- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Организационно-управленческие основы социальной политики в регионе (на примере ЧР)
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Социальная работа
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Организационно-управленческие основы социальной политики в регионе (на примере ЧР)"?85 страниц
44 источника
Добавлена 12.07.2022 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ 4
1.1. Сущность, цели и задачи социальным управлением региона 4
1.2. Организационные структуры системы социального управления регионом 9
1.3. Формы и методы системы управления социальным развитием региона 14
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ) 24
2.1. Характеристика и состояние системы социального развития Чеченской Республики 24
2.2. Анализ результатов управления социальным развитием региона 49
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 57
3.1. Проблемы региональной социальной политики Чеченской Республики 57
3.2. Мероприятия и предложения по совершенствованию управления социальным развитием Чеченской Республики 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
Фрагмент для ознакомления 2
Социально-экономическое развитие России, в качестве приоритетных направлений которого определены повышение роли инновационной деятельности, экологического благополучия территорий и реализации человеческого потенциала, предполагает формирование на территории государства социально-экономической системы, соответствующей принципам устойчивого социально-экономического развития.
Для экономики современной России наиболее актуальны проблемы управления устойчивым социально-экономическим развитием и формирования устойчивой социально-экономической системы регионов, значительную часть которых занимают северные территории. Характеристики развития северных территорий определяют, что переход к типу социально-экономического развития, основанному на принципах устойчивости, может быть при условии смены подходов к управлению социально-экономическим развитием и изменения отношения к таким значительным факторам развития современных социально-экономических систем, как состояние окружающей природной среды и человеческий капитал.
В этих условиях важной целью государства является создание стратегий комплексного территориального развития, создание системы и перераспределения инвестиционных потоков для обеспечения поступательного развития отечественной экономики.
В своих исследованиях такие ученые, как А.Г. Гранберг, Р.И. Шнипер, С.Н. Бобылев, Н.Т. Агафонов, Т.Л. Казакова, и др. освещали проблемы оценки устойчивости социально-экономических систем в нашей стране в разное время.
Объектом исследования является Чеченская Республика.
Предметом исследования являются – управление социальным развитием муниципального образования.
Цель настоящего исследования – изучить организационно-управленческие основы социальной политики в регионе.
В соответствии с целью исследования в выпускной квалификационной работе поставлены и решены следующие задачи:
изучить сущность, цели и задачи социальным управлением региона;
раскрыть организационные структуры системы социального управления регионом;
рассмотреть формы и методы системы управления социальным развитием региона;
представить характеристику и состояние системы социального развития Чеченской Республики;
провести анализ результатов управления социальным развитием региона;
выявить проблемы региональной социальной политики Чеченской Республики;
разработать мероприятия и предложения по совершенствованию управления социальным развитием Чеченской Республики .
При анализе исследования использовались общенаучные методы теоретического и эмпирического познания, методы сравнительного и системно-функционального анализа, синтеза, глобального моделирования, программно-целевые методы, статистические методы.
Информационно-эмпирическую основу исследования составили нормативные и законодательные акты, стратегические и программные документы регионального и федерального уровней, статистическая отчетность службы Федеральной государственной статистики, аналитические материалы Федерального Собрания Российской Федерации.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ
1.1. Сущность, цели и задачи социальным управлением региона
Социально-экономическое развитие – это процесс, направленный на повышение уровня жизни населения территории. Оно осуществляется силами государственной власти, как основного института, защищающего права всех слоев населения.
Система регионального управления социально-экономическим развитием - это совокупность органов регионального управления и их действий по осуществлению различных видов политики в отношении экономики, социальной и иных сфер существования региона.
Основная цель региональных властей состоит в обеспечении сбалансированного развития региона в социально-экономическом плане (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Направления совершенствования управления социально-экономическим развитием региона
Основной упор здесь делается именно на сбалансированность развития, поскольку это позволяет достичь оптимального состояния региона, способного предоставить его населению все возможные условия для удовлетворения потребностей. Выполнение этой функциональной нагрузки требует от региональных властей совершенствования подхода к управлению социально-экономическим развитием региона.
