Фрагмент для ознакомления
2
Слуховой проход новорожденного не чистят, обрабатывают лишь ушные раковины.
Ногти можно подстригать после выписки из родильного отделения и принятия ребенком ванны с мылом. Делать это лучше детскими ножницами с закругленными концами и удобнее во время сна ребенка. На ручках ноготки следует оставлять закругленными, а на ножках – ровными.
Прогулки
Большое значение для здоровья детей имеют прогулки на свежем воздухе. Независимо от возраста ребенка гулять нужно в любое время года. Если ребенок родился летом, начинать прогулки можно с первых дней после выписки из родильного дома. Зимой прогулки можно начинать с двух или трехнедельного возраста при температуре воздуха на улице не менее -10°С. Продолжительность первой прогулки — 10 минут, постепенно время прогулки увеличивается до 1-1,5 часов. Хорошо гулять с ребенком 2-3 раза в день.
Одевают ребенка для прогулки в зависимости от времени года и температуры. Зимой поверх одежды, в которой ребенок находится в помещении, одевают одну теплую кофточку и поверх обычных пеленок добавляют байковое одеяло. Затем заворачивают ребенка в шерстяное одеяло. Весной и осенью ребенка одевают менее тепло. Ребенка необходимо прикрывать от ветра. Во время прогулки лицо оставлять открытым. Летом желательно, чтобы ребенок максимально долго находился на свежем воздухе.
Нельзя гулять под прямыми солнечными лучами и в самые жаркие часы. Температура воздуха в комнате, где находится новорожденный, должна быть 22-25°С. В комнату должно проникать много света, днем не нужно занавешивать окна шторами. Для проветривания комнаты в холодное время суток форточку открывают на 10-15 минут каждые 2-3 часа, снижая температуру в комнате не более чем на 2 градуса. Летом можно держать окна открытыми целый день.
Смена пеленок, переодевание малыша, раздевание его перед купанием — первые воздушные ванны, первые закаливающие процедуры. Продолжительность воздушных ванн вначале не должна превышать 2-3 минут. Постепенно время увеличивают, и для детей б-месячного возраста доводят до 15 мин., а для детей 6-12 мес. — до 20 мин.
Процедуру можно проводить 2 раза в день. В летнее время воздушные ванны лучше проводить на открытом воздухе. Очень полезно закаливание водой. Его начинают с 3-месячного возраста, заключается оно во влажном обтирании. Перед тем как начинать влажные обтирания, ребенка сначала приучают к сухим обтираниям — для этого сухой фланелью утром растирают тело, руки, ноги ребенка до розового цвета.
Спустя 1-1,5 недели можно переходить к влажным обтираниям водой. Смоченной в воде и отжатой варежкой сначала обтирают руки, грудь, живот, затем спину, ягодицы, ноги. Смоченную часть сразу же вытирают сухим полотенцем. Делают обтирания обычно после утреннего сна ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абольян Л.В., Евлоева Ф.М., Петров А.И. Актуальные проблемы грудного вскармливания с позиций общественного здоровья и здравоохранения // Проблемы управления здравоохранением. - 2011. - № 6. - С. 337
2. Альбицкий В.Ю. Актуальные проблемы социальной педиатрии: избранные очерки. – М.: Союз педиатров России, 2012. – С. 344.
3. Альбицкий В.Ю., Зелинская Д.И., Баранов А.А., Терлецкая Р.Н. Концепция сокращения предотвратимых потерь здоровья детского населения // Вопросы современной педиатрии. - 2010. - № 5. - С. 5-9.
4. Амбулаторно-поликлиническая педиатрия / Под редакцией В.А. Доскина. - М.: Медицинское информационное агентство, 2021. - 464 c.
5. Амбулаторно-поликлиническая педиатрия / под ред. В.А. Доскина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО Изд-во «Медицинское информационное агентство», 2015. - С. 504
6. Вакцинопрофилактика детей и подростков [Текст] : пособие для студентов старших курсов лечеб. и педиатр. фак-ов / М. А. Никольский, Е. И. Жестянникова, О. В. Суковатова ; Первый Санкт-Петербург. гос. мед. ун-т им. акад. И. П. Павлова, каф. педиатрии с курсом последиплом. образования. - СПб. : Изд-во СПбГМУ, 2015. - 32 с.
7. Голубев, В. В. Основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста. Учебник / В.В. Голубев. - М.: Academia, 2019. - 240 c.
8. Гомелла, Т.Л. Неонатология (количество томов: 2) / Т.Л. Гомелла. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. - 373 c.
