Фрагмент для ознакомления
2
С.А. Миронова в своих публикациях подчеркивает, что дети, а данной категории пользуются главным образом невербальными средствами коммуникации, а также у них имеются трудности в понимании обращенной речи. Это ведет к тому, что знакомства ребенка с окружающим его предметным миром оказывается обедненным, поверхностным. Тем не менее, истоки данной проблемы лежат в дошкольном возрасте и от успешности из разрешения зависит судьба ребенка в школьный период жизни [25].
С.Н. Шаховская считает, что речевое поведение и речевое действие ребенка с ЗПР существенно отличается от нормально развивающегося сверстника. Она указывает, что в структуре дефекта отмечается несформированность речевой деятельности и других психических процессов, выявляется своеобразие лексической системы. Вместе с тем, без овладения словарем невозможно овладеть речью как средством общения и орудием мышления. У большинства детей отмечается бедность и качественное своеобразие лексики. Пассивный словарь значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне медленно. Бедность словаря не обеспечивает им возможности полноценного общения и, следовательно, общего развития [40].
В.П. Глухов, подробно освещая специфику лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, отмечает, что рассказы детей с задержкой в развитии и детей без нарушений резко различались как по объему (количество слов), так и по уровню их информативности. Анализ рассказов детей с ЗПР позволяет предположить, что трудности при выполнении этого задания обусловлены недостатками различных сторон речевой деятельности (планирования, реализации замысла высказывания несформированностью контроля за его выполнением и др.). [7]
Существенные трудности при построении выказывания отмечались, прежде всего, на уровне планирования его содержания. Это проявлялось при выборе темы фразы-высказывания, установлении последовательности информативных звеньев в структуре высказывания, их взаимосвязи и т.п.
У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР отмечаются значительное отставание в формировании лексико-грамматического строя речи по сравнению с нормально развивающимися детьми. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности [7].
В детском саду или специализированных группах для детей с нарушениями речи также используется рассказ и пересказ для обучения детей связной речи. Только в результате планомерных систематических упражнений (сначала самых простых, а затем усложняющихся) ребенок научится рассказывать. Старшие дошкольники с ЗПР учатся самостоятельно составлять рассказ, например, о том, что они увидели, что с ними произошло, или пересказывать сказку, короткий рассказ.
Приемы обучения рассказывания разнообразны. Это рассказывание детей по вопросам, рассказывание по образцу – рассказу логопеда. [9]
Рассказывание по вопросам представляет по существу ответы детей на вопросы, задаваемые логопедом в определенном порядке. Вопросы логопеда ведут мысль детей и целиком определяют качество изложения.
Рассказывание по образцу. Образом для детского рассказа может служить рассказ воспитателя или же литературное произведение, народная сказка. Образец, на котором учатся дети, должен быть им доступен для подражания. Это требование относится как к содержанию, так и к языку. В качестве образца для рассказывания мы должны выбирать более простые рассказы, чем для слушания, так как слушать и понимать легче, чем рассказывать. Рассказ логопеда может учить только тогда, когда он обладает качествами, которые должен заимствовать ребенок (связность, последовательность изложения, грамматическая правильность, точность языка). Применение методического приема обучения – рассказывания по образцу – должно вести к развитию мысли ребенка, а не к механическому повторению того, что рассказал логопед. С этой целью рекомендуется после рассказа – образца давать детям указание, о чем и как они должны рассказывать. Рассказыванием по образцу является и пересказ сказки или литературного произведения. Рассказывание по образцу как прием обучения применяется в старших группах детского сада. [9]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамович В.Х. Клиническая дифференциация пограничной умственной отсталости // Журн. неврапатол. и психиатр. - 1980. - № 3 - С. 403- 407.
2. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. -2015. -№1.-С. 111-131.
3. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва: Академия, 2017. – 159 с.
4. Арушанова, А. Г. Формирование грамматического строя речи / А. Г. Арушанова. – Москва: Академия, 2016. – 240 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. – Москва: Хранитель, 2017. – 309 с.
6. Ахутина Т.В. Современная нейропсихологическая диагностика детского возраста // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющего развития. - М., 2018. -С.85-92.
7. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. - М.: Изд-во УРАО, 2019. - 148с.
8. Белопольская Н.Л., Лубовский В.И. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью // Психологический журнал. - 2013. - №4. - С.89-97.
9. Богословский, В. В. Общая психология / В. В. Богословский, Н. Т. Ковалева, А. А. Степанова. – Москва: Просвещение, 2016. – 381 с.
10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Москва: Астрель, 2017. – 300 с.
11. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов педвузов / Н.Ю. Борякова. – М.: АСТ; Астрель, 2008. – 222 с.
