высоких результатов достижения задач, решаемых в процессе образовательной деятельности.
Понимая важность коммуникативной компетенции практикующий педагог заинтересован в постоянном развитии присутствующей у него коммуникативной компетенции. В современных научных исследованиях понятия «компетенция» и «компетентность», которые представляют собой базу профессиональной подготовки в контексте компетентностного подхода в системе высшего образования, разносторонне изучаются. Большое распространение понятие «компетентность» приобрело относительно недавно.
В западной литературе в конце 1960 – начале 1970-х гг., в отечественной – в конце 1980-х гг. появляется особое направление – компетентностный подход в образовании. На существующей ступени развития науки не существует точного определения 17 понятий «компетентность» и «компетенция». Ученые имеют различные суждения по данному вопросу.
В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «компетенция» обозначена следующим образом:
1. Ряд вопросов, в которых кто-то отлично информирован;
2. Область чьих-то полномочий [2].
В словаре Д.Н. Ушакова под термином «компетенция» дается следующее определение:
1. Ряд вопросов, процессов, в которых данный индивид владеет весомостью, познанием, навыком.
2. Ряд полномочий, сфера подлежащих чьему-нибудь ведению положений, явлений [3].
Исследователи Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров дают следующее определение компетенции: это комплекс полномочий органов власти или официальных лиц, регулирующий объемы их правомочностей; область вопросов, в которых данный субъект обладает знаниями, умениями. Границы правомочий должностных лиц устанавливаются законом, уставом органа власти [4].
Данная формулировка не совсем соответствует пониманию профессиональных компетенций педагога, однако в ней отражена суть понятия. В связи с тем, что понятия «компетенция» и «компетентность» представляют собой заимствованные термины, рассмотрим их определения у зарубежных ученых.
Американский психолог Р. Уайт считает компетенцию умением организма плодотворно взаимодействовать со средой. Нравственно-мотивационная основа компетенции – база развития человека, происходящего благодаря увеличению требований к его функционированию, моментальной востребованности приобретенных знаний в более сложных случаях [5]. Включая в данное понятие комплекс умений и навыков, данный автор исследует возможности их развития. Л. Дж. Питер называет компетентность состоянием, которое дает возможность действовать, и если имеется ввиду комплекс субъективных условий, которые способствуют результативной деятельности, то компетентность – владение способностями реализовывать определенную функцию [6].
Данная функция может варьироваться в зависимости от области профессиональной деятельности, но не смотря на тонкости и различия, можно отметить, что результат каждой деятельности зависит от уровня сформированности определенной компетенции. В отечественной психолого-педагогической науке при толковании понятий «компетенция» и «компетентность» мнения ученых не совпадают. Такие исследователи как М.К. Кабардов [7], Н.Д. Никандров [8] считают их синонимами. В своих исследованиях они доказывают идентичность рассматриваемых понятий с теоретического и с практического подхода.
И.И. Серегина в процессе исследования интересующих нас понятий обращает особое внимание на различие терминов «компетенция» и «компетентность», даже при их некоторой близости. Данный автор говорит следующее: «Термин «компетенция» имеет профессионально-техническое назначение, а понятие «компетентность» – профессионально-гуманитарное. Так, понятие «компетенция» употребляют, когда говорят о совокупности функциональных полномочий, прав и обязанностей, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; термин «компетентность» означает «соответствующий», «способный», то есть, пригодный к реализации тех или иных полномочий, исполнению возложенных функций» [9]. Различая таким образом данные понятия, И.И. Серегина рассматривает также степень их применяемости в разных научных направлениях. При этом, 19 может идти речь о том, что в данном контексте, формулировки могут варьироваться, в зависимости от области применения. Исследователи интересующего нас вопроса С.Е. Шишов, И.Г. Агапов компетенцию представляют, как умение и готовность специалиста активировать в своей профессиональной деятельности личные умения, знания, а также суммарные методы претворения в жизнь действий, полученных в процессе обучения [10]. Данные исследователи обращают внимание на необходимость разрабатывать специальные методики, способствующие формированию компетенций в процессе обучения специалистов. Особую значимость в данном случае представляют собой коммуникативные компетенции, так как можно охарактеризовать их как надпрофессиональные, в силу того, что они востребованы в каждой профессиональной деятельности системы человек-человек.
