Фрагмент для ознакомления
2
Для организации обучения учащихся большое значение имеет диагностика произвольной памяти. Мнемические процессы памяти входят как составная часть познавательной деятельности и обеспечивают ту или иную ее эффективность.
Исследование проводилось на базе МБОУ Марьевская СОШ Октябрьского района Оренбургской области, среди учащихся 3 класса. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста (12 девочек, 8 мальчиков).
Исследование проходило в несколько этапов.
На первом этапе применялась теоретическая группа методов, которая включала анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; библиографические методы – изучение психолого-педагогической документации учащихся.
На втором этапе применялась эмпирическая группа методов.
Была проведена первичная диагностика уровня развития памяти детей младшего школьного возраста.
Нами был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления состояния и особенностей развития произвольной памяти у учащихся 3-х классов. Экспериментальные задания предлагались детям во время занятий, а также после уроков. Обследование проводилось в индивидуальной форме. Во время проведения экспериментальных методик применялись словесные и наглядные методы.
Так, с помощью словесных методов мы предъявляли испытуемым инструкции, давали пояснения и объяснения при возникновении затруднений, получали ответы детей.
Наглядный метод использовался при проведении двух методик – «Определение объема кратковременной зрительной памяти. Идея создания методики принадлежит Л. С. Выготскому, «Опосредованное запоминание» (Л.С. Выготский), и «Запомни цифры» (Р.С. Немов), в ходе проведения, которых учащимся были предъявлены картинки [8, с.309].
Так, мы наблюдали за реакциями и поведением испытуемых во время обследования, за соблюдением правил и условий проведения эксперимента. После проведения констатирующего эксперимента на втором этапе исследования был проведен количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Проанализировав результаты обследования, мы выявили, что у большинства испытуемых обнаруживается малый объем и быстрое забывание запоминаемого материала, низкая продуктивность запоминания, слабая избирательность памяти, нарушение самоконтроля в процессе запоминания и воспроизведения, повышенная отвлекаемость, нарушение целенаправленности внимания при запоминании.
На третьем этапе исследования нами была проведена разработка и апробация методики работы по развитию произвольной памяти у учащихся третьих классов.
Целью констатирующего эксперимента явилось выявление состояния и особенностей развития произвольной памяти у учащихся 3-х классов.
Задачи исследования:
с помощью экспериментальных методик определить уровень развития произвольной памяти у испытуемых;
провести анализ полученных результатов по каждой методике;
дать характеристику развития произвольной памяти у учащихся 3-х классов с задержкой психического развития.
В ходе проведения эксперимента мы руководствовались следующими принципами:
принцип доступности – содержание, объем, а также методы обследования соответствовали возрасту и умственному развитию детей, уровню их возможностей, тематика наглядных пособий выбиралась с учетом практического опыта учащихся;
принцип сознательности – в процессе обследования мы добивались того, чтобы дети понимали предложенные им задания и осознанно их выполняли;
принцип индивидуализации – обследование проводилось в индивидуальной форме с учетом индивидуальных особенностей испытуемых;
принцип опоры на положительное – мы старались одобрять ребят после каждого выполненного задания независимо от результатов, чтобы избежать влияния эмоций на саму деятельность в ситуации неуспеха.
Условия проведения констатирующего эксперимента отвечали ряду требований:
исследование велось в естественной для детей обстановке;
ответы детей протоколировались;
помощь взрослого применялась минимальная в виде повторения инструкции для некоторых учащихся в силу их рассеянного внимания.
Для диагностики уровня развития и выявления особенностей произвольной памяти у учащихся 3-х классов, нами были подобраны следующие методики:
Методика 1. Определение объема кратковременной зрительной памяти. Идея создания методики принадлежит Л. С. Выготскому. Методика разработана и апробирована в 30-х гг. А. Н. Леонтьевым [9].
Ребенку поочередно предлагают два рисунка. После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно. Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой ненамного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона). Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г. С. Общая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. – 2-е изд., стереотипное. – Москва: Инфра-М, 2020. – 495 с.
2. Александрова Э.И. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова. Александрова, Э.И. М: «Просвещение», 2011. с. 150
3. Березина Ю.Ю. Изучение познавательных предпочтений детей младшего школьного возраста / Ю.Ю. Березина // МПГУ на образовательном поле Москвы: сборник статей, посвященный 140-летию вуза. - М.: «Просвещение», 2012г. - С. 66-69
4. Богословский, В. В. Общая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / В. В. Богословский А. А. Степанов, А. Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 2001.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. Педагогика, 1968. С. 249
6. Болонана В.В., Дугинова Е.А., Еремина И.А. (сост.) Технологии развития памяти и мышления у детей с ОВЗ. Технологии развития памяти и мышления у детей с ОВЗ Электронный методический сборник для педагогов. – г. о. Новокуйбышевск, 2010 - 203 с
7. Бордовская К.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов / К.В. Бордовская А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2011.- 96с.