Региональное управление социально-экономическим развитием должно быть ориентировано на выбор и реализацию приоритетных направлений развития региона. Основу для выбора таких направлений составляют данные экономического анализа, стратегического планирования и прогнозирования развития территории.
Региональное управление социально-экономическим развитием включает в себя несколько составляющих (Рисунок 2).
Рисунок 2 - Региональное управление социально-экономическим развитием
Систему регионального управления социально-экономическим развитием можно представить в виде рисунка (Рисунок 3).
Рисунок 3 - Система регионального управления социально-экономическим развитием
Субъектами социально-экономического развития обычно выступают сами государства, муниципалитеты, некоммерческие и коммерческие объединения и организации, административные единицы. Направленность развития обычно идет от нижестоящих уровней к вышестоящим.
Таким образом, социально-экономическое развитие предполагает проведение комплекса мероприятий органами власти для оказания положительного влияния на качество жизни населения.
Задачи управления социально-экономическим развитием можно представить в виде рисунка (Рисунок 4).
Рисунок 4 - Система регионального управления социально-экономическим
Из рисунка видно, что возникает конфликт интересов между интересами населения территории и выгодностью осуществляемых товарно-денежных отношений с другими структурами.
Поддержание устойчивого развития территории требует выбора такого способа развития, который позволит достичь поставленных целей и задач при заданных условиях. Одним из его инструментов может стать рациональное использование территориального потенциала, что позволит сохранить ресурсы и укрепить производственную базу. Помимо этого, мероприятия должны быть направлены на увеличение потенциала территории. Территория представляет собой определенное административное образование, наделенное самостоятельностью в пределах действующего законодательства.
Современная экономическая обстановка в России характеризуется кризисным состоянием некоторых регионов, причиной чему является несовершенство бюджетной системы. Часть регионов сохраняют возможность получать дополнительные средства, либо используют собственные доходы для обеспечения роста. Некоторые территории используют инструменты лоббирования, чтобы стимулировать перераспределение ресурсов .
Управление социально-экономическим развитием региона опирается на стратегический подход, а также на использование инструментов эффективного регулирования. Стратегический подход представляет собой совокупность программ, принципов и методов, с помощью которых государство реализует заранее разработанный план. Существует несколько категорий управления социально-экономического развития региона (Рисунок 5).
Рисунок 5 - Категории управления социально-экономического развития
Реализация стратегии является непрерывным процессом, так как в ее структуру постоянно вносятся корректировки в зависимости от изменений окружающей среды, в частности, осуществляются: пересмотр финансовых планов, внесение изменений в действующую политику, проведение реорганизации и другие мероприятия. Этапами управления развитием региона являются: выявление проблемы управления и формулирование возможной модели ситуации, идентификация основных стратегических целей, направлений развития региона, выбор стратегий, их последующая реализация, а также осуществление процесса мониторинга, управление изменениями.
Управление должно быть целенаправленным, учитывать интересы населения, рассматривать приоритетные функции региона, определять стратегические цели развития, формировать стратегию долгосрочного развития. Оно должно быть эффективным и профессиональным. Проблемами управления социально-экономическим развитием регионов в России являются отсутствие четкой и масштабной социальной ориентации, осуществление стратегического управления не востребовано. Так же отсутствуют единая нормативно-правовая база. Со стороны государства оказывается недостаточное внимание методическим вопросам и научному обоснованию. Кроме того, мониторинг не проводится, либо проводится не полностью, что снижает качество используемых для управления данных.
1.2. Организационные структуры системы социального управления регионом
Организационная структура управления - это социально-экономическая категория, характеризующая отношения совокупности звеньев аппарата управления и существующие между ними организационные отношения, выражающие взаимодействие и координацию элементов внутри этой системы. Структура отражает состав элементов, внутреннюю форму организации системы, ее статику, в то время как организационные отношения обеспечивают тесноту и эффективность структурных связей.
Организационные структуры управления имеют три области применения: государственные, коммерческие и общественные. Государственная сфера, в свою очередь, имеет три уровня: федеральный, региональный и государственные предприятия. Коммерческая сфера управления охватывает различные уровни корпоративного (обобщенного собственнического) управления: малые, средние и крупные предприятия в различных организационных формах. Это хозяйствующие субъекты — кооперативы, концерны, холдинговые компании и т.д. Публичная сфера в настоящее время приобретает экстраординарный характер. Если раньше органы общественного самоуправления имели определенные и ограниченные функции, то теперь общественными структурами являются как представительные, так и судебные органы, государственные общественные фонды, органы самоуправления, а также структуры попечительского характера и содействия, политические движения и партии .
Эта типизация организационных структур также определяет соответствующие организационные формы управления: министерства, ведомства, комитеты, ассоциации, акционерные общества, муниципалитеты, частные и государственные предприятия, банки, фонды и т.д.
Элементы организационной структуры вместе образуют организационное единство для реализации общей цели.
Каждый элемент наделен соответствующими функциями. Не существует чистых функций без их существенных носителей, а также тех, которые не принадлежат определенной структуре. Поэтому изменения в структуре естественны и необходимы, если меняются функции отдельных ее компонентов.
Формирование рыночной экономики предполагает создание новых организационных отношений и структур управления.
Во-первых, характерным становится перераспределение функций между различными органами государственного, коммерческого и государственного управления, делегирование функций не только сверху вниз, но и снизу вверх. Стремление региональных и региональных образований расширить управленческую самостоятельность имеет убедительные основания. Одна из них-неспособность центрального правительства централизовать доходы от налогов и прибыли, как и прежде; другое дело, что центральная власть фактически не может обеспечить сохранение и развитие социальных стандартов в регионах, поэтому она не только уступает прерогативу местным властям, но и решительно делегирует им функции социальной поддержки и защиты.
Во-вторых, со временем происходит моральное старение управленческой структуры, в результате чего становится неизбежной замена структур, не способных мобилизовать организационные резервы. Формируются перспективные организационные структуры. Среди последних наиболее важными являются те, которые адекватны социально-рыночной среде экономического развития России, создают условия для качественных преобразований в системе общественных отношений; через структуры стимулируются интенсивные факторы роста социальной и экономической эффективности.
Факторы, влияющие на организационные структуры. На организационные структуры влияет ряд факторов. С одной стороны, они объективно определяют и предопределяют процесс их преобразования, а с другой стороны, подчиняют эти структуры волевому воздействию уполномоченных органов и ответственных лиц.
Среди объективных факторов, влияющих на организационную структуру производства, особое и все возрастающее значение приобретает научно-технический прогресс. Она является катализатором социальных, экономических, управленческих и других организационных изменений в системе отношений участников производственного процесса. Достижения НТП влияют на состав элементов организационных структур производства и управления.
В прошлом дискретный и часто случайный процесс формирования организационных структур объяснялся тем, что в условиях командно-административной системы управления роль субъективного фактора была чрезмерно велика. В то же время они руководствовались волевыми решениями отдельных ведомств, государственных и экономических организаций, а также субъективным мнением политических лидеров .
Типы организационных структур управления. На начальном этапе перехода к рыночным отношениям в российской экономике существует два типа организационных структур: экстенсивные (командно-административные) и интенсивные (товарные, рыночные). Особенностью интенсивного типа является значительное повышение роли социальных факторов общественного развития, что требует сбалансированности всех элементов организационной структуры управления. Смена приоритетов меняет все связи между элементами структуры, фокусирует внимание менеджеров на различных уровнях управления не на командных функциях, касающихся распределения производственных планов и задач, а на выявлении общих проблем развития предприятия и удовлетворения потребностей потребителей. Следовательно, интенсивный тип производства и адекватный ему тип организационной структуры приобретают стратегическое значение.
Общими предпосылками для создания качественно новых организационных структур управления интенсивного типа являются:
перевод социально-экономических функций министерств и ведомств, региональных структур управления, предприятий и организаций, всех существующих и формирующихся государственных, коммерческих и общественных организационных структур на социально ориентированные рыночные отношения;
реализация социальных целей большим количеством государственных, региональных, региональных и коммерческих структур. Акцент сделан таким образом, чтобы все элементы, составляющие социальный комплекс, были вовлечены в решение текущих и перспективных социальных проблем. Разнообразие духовных и физических потребностей человека становится общественным показателем, по которому определяются направления инвестиционной, научно-прикладной, экономической и технической политики. Критерием качества организационных структур производства и управления является наибольший конечный социально-экономический и даже психологический результат.
Экстенсивный тип организационных структур управления, действовавший до недавнего времени, характеризуется следующими особенностями: «многоголовый» централизм управления; бюрократический метод работы; подчинение часто этнополитическим и элитарно-групповым интересам; примитивизм (формализм) рыночных отношений, который соответствует ведомственным, но не потребительским интересам.
Экстенсивный тип управленческих структур обладает рядом качественных особенностей:
отсутствие гибкости и чувствительности к изменениям, вызванным научно-техническим и социальным прогрессом;
слабая проработанность стратегии развития организационных структур. На производстве нет приоритетов; в управлении организационная структура ориентирована на решение оперативных (текущих) задач и т.д.
принцип стимулирования совершенствования организационной структуры, основанный на затратах. В производстве она характеризуется слабой заинтересованностью в ресурсосбережении, а в управлении-экономией только за счет сокращения численности персонала;
административно-правовые, командно-директивные методы управления, преобладающие над экономическими и коллегиальными, что препятствует предпринимательской инициативе и поиску эффективных методов работы коллективов, отдельных членов общества;
слабая адаптивность организационных структур управления к изменяющимся условиям производства, рыночному механизму управления;
несоответствие роли органов местного самоуправления их возможностям в решении социальных, экономических и территориальных проблем;
отсутствие социально-политической и экономической стабильности, развитых отношений собственности, которые могут стимулировать различные организационные формы структур управления .
1.3. Формы и методы системы управления социальным развитием региона
Совокупность методов управления социально-экономическим развитием региона делится на группы (Рисунок 6).
Рисунок 6 – Методы управления социально-экономическим развитием региона
Недостатком регионального управления развитием региона в социально-экономическом плане является зачастую преобладание административных методов управления, которые более характерны для командной экономики. Применение таких методов целесообразно в условиях кризисного этапа развития экономики, но не должно превалировать на ее успешных этапах.
В связи с этим в качестве одного из направлений совершенствования регионального управления развитием региона в социально-экономическом плане является ориентация этого управления на применение экономических методов воздействия .
Высокая эффективность, а иногда даже необходимость осуществления стратегического управления и планирования доказаны годами хозяйственной практики. Стратегическое планирование преследует цель, в первую очередь, повысить уровень благосостояния населения в регионе и создать условия для его дальнейшего роста.
При управлении социально-экономическим развитием региона важно понимать, что, во-первых, регион – это сложная система, во-вторых, каждый элемент, составляющий региональную систему, для своего управления требует разработки специфического механизма управления, и, в-третьих, эти механизмы не должны противоречить друг другу.
Рассмотрим систему методологических принципов регионального управления.
Принцип использования региональных преимуществ в территориальном распределении труда.
В основе системы управления социально-экономическим развитием региона должен лежать принцип использования социально-экономического и природно-климатического потенциала региона. Использование природно-климатических и социально-экономических преимуществ региона в территориальном разделении труда, должно способствовать комплексному развитию региональной экономики. Результатом действия этого принципа является агломерационный эффект в строительстве и реконструкции, который проявляется в активизации использования возможностей, порождаемых территориальной близостью промышленных предприятий. В результате этого также возникают предпосылки создания и использования межотраслевых производств, специализирующихся на обслуживании всей промышленности региона не зависимо от ведомственной подчиненности. В данном случае в результате специализации и кооперации, продукция производится с меньшими издержками, происходит экономия транспортных затрат.
Весь комплекс территориальных ресурсов, имеющихся в данном регионе должен эффективно использоваться как в каждой отрасли отдельно, так и путем внутри регионального перераспределения, при этом перераспределение должно осуществляться в пользу тех отраслей, которые показывают наибольшую эффективность использования ресурсов.
Принцип целевого управления. Логично, что управление социально-экономическим развитием региона должно быть направлено на достижение этих целей, что в итоге приведет к реализации главной цели – росту уровня жизни населения на основе повышения конкурентоспособности региона в целом и последовательного перехода регионального хозяйства на режим саморазвития. При этом важно, чтобы цель развития региона была количественно четко определенной, конкретной и зафиксированной по срокам достижения .
Принцип объединения интересов всех структур, принимающих участие в региональном воспроизводственном процессе. Безусловно, в процессе регионального воспроизводства участвуют большое количество структур, имеющих каждая свои интересы и возможно, что интересы одних структур могут противоречить другим. Поэтому при организации механизма управления процессом воспроизводства необходимо создавать условия, при которых достигался бы оптимальный баланс интересов всех взаимодействующих структур.
Принцип самофинансирования. Данный принцип основывается на том, что развитие региона должно осуществляться в первую очередь за счет собственных финансовых средств, то есть тех доходов, которые образуются на территории региона как результат хозяйственной деятельности.
Принцип экономической самостоятельности предполагает существование в регионе различных форм собственности и экономической самостоятельности их собственников. Принцип экономической самостоятельности обуславливает свободу экономического механизма от директивного вмешательства государства в процесс социально-экономического развития региона. Для обеспечения этого принципа необходимо четкое закрепление границ полномочий и функций между различными уровнями власти, определение четких «правил игры» всех субъектов хозяйствования и региональных структур.
Принцип зависимости эффективности экономического развития региональной экономики и формирования ресурсной базы социального и общеэкономического развития региона. Успешное развитие региональной экономики сегодня должно быть основой для социально-экономического прогресса региона, стимулировать развитие экономики и рост ее эффективности в будущем.
Принцип ответственности за реализацию функций управления.
Сочетание всех вышеперечисленных принципов создаст предпосылки формированию устойчивой и надежной системы управления социально- экономическим развитием региона. Выбор же конкретных инструментов и методов управления определяется именно сформированной на этой основе системой управления, закрепленной в законодательных и нормативно-правовых актах.
Перейдем к основным характеристикам форм и методов управления социально- экономическим развитием в регионе. Итак, как уже было указано выше, формы и методы управления социально-экономическими процессами определяются общегосударственной экономической политикой, а также внутренней социально- экономической политикой региона. В зависимости от признаков, которые кладут в основу классификации, можно выделить такие группы методов регионального управления:
По форме проявления на рыночные процессы – прямые и непрямые (косвенные) .
По широте оказываемого влияния – общеэкономические и выборочные (селективные).
По каналам влияния – экономические и административные.
По формам реализации – налоговые, бюджетные, денежно-кредитные, антимонопольные, ценовые, внешнеэкономические, институциональные.
Рассмотрим основные формы прямого и непрямого влияния на региональное развитие. К числу прямых методов относят:
бюджетное финансирование экономических и социальных программ, инвестиционных проектов;
предоставление субвенций отдельным предприятиям, которые либо производят стратегически важную для государства продукцию, либо организовывают производство в сложных социально-экономических условиях;
разработку социально-экономических прогнозов и планов развития;
осуществление национализации или приватизации объектов и др.
К непрямым формам влияния на социально-экономические процессы в регионе относят:
предоставление налоговых льгот предприятиям, выполняющим социальные функции;
создание привлекательного инвестиционного климата в регионе;
введение дифференцированных форм амортизации с целью ускорения технической реконструкции и модернизации производства;
регулирование цен на продукцию госсектора, социально-значимые товары, товары предприятий-монополистов.
Что касается общеэкономических и селективных методов регулирования, то первые оказывают влияние на всех субъектов экономики региона (к их числу относят бюджетные, денежно-кредитные, ценовые методы), а вторые носят выборочный характер и их влияние направлено на определенных субъектов хозяйствования или группы субъектов.
В условиях развития рыночных отношений в экономике и экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов очень важным является выбор оптимального сочетания административных и экономических методов управления. Только формирование единой системы управления, объединяющей экономические и административные методы, может стать залогом успешного развития и функционирования экономики региона.
Рассмотрим основные способы воздействия на экономику региона экономических и административных методов управления. Экономические методы являются результатом формирования в нашей стране рыночных основ хозяйствования, административные имеют длительную практику использования.
Арсенал административного вмешательства в социально-экономическое развитие региона очень широк. Методы административного управления базируются на отношениях власти и подчинения, свойственных данной региональной системе. Заданием административной деятельности региональных органов власти является координация направлений деятельности хозяйствующих субъектов. Административные методы регионального управления призваны обеспечить интересы не отдельных субъектов хозяйствования в регионе, а в целом интересы свей региональной системы. Важным является отслеживание процесса удовлетворения интересов одних субъектов хозяйствования без ущерба других в целях обеспечения общерегиональной стратегии развития.
К административным методам управления относят:
определение условий и порядка разгосударствления и приватизации муниципальных предприятий;
определение условий приобретения, создания и преобразования объектов муниципальной собственности;
установление порядка и условий создания или преобразования объектов инфраструктуры, размещение их на территории региона;
определение порядка государственной регистрации коммерческих предприятий;
определение порядка лицензирования отдельных видов деятельности;
установление порядка предоставления и изъятия земельных участков;
установление правил пользования природными ресурсами;
размещение предприятий различных форм собственности .
Органы регионального управления наделены достаточно широкими правами использования методов административного управления, которые влияют как на деятельность отдельных субъектов хозяйствования в регионе, так и на региональную экономику в целом. Административные методы базируются на обязательности исполнения предписаний, а также предполагают возможность принудительного воздействия на предприятия и организации, нарушающие установленные правила.
Формами осуществления административных методов являются:
Фрагмент для ознакомления 3
2. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
3. Федеральный закон № 473 от 29.12.2014 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (ред. от 11.06.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
4. Бабич Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 336 c.
5. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 260 c.
6. Белокрылова О.С. Региональная экономика и управление: учебное пособие / О. С. Белокрылова, Н. Н. Киселева, В. В. Хубулова. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 240 с.
7. Божко Ю.Н. Современные подходы к управлению региональным развитием/ Ю.Н. Божко // Социально-экономические явления и процессы. – 2020. - № 9.
8. Буреш О.В. Управление региональным развитием / О.В. Буреш, Н.Н. Прядкина, А.Ф. Исхакова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2020. - № 13.
9. Василенко Н.А. Государственное и региональное управление: Учебник / Н.А. Василенко. – М.: Юрайт, 2020. – 415 с.
10. Вдовин С.М. Стратегия и механизмы устойчивого развития региона: Монография / С.М. Вдовин. – М.: Инфра-М, 2019. – 154 с.
11. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. Учебное пособие / А.И. Гаврилов. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 239 с.
12. Глазунова Н. И. Система государственного и регионального управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Проспект, 2018. – 630 с.
13. Голикова Г.В. Управленческая экономика: Учебное пособие / Г.В. Голикова, Д.С. Петров, И.В. Трушина, Н.В. Голикова. – М.: Инфра-М, 2018. – 216 с.
14. Гришин В.Ю. Организация управления экономикой в регионе / В.Ю. Гришин // Экономические науки. – 2020. - № 1 (86).
15. Елкин С. Развитие социально-экономического потенциала региона. Учебноепособие / С. Елкин. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. – 208 с.
16. Ершов В.А. Государственное и региональное управление: учебное пособие / В.А. Ершов. – М.: ГроссМедиа, 2020. – 255 с.
17. Зотин А. О региональной политике и региональном неравенстве в России / А. Зотин // Коммерсантъ-Деньги. – 2019.
18. Ильина И.Н. Региональная экономика и управление развитием территорий. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И.Н. Ильина, К.С. Леонард, Д.Л. Лопатников и др. – Люберцы: Юрайт, 2019. – 351 c.
19. Кайль Я.Я. Система государственного и регионального управления: учебное пособие / Я.Я. Кайль. – Ростов н/Д.: Феникс, 2019. – 364 с.
20. Калинникова И.О.Управление социально-экономическим потенциалом региона. Учебное пособие / И.О.Калинникова.– СПб.: Питер, 2020. – 240 с.
21. Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика. Учебное пособие для бакалавров / Э.Н. Кузьбожев, И.А. Козьева, М.Г. Клевцова. – М.: Юрайт, 2020. – 537 с.
22. Кузнецов А.В.Системная диагностика экономики региона / А.В. Кузнецов, О.В. Кузнецова. – М.: Книжный дом «Либроком», 2020. – 232 с.
23. Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. Учебник / Б.Н.Кузык, В.И. Кушлин, Ю.в. Яковец. – М.: Экономика, 2019. – 604 с.
24. Курнышев В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования. Учебное пособие / В. В. Курнышев, В. Г. Глушкова. – М.: КноРус, 2020. – 264 с.
25. Леньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование. Учебное пособие / Р.В. Леньков. – М.: Форум, 2020. – 184 с.
26. Лимонов Л.Э. Региональная экономика и пространственное развитие. Учебник. В 2 томах. Том 2. Региональное управление и территориальное развитие / Л. Э. Лимонов. – М.: Юрайт, 2020. – 464 с.
27. Малхасян К. Развитие региона: стратегия и тактика / К. Малхасян // Банковское дело в Москве. – 2019. - № 7. – С. 19-25.
28. Мухаев Р.Т. Система государственного и регионального управления. Учебник / Р.Т. Мухаев. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 684 с.
29. Наумов С.Ю. Государственное и региональное управление: учебное пособие / С.Ю. Наумов. – М.: Дашков и К, 2019. – 556 с.
30. Наумов С.Ю. Система государственного управления: учебное пособие / С.Ю. Наумов. – М.: Инфра-М, 2020. – 304 с.
31. Орешин В.П. Региональная экономика и управление. Учебное пособие / В.П. Орешин, Г.Г. Фетисов. – М.: РИОР, 2018. – 155 с.
32. Орешин В.П. Система государственного и регионального управления. Учебное пособие / В.П. Орешин. – М.: Инфра-М, 2018. – 320 с.
33. Плисецкий Е.Л. Региональная экономика. Учебное пособие / Е. Л. Плисецкий, И. Л. Черкасов. – М.: Кнорус, 2018. – 272 с.
34. Подпругин М.О. Устойчивое развитие региона: понятие, основные подходы и факторы / М.О. Подпругин // Российское предпринимательство. - 2020. - № 24 (222). - С. 214-221.
35. Пономаренко Е.В. Управленческая экономика. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е.В. Пономаренко, В.А. Исаев. – М.: Юрайт, 2018. – 216 с.
36. Попов Р.А. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник / Р.А. Попов. – М.: Инфра-М, 2018. – 288 с.
37. Прокофьев О.В. Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сборник научных статей по материалам ежегодной международной научно-практической конференции от 23 ноября2013 г. / С.Е. Прокофьев, О.В. Панина, С.Г.Еремин. - М: Юстицинформ, 2018.
38. Пшунетлев А.А. О сущности устойчивого регионального развития / А.А.Пшунетлев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2018. - № 103.
39. Рой О.М. Система государственного и регионального управления: учебное пособие / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2020. – 368 с.
40. Рукина И.М. Региональная экономика и управление. Учебное пособие / И. М. Рукина, А. Ю. Анфимова. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2018. – 250 с.
41. Сажина М.А. Управленческая экономика. Учебник / М.А. Сажина. – М.: Инфра-М, 2018. – 208 с.
42. Чертков, А.Н. Правовое обеспечение стратегического планирования территориального развития Российской Федерации / А.Н. Чертков // Журнал российского права. – 2019. – №11.
43. Штульберг Б.М. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации: Гелиос АРВ / В.Г. Введенский, Б.М. Штульберг - М.: Гелиос АРВ, 2020. – 206 с.
44. Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики [Электронный ресурс]: // Режим доступа: http://www.gks.ru.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней