Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Приемная семья – относительно новое для России, но уже востребованнаясемейная форма устройства детей, лишенных родительского попечения.
Социальный статус приемной семьи – это характеристика социальногоположения приемной семьи в обществе, определяемая совокупностьютребований, предъявляемых к социальным функциям приемной семьеобществом, а также условий для выполнения этих требований.
Приемная семья не просто имеет социальный статус, она выполняетопределенные социальные функции. Например, врач лечит, педагог учит, априемная семья воспитывает детей, лишенных родительского попечения, наосновании договора с органом опеки и попечительства о передаче ребенка навоспитание в семью, что засчитывается в трудовой стаж приемныхродителей.
Социальный статус приемной семьи отражают конкретные социальныефункции и социальные роли, права и обязанности. Несмотря на то, что всовременной России опыт создания приемных семей невелик, она, помнению теоретиков и практиков, успешно зарекомендовала себя и являетсяперспективной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей.
Сегодня со стороны законодательной и исполнительной власти, а также многочисленных общественных организаций, уделяется внимание вопросам социального обеспечения приемных семей. Однако, несмотря на произошедшие законодательные изменения, на настоящий момент нельзя говорить о действенном механизме реализации государственных задач –социальной защиты приемных семей. Это заявление подтверждается многочисленными нарушениями этих прав, о чем свидетельствуют и публикации в СМИ, официальные статистические данные прокуратуры РФ, судебные разбирательства. Данные негативные факторы вызваны как несовершенством организации органов исполнительной власти, злоупотреблениями, преступлениями в данной сфере, а так и проблемами правового регулирования.
Определяя актуальность темы исследования, нельзя не обратить внимания на то, что социальное обеспечение приемных семей, является особенно важной деятельностью в дальнейшем существовании и благополучии их в обществе. Его отсутствие в большинстве случаев приводит к резкому росту сиротства и безнадзорности.
Актуальными проблемами правового регулирования отношений всоциальной защиты приемных семей в России занимались такие ученые как: К.К. Червякова, В.П. Шахматова, A.M. Ахмедханова, С.Ю. Гаврилова, Э.А. Иваева, В.М. Кошкина, С.П. Индыченко, Е.С. Митрякова, A.A. Пестрикова, И.П. Гришина, М.В. Матерова, Е.Г. Мискарян и др. Стоит сказать, что большая часть российских исследований, которая посвящена данной теме, проводилась на основе устаревшего законодательства. Законодательство, которое действует в настоящее время, изучено только на уровне учебной литературы, комментариев и журнальных статей. Новое законодательство Российской Федерации открыло новые аспекты для научных исследований. Таким образом, отметим, что данная тема является актуальной и в настоящее время имеется явно недостаточно научных разработок указанных проблем.
Предметом исследования выступают нормы отечественного законодательств, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, которые регулируют отношения в сфере социальной защиты приемных семей, учебная и научная литература, а также правотворческая и правоприменительная практика.
Цель исследования состоит в комплексном исследовании отношений в сфере социальной защиты приемных семей в России.
Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и признаки приемной семьи.
2. Изучить историю развития приемной семьи в России.
3. Проанализировать приемную семью и другие формы устройства детей, оставшихся безпопечения родителей.
4. Рассмотреть нормативно-правовую базу социальной защиты приемных семей.
5. Раскрыть формы социальной защиты приемных семей в Российской Федерации.
6. Представить рекомендации по совершенствованию социальной защиты приемных семей в Российской Федерации.
7. Проанализировать судебную практику по вопросам социальной защиты приемных семей в Российской Федерации.
Теоретической основой работы являются положения и выводы, разработанные юридической наукой. Учебные пособия, научные статьи и монографии, среди которых можно выделить работы таких авторов, как: Е.А. Васильевой, А.М. Нечаевой, Г.К. Матвеева, Е.М. Ворожейкина, Г. Мэйна и др.
Методологическая основа исследования. Метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы, которая раскрывает особенности установления происхождения детей, частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования, что позволило исследовать заявленную тему и сделать соответствующие обобщения и выводы.