9. Запруднов А.М., Общий уход за детьми: руководство к практическим занятиям и сестринской практике [Электронный ресурс] / Запруднов А.М., Григорьев К.И. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 512 с
10. Запруднов А.М., Григорьев К.И. «Сестринское дело в педиатрии» Издатель «ГЭОТАР-Медиа», 2012г.
11. Зеленский Д.И. «Сестринский уход за новорожденными в амбулаторнополиклинических условиях» Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей. М.: Гэотар-Медиа, 2010г.
12. Зелинская Д.И., Терлецкая Р.Н., Землянова Е.В. Предотвратимые потери здоровья в детском возрасте: концептуальные подходы // Информационно-аналитический вестник. Социальные аспекты здоровья населения. - 2010. - № 4. -
13. Иванов М.В. Научное обоснование совершенствования первичной медико-санитарной помощи на региональном уровне: автореф. дис… д-ра мед. наук. – М., 2012. –48 с.
14. Качаровская Е. В., Лютикова О.К. «Сестринское дело в педиатрии» Практическое руководство для медицинских колледжей и училищ. «ГЭОТАР-Медиа» 2014г.
15. Кильдиярова Р. Р., Педиатрия. История болезни [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Р.Р. Кильдиярова, В. И. Макарова, Р.М. Файзуллина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 96 с.
16. Кильдиярова, Р. Р. Основы формирования здоровья детей (+ CD-ROM) / Р.Р. Кильдиярова, В.И. Макарова, Ю.Ф. Лобанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 328 c.
17. Макарова М.В. Здоровье детей, находившихся на естественном и искусственном видах вскармливания // Пермский медицинский журнал. - 2012. - Т. 29, № 3. - С. 106-111. 67
18. Никитин Ю.П. Руководство для средних медицинских работников. – М.: Гэотар-Медиа, 2007г.
19. Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельность службы охраны детства и родовспоможения в Российской Федерации. - М., 2013г.
20. Основные тенденции здоровья детского населения России / под ред. А.А. Баранова, В.Ю. Альбицкого. - М.: Союз педиатров России, 2015. - 116 с.
21. Петров В. «Справочник по медицинской помощи и уходу за ребенком» Издательство: Издательство Ростовского университета.2005
22. Профилактическая педиатрия: руководство для врачей / под ред. А.А. Баранова, Л.С. Намазовой-Барановой. - М.: Изд-во «ПедиатрЪ», 2015. – 744 с.
23. Румянцев А.Г., Тимакова М.В., Чечельницкая С.М. Наблюдение за развитием и состоянием здоровья детей.- М.: Медпрактика-М, 2004.- С.11-55.
24. Справочник неонатолога: под ред. В.А. Таболина, Н.П. Шабалова: Л. «Медицина» 2005 г.
25. Справочник по наблюдению и реабилитации диспансерных групп детей: под ред. И.С. Смиян: Киев «Здоровья» 2006г
26. Тульчинская В., Соколова Н., Шеховцева Н. «Сестринское дело в педиатрии»: Ростов-на-Дону «Феникс» 2004г
27. Улумбекова Г.Э. Демографические вызовы системе здравоохранения 68 Российской Федерации в период до 2020 г. // Вестник Росздравнадзора. - 2011. - № 5. - С. 42-49.
28. Участковый педиатр: новое справочное руководство / под ред. М.Ф. Рзянкиной, В.П. Молочного. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – С. 472.
29. Файзуллина Р.А., Самороднова Е.А., Пикуза О.И., Шошина Н.К. Питание детей раннего возраста. – Казань, 2013. – С. 16-18.
30. Физиология и патология периода новорожденности : пособие для студентов, врачей-интернов и клинич. ординаторов / К. М. Сергеева [и др.] ; Санкт-Петербург. гос. мед. ун-т им. акад. И. П. Павлова, каф. педиатрии. - СПб. : Изд-во СПбГМУ, 2008. - 41 с
31. Хазанов, А.И. Клиническая неонатология / А.И. Хазанов. - М.: Нестор-История, 2014. - 667 c.
32. Цыбульская И.С. Медико-социальные аспекты формирования здоровья детей. - Тверь: Тверская Городская Типография, 2013. – С 290.
33. Энциклопедия медицинской сестры. Все по уходу в больнице и дома / под общ. ред. Ю.П. Никитина, Н.Л. Това. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2013. – С. 704.
34. Эрман, М. В. Лекции по педиатрии. Для студентов медицинских вузов / М.В. Эрман. - М.: Фолиант, 2019. - 480 c.
35. Яромич И.В. Сестринское дело: учебное пособие. - Минск: Вышэйшая школа, 2011. – С. 431.