Фрагмент для ознакомления
2
Общение имеет большое значение в становлении личности дошкольника. Без него невозможно полноценное развитие ребенка, формирование психических функций и психических процессов. В коммуникативном развитии ребенка дошкольного возраста происходит расширение круга общения, изменяется содержание структурных компонентов общения, совершенствуются его средства, основным из которых становится речь.
Существуют различные определения общения.
Л.С. Выготским было выдвинуто положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка, в котором он неоднократно подчеркивал, что психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений перенесенных внутрь, и ставших функциями личности, и формами ее структуры. В его исследовательских работах намечена взаимосвязь и взаимозависимость отношений «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый» в психическом развитии детей [5].
Б.Г. Ананьев рассматривал общение как специфический вид деятельности и главной его характеристикой считал то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. При этом он указывал, что общение как деятельность общественного индивида не всегда принимается во внимание. Особо следует отметить направление, которое сформулировал Б.Г. Ананьев проблеме общения: познание участниками общения друг друга [1].
Рузская А.Г. понимает под этим процессом «деятельность, предметом которой является другой человек - партнер по общению» [40].
Е.П. Ильин определяет общение как специфический вид коммуникации, связанный с психическим контактом между реальными субъектами и приводящий к их взаимовлиянию, взаимопереживаням и взаимопониманию [13].
При изучении процессов общения зарубежные исследователи (Н. Винер, В. Шрамм, Г. Лассуэлл и др.) давно стали использовать понятие коммуникация. В отечественной литературе «общение» и «коммуникация» зачастую употребляются как синонимы. Между данными терминами есть как отличительные черты, так и общие. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий.
Широкое распространение получила точка зрения, в основе которой лежит понимание общения как коммуникативной деятельности.
М.И.Лисина отмечает, что развитие общения дошкольников со сверстником, как и со взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности. В своем исследовании она выделяет три этапа в развитии речи ребенка: первый этап – довербальный, когда ребенок еще не говорит и не понимает обращенную к нему речь, но у него формируются предпосылки для вербального общения; второй этап – этап начальной вербальной коммуникации, когда ребенок понимает и начинает произносить простые высказывания: формируется своеобразный «каркас» коммуникативных отношений с окружающими; третий этап – этап развернутой вербальной коммуникации [26].
Рассмотрев разные точки зрения относительно понятия «общение», за основу в нашей работе мы берем определение общения как процесса установления и развития контактов между людьми, порождаемого потребностями совместной деятельности, включающего в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимного восприятия и понимание другого человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания // Избр. психол. тр.: В 2 т. - М.: Педагогика, 2006. - Т.2. - С.226.
2. Андреева Г. М. Социальная психология : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Г. М. Андреева. - 5. изд., испр. и доп. - Москва : Аспект Пресс, 2002. - 363 с.
3. Василик, М. А. Основы теории коммуникации: учебник/ М. А. Василик, М. С. Вершинин, В. А. Павлов и др./ под ред. проф. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2006. – 615 с.
4. Выготский Л.C. Собр. Соч.: В 6 т. Т. 3. - М.: Просвещение, 2003. -146 с.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика-пресс, 1999. 533 с.
6. Денисенко, В.Н. Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации [Текст]: учеб. пособие / В.Н. Денисенко, Е.Ю. Чеботарева - М.: РУДН, 2008. - 258 с.
7. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. Старший возраст : [Учеб.-нагляд. пособие для детей ст. дошк. возраста] / Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 1999.
8. Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников и младших школьников / О.М. Дьяченко //Вопросы психологии. – 1987. – №1. – С.44–51.
9. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.:Просвещение, 1989, 189 с.
10. Ермолаева М. А. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005.-№9.-С. 21-28.
11. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
12. Иванов, И. П. Методика коммунарского воспитания / Иванов, И. П Москва: Педагогика, 1990. 208 с.
13. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений - Москва [и др.] : Питер, 2009 (СПб. : Печатный двор им. А. М. Горького). - 573 с.
14. Ильяшенко М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве. - М., 2008. - 23 с.
15. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик— М: Просвещение, 1987. -190с.
16. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 240 с.
17. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 432 с.
18. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3-4 лет : конспекты занятий / Д. Н. Колдина. - Москва : Мозаика-Синтез, 2009 – 43с.
19. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. М. 2011 г. – 91 с.
20. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. - М., 1990. - 180 с.
21. Косова Н.М. Эффективная коммуникация в призме практических задач муниципального управления: опыт разрешения социальных конфликтов // Конфликтология. 2008. №2. С. 167-180.
22. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для ВУЗов. СПб.:Питер, 2010. 544с.
23. Лазаренко, Т.В. Психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста / Т.В. Лазаренко // Молодой ученый. – 2016. – №28. – С. 825–828.
24. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии: учебное пособие для высшей школы. М.: Просвещение, 1994, 190 с.
25. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / под ред. М.К. Кабардова. – 2-е изд.перераб. и допол. М., Нальчик, 1996, 96 с.
26. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. - М.: Просвещение, 1986. - 143 с.
27. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; Под ред. Рузской А. Г.; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 1997. - 383 с.
28. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду– М.: Сфера, 2011. – 200 с.
29. Миронова, А. В. Коллективное творчество в изобразительной деятельности дошкольников / А. В. Миронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 10 (196). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/archive/196/48616/ (дата обращения: 14.09.2021)
30. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984, 111 с.
31. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: Дис. канд. пед. наук / Л.Р. Мунирова. – М., 1993. – 205 с.
32. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 432 с.
33. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
34. Пиаже Ж. Избранные психологические труды [Текст] : Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология : [пер. с фр.] / [предисл. В. А. Лекторского и др., с. 9-53]. - [Москва] : [Просвещение], [1969]. - 659 с.
35. Полуэктова, Н.М. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности / Н.М. Полуэктова, Н.В. Яковлева. - СПб. : Питер, 2012. - 97 с.
36. Психология общения: учебное пособие / Сост. Г.Н. Панфилова – Брянск: Мичуринский филиал ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет», 2015 – 48 с.
37. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 432 с.
38. Психология общения: учебное пособие / Сост. Г.Н. Панфилова – Брянск: Мичуринский филиал ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет», 2015 – 48 с.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. 713с.
40. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками / А.Г. Рузская // Психология дошкольника : хрестоматия : для студентов средних педагогических заведений / Сост. Г.А. Урунтаева. – Москва : Академия, 1997. – 19 с.
41. Сакулина Н. П.Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1982. - 208 с.
42. Силивон, В.А. Природа детского рисунка (психолого-педагогический аспект)/Монография. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000. - 183 с.
43. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками [Текст] /Е.О. Смирнова / - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2012. – 276с.
44. Турченко,В.И. Дошкольная педагогика: учеб.пособие / В.И. Турченко. – 3-е изд., стер. – М.: Флинта, 2013. – 256 с.
45. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Министерство образования Российской Федерации. – Москва: 2013 г.
47. Флерина Е. А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях [Текст] : Пособие для высших педагог. учеб. заведений и педагог. техникумов / Е. А. Флерина. - Москва : Гос. учеб.-пед. изд-во, 1934. - 96 с.
48. Ходжаева, М.Д. Инновационные технологии в образовании – проявление творческих способностей личности / М.Д. Ходжаева // Журнал Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. – 2012. – № 1. – С. 241–245.
49. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 256 с.
50. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.