И.С. Данилова в исследованиях феномена профессиональной компетенции будущего педагога считает, что: «педагогическая профессия требует от педагога личностного самовыражения в речевом действе, владения инструментами речевого влияния, способности реализовать, посредством своей речи отношение к языку как к способу познания и общения. По своему социальному статусу учитель находится в зоне повышенной речевой ответственности, его профессиональный уровень определяется не только знаниями предмета, но и степенью владения языком» [11]. Повышенная речевая ответственность педагога должна в полной мере осознаваться каждым представителем данной профессии. В процессе передачи необходимых знаний учащимся озвученные навыки представляют собой необходимую базу всего воспитательно-образовательного процесса, не говоря о значимости в процессе профессиональной деятельности педагога системы его личных взаимоотношений с учениками. Данная система взаимоотношений естественным образом формируется при непосредственной активизации имеющихся коммуникативных компетенций.
Ценностное отношение педагога к процессу общения включает: понимание роли обучающегося как субъекта учебной деятельности, создание отношений сотрудничества с детьми младшего школьного возраста и их родителями, использование возможностей учебного материала для формирования и развития личности обучающегося» [12]. Представляя собой базовое качество, коммуникативная компетенция должна постоянно развиваться, в процессе совершенствования профессиональных навыков педагога. Осознавая важность данного процесса, педагог может добиться существенных результатов при решении задач воспитательно-образовательной деятельности. Основы коммуникативной компетенции учителя начальной школы базируются на системных изменениях педагогических знаний и умений, которые всегда направлены на процесс поиска оптимальных способов решения профессиональных и личностных ситуаций.
Данный процесс подразумевает реализацию приемов, имеющих цель осуществлять комплексное взаимодействие между педагогом и учащимся. Данный комплекс включает в себя не только учебную деятельность, но также системы личностных взаимоотношений педагога и учеников. В контексте данного теоретического положения, необходимо подчеркнуть значимость педагога начальной школы в процессе воздействия его на личность учащегося. Являясь первым педагогом ребенка, учитель начальной школы часто ставит ориентиры на весь последующий процесс обучения, а также на комплексное развитие личности в будущем. То есть можно сказать, что мотивированность ребенка на процесс обучения закладывается именно в начальной школе, без должного внимания данному процессу в следующем звене трудно будет настроить учащегося на позитивное отношение к учебе. Данное положение обуславливает еще одно условие развития коммуникативной компетенции будущего педагога.
Стоит отметить тот факт, что непосредственный процесс коммуникации педагога в начальной школе – это не всегда общение ради общения, а часто представляет собой коммуникативный акт, имеющий четко поставленные цели, управляемый учителем и имеющий особо структурированное начало. Без определения цели каждого коммуникативного акта, имеющего место в образовательном процессе, не стоит говорить об успешности самой образовательной деятельности.
Осознавая данную задачу, педагогу необходимо разумно подходить к планированию коммуникативного процесса каждого урока, продумывать применяемые методы и формы. Без четко обозначенных целей коммуникативной деятельности, не будет достигнута общая цель процесса обучения. На каждом из проводимых уроков педагог подразумевает реализацию определенных коммуникативных задач, каждая из которых должна решаться определенным набором методов. Практикующий педагог должен обращать внимание на значимость каждого используемого метода.
Основываясь на анализе теоретических исследований, в процессе уточнения таких понятий как компетентность и компетенция, было выяснено, что коммуникативная компетенция педагога начального образования должна обладать следующими характеристиками: – сочетать алгоритмизацию педагогической деятельности, учитывая при этом практический опыт; – иметь психологическую и личностную готовность педагога к деятельности, которая оптимально сочетает теоретические знания, практические умения и навыки; – владение методологической основой процессов обучения и умением реализовать их в профессиональной деятельности.
Необходимо обратить внимание на специфику учителя начального общего образования, которая заключается в обязательном особом отношении к учащимся, а также необходимостью учитывать возрастные и психологические особенности учащихся. Психологи говорят о рисках адаптации в начальной школе, которые могут привести к необратимым последствиям в отношении ребенка к процессу обучения. Данная проблема обязательно должна учитываться педагогом начальной школы, в контексте его коммуникативных функций как в процессе обучения, так и при организации вне учебных классных мероприятий.
Также педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношение учащихся между собой, стараясь поддержать в коллективе школьников позитивные, неконфликтные взаимоотношения, в данном случае речь идет не только о корректировке данного процесса, но и о целенаправленном формировании дружного классного коллектива.
