Фрагмент для ознакомления
2
Последующие части Резолюция 377 (V) посвящены описанию механизма реализации вышеуказанного исходного положения, в котором первоочередная роль принадлежит Генеральной Ассамблее, имеющей право собраться на чрезвычайную специальную сессию, созываемую в течение двадцати четырех часов со времени поступления требования Совета Безопасности о таком созыве, поддержанному голосами любых семи членов Совет, или по требованию большинства членов ООН.
После принятия резолюции Генеральной Ассамблеей был создан постоянный Комитет по координации действий ООН в условиях корейского кризиса, несколько десятков государств предоставили свои воинские контингенты и оказали войскам ООН финансово-материальную помощь. Таким образом, Совет Безопасности ООН в ситуации вооруженного конфликта между Северной и Южной Кореей не справился со своей главной задачей – поддержания мира во всем мире, и эти функции взяла на себя Генеральная Ассамблея ООН, что позволило считать именно этот орган, в котором представлены все государства, несущим главную ответственность за международную безопасность.
Военные принудительные меры на основании Резолюции «Единство в пользу мира» более не применялись, а механизм тех действий, который ею устанавливался, применялся неоднократно для создания миротворческих сил и проведения миротворческих операций ООН.
Среди отечественных ученых-международников резолюция «Единство в пользу мира» имеет неоднозначную оценку. Так, К.А. Бекяшев признает право Генеральной Ассамблеи на основании этой Резолюции принять адекватные меры в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, но подчеркивает, что Генеральная Ассамблея может предложить государствам-членам только рекомендации .
В.Л. Толстых указывает, что на основании Резолюции «Единство в пользу мира» возможны только рекомендации и справедливо высказывает сомнение в том, что она имеет большие перспективы для применения, поскольку не соответствует уставному разграничению компетенции между Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности .
Действительно, направленная на перераспределение полномочий в определенных случаях между Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей, Резолюция 377 (V) противоречит ряду положений Устава ООН. При проведении реформы Совбеза неизбежно изменение Устава ООН, внесение поправок в его статьи 23 и 27, а для этого требуется принятие поправок двумя третями голосов членов Генеральной Ассамблеи, включая голоса всех постоянных членов Совета Безопасности, с последующей ратификацией, и таким образом, продвижение в переговорах по реформе Совета Безопасности и ООН в целом в наибольшей степени зависит от позиции его пяти постоянных членов.
Российская Федерация в этом вопросе стоит на твердой позиции признания права вето важным фактором, стимулирующим членов Совета Безопасности ООН к поиску компромиссных, сбалансированных решений. Не оспаривая необходимость расширения численного состава Совбеза с целью придания ему более представительного характера за счет участия в нем развивающихся азиатских, африканских и латиноамериканских стран, Россия тем не менее выступает за сохранение компактного состава Совбеза, способного оперативно и эффективно реагировать на возникающие вызовы, полагая, что его оптимальный численный состав не должен превышать немногим более двадцати членов, при этом необходимо, чтобы его постоянные члены сохранили свои места, а требования Устава ООН к членам Совета Безопасности в случае изменения его состава были соблюдены.
В этой связи заслуживают внимания высказываемые предложения о введении в Совет Безопасности ООН, так называемых полупостоянных членов, которым будет предоставлено право избираться на более длительный срок, чем непостоянные члены (предлагается от восьми до десяти лет) с правом их немедленного переизбрания при условии их эффективной работы с партнерами.
Выводы. Таким образом, вполне очевидно, что дискуссии относительно реформы Совета Безопасности ООН не ограничиваются вопросами расширения его численного состава и определения статуса права вето, а затрагивают и многие другие проблемы, такие, например, как вопросы о методах работы его расширенного состава, проблема взаимоотношений между Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей ООН, активизации деятельности Военно-Штабного Комитета и создания под его руководством вооруженных сил ООН в целях противодействия межрелигиозным и межэтническим конфликтам, терроризму и преступности, не вызывает сомнения тот факт, что достижение консенсуса по вопросам реформирования Совета Безопасности ООН может быть результатом только межправительственного процесса, и здесь следует констатировать позитивные сдвиги, произошедшие в форме обсуждения реформирования Совета Безопасности, которое перешло от консультаций и специальных рабочих групп в прошлом к межправительственным переговорам. Но тут же с сожалением следует признать, что о достижении консенсуса по ключевым вопросам пока не приходится говорить ввиду того, что в позициях сторон не произошло кардинальных изменений. Однако необходимость не терпящего отлагательств реформирования Совета Безопасности требует от государств-членов ООН предпринять все усилия, чтобы на основе диалога достичь компромиссного решения, и в конечном итоге сформулировать проект приемлемого для всех стран варианта организационной реформы Совета Безопасности с тем, чтобы он более эффективно выполнял свою основную функцию, обозначенную Уставом Организации Объединенных Наций – поддержание международного мира и безопасности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенов А.Б. К вопросу о реформировании Совета Безопасности ООН и определении статуса права вето // Вестник экономики, права и социологии. 2017. № 4. С.71-78.
