Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемного изучения блока «Человек и природа» в курсе «Окружающий мир» 5
1.1. Особенности изучения блока «Человек и природа» в курсе «Окружающий мир» начальной школы 5
1.2. Проблемные вопросы блока «Человек и природа» в практике изучения курса «Окружающий мир» 12
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению проблемного блока «Человек и природа» в курсе «Окружающий мир» 21
2.1. Общая характеристика организации СОШ 21
2.2. Методы и проведение исследования проблемных вопросов блока «Человек и природа» в практике изучения курса «Окружающий мир» 24
2.3. Результаты исследования проблемных вопросов блока «Человек и природа» в курсе «Окружающий мир» 34
Заключение 48
Список использованных источников 50
Фрагмент для ознакомления
2
Однако дети младшего школьного возраста еще не имеют тех знаний и того жизненного опыта, которые помогли бы им дать ответы на подобные вопросы. Такие вопросы, поставленные учителем в начале изучения темы, в которой они будут рассмотрены, помогут активизировать мыслительную деятельность детей, включат их в работу по освоению нового материала и сыграют роль проблемных.
Если педагог ставит задачу активизировать повседневные наблюдения учащихся, то вопрос «Можно ли иней назвать снегом?» он переформулирует следующим образом: «Утром поздней осенью вы проснулись, выглянули в окно и увидели, что трава, ветки деревьев и кустов будто покрылись снежком. Но ведь снег еще не выпал. Если это не снег, то что? Как называется это явление природы?» После ответа учащихся задается вопрос: «Как же образуется иней, если небо не покрыто тучами?» Построение проблемных ситуаций с помощью предлагаемых вопросов всецело зависит от мастерства учителя, от его умения «разговорить» детей, от характера класса, а также от тех целей, которые учитель ставит, создавая проблемную ситуацию [3].
2) Частично-поисковый метод. Это ситуация, в которой детям предлагается проблема, а поиск решения и выводы выполняются совместно. При изучении темы «Металлы» возможна следующая проблемная ситуация: педагог предлагает учащимся из массы предметов выбрать только металлические. Далее, учащиеся должны подумать, по каким признакам они узнали эти предметы, в группах выявить свойства данных предметов и сравнить с предметами, выполненными из других материалов. После данной работы выводы, полученные учащимися о свойствах металлов, сравниваются со сведениями в учебнике и дополняются [3].
3) Исследовательский метод. При изучении темы «Лес – природное сообщество» ученикам для исследовательской работы в группах можно предложить провести исследование материалов учебников, энциклопедий и доказать, что лес является природным сообществом. Подобную работу можно предложить и по теме «Страны мира»: детям нужно будет, используя материал учебника, карты, дополнительные информационные источники составить рассказ о стране мира по разработанному плану [3].
Таким образом, завершая теоретическую часть настоящего исследования, можем сделать ряд выводов. Смирнова Т.М. в аналитической статье о России в свете международного мониторинга образовательных достижений пишет о том, что проведенное в 2012 г. международное исследование TIMMS показало, что российские четвероклассники по-прежнему затрудняются рассуждать и делать выводы [24]. Кроме того, количество школьников с низкими результатами у нас больше, чем в других странах. Такие результаты TIMMS вице-президент РАО В.А. Болотов объяснил тем, что значительная часть семей наших школьников имеет низкий социальный статус, и это не может не влиять на качество их образования. Он отметил также, что в настоящее время школа обязана компенсировать нехватку знаний и недостатки воспитания учащихся [4]. Проблемное обучение является эффективным методом, позволяющим мотивировать обучающихся на самостоятельный поиск информации, активизировать их мышление, научить самостоятельно видеть проблему, формулировать ее, находить пути решения.
Белянкова Н.М. в качестве достоинства проблемного изучения окружающего мира выделяет то, что предмет располагает большими возможностями для формирования у младших школьников практически важных умений. Этот подход помогает учащимся понять научную основу природных явлений. Изучение блока «Человек и природа» курса «Окружающий мир» требует проблемного подхода.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алексеева О.В. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе: учебное пособие. – М.: Издательский дом Академии Естествознания. – 2017. – 144 с.
2) Анисимова Е.В. Технология проблемного обучения – важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе. – 2019. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/600959
3) Белянкова Н.М. Проблемное изучение блока «Человек и природа» в курсе «Окружающий мир» // Начальная школа. – 2014. – № 4. – С. 76-81.
4) Болотов В.А. Научное-педагогическое обеспечение оценки качества образования. – 2010. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-pedagogicheskoe-obespechenie-otsenki-kachestva-obrazovaniya
5) Вафина Ю.Ф. Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира // Наука и инновации XXI века: Сборник статей по материалам VI Всероссийской конференции молодых ученых. – Сургут: Сургутский государственный университет. – 2020. – С. 203-206.
6) Вахрушев А.А. Окружающий мир. 1 класс. 2 часть. – М.: БАЛАСС. – 2015. – 145 с.
7) Емельянова И.Н. Формирование обществоведческих понятий на уроках окружающего мира в начальной школе // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24711
8) Закон «Об образовании в Российской Федерации». – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
9) Иванова И.В. Проблемное обучение младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» как средство формирования универсальных учебных действий // Организация учебного процесса во внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО: Сб. ст. по матер. Всерос. науч.-практ. конф. Студентов. – Пермь. – 2014. – 207 с.
10) Клепинина З.А. Практикум по методике преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие. – М: Академия. – 2008. – 144 с.
11) Кудрова Л.Г., Чуракова Р.Г. Окружающий мир. 2 класс. Проверочные работы в тестовой форме. Рабочая тетрадь. – М.: Академкнига/учебник. – 2018. – 40 с.