Взаимоотношения в классном коллективе определенным образом зависят от общего настроя педагога, от его заинтересованности в формировании дружного детского коллектива. В процессе выстраивания межличностных отношений между собой учащиеся в первом классе ориентированы на стиль общения педагога, что говорит о значимости стиля коммуникативных актов между педагогом и ребенком. В контексте вышеупомянутых особенностях педагогической деятельности учителя начальных классов, нужно отметить, что учителю необходимо рассматривать коммуникативный процесс с учащимися начальной школы как двусторонний, то есть воспринимать учащихся как полноправных партнеров данного коммуникативного процесса. Педагог, обладающий необходимыми коммуникативными умениями, организовывает образовательную среду таким образом, что у детей возникает желание активно участвовать в образовательном процессе, проявлять инициативу в процессе обучения, творческие способности, умеет задавать вопросы, формулирует идеи, ставит цели. Создание подобной образовательной среды способствует развитию у обучающихся мотивации на процесс обучения и достижения поставленных целей, а также провоцирует дальнейшее интеллектуальное развитие. Такой показатель как коммуникативная компетенция у педагога начальной школы проявляется в процессе его деятельности, практически в каждый момент урока.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Cambridge International Dictionary of English. - Cambridge Univ. Press, 1995
2. Барахович И. И. Коммуникативный потенциал личности: постижение смыслов // TheEmissia.OfflineLetters // 2013
3. Бердяев Н.А. Самосознание: опыт философии автобиографии. М.:
4. Бозырева У.Х. Коммуникативная культура педагога // [Электронный доступ] https://multiurok.ru/files/doklad-na-tiemu-kommunikativnaia-kul-tura-piedagho.html // 2017
5. Буденкова С.Е., Зайцева Т.А., Савельева Е.Н. Коммуникативный потенциал региональных культур: опыт анализа развития. Вестник Томского государственного университета. № 346. 2011. С. 47–56.
6. Васильева Л.В. Методическая работа в дошкольной образовательной организации как условие развития коммуникативной компетенции педагогов // ВКР [Электронный ресурс] http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11421/2/10Vasileva.pdf // Екатеринбург // 2019
7. Ватаев Б. Коммуникативная деятельность педагога // Учебное пособие для студентов // Балашов // 2004
8. Вдовина Н.А. Развитие коммуникативной компетентности педагога ДОУ // Образование и общество. Актуальные проблемы психолого-педагогической науки // 2015
9. Данилова И.С. Развитие коммуникативной компетенции в процессе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя. Автореферат диссертации Тула. 2002. 48с.
10. Донская Е.В. Повышение профессиональной компетенции педагогов – необходимое условие развития учреждения // Новый Уренгой // 2017
11. Елагина В.С., Немудрая Е.Ю. Коммуникативная деятельность как важная составляющая педагогической компетентности учителя // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 5. – С. 41-0;
12. Иванова В.В. Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК) // [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2018/05/30/diagnostika-kommunikativnoy-sotsialnoy // 2018
13. Кабардов М.К. Коммуникативно речевые и когнитивно лингвистические способности // Способности и склонности / Под ред. Э.А. Голубевой. М., 1989. С. 103 – 128.
14. Кабрин В.И. Транкоммуникация: преобразование жизненных миров человека / под ред. В.И. Кабрина. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. 386 с.
15. Ковалева Н.П. Коммуникативная компетентность педагогов как фактор развития образовательной организации // Реферат [Электронный ресурс] https://infourok.ru/referat-na-temu-kommunikativnaya-kompetentnost-pedagogov-kak-faktor-razvitiya-obrazovatelnoy-organizacii-2075274.html // Архангельск // 2017
16. Кови С. 7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты
17. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 448с
18. Колесникова Г.И. Методология психолого-педагогических исследований [Текст]: учеб.пособие для вузов по спец. 190007 Педагогическая психология, 090011 Социальная философия, 090005 Социальная психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 318 с. - (113100-2).
19. Креминский Д. А. Особенности образовательной системы Великобритании// Юный ученый. — 2016. — № 5 (8). — С. 21-24.
20. Лашкова Л.Л. Технология развития коммуникативного потенциала у будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений // Сибирский педагогический журнал // 2011
21. Маркова А.К. Методика «Особенности стиля педагогичекой деятельности»
22. Методика оценки коммуникативных и организаторских способностей личности В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)
23. Мещеряков, Б.Г.Большой психологический словарь/ Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. АСТ Москва.,4 – е издание, расширенное., 2017 г.- 816 с.