12. Векшин, Н. Н. Грамматика русского языка / Н. Н. Векшин. – Москва: Огни, 2016. – 263 с.
13. Венгер Л.А. О качественном подходе к диагностике умственного развития //Вопросы психологии. - 1974. -№2. - С. 116-122.
14. Ветлугина, Н. А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: кн. для воспитателя дет. сада / Н. А. Ветлугина. – Москва: Академия, 2016. – 322 с.
15. Виноградова А.Д., Клих С.А. Особенности образного мышления умственно отсталых детей // Дефектология - 1988. -№3.- С.59-64.
16. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 360 с.
17. Гербова, О. Е. Развитие речи 4 – 6 лет / О. Е. Гербова. – Москва: Академия, 2015. – 290 с.
18. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования / О. Е. Грибова. – Москва: ВЛАДОС, 2015. – 259 с.
19. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие. / Сост. Н.Д. Шматко. -М.: Аквариум, 2017. - 128с.
20. Дошкольное воспитание аномальных детей /Под ред. Л.П. Носковой. -М.: Просвещение, 2013. -224с.
21. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно - развивающего обучения детей с ЗПР// Дефектология. -2019. - №6. -С.25-39.
22. Запорожец, А. В. Психология детей дошкольного возраста / А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. – Москва: Просвещение, 1986. – 347 с.
23. Захарова, А. В. К вопросу о развитии грамматического строя речи у детей дошкольного возраста / А. В. Захарова. – Москва: Эксмо, 2016. – 86 с.
24. Интеллект и его расстройства // Основы неврологии. -Н. Новгород, 2018. -Т.2.-С.226-231.
25. Каштанова С.Н. Методы дифференциальной диагностики интеллектуальных нарушений //Вестник психолого-педагогического факультета. - Н. Новгород, 2000. -№2. -С.52-54.
26. Ковшиков, В. А. Психолингвистика: теория речевой деятельности / В. А. Ковшиков. – Москва: АСТ, Астрель. 2017. – 24 с.
27. Коробейников И.А., Лубовский В.И. Психологический эксперимент в дифференциальной диагностике нарушений психического развития у детей //Дефектология. -1981. -№6. -С.3-6.
28. Крутецкий, В. А. Психология ребенка / В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. – Москва: Просвещение, 1995. – 322 с.
29. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости / И. Ю. Кулагина. – Москва: Сфера, 2016. – 273 с.
30. Леонова, В. А. Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста / В. А. Леонова. – Москва: ВЛАДОС, 2017. – 312 с.
31. Личностно-ориентированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в С(К)ОУ: теоретические основания и практические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции 18 ноября 2010 года. - Челябинск, 2010. - 187с.
32. Львов, М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. – Москва: Академия, 2016. – 311 с.
33. Маркова, А. К. Формирование грамматически правильной речи у детей / А. К. Маркова. – Москва: АСТ, 2014. – 351 с.
34. Мухина, В. С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2015. – 278 с.
35. Никашина, Н. А. Формирование речи и ее недоразвитие / Н. А. Никашина. – Москва: Сфера, 2014. – 275 с.
36. Обухова, Л. Ф. Детская психология: учеб. пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва: Юрайт, 2016. – 324 с.
37. Пермякова, О. А. Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников / О. А. Пермякова. – Москва: Сфера, 2019. – 213 с.
38. Попова, М. И. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / М. И. Попова. – Москва: Академия, 2016. – 282 с.
39. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. -М: Просвещение, 1979. -192с.
40. Смирнова О. Сказкотерапия как метод коррекции и развития детей с мультидефектами // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2019. – №2. – с.29 – 48.
41. Сохин, Ф. А. Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка / Ф. А. Сохин. – Москва: Академия, 2017. – 100 с.
42. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохин. – Москва : Академия, 2016. – 200 с.
43. Спиваковская А. С. Нарушения игровой деятельности. М., 2019.
44. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного текста. -М.: Академия, 2017. -96с.
45. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост СПб.: Речь, 2005.
46. Трошин О.В., Халецкая О.В. Нарушения ВМФ. Синдромы психологических нарушений //Бурцев Е.М., Трошин В.Д., Трошин О.В. Руководство по неврологии. -Н. Новгород, 2018. -Т.2. -С. 201-269.
47. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. - М.: НПУ «Коррекция», 2015. -208с.
48. Флерина, Е. А. Разговорная речь в детском саду / Е. А. Флерина. – Москва: АСТ, 2017. – 300 с.
49. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 2017. -128с.
50. Цветкова Л.С. Нейропсихология и восстановление внешних психических функций. - М., 2010. -71с.
51. Шевцова, Е. Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет / Е. Е. Шевцова, Е. В. Воробьева. – Москва: Сфера, 2016. – 200 с.