Научная новизна. Основные положения данной работы призваны расширить теоретические представления юридической науки по вопросам оптимизации социальной защиты приемных семей в России. Содержащиеся в работе выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях для изучения отдельных аспектов заявленной темы.
Структуру работы определяют цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников.
Глава 1. Теоретические основы социальной защиты приемных семей
1.1. Понятие и признаки приемной семьи
Вопрос об определении сущности приемной семьи как правового явленияв настоящее время не нашел своего однозначного решения, в первую очередь, вследствие отсутствиялегальной дефиниции в действующем законодательстве Российской Федерации. Соответственно, и в правовой доктрине семейного права отсутствует однозначное определение данного института.
Представляется, что для определения содержания понятия приемной семьи необходимо выявитьего существенные признаки и их сущность.
Приемную семью В.А. Цветков обоснованно определяет как «временную, профессиональную семейную форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающую оплатутруда приемных родителей (супругов или отдельных граждан, взявших детей на воспитание) и государственное содержание детей». Специфическим признаком приемной семьи В.А. Цветков выделяет также следующее: «приемная семья – это индивидуальная форма устройства, так как воспитаниеи защита прав приемного ребенка осуществляется конкретным физическим лицом. В связи с этим правоотношениям по функционированию приемной семьи присущ фидуциарный, т.е. лично-доверительныйхарактер, обязывающий приемного родителя лично исполнять обязанности по договору» .
Выделение этого признака не раскрывает сущности приемной семьи, полагаем, что при избрании любойиз форм семейного устройства лицо, которое определено выполнять обязанности по воспитанию, должнолично выполнять свои обязанности, не может их перекладывать на другое лицо.
Такими авторами, как А.М. Нечаева, А.Н. Левушкин, Н.П. Петрова,обоснованно выделяются следующие признаки приемной семьи:
- приемная семья основывается на договоре, который заключается в письменной форме по просьбе лиц, желающих воспитывать ребенка в своей семье;
- сторонами в данном договоре являются приемные родители и органы опеки и попечительства;
- лица (лицо), заключающие договор, могут быть бездетные супруги или те, у кого есть собственные дети, как взрослые, так и несовершеннолетние;
- труд родителей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей; повышенную оплату имеют семьи, взявшие на воспитание малолетних детей, детейинвалидов и иного;
- ежемесячно выплачиваются денежные средства за счет бюджета органов местного самоуправления соответственно сложившимся в данном регионе ценам;
- приемная семья пользуется различного рода льготами в соответствии с принимаемыми органамиместного самоуправления решениями .
По мнению О.Н. Низамиевой, особенности приемной семьи заключаются в том, что «во-первых,в основании устройства ребенка в приемную семью лежит сложный юридический состав, включающий в себя акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна и попечителя, выполняющихсвои обязанности возмездно (приемных родителей), и договор о приемной семье. Во-вторых, приемная семья – это временная форма устройства детей, поскольку договор о приемной семье носит срочный характер, приемная семья образуется на срок, предусмотренный договором. В-третьих, при передаче ребенка в приемную семью он не утрачивает правовых связей со своими родителями и инымиродственниками, между приемными родителями и детьми не возникает ни алиментных обязательств,ни наследственного правопреемства. В-четвертых, приемные родители осуществляют свои функцииза вознаграждение. В-пятых, приемная семья пользуется различного рода мерами социальной поддержки, определяемыми договором о приемной семье в соответствии с законодательством. В-шестых,приемная семья, как и любая иная семья, не является самостоятельным субъектам права, за ней не признается статуса юридического лица» .
Как справедливо обосновывает в семейно-правовой доктрине Р.Л. Мурзин, «приемная семья,во-первых, основывается на договоре о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, заключаемом приемными родителями и органами опеки и попечительства; во-вторых, отличительной чертой приемной семьи является особый статус лица (лиц), взявшего ребенка на воспитание в приемную семью,и самого ребенка: приемные родители и приемные дети. В-третьих, особенностью, определяющей специфику приемной семьи, является оплата труда приемных родителей, зависящих от числа взятых на воспитание детей. В-четвертых, приемная семья пользуется различного рода льготами, устанавливаемымизаконодательством» .
Небезосновательно О.В. Фетисова указывает на особенности приемной семьи, отличные от вышеприведенных мнений. Так, приемную семью О.В. Фетисова разделяет на несколько групп: первая группа –правовым основанием создания приемной семьи является договор о передаче ребенка на воспитаниев приемную семью; вторая группа характеризуется тем, что приемная семья – это семья профессиональная, т.е. говоря «о профессионализме родителя-воспитателя, который осуществляет воспитание приемного ребенка на основе жизненного опыта, опыта, приобретенного в процессе воспитания собственных детей, своих представлений о роли семьи и родителей в жизни ребенка», к этому добавляются профессиональные знания в процессе обучения, возмездный характер деятельности приемного родителя, которыйвключает оплату труда приемных родителей; зачисления работы по воспитанию детей в трудовой стаж,право на получение пенсии; основное предназначение приемного родителя – замещение родных родителей ребенка и выполнение основных родительских функций; подвергается в наибольшей степени вмешательству в ее дела со стороны компетентных органов; приемная семья способствует решению такойсоциальной проблемы, как безработица; третья группа – присущи особенности, которые приемные родители и их воспитатели приобретают после заключения договора .
Однако мы не разделяем точку зрения О.В. Фетисовой на определение «профессионализма» приемного родителя и считаем, что жизненный опыт и опыт воспитания приемных детей не может пониматься как профессионализм, так как это одно из условий создания приемной семьи.
Представляется, что реализация данной формы устройства детей не решает проблемы безработицы.
В основе отношений приемной семьи лежат семейно-правовые связи, которые основаны на личных отношениях. Не всегда приемный родитель имеет педагогическое образование. Приемная семья не должнарассматриваться как вид профессиональной деятельности, эти отношения по правовой природе не являются трудовыми и имеют семейно-правовую сущность.
Вполне оправданно В.А. Цветков под профессиональностью понимает грамотное воспитание ребенка (детей) по поручению государства, т.е. «приемные родители должны обладать необходимыми педагогическими навыками и знаниями» .
С мнением В.А. Цветкова можно согласиться в части того, что приемные родители должны обладать необходимыми педагогическими навыками и знаниями для реализации воспитательных функцийв приемной семье, а определение профессионализма через категорию «грамотность» не будет признакомпрофессионализма.
Подготовка приемных родителей состоит из освоения образовательной программы обучающихкурсов. Однако с учетом того, что освоение образовательной программы обучающих курсов не направлено на приобретение профессии, подготовка приемных родителей в рамках создания приемной семьине может быть приравнена к получению педагогического образования.
Обоснованно З.Н. Гаджиева называет и другие специфические признаки приемной семьи. По еемнению, «приемная семья устанавливается только по договору о приемной семье, содержание которого,а также условия и порядок его прекращения прямо предусмотрены законом; предусматривает передачув одну приемную семью не только братьев и сестер, но и всех детей, являющихся родственниками,вне зависимости от степени родства. Также отличается особым субъектным составом приемных родителей, прямо указанным в законе (только супруги или отдельное лицо); возможность приема в семьидо 8 детей; исключительно договорным и возмездным характером; наличие особо оговоренных закономПравил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка(детей) в приемной семье» .
По мнению И.Л. Шамраевой, «приемную семью следует определять в качестве особенногосоциально-педагогического явления, поскольку она представляет собой уникальную форму устройстваи обеспечения воспитания детей, оставшихся без родительского попечительства. Граждане, осуществляющие семейное воспитание таких детей, именуются приемными родителями, а ребенок, подлежащийвоспитательному воздействию с их стороны, соответственно – приемным ребенком» .
Утверждения указанных авторов о признаках приемной семьи являются обоснованными и соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, однако с некоторыми из них можносогласиться лишь частично. Точка зрения З.Н. Гаждиевой относительно того, что признаком приемнойсемьи является обязательное принятие всех детей, являющихся родственниками приемного ребенка,вне зависимости от степени родства, является весьма спорной.
Одновременно в приемную семью можно передавать одного или несколько детей. При передачев приемную семью не допускается разъединение братьев и сестер, за исключением случаев, когда этоотвечает их интересам. На наш взгляд, императивная норма дляобязательного воспитания всех братьев и сестер может быть применена при создании приемной семьи,однако во время функционирования приемной семьи ее применение может вызвать трудности. Помещение вновь выявленных детей, которые имеют родственные отношения с приемным ребенком, должнопроисходить с учетом интересов всех воспитывающихся в семье детей.
Статус приемной семьи регламентирован статьями 152-153.2 Семейного кодекса РФ и сопровождается положениями Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» .
Статья 153 СК РФ раскрывает понятие приемные родители – это лица состоящие в браке между собой или отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание.
Признаками приемной семьи вытекающимииз правовой природы и социально-правовой сущности приемной семьи, являются:отсутствие близкого родства между приемными родителями и приемными детьми при созданииприемной семьи;выбор приемными родителями пола, возраста, состояния здоровья приемного ребенка,передаваемого на воспитание в приемную семью;совмещение безвозмездно-возмездного выполнения обязанностей по воспитанию ребенка;наличие опыта воспитания детей.
Таким образом, с учетом признаков, закрепленных в законодательстве, и новых можно дать следующее определение приемной семье. Приемная семья – это временная форма устройства детей-сирот на воспитание в семью, в которой приемные родители самостоятельно выбирают приемногоребенка, не связаны близким родством сприемным ребенком, выполняют свои обязанности на основаниидоговора, совмещают безвозмездное и возмездное выполнение обязанностей по воспитанию приемногоребенка, прошли подготовку и имеют опыт воспитания детей.
Рассмотрение признаков приемной семьи невозможно без выявления основной цели ее организациии функционирования. Цель приемной семьи, как считает Т.И. Дружинина, заключается в создании такихусловий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемными родителями,не менял этих родителей и тем самым имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, подостижении им совершеннолетия. Цель приемной семьи как формы воспитания детей в семье иосновное назначение приемной семьи Р.А. Шукуров видит в подготовке приемных детей к самостоятельной жизни. На воспитание ребенка как «специфическое назначение приемной семьи», которое«влечет за собой особые правовые последствия», указывает в своем исследовании Л.Ю. Михеева .
По справедливому мнению Н.Ф. Звенигородской, ученые в данном случае говорят о цели приемной семьи как форме устройства детей, так как воспитание ребенка в приемной семье будет целью приемной семьи именно как формы устройства детей .
В данном исследовании предлагается новый подход к приемной семье в Российской Федерации. Возможно выделение следующих моделей организации и функционирования приемной семьи.
Ресурсная приемная семья создается для устройства ребенка, который признается нуждающимсяв государственной защите и изымается из семьи.В настоящее время в приемную семью помещаются дети-сироты. При изъятии ребенка из семьиребенок по общему правилу помещается в детский социальный приют или иное учреждение. Нововведением является возможность передачи на воспитание в приемную семью ребенка, признанного нуждающимся в государственной защите и отобранного у родителей (единственного родителя).
Механизм реализации данного положения имеет свои особенности и заключается в следующем.
В органах опеки и попечительства необходимо создать список ресурсных приемных семей, которые готовы принять ребенка,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета", N 67, 05.04.1995.
3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // "Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI, 1993.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 08.07.2021) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16.
8. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14.
9. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об опеке и попечительстве" // "Собрание законодательства РФ", 28.04.2008, N 17, ст. 1755.
10. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // "Собрание законодательства РФ", 23.12.1996, N 52, ст. 5880.
11. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3802.
12. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831.
13. Указ Президента РФ от 14.05.1996 N 712 (ред. от 05.10.2002) "Об Основных направлениях государственной семейной политики" // "Собрание законодательства РФ", 20.05.1996, N 21, ст. 2460.
14. Указ Президента РФ от 26.02.2013 N 175 (ред. от 07.03.2019) "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" // "Собрание законодательства РФ", 04.03.2013, N 9, ст. 938.
15. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р "Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года" // "Собрание законодательства РФ", 01.09.2014, N 35, ст. 4811.
16. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 31.08. 2019 г. по делу № 33-14414/2019.
17. Апелляционное определение Московского областного суда от 08.06.2019 г. по делу № 33-13137/2019.
18. Апелляционное определение от 15 сентября 2019 г. по делу № 33- 8822/2019.
19. Решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 24.05.2019.
20. Решением Электростальского городского суда Московской области от 16.04.19 г.
21. Ананьева Е.О. Договор о приемной семье: проблемы законодательного регулирования / Е.О. Ананьева // Юридический мир. – 2020. – № 7. – С. 15–17.
22. Борисова Н.А. Система социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации / Н.А. Борисова, В.В. Шестерина // Символ науки. – 2017. – №3. – С.53-59.
23. Герасимов Т.А. Правовое регулирование и положение приемной семьи в РФ / Т.А. Герасимов // Современные концепции развития науки. Сборник статей Международной научно–практической конференции. – 2019. – С. 124–127.
24. Гаджиева, З.Н. Дефиниция «приемная семья» и ее признаки в действующем законодательстве России [Электронный ресурс] / З.Н. Гаджиева // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2019.
25. Гайсина Г.И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: российский и зарубежный опыт. – М., Просвещение 2016.149 с.
26. Данилова, И.С. Институт приемной семьи в системе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук / И.С.Данилова. – М., 2016. – 25 с.
27. Доржиева, С.В. Правовое регулирование устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье: автореф. дис. … канд. юрид. наук / С.В.Доржиева. – М., 2016. – 26 с.
28. Искрин Н.С. Социальное сиротство в России: актуальность комплексного подхода к проблеме // Интернет-журнал «Науковедение». – 2017. № 4 (23). С. 1-12.
29. Кузина И.Г. Приемная семья как фактор адаптации и форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2018. Т. 10. № 3-1. С. 155-161.
30. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) [Электронный ресурс] / З.А. Ахметьянова [и др.] ; отв. ред. О.Н. Низамиева. – М. : Проспект, 2010 // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2019. 843 с.
31. Колошич О.Г. Понятие и признаки приемной семьи / О.Г. Колошич // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. – 2019. – № 13. – С. 114–119.
32. Левушкин, А.Н. Теоретическая модель построения системы семейного законодательства государств-участников СНГ / А.Н. Левушкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2019. – 327 с.
33. Левушкин, А.Н. Направления совершенствования Семейного кодекса Российской Федерации / А.Н. Левушкин // Семейное и жилищное право. – 2018. – № 1. – С. 55–57.
34. Медведская Е.Р. Правовая характеристика приёмных семей в РФ. // Вестник науки и образования. – 2018. Т. 1. № 3 (39). С. 101-104.
35. Магомедова Е.А. К вопросу совершенствования правового регулирования института приемной семьи / Е.А. Магомедова // Заметки ученого. – 2019. – № 3. – С. 88–91.
36. Олейникова С.Г, Володина У.В. Правовые механизмы защиты приемной семьи в России // Отечественная юриспруденция. – 2018. № 1 (26). С. 29-30.
37. Петрова, Н.П. Правовой статус приемной семьи [Электронный ресурс] / Н.П. Петрова // Консультант Плюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2019.
38. Семейное право: Учебник / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Статут, 2016. 673 с.
39. Семья и формирование личности / ред. А.А. Бодалев. – М.: Изд-во Просвещение, 2016. 477 с.
40. Семейное право: Учебник / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2019. – 318 с.
41. Соловьева Т.В. Социальная защита детства: учеб.пособие / Т.В. Соловьева. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2015. – 152 с.
42. Технологии социальной работы с семьей и детьми: учеб.пособие; под ред. Л.И. Савинова. – Саранск: Издатель Афанасьев В.С., 2017. – 160 с.
43. Тетерина Т.В. Содержание договора о приемной семье: отдельные аспекты / Т.В. Тетерина // Экономика, социология и право. – 2019. – № 2. – С. 33–34.
44. Шамраева, И.Л. Приемная семья как форма устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (по законодательству Белгородской области) / И.Л. Шамраева // Семейное и жилищное право. – 2018. – № 3. – С. 14–18.
45. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации / Под редакцией Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. – 4-е изд. – Москва: Дашков и К, 2018. – 752 c.