12) Кудрова Л.Г., Чуракова Р.Г. Окружающий мир. 3 класс. Проверочные работы в тестовой форме. Рабочая тетрадь. – М.: Академкнига/учебник. – 2020. – 56 с.
13) Кудрова Л.Г., Чуракова Р.Г. Окружающий мир. 4 класс. Проверочные работы в тестовой форме. Рабочая тетрадь. – М.: Академкнига/учебник. – 2020. – 48 с.
14) Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Знание. – 1974. – 64 с.
15) Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М: Педагогика. – 2015. – 368 с.
16) Мошнина Р.Ш. Окружающий мир. 1 класс. Здравствуй, мир! Тетрадь для внеурочной деятельности. – М.: Академкнига/учебник. – 2016. – 48 с.
17) Общая характеристика содержания учебного предмета «Окружающий мир». – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://monographies.ru/ru/book/section?id=13227
18) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (Зарегистрирован 14.09.2020 № 59808). – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009140015
19) Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220258/
20) Семенова А.А. Психоло-педагогические основы образовательного процесса: учебное пособие. – Новороссийск: Новороссийский филиал ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет». – Ч. 1. – 2021. – 488 с.
21) Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика. – 1980. – 96 с.
22) Смирнова Е.С. Проблемное обучение на уроках окружающего мира // Начальная школа. – 2016. – № 4. – С. 30–34.
23) Смирнова М.С. Естествознание: учеб. и практикум для прикладн. бакалавриата. – Москва: Юрайт. – 2015. – 413 с.
24) Смирнова Т.М. Россия в свете международного мониторинга образовательных достижений. – 2015. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-v-svete-mezhdunarodnogo-monitoringa-obrazovatelnyh-dostizheniy
25) Трафимова Г.Н., Трафимов С.А., Чуракова Р.Г. Окружающий мир. 2 класс. Школьная олимпиада. / Тетрадь для самостоятельных работ. – М.: Академкнига/учебник. – 2016. – 96 с.
26) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/
27) Федотова О.Н., Трафимова Г.Н., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 1-4 классы. Примерная рабочая программа. – М.: Академкнига/учебник. – 2017. – 112 с.
28) Федотова О.Н., Трафимова Г.Н., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс. / Методическое пособие. – М.: Академкнига/учебник. – 2019. – 112 с.
29) Федотова О.Н., Трафимова Г.Н., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс / учебник. – М.: Академкнига/учебник. – 2017. – 135 с.
30) Федотова О.Н., Трафимова Г.Н., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс / хрестоматия. – М.: Академкнига/учебник. – 2018. – 80 с.
31) Федотова О.Н., Трафимова Г.Н., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс. / Методическое пособие. – М.: Академкнига/учебник. – 2019. – 200 с.
32) Федотова О.Н., Трафимова Г.Н., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс. Часть 1 / учебник. – М.: Академкнига/учебник. – 2019. – 141 с.
33) Федотова О.Н., Трафимова Г.Н., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс. Часть 2 / учебник. – М.: Академкнига/учебник. – 2019. – 132 с.
34) Федотова О.Н., Трафимова Г.Н., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс / тетрадь для самостоятельной работы №1. – М.: Академкнига/учебник. – 2019. – 48 с.
35) Федотова О.Н., Трафимова Г.Н., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс / тетрадь для самостоятельной работы №2. – М.: Академкнига/учебник. – 2019. – 48 с.
36) Федотова О.Н., Трафимова Г.Н., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс. Часть 1 / учебник. – М.: Академкнига/учебник. – 2019. – 145 с.
37) Федотова О.Н., Трафимова Г.Н., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс. Часть 2 / учебник. – М.: Академкнига/учебник. – 2019. – 141 с.
38) Федотова О.Н., Трафимова Г.Н., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс / Тетрадь для самостоятельных работ №1. – М.: Академкнига/учебник. – 2021. – 48 с.
39) Федотова О.Н., Трафимова Г.Н., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс / Тетрадь для самостоятельных работ №2. – М.: Академкнига/учебник. – 2021. – 48 с.
40) Федотова О.Н., Трафимова Г.Н., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. Наш мир. 4 класс. Методическое пособие. – М.: Академкнига/учебник. – 2017. – 128 с.
41) Федотова О.Н., Трафимова Г.Н., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс / Тетрадь для самостоятельных работ №1. – М.: Академкнига/учебник. – 2021. – 48 с.
42) Федотова О.Н., Трафимова Г.Н., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс / Тетрадь для самостоятельных работ №2. – М.: Академкнига/учебник. – 2020. – 43 с.
43) Чуракова Р.Г., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 1 класс / тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/учебник. – 2020. – 48 с.
44) Чуракова Р.Г., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 1 класс / проверочные работы в тестовой форме. – М.: Академкнига/учебник. – 2018. – 24 с.
45) Чуракова Р.Г., Янычева Г.В. Окружающий мир. 1 класс. Изучаем природу родного края. Тетрадь для внеурочной деятельности. – М.: Академкнига/учебник. – 2017. – 56 с.
46) Чуракова Р.Г., Янычева Г.В. Окружающий мир. 2 класс. Изучаем природу родного края. Тетрадь для внеурочной деятельности. – М.: Академкнига/учебник. – 2017. – 40 с.
47) Чуракова Р.Г., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс / проверочные работы в тестовой форме. – М.: Академкнига/учебник. – 2020. – 48 с.
48) Чуракова Р.Г. Окружающий мир. Изучаем природу. 4 класс. Тетрадь для внеурочной деятельности. – М.: Академкнига/учебник. – 2017. – 48 с.
49) Чуракова Р.Г., Трафимова Г.Н., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс. Школьная олимпиада. / Тетрадь для самостоятельных работ. – М.: Академкнига/учебник. – 2016. – 80 с.
50) Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – №4. ¬– С. 7-10.