24. Минаева Н.С., Пивоваров Д.В., Боднар Э.Л. Методы социальной психологии: учеб. пособие для вузов // Академический проект, 2007. 351 с.
25. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М.; СПб. : Нестор-История, 2014. – 376 с.
26. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. Москва, 2012 г. - 320 с.
27. Митрофанова Н.В. Методика оценки коммуникативных и организаторских способностей личности // [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2019/03/26/metodika-otsenki-kommunikativnyh-i-organizatorskih // 2019
28. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике / Педагогика. М.,2012. №9. С.41- 47.
29. образования // [Электронный ресурс http://www.rsuh.ru/article.html?id=50758 // 2017
30. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
31. Основные виды барьеров в педагогическом общении // [Электронный ресурс] https://wiki.fenix.help/pedagogika/baryery-pedagogicheskogo-obshcheniya // 2018
32. Педагогическая коррекция коммуникации // [Электронный ресурс] https://lektsia.com/6x5e84.html // 2017
33. Педагогическое общение. Педагогические конфликты, способы их профилактики и разрешения // [Электронный ресурс] https://helpiks.org/6-40494.html // 2017
34. Полякова О.В. Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей // [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2019/11/23/metodika-otsenki-kommunikativnyh-i-organizatorskih // 2019
35. Программа «Развитие коммуникативной компетентности персонала как фактор формирования благоприятного психологического климата в образовательном учреждении» // [Электронный ресурс] https://kopilkaurokov.ru/ // 2017
36. Просвещение, 2017. 480 с. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата
37. Профконсультационная работа со старшеклассниками (Под ред. Федоришина Б.А. – Киев: Радиньска школа. 1980. -- - 158 с.
38. Развитие логического мышления у дошкольников //[Электронный ресурс] http://doocnsk.ucoz.ru/publ/stranichka_psikhologa/razvitie_logicheskogo_myshlenija_u_doshkolnikov/2-1-0-174
39. Развитие профессиональной компетентности педагогов посредством системы управления // [Электронный ресурс] https://www.bestreferat.ru/referat-137124.html // 2009
40. развития личности : Изд.: Альпина, , 2017г. 398с.
41. Ротова Н.А. Коммуникативная компетенция педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации // [Электронный ресурс] https://pedagogika.snauka.ru/2014/07/2523 // 2014
42. Сайт школы МОУ «Оршинская СОШ» http://orsha-sosh.ucoz.ru/ 2021
43. Серегина И.И. О социально значимых аспектах коммуникативной компетентности российских менеджеров (к постановке проблемы) /Мир психологии. 2000. №2 С. 77-84.
44. Смолькова Е.В. Формирование коммуникативной компетенции будущих учителей начальных классов // Диссертация [Электронный доступ] https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/8373/1/Смолькова%20Е.В._ППОм_1606а.pdf // Тольятти // 2018
45. Современные образовательные технологии в подготовке педагога с учетом профессионального стандарта // [Электронный ресурс]: http://case.asu.ru/files/form_312-27202.pdf
46. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа. 2004. №2. С. 110 -114.
47. Ушакова Д. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ / ТЕРРА Книжный клуб, 2007. 752 с
48. Фалей М.В. Педагогическое общение // Учебное пособие // Южно-Сахалинск // 2014
49. Цыбульникова К.А., Ивашкова Е.Н. Исследование способности к эмпатии педагога высшей школы // Краснодар // Internationaljournalofexperimentaleducation №4 // 2014
50. Шакиров Р. Коммуникативная компетенция учителя. Высшее образование в России. 2007. № 1. С. 169–173.
51. Шакирова Р. Коммуникативный потенциал учителя // Журнал «Высшее образование России» // 2007
52. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход в образовании: прихоть или необходимость. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 2, С. 58-62.
53. Якобчук Л.В. Формирование коммуникативной компетентности // Мастер-класс для учителей начальной школы // 2018
54. Яковлева С. Развитие коммуникативной компетентности педагога как средство повышения качества образования // [Электронный доступ] https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-komunikativnoi-kompetentnosti-pedagoga-kak-sredstvo-povyshenija-kachestva-obrazovanija.html // 2019