2. Ахмедов Э.Ю. Международно-правовые аспекты регламентации сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом в рамках вспомогательных органов Совета Безопасности ООН / Э.Ю. Ахмедов // Международное публичное и частное право. - 2018. - № 1. - С. 22-25.
3. Бураменская, В. А. Компетенция и функции России и Китая в Совете безопасности ООН / В. А. Бураменская // Молодой ученый. - 2020. - № 39 (329). - С. 168-170.
4. Ворона А.А., Демьянчук В.А., Письменов В.Н. Принцип неприменения силы и угрозы силой: проблемы реализации в международном праве // Права человека: история, теория, практика. 2017. № 15. С.52-56.
5. Гуторова А.Н. Роль и место права вооруженных конфликтов в международном праве // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права. 2016. № 11. С. 44-51.
6. Исполинов А.С. Контроль Международного суда ООН над решениями Совета Безопасности / А.С. Исполинов // Законодательство. - 2017. - № 12. - С. 48-62.
7. Исполинов А.С. Контроль региональных и национальных судов над решениями совета безопасности ООН / А.С. Исполинов // Законодательство. - 2016. - № 1. - С. 54-65.
8. Лукьянов, В. Ю. ООН в современном мире - проблемы, тенденции, перспективы // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2017. № 2. С. 35-44.
9. Мустафаева Н.И. Совет Безопасности ООН как приоритет реформы ООН Н.И. Мустафаева // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 2. - С. 206-214.
10. Мировая экономика и международные экономические отношения: учеб. пособие / А.В. Делятицкая. – М. : МГУП имени Ивана Федорова, 2018. 132 с.
11. Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. В.Е. Рыбалкина, В.Б. Мантусова. – 10-е изд., перераб. И доп. – М. : Юнити-дана, 2017. 727 с.
12. Макарова Г. Н. Трансформация критериев эффективности экономической деятельности стран в условиях современной модели глобализации / Г. Н. Макарова, В. А. Рудяков // Историко-экономические исследования. – 2019. – Т. 20, № 2. – С. 261-293.
13. Никитин А. И. (2016). Миротворчество ООН: обновление принципов, реформирование практики / А. И. Никитин // Мировая экономика и международные отношения. – 2016. – № 60(3). – С. 16–26.
14. Прояева, С. С. Статус постоянных членов Совета Безопасности ООН в контексте принципа суверенного равенства государств / С. С. Прояева // Эволюция и революция в праве [Электронный ресурс] : сб. науч. ст. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Самар. нац. исслед. ун-т им. С. П. Королева (Самар. ун-т) ; [отв. ред. И. В. Очкасова, Т. Ф. Юдина]. - 2018. - С. 156-162.
15. Санкционный механизм Совета Безопасности ООН: проблемы исполнения резолюций и необходимость реформы // Сборник тезисов XIV Международной научно-практической конференции молодых ученых «Традиции и инновации в системе современного российского права». М., 2017. С. 273–274.
16. Симонова А.Е. Резолюция 1540 Совета Безопасности ООН: проблемы реализации в рамках борьбы с преступностью // Актуальные проблемы международного сотрудничества в борьбе с преступностью: Сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф., приуроченной к 20-летию принятия Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. 29 октября 2020 г. М.: Моск. ун-т МВД России им. В.Я. Кикотя, 2020. С.143-149.
17. Самаруха А. В. Информационно-коммуникационные технологии в аспекте управления социально-экономическим развитием региона на основе финансового и бюджетного проектирования / А. В. Самаруха, Д. И. Сачков // Известия Байкальского государственного университета. – 2016. – Т. 26, № 3. – С. 392-399.
18. Тагаров Б. Ж. Особенности новых форм реализации человеческого капитала в цифровой экономике / Б. Ж. Тагаров // Историко-экономические исследования. – 2020. – Т. 21, № 1. – С. 56-79.
19. Федоров В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. М.: Логос, 2017. С.93-99.
20. Холодковский К. Г. Особенности сепаратизма в Западной Европе XXI века / К. Г. Холодковский // Южно-российский журнал социальных наук. - 2018. – Т. 19. – № 2. С. 27-37.
21. Худайкулова А. В. Миротворчество ООН в XXI веке: основные векторы реформ и практика их имплементации / А. В. Худайкулова // Южнороссийский журнал социальных наук. – 2019. – Т. 20. – № 4. – С. 109-126.
22. Цзоу, Л. Международное российско-китайское взаимодействие в рамках организации Объединенных наций (ООН) и региональной Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) / Л. Цзоу, О. Ф. Лейченко, В. Ф. Печерица // ИСОМ. - 2016. - № 2–1. - С. 13–25.
23. Чернядьева Н.А. Роль резолюций Совета Безопасности ООН в совершенствовании антитеррористического права / Н.А. Чернядьева // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2015. - № 2. – С.83-88.
24. Щербович А.А. Использование «конклавного» формата в деятельности Совета Безопасности ООН как возможность преодоления угрозы миру и международной безопасности / А.А. Щербович // Публичное право сегодня. - 2018. - № 3. - С. 86-91.
25. Щербак И.Н. О деятельности Совета Безопасности ООН на современном этапе // Вестник МГИМО-Университета. 2017. C.49-55.