Фрагмент для ознакомления
2
Проводимые конкурсы способствуют эффективному взаимодействию студентов, преподавателей, работодателей и экспертного сообщества, побуждая их к сотрудничеству, что создает возможности для личностно - ориентированного обучения.
Конкурсы профессионального мастерства осуществляются ежегодно и по уровню сложности ранжируются в зависимости от уровня системы конкурсной деятельности. Подготовка и успешное проведение конкурса - это итог целенаправленной работы педагогического коллектива колледжа и работодателей. Для организации и проведения профессионального конкурса:
- составляется положение;
- четко планируются этапы конкурса;
- разрабатываются теоретические и практические задания;
- обсуждаются критерии оценки и формы оценочных листов для объективной работы жюри;
- создаются необходимые условия для проведения конкурса - подготавливается конкурсная площадка, оборудованная в соответствии с условиями и заданиями конкурса.
Вместе с тем, реализация стандартов движения «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia), указывает на необходимость формирования дополнительных профессиональных компетенций у студентов, и обуславливает потребность их расширения у педагогических кадров колледжа, системного привлечения материально-технических ресурсов базовых предприятий для подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных рабочих кадров. Кроме того, продумываются формы популяризации профессии и внешнее оформление конкурса.
Таким образом, образовательная среда в Череповецком химико-технологическом колледже, где конкурсная деятельность интегрируется с учебой, способствует подготовке качественно нового типа специалиста, востребованного современным рынком труда.
Итогом проведенной работы является успешное формирование карьеры выпускников и их адаптация к социально-экономическим условиям.
В целях выявления будущих участников соревнований высшего профессионального мастерства (регионального, зонального, российского и международного уровней), профессионального роста и развития творческого потенциала студенты должны пройти систему конкурсов профессионального мастерства, разработанную в Череповецком химико-технологическом колледже и представленную в данной работе. Уровни системы конкурсов профессионального мастерства являются первоначальным этапом отбора потенциальных участников, средством оценки потенциала участника, т.к. конкурсант должен представить качественную работу за определенное, заданное время. Профессиональные навыки должны быть отработаны до автоматизма. В Череповецком химико-технологическом колледже в настоящее время применяется новая система оценивания, которая используется на чемпионатах Worldskills.
Любой студент, который проявляет интерес к участию в конкурсной деятельности, имеет определенные мотивы:
- проявление своих способностей;
- повышение собственного авторитета в коллективе;
- углубление теоретических знаний по отдельным дисциплинам.
Помимо этого, мотивом участия может выступать получение свидетельств, сертификатов, электронного паспорта специалиста по стандартам Worldskills, которые могут стать отличным дополнением к портфолио при переходе на следующую ступень образования и (или) трудоустройстве.
С уверенностью можно констатировать, что участие студентов в конкурсах профессионального мастерства различного уровня, подтверждает качество подготовки профессионалов и мотивирует студентов на углубленное изучение профессиональных компетенций. А система внутреннего мониторинга качества образования колледжа позволит оперативно вносить изменения в образовательный процесс и готовить хороших профессионалов из «неуспешных» выпускников школ.
В техникуме создано объединение мастеров и преподавателей специальных дисциплин - цикловая методическая комиссия: «Легкая промышленность».
Цикловая методическая комиссия осуществляет планирование и координирует работу образовательной организации по совершенствованию качества образовательного процесса и повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
Основными задачами цикловой комиссий являются:
- учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- разработка единых требований интеграции подходов формированию общих и профессиональных компетенций;
- разработка единых требований к оценке уровня освоения дисциплин цикла и оценке компетенций, студентов;
- совершенствование профессионального мастерства, систематическое пополнение профессиональных знаний преподавателей и мастеров; повышение их нравственного уровня; оказание помощи начинающим преподавателям;
- реализация инновационных педагогических и информационных технологий, направленных на повышение качества подготовки специалистов;
- мониторинг качества теоретической и практической подготовки студентов;
- внесение предложений по формированию вариативной части основной профессиональной образовательной программы по специальности, определение ответственности каждого преподавателя за результаты обучения (освоение студентов ОК и ПК).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Российская Федерация. Закон. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2019 г. № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21.12.2019 ; одобрен Советом Федераций 26.12.2019]. - URL : https://rg.ru/2019/12/30/obrazovanie-dok.html
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. - URL : http://- base.garant.ru/70810642/
3. Агранович, М. Л. Состояние и развитие системы среднего образования в Российской Федерации .[Текст] : нац. докл. 2015 г. / M. Л. Агранович, О. Н. Кожевникова. - М. : Аспект-Пресс, 2016. - 138 с.
4. Акаева, Е. Л. Мониторинг профессионального становления будущего учителя на основе компетентностного подхода [Текст] / Е. Л. Акаева // Педагогическая диагностика. - 2016. - № 3. - С. 13-18.
5. Алексеев, Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление [Электронный ресурс] / Н. Г. Алексеев // Развитие личности. - 2019. - № 2. - С. 85-102. - URL : http://rl-online.ru/articles/2-02/111.html
6. Аронов, А.М. Подходы, факторы и принципы реализации практико-ориентированной подготовки на основе рефлексивно¬ деятельностного подхода //Сборник статей по итогам Форума современных праатик профессионального образования «Практико-ориентированное обучение: опыт Красноярской краевой системы среднего профессионального образования». - Красноярск: РПБ «Амальгама», 2015. - С. 7-11.
7. Базавова, Т В. Мониторинг качества профессионального образования в техникуме на основе компетентностного подхода [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Т В. Базавова ; Федер. ин-т развития образования. - М., 2017. - 244 с.
8. Байденко, В. И. Болонский процесс: результаты обучения, компетент- ностный подход [Текст] / В. И. Байденко. - М. : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2019. - 154 с.
9. Байденко, В. И. Новые методы и подходы к организации образовательного процесса [Текст] : подход, ориентиров. на цели : офис проекта ДЕЛФИ, Москва, февр. 2011 / В. И. Байденко, Д. ван Зантворт. - М. : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2011. - 79 с.
10. Байчаров, А. М. Развитие коммерческой деятельности производствен¬ных предприятий в современных условиях: на материалах Карачаево- Черкесской Республики [Текст] : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / М. Байчаров ; Моск. ун-т потребительской кооперации. - М., 1996. - 25 с.
11. Барзаева, М. А., Абдулазизова, Э. А. Актуальные проблемы развития современного образования в России // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 463-465.
12. Белогурова, Я. Г. Конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций студентов // Молодой ученый. - 2016. - №15.1. - С. 49-52.
13. Белоусова, И. А. Проблемы среднего профессионального образования в современных условиях // Проблемы и перспективы профессионального образования в XXI веке: материалы III Международной научно-практической конференции (Омск, 22- 23 апреля 2015 г.) / БПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж». - Омск : БПОУ ОО «СПК», 2015. - 640 с.
14. Бобина, О. С. Дифференцированный подход в совершенствовании профессиональной компетентности преподавателей колледжа [Текст] / О. С. Бобина // Среднее профессиональное образование. - 2018. - № 1 . - С. 47-49.
15. Боцманова, Н.В. Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования // теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь, 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 283-286.
16. Ведерникова Л. В. Профессионально-творческое саморазвитие студентов педвуза [Текст] : учеб.-метод. пособие / Л. В. Ведерникова, И. М. Кунгурова ; Ишим. гос. пед. ин-т им. П. П. Ершова. - Ишим : Изд-во ИГПИ, 2019. - 144 с.
17. Ведерникова Л.В. Становление траектории профессионального развития как средство самореализации будущих педагогов [Текст] / Л. В. Ведерникова, И. А. Тенюнина // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. - 2013. - № 5 (11). - С. 4-9.
18. Ведерникова, Л. В. Профессиональная социализация педагога в условиях социального партнерства [Текст] : монография / Л. В. Ведерникова, М. Кашлач ; Ишим. гос. пед. ин-т им. П. П. Ершова. - Ишим : [б. и.], 2019. - 237 с.
19. Ведерникова, Л. В. Профессиональное становление студентов в условиях модернизации педагогического образования в условиях модернизации педагогического образования [Текст] / Л. В., Ведерникова, О. А. Поворознюк // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 6. - 102-105 - URL : https://eHbrary.ru/item.asp?id=20921569
20. Вертиль, В. В. Конкурентоспособность образовательных услуг ссузов в современных условиях [Текст] / В. В. Вертиль // Среднее профессиональное образование Уральского региона в условиях рыночной экономики: состояние, перспективы развития : материалы 1-ой регионал. науч.-практ. конф. / Урал. гос. экон ун-т. - Екатеринбург, 2013. - С. 45-49.
21. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование [Текст] : слов.: ключевые понятия, термины, актуал. лексика / С. М. Вишнякова. - М. : Новь, 1999. - 538 с.
22. Всемирнова, Ю. В. Социально-психологические механизмы формиро¬вания профессиональной компетентности менеджеров по продажам в условиях внутрифирменного обучения [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05, 19.00.03 / Ю. В. Всемирнова ; Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль, 2017. - 24 с.
23. Гериш, Т В. Компетентный подход как основа модернизации профессионального образования [Текст] / Т В. Гериш, П. И. Самойленко // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2016. - № 2. - С. 11-15.
24. Движение WorldSkills станет двигателем российского образования [Электронный ресурс]. - URL : http://worldskins.ru/dvizhenie-worldskins- stanet-dvigatelem-rossiy/
25. Дуброва, Т И. Уровневая дифференциация профессионального обучения подростков с нарушением интеллекта [Текст] / Т. И. Дуброва // Специальное образование. - 2019. - № 2. - С. 40-48.
26. Ефремова, Т Ф. Современный толковый словарь русского языка [Текст] : в 3 т. / Т Ф. Ефремова. - М. : АСТ : Астрель, 2016.
27. Жидкова, Р. А. Современные методы оценивания результатов обучения [Электронный ресурс] / Р. А. Жидкова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Серия: Общественные науки. - 2019. - № 28. - С. 779-782.
28. Жукова, Т. А. Технология обучения как условие повышения качества подготовки специалистов в системе университетского образования [Текст] / Т А. Жукова // Инновации в образовании. - 2017. - № 11. - С. 107-111.
29. Заливчей, С. А. Модульный подход к обучению студентов технических специальностей в среднем профессиональном образовании [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / С. А. Заливчей ; Нижегор. гос. пед. ун-т. - Н. Новгород, 2011. - 193 с
30. Звокнова, С. А. Компетентностный подход в профессиональной деятельности преподавателя [Текст] / С. А. Звокнова // СПО: проблемы, исследования, инновации : материалы VII межрегион. науч.-практ. конф., 8 февр. 2016 г. / Екатеринбург, автомобил.-дорож. колледж. - Екатеринбург, 2016. - С. 31-35.
31. Звокнова, С. А. Организационно-содержательная модель интегри-рования демонстрационного экзамена в образовательную программу [Текст] / С. А. Звокнова // Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации: материалы IV междунар. науч.-практ. конф., 31 мая 2017 г., Екатеринбург : в 2 т. - Екатеринбург, 2017. - Т 1. -С. 55-60.
32. Звокнова, С. А. Особенности стандартов WorldSkills и их внедрение в образовательный процесс [Текст] / С. А. Звокнова // Среднее профессиональное образование Уральского региона в условиях активного государственного реформирования: состояние, перспективы развития : материалы 8-ой регионал. науч.-практ. конф., 28 апр., 2017 г., Екатеринбург / Екатеринбург, экон.-технолог, колледж ; отв. ред. В. В. Вертиль. - Екатеринбург, 2017. - С. 12-16.
33. Игна, О. Н. Методика и технология обучения: понятийно-функциональное соотношение [Электронный ресурс] / О. Н. Игна // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 3. - С. 257-260.
34. Ильина, Т.И. Конкурсная деятельность как форма развития профессиональных качеств студентов // Образование. Карьера. Общество. № 3(42) 2014. - С.15-17.
35. Кагосян, А.С. Проблемы и перспективы развития среднего профессионального образования //Гуманизация наук, 2014. - С.29 - 34. - С. 31.
36. Казакова, А. Г. Педагогика профессионального образования: монография / А. Г. Казакова. - Москва: Экон-Информ, 2017. - 551 с.
37. Калиничева, В.Г. Модель конкурсной деятельности студентов колледжа как формы развития профессионально важных качеств личности // научные исследования в образовании. №6, 2018. - С. 23 - 26.
38. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Евгений Александрович Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 304 с.
39. Конжиев, Н. М. Педагогические условия как предмет исследования / Н. М. Конжиев // Ценностно-гуманистическая ориентация образовательного процесса в школе и в вузе / Карельский государственный педагогический университет. - Петрозаводск, 2017. - С. 10 - 14.
40. Кучугурова, Н.Д. Формирование профессиональной компетенции будущего специалиста //Проблемы и перспективы педагогического образования в 21 веке. - М., 2016. - С.122-124.
41. Левченко, В. В. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке в вузе специалистов для образовательных учреждений: дне. д-ра пед. наук : 13.00.08 / В. В. Левченко. - Самара, 2019. - 508 с.
42. Методические рекомендации по анализу профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях [Текст]. - СПб. : Изд-во ИПК СПО, 2010. - 63 с.
43. Методические рекомендации по разработке фонда оценочных средств основной профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС [Текст] / сост. В. А. Брезгина - Екатеринбург : ПРЦ ППТиМП, 2011. - 286 с.
44. Молодые профессионалы (WorldSkills Russia) [Сайт[]. - URL : http://worldskills.ru/
45. Неудахина, Н. А. Использование средств когнитивной визуализации в подготовке будущих педагогов [Текст] / Н. А. Неудахина // Школьные технологии. - 2011. - № 4. - С. 101-107.
46. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - М. : Мир и Образование, 2014. - 1376 с.
47. Официальный сайт «Worldskills Russia» [Электронный ресурс], URL: http://worldskills.ru
48. Педагогические технологии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / М. В. Буланова-Топоркова [и др.] ; под общ. ред. В. С. Кукушина. - Ростов н/Д : МарТ, 2010. - 320 с.
49. Перспективы программного обучения [Текст] : рук по составлению программ : с прил. метод. разраб. Службы пед. тестирования США / К. Томас [и др.] ; пер. с англ. О. А. Бондина, Н. Т. Кобяковой. - М. : Мир, 1966. - 247 с.
50. Положение о деятельности специального центра компетенции по реализации инновационной модели [Электронный ресурс] / фонд поддержки социал. проектов. - URL : http://pandia.ru/text/80/142/19199.php
51. Попов, В. А. История педагогики и образования [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / В. А. Попов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2010. - 208 с.
52. Применение новых технологий в образовании [Электронный ресурс] : материалы XV междунар. конф.. 29-30 июня 2014 г., г. Троицк. - Троицк : [б. и.], 2014. - URL : http://pandia.ru/text/77/168/7827.php
53. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. — М.: Издательский центр «Академия», 2018.
54. Римарева, И. И. Человек в структуре образовательного пространства / И. И. Римарева // Психология и соционика межличностных отношений. - 2013. - № 1. - С. 39 - 43.
55. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в контексте ресурсной интеграции/ Т.В. Абанкина, Н.Ю. Бабанов, С.А. Варакса и др.. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2010.
56. Слизкова, Е. В., Астаева, С. С. Подготовка студентов к конкурсам профессионального мастерства как фактор качества образования в СПО // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 101-105.
57. Собчик, Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Спенсер-мл, .Л., Спенсер, С. Компетенции на работе. - М.: Изд- во ГПППО, 2010.
58. Темняткина, О. В. Оценка результатов образования студентов ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода [Текст] : метод. пособие / О. В. Темняткина. - Екатеринбург :ИРРО, 2019. - 112 с.
59. Темняткина, О. В. Формирование ключевых компетенций в личностно¬ориентированном образовательном процессе [Текст] / О. В. Темняткина // Психология профессионально образовательного пространства личности : сб. науч. ст. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т ; отв. ред. Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2019. - С. 137-140.
60. Торгунаков, Е. А. Компетентностный подход к подготовке специалистов [Электронный ресурс] / Е. А. Торгунаков. - URL : http://www.akvobr.ru/- kompetentnostnyi_podhod_k_podgotovke_specialistov.html
61. Устав Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» [Электронный ресурс]. - URL : http://www. dmttmp.ru/institution/worldskills/Ustav%20WS. Pdf
62. Формирование мотивационной сферы личности. / Под редакцией В.Г. Леонтьева. - Новосибирск: Издательство «НГПУ», 2013. - 218с.
63. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения, -М., -Владос, 2015.
64. Чайка, В.Г. Структура учебной мотивации студентов ВУЗов и особенности её развития во внеаудиторных формах работы. // Журнал прикладной психологии. - 2019. - №3. - С 28-30.
65. Шушерина, О.А. Ответственность - профессионально значимое качество будущего специалиста. - Красноярск: СибГТУ, 2019. - 186с.
66. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ.ред. и предисл. Толстых А.В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.
67. Юрковец, О. П. Формирование профессиональных компетенций техников-программистов на основе технологии модульно-компетентностного обучения [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / О. П. Юрковец ; Тольяттин. гос. ун-т. - Тольятти, 2018. - 243 с.