8. Букреева, И.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций / И.А. Букреева, Н.А. Евченко // Журн. Молодой ученый. – 2012. – № 8. – С. 309–312.
9. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу окружающий мир/ Н.Ю.Васильева – М: «Вако» - 2015 г. – 384 с.
10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. - 272 с.
11. Выготский, Л.С., Лурия, А.Р. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций: Память/ Л.С. Выготский, А.Р. Лурия // Хрестоматия по психологии /Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 2010
12. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развитие памяти. Тесты для детей 5-6 лет. - М.: Академия Развития, 2007. - 18 с. (серия Детский сад: день за днем).
13. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман. – М. : Вопросы психологии. – 1993. – № 3-4 363 с..
14. Занятия, игры, упражнения / Под. редакцией Л. В. Кузнецовой; М. А. Панфиловой. - М.: Сфера ТЦ, 2002. - 64 с.
15. Ковалев Г.С. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 3 ч. / Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2011. – 215 с.
16. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования / Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2011.–120 с. – (Стандарты второго поколения).
17. Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. М.: РИПОЛ классик, 2010. – 112 с.
18. Медведская, Е. И. Экспериментальная психология: учебно-методический комплекс / Е. И. Медведская. – Брест: БрГУ, 2020. – 209 с.
19. Методический сборник для педагогов. Технология развития памяти и мышления у детей. Самара. 2017 – 310 с.
20. Мухина В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
21. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
22. Нестеренко А.А. По следам ТРИЗ-эксперимента / А.А. Нестеренко // Начальная школа. – 2014. – № 3. – С. 12–16.
23. Нуркова, В.В. Общая психология. Память.Т.3. / В.В Нуркова. //Под ред. Б.С. Братуся. М.,2006
24.Образовательные технологии как средство формирования УУД. - СПб АППО,2013. – 56с.
25. Плешаков А.А. Зелёные страницы/ А.А.Плешаков – М: «Просвещение» - 2015 г. – 224 с.
26. Плешаков А.А. Окружающий мир/ А.А.Плешаков – М: «Просвещение» - 2013 г. – 175 с.
27. Плешаков А.А. От земли до неба или атлас определитель/ А.А.Плешаков – М: «Просвещение» - 2014 г. – 223 с.
28. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь по Окружающему миру 3-е издание/ А.А.Плешаков – М: «Просвещение» - 2015 г. – 86 с.
29. Педагогическая психология: учебное пособие / [И. А. Баева и др.]. – 2–е изд., дополненное. – Санкт–Петербург [и др.]: Питер, Прогресс книга, 2020. – 496 с.
30. Психология: учебник / [И. В. Дубровина и др.]. – 17-е изд., стереотипное. – Москва: Академия, 2019. – 494 с.
31. Психология личности: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине / Учреждение образования "Витебский государственный университет им. П. М. Машерова". – Витебск: ВГУ, 2021. – 191 с.
32. Психология развития / Грэйс Крайг, Дон Бокум. - 9-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2018. - 939 с.
33. Рассказова Ж. В. Исследовательская деятельность учеников младших классов как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации / Ж. В. Рассказова // Журн. Молодой ученый. – 2014. – № 4. – С. 108–112.
34. Резепов, И.Ш. Шпаргалки: общая психология / И.Ш. Резепов. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 288 c.
35. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник / Л. Д. Столяренко. – Санкт–Петербург [и др.]: Питер, Прогресс книга, 2019. – 591 с.
36. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. М.: АРКТИ. – 2018. – 72 с. (Растем умными).
37. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О.Б. Казачкова, О.Н.Крылова, И.В. Муштавинская. - СПб: КАРО, 2014. – 176с
38. Трафимова А.В. Окружающий мир: учебное пособие для детей 3 класса. В 2 ч. М.: 2015; Ч.1 - 128с.; Ч.2 144с.
39. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т./ К.Д.Ушинский. - М.: Педагогика, 2009. - 277 с.
40. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 14.11.2021).
41. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос.акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011. - 168 с.
42. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. М.: Юрист, 2007. – 512 с.
43. Цукерман Г.А. Качественные особенности совместной учебной работы детей // Новые исследования в психологии. -1981.-№2, 297 с.
44. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти у детей / Л.В. Черемошкина - М., 2005.
45. Эльконин, Д.Б. детская психология, редактор-составитель / Б. Д. Эльконин// 4-е издание, - М., Издательский центр «Академия» 2007.