- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр в условиях ФГОС»
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Педагогика
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр в условиях ФГОС»"?52 страницы
69 источников
Добавлена 21.06.2021 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр 5
1.1. Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 5
1.2. Методики развития мелкой моторики у дошкольников 12
1.3. Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста 19
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр 26
2.1. Констатирующий эксперимент по выявлению начального уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 26
2.2. Формирующий эксперимент по повышению уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 32
2.3. Контрольный эксперимент по выявлению уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 46
Выводы по главе 2 50
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 52
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования. Детство ребенка дошкольника – это беззаботная жизненная пора. Ребенок трех-четырех лет постепенно открывает для себя разнообразие видов деятельности в детском саду. Деятельность ребенка в этот период выходит за рамки простой манипуляции с игрушками и посторонними предметами. Средством успешной деятельности ребенка является развитая мелкая моторика, позволяющая ему заниматься самообслуживанием, художественно-эстетической деятельностью саду.
ФГОС ДО ставит перед педагогами-воспитателями задачу воспитания творческой, самостоятельной, инициативной личности, стремящейся к преодолению трудностей, а также потребности в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности [62].
На сегодняшний момент трудно найти такое дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) или даже группу детского сада, в которой бы отсутствовали дети с проблемами в плане формирования мелкой моторики. Проблемы с формированием мелкой моторики настолько охватывают современных детей, что их досконально исследуют ученые, пытаясь найти пути преодоления возникшей проблемы. Одним из средств решения проблемы развития детской мелкой моторики является использование пальчиковой игры [2, стр. 2].
Проблемой исследования является подбор серии пальчиковых игр, целью которых является развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, цель нашей работы: теоретическое обоснование, подбор и апробация серии пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у дошкольников.
Предмет исследования: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
Гипотеза: при систематическом использовании ряда пальчиковых игр, влияющих на развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, её уровень повысится: дети будут более успешно справляться с заданиями, которые требуют высокого уровня развития тонких движений пальцев рук, действий с предметами.
Задачи исследования:
1) изучить особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
2) изучить методику развития мелкой моторики у дошкольников;
3) выяснить роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
4) выявить начальный уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;
5) провести формирующий эксперимент по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр;
6) сравнить и проанализировать результаты проведенного исследования.
Практическая значимость исследования заключена в создании каталога пальчиковых игр с доказанной эффективностью, который может использоваться педагогами и воспитателями ДОУ в работе.
База исследования:
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр
1.1. Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст — это этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от трех до семи лет. В его рамках выделяется три периода [67, стр. 32]:
1) младший дошкольный возраст — от трех до четырех лет;
2) средний дошкольный возраст — от четырех до пяти лет;
3) старший дошкольный возраст — от пяти до семи лет.
Под мелкой моторикой понимается совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Если речь идет о моторных навыках рук и пальцев рук можно встретиться с термином «ловкость» [67, стр. 33].
Область мелкой моторики рук объединяет разнообразные движения: примитивные жесты (захват объектов, удерживание предметов разной формы); очень мелкие движения (влияющие на почерк человека, способность к качественному выполнению творческих работ).
Развитие мелкой моторики рук ребенка предопределило ведущие направления научных исследований [13, стр. 17]:
1) в связи с развитием познавательных способностей ребенка;
2) в связи с развитием речи ребенка;
3) в связи с развитием собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.
Развитие познавательных способностей ребенка в связи с развитием мелкой моторики, очень активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. Непосредственный контакт ребенка с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними.
Медицинским сообществом доказано, что анатомия человека вполне объясняет картину зависимости развитой детской речи от уровня развития моторики, поскольку около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Взаимосвязь мелкой моторики рук и речевой функции подтвердилась исследователями Института физиологии детей и подростков А.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной. И.М. Сеченову принадлежат высказывания о том, что движения рук человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой [8, стр. 10].
Постоянное совершенствование тонкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения доказывают взаимосвязь степени развития движений пальцев и степени развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни был проведен эксперимент. Ребенка просили показать один пальчик, два, три («сделай вот так», – показывали, как надо делать). Оказалось, что дети, которые могут повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив – вялые, ватные и не делают отдельных движений. Следовательно, добиться развития речи у детей невозможно, пока движения пальцев не свободны [8, стр. 11].
Человеческий быт постоянно заставляет совершать какие-либо действия мелкой моторики: застёгивать пуговицы, манипулировать мелкими предметами, писать, рисовать. Поэтому от уровня развития мелкой моторики напрямую зависит его качество человеческой жизни. Н.Л. Фигурина, Н.М. Щелованов, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства – положения и перемещения тела в пространстве. Образ предмета является стимулом движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении первого полугодия жизни. Пальцы ребенка изначально сжаты в кулак, но постепенно распрямляются. Первые движения ребенка направлены на захват предметов. Так руки ребенка начинают действовать «по назначению» [8, стр. 13].
Н.С. Амосова утверждает, что анатомическое развитие уровней построения движений начинается на первых месяцах жизни и завершается к двум годам. Далее начинается длительный процесс доведения уровней построения движений до совершенства [3, стр. 3].
Ребенок младшего дошкольного возраста очень интенсивно развивается как в физическом, так и в психическом плане. Он очень активен, причем совершает все свои действия с конкретной целью. А также становятся разнообразными и скоординированными его движения, в том числе движения рук. В младшем дошкольном возрасте появляется ряд новообразований, за ними следует наблюдать, и стараться помогать ребенку в знакомстве с окружающим миром, поскольку это очень важно для его дальнейшего развития. В это время происходит глобальная перемена в содержании деятельности ребенка, в его отношениях со взрослыми и другими детьми.
Ребенок дошкольник развивается в ситуации познания человеческих отношений. К тому же он постоянно находится под влиянием возрастающей потребности имитировать уже знакомые человеческие отношения. Именно этот факт является причиной того, что ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста становится игровая деятельность. Окончание данного возрастного периода знаменуется формированием очень важных новообразований психики дошкольника [3, стр. 3]:
1) правильная речь;
2) анализирующее восприятие;
3) непроизвольная память;
4) творческое воображение;
5) наглядно-образное мышление;
6) словесное мышление;
7) зачатки произвольной памяти;
8) эмоциональная регуляция поведения.
Психомоторное развитие ребенка происходит поэтапно. Оно начинается с не специфической манипуляции с предметом и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимаемой как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий.
В развитии каждого ребенка присутствуют сенситивные периоды, когда его организм особо восприимчив к определенным воздействиям окружающей среды. В это время маленький человек хорошо усваивает какую-либо информацию. Для развития речи сенситивным периодом является возраст от полутора до трех лет. Именно в это время ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, происходит закладка основы речевого поведения, формируется особое чувство языка [67, стр. 21].
За первые годы жизни каждый ребенок осваивает множество движений. Его первые действия можно назвать неловкими, неумелыми, негармоничными. Моторные навыки не появляются резко четкими, а формируются в индивидуальном темпе. Зачастую ребенок нуждается в помощи родителей и воспитателей в овладении собственными движениями. Для этого следует подготовить активную развивающую среду, предлагать ребенку игры и упражнения, способствующие развитию координации и двигательных навыков. Мельникова Н.О. отмечает, что ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память, внимание, связная речь. Автор настаивает на необходимости проведения работы по развитию мелкой моторики рук задолго до поступления в школу. С младенчества нужно массировать детские пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга [37].
Младшему дошкольному возрасту уже предшествует первоначальный этап развития моторики. Первые два года ребенок постепенно садится, встает и делает первые шаги. Он активно исследует окружающий мир, берет в руки предметы, совершает простые манипуляции с ними, например, складывать небольшие игрушки в коробку, брать рукой съедобный кусочек и класть его в рот, оставлять след с помощью мелка, стягивать с себя носок. Тонкими действиями рук ребенок овладевает в процессе развития кинестетического чувства – положения и перемещения тела в пространстве, то есть в процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей. Как только эти связи будут сформированы, движения рук начинают в большей степени выполняться под контролем зрения. Вид предмета становится стимулом движения рук в его направлении.
Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.
Степанова М.А. отмечает, что вскоре в сознательную деятельность включается вторая сигнальная система – речь, совершенствующая развитие и деятельность ребёнка. Если двигательных средств будет недостаточно, а психомоторика в целом не достигнет нужного уровня развития, то это негативно скажется на активности и характере общения и двигательного поведения ребенка. Многие виды деятельности, требующие определенного уровня моторного и речевого развития, будут недоступны для него [56, стр. 25].
В возрасте от двух до трех лет речь ребенка существенно усложняется: внушительно увеличивается словарный запас, ребенок начинает рассуждать об окружающем с помощью развернутых высказываний. Трехлетний ребенок может не просто учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета. Это набор образцов, мерок, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов: например, длинная шея из животных только у жирафа, цыпленок только желтый.
В младшем дошкольном возрасте происходит скачок детской любознательности. Наглядно-образное мышление становится преобладающим. Теперь ребенок может не просто объединять предметы по внешнему сходству на основе формы, цвета, величины, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов: транспорт, игрушки, животные. Параллельно процессу мышления совершенствуется мелкомоторная функция рук ребенка.
Однако прежде чем рука ребенка начинает в своих действиях походить на руку взрослого человека, проходит довольно много времени. Практика работы с детьми раннего и дошкольного возраста выявила закономерность, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.
Именно на четвертом году жизни, а значит, в младшем дошкольном возрасте стоит уделять целенаправленное внимание развитию мелкой моторики рук. Достаточный уровень развития мелкой моторики рук является важным показателем готовности ребенка к школе. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук необходимо при овладении письмом.
Безруких М.М. выделяет следующие требования по развитию мелкой моторики, считающиеся нормой у младших дошкольников [6, стр. 11]:
1) стучит двумя предметами друг о друга;
2) может взять крошку хлеба с помощью большого и указательного пальца;
3) может порисовать и почиркать на листе бумаги;
4) может вытащить мелкий предмет из прозрачной емкости;
5) может построить, скопировать мостик из трех кубиков;
6) может построить башню из четырех кубиков;
7) может перерисовать крестик;
8) может перерисовать вертикальную линию (допускается ошибка наклона до 30º);
9) может перерисовать квадрат;
10) может перерисовывать круг;
11) может нарисовать человечка из трех-пяти элементов.
Если большая часть перечисленных навыков ребенком усвоена, можно сделать вывод о том, что развитие мышления и двигательных способностей рук ребёнка проходит нормально.
Если задержка (или опережение) происходит частично и только по одному или двум показателям, то можно сделать заключение о негармоничном развитии у ребёнка функций мышления и мелкой моторики.
Если большая часть перечисленных навыков ребёнком ещё не усвоена, то возможно общее отставание в развитии мышления и мелкой моторики.
Таким образом, особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста выражены в связи с развитием познавательных способностей ребенка, с развитием речи ребенка, с развитием собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма. Достаточный уровень развития мелкой моторики рук является важным показателем готовности ребенка к школе [6, стр. 13].
1.2. Методики развития мелкой моторики у дошкольников
Педагоги и родители должны уделять должное внимание развитию мелкой моторики детей. Воспитанник детского сада на завершающем этапе обучения и воспитания в ДОУ проходит некоторые тесты на предмет готовности к освоению программы в школе. Как было отмечено нами, многие аспекты готовности ребенка к школьному обучению находятся в прямой зависимости от совершенства мелкой моторики. Хорошо развитая мелкая моторика рук является залогом успешного обучения письму, логических мыслительных операций, продуктивного рассуждения, отличной памяти, потенциала к эффективной концентрации внимания, богатого воображения и связной, правильно построенной речи [36].
Для быстрого и качественного становления мелкой моторики рук рекомендуется использовать апробированные методики. Рассмотрим их подробнее.
1) Игры с мелкими предметами. Каждый ребенок младшего дошкольного возраста должен пробовать играть в такие игры, в которых нужно собирать мелкие части в единое целое. Есть стандартные виды подобных игрушек:
1) мозаика;
2) пазл;
3) конструктор.
Современные мозаики, пазлы и конструкторы настолько разнообразны, что способствуют как развитию мелкой моторики, так и формированию творческого воображения, ориентировке в пространстве.
2) Пальчиковая игра. Пальчиковые игры объединяют целый ряд занятий с детьми, направленных, в первую очередь, на развитие мелкой моторики рук. Любая пальчиковая игра проводится с опорой на какое-либо основание:
1) на скороговорку;
2) на счетные палочки;
Фрагмент для ознакомления 3
1) Абраменкова В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка. – М.: Яуза. - 2006. – 640 с.
2) Аксенова М.Н. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. / Дошкольное воспитание. -1990. - № 8. - 377 с. 2.
3) Амосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе./ Логопед. - № 6. - 2004. – С. 3.
4) Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6 – 8 лет. - М.: Аркти. - 2009. – 85 с.
5) Бачурина В.О. Развивающие игры для дошкольников. – М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. – 176 с.
6) Безруких М.М. Готов ли ребёнок к школе. – М.: Просвещение. - 2007. – 62 с.
7) Белоусова И.В. Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по теме «Овощи и фрукты». – Социальная сеть работников образования. – 2016. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/01/kartoteka-podvizhnyh-igr-i-palchikovoy-gimnastiki-po-teme-ovoshchi
8) Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. - М.: Сфера. - 2008. – 59 с.
9) Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребёнок к школе. - М.: Знание. - 2010. – 192 с.
10) Вильчаковский Э.С. Исследование формирования основных двигательных навыков у детей дошкольного возраста. – Харьков.: Арест. - 2010. - 20 с.
11) Воробьева Т.А, Крупенчук О.И. Мяч и речь: игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. – СПб.: КАРО. - 2003. – 96 с.
12) Высоцкая И.А. Влияние пальчиковых игр на развитие речи дошкольников. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/vlijanie-palchikovyh-igr-na-razvitie-rechi-detei.html
13) Гареева Н.Р. Коррекция развития мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями / Дошкольное воспитание. – 2002. - №6. – 480 с.
14) Глушкова Л.А. Вижу, действую, познаю: игры-занятия с детьми младшего дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. – 2008. - № 9. – С. 59-63.
15) Давидчук А.Н. Обучение и игра: методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез. - 2006. – 168 с.
16) Дьяченко О.М. Как развивается дошкольник?: о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям. – М.: Чистые пруды. - 2007. – 32 с.
17) Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг / Логопед. - 2007. - № 4. – 542 с.
18) Жукова О.А. Развитие руки: просто, интересно, эффективно / Дошкольное воспитание. - 2006. - № 11. - 380 с.
19) Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. М.: Педагогика. – 2014. - 65 с.
20) Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. – М.: В.Секачёв. - 2004. – 80 с.
21) Загвязинский В.И. Теории обучения и воспитания: учебник для студ. учр. высш. проф. обр./ В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова.– М.: Академия, 2012. – 266 с. – URL: http://www.studmed.ru/ilyasov-ii-struktura-processa-ucheniya_eef51e8f32c.html#
22) Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1. Формирование зрительно – предметного гнозиса и зрительно – моторной координации. - М.: Просвещение. - 2003. – 181с.
23) Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 2. Формирование элементарного графического навыка.- М.: Просвещение. - 2003. – 111 с.
24) Калинкина А.Ю. Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей раннего возраста. – Социальная сеть работников образования Воспиталочка. – 2016. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/10/14/palchikovye-igry-i-ikh-vliyanie-na-uroven-razvitiya-rechi
25) Картункова О.В. Как развить мелкую моторику у детей от трех до пяти лет: самые эффективные методики. Все про детей. – 2016. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vse-pro-detey.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej-3-5-let/
26) Картункова О.В. Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – 2017. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/netradicionye-metody-razvitija-melkoi-motoriki-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
27) Карасюк Н.Н. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников. – М.: Дошкольная педагогика. – 2011. – С. 14-17.
28) Копанова Е.М. Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста. – 2017. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/-rol-palchikovyh-igr-v-razviti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
29) Костылева Н.Ю. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки / Логопед. - №2. - 2008. - 547 с.
30) Котелевская В.В. Дошкольная педагогика: развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/Дону. - 2002. – 256 с.
31) Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский дом «Литера». - 2005. – 32 с.
32) Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС. - 2001. – 224 с.
33) Левитов Н.Д. Развитие ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Детская и педагогическая психология.: М.- 1964. – С.55-76
34) Малашина Н.А. Использование игр и упражнений в развитии ручных умений у дошкольников с детским церебральным параличом (спастическая диплегия) / Коррекционная педагогика. - № 5. – 2007. - 462 с.
35) Мальцева И.О. Пальчиковые игры. От рождения до трех лет. 105 пошаговых сценариев. – М.: Клевер медиа-групп. – 2016. – 256 с.
36) Мамедова И.В. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методик. - Педагогика online. – СПб. – 2013. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-s-ispolzovaniem-netraditcionnykh-metodik.html
37) Мельникова Н.О. Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста. – 2017. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/rol-palchikovyh-igr-v-razviti-rechi-detei-ranego-vozrasta.html
38) Мещерякова Н.П., Зубович Е.В., Леонтьева С.В. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры. – Волгоград: Учитель. - 2010. – 141 с.
39) Неудачина Е.А. Пальчиковая гимнастика и её роль в развитии детей. – 2016. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://lomonpansion.com/articles_2_3441.html
40) Новикова О.А. Веселые пальчиковые игры. – М.: Сова. - 2005. – 112 с.
41) Озерецкий Н.О., Гуревич Н.И. Психомоторика. – М.: Педагогика. – 2014. – 307 с.
42) Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. - М.: Мозаика-Синтез. -2003. – 37 с.
43) Прахт Л.И. Развитие движений кисти и пальцев рук / Начальная школа. - 2004. - № 4. – 578 с.
44) Резинова А.Н. Осенняя пальчиковая гимнастика. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/osenja-palchikovaja-gimnastika.html
45) Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М.: Сфера. - 2010. - 280 с.
46) Сергель Т.Н. Кружковая работа по развитию ручной умелости и речи у детей дошкольного возраста / Логопед. - №7. - 2009. – С. 24-79.
47) Сидоренко Л.А. Новые пальчиковые игры и упражнения для дошкольников / Логопед. - № 3. - 2008. – С. 11-79.
48) Смирнова Е.Б. Развитие мелкой моторики: виды обучающихсредств для дошкольника. – 2017. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://mixfacts.ru/articles/razvitie-melkoj-motoriki-vidy-obuchayuschih-sredstv-dlya-doshkolnikov
49) Смирнова Е.Б. Ранний возраст: игры, развивающие мышление. Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. – С. 22-32.
50) Смирнова Е.Б. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. - 2006. – 366 с.
51) Соковых С.В. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики / Логопед. -№3. - 2009. - С. 14-58.
52) Солодова Ю.В. Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна» / Логопед. - №3. - 2008. – С. 34-68.
53) Старовойтова Е.А. Пальчиковая гимнастика к лексической теме «Дом и его части». - 2012. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://drujhnaia.blogspot.ru/2012/11/blog-post_21.html
54) Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М.: Знание. - 2001. - 312 с.
55) Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности. - М. - 2010. - 482 с.
56) Степанова М.А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей / Логопед. - №7. - 2009. - С. 24-90.
57) Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: т. 1. - М.: Знание. - М.: Знание. – 417 с.
58) Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения для развития мелкой моторики. – М.: Корона-Принт. – 2017. – 32 с.
59) Трошина О.Н. Пальчиковые игры по тематическим разделам. – Социальная сеть работников образования. – 2015. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/02/02/palchikovye-igry-po-tematicheskim-razdelam
60) Урунтаева Г.А. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте. Дошкольная психология.: М. - 1999. – С. 64-85.
61) Усова А.П. Роль игры в воспитании детей: учеб. пособие. - М: Просвещение. - 2010. - 96 с.
62) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://iroipk.ykt.ru/fgosdo/fgos_do.pdf
63) Чиркова Т.И. Обсуждение с воспитателями вопроса о месте игры в обучении дошкольников. Психологическая служба в детском саду.: М. - 1998. – С. 125-145.
64) Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик». - 2008. – 249 с.
65) Шарикова Е.Н. Пальчиковые игры. – М.: Стрекоза. – 2012. – 64 с.
66) Шишкина Е.В. Теоретические основы развития детей раннего возраста / Приоритетные направления развития науки и образования: материалы XI Международной научно-практической конференции. – Чебоксары.: ЦНС «Интерактив плюс». – 2016. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://interactive-plus.ru/ru/article/115152/discussion_platform
67) Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Академия. – 2010. – 141 с.
68) Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества: Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника: метод. рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС.- 2006. – 128 с.
69) Яструбинская Е.А. Влияние театрализованной игры на развитие речи и мелкой моторики пальцев рук дошкольников / Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 4. - С. 25–33.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней