Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.Своевременное овладение ребенком правильной и связной устной речью является обязательной составляющей всего его дальнейшего как интеллектуального, так и психического развития. Если не развит какой-то компонент речевой деятельности либо их совокупность, это самым негативным образом влияет на восприятие речи и ее воспроизведение. Данные недостатки в дальнейшем приводят к различным сложностям, а в особо запущенных случаях и невозможности овладения учебными знаниями и навыками. Все это, в конечном итоге, отрицательно влияет, не только на познавательную сферу ребенка, но и его внутреннее эмоциональное состояние, психические процессы.
Сразу после своего рождения, ребенок постоянно находится в окружении самых разнообразных звуков. Окружающая речь, которую улавливает ухо ребенка, обеспечивает базу, основу для становления его собственной речи, для общения с окружающими, помогает ему ориентироваться в пространстве, в окружающей обстановке, общаться со сверстниками и взрослыми и обмениваться имеющимся опытом в различных видах деятельности. Звуковая сторона речи разделяется на два крупных направления — это непосредственно звукопроизношение и речевой слух. Звукопроизношение обеспечивается в первую очередь слухом – без него человек не может воспринимать и воспроизводить речь. Слух в свою очередь непосредственно связан с артикуляцией и голосом.
С развитием речевой деятельности одновременно совершенствуется и фонематический слух. Для того, чтобы правильно понимать окружающую речь, по мнению Л.В. Бондарко необходимо сопоставлять слово с его смыслом, внутренним содержанием. Автор отмечает, что процессы анализа окружающей речи на подсознательном уровне обеспечивают правильное развитие фонематического слуха. То есть, для детей очень важно, чтобы процессы становления и развития фонематического слуха запускались как можно раньше .
К моменту поступления в школу многие дети почти полностью усваивают звукопроизношение, т.е. звуковую культуру речи, обладают достаточно широким активным словарем, правильно составляют развернутые высказывания. Однако у всех детей усвоение речевых навыков происходит по-разному. В некоторых случаях наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в разной степени нарушают нормальный ход развития детской речи. Дети, имеющие речевые дефекты, не могут полноценно взаимодействовать с окружающими. Внимание у таких детей неустойчиво, они рассеяны, плохо запоминают учебный материал, не могут в полной мере контролировать свою речевую деятельность. Сама речь развивается медленно, наблюдаются нарушения звукопроизношения, лексики и грамматики, фонематических процессов. Основой всех перечисленных дефектов является нарушение процесса различения смысловых признаков звуков – фонем, что развитие таких функций, как фонематический анализ, синтез и фонематические представления.
Цель исследования – изучить и проанализировать состояние лексической системности и структуры значения слова у обучающихся 1 класса с фонетико-фонематическим нарушением.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты фонетико-фонематического нарушения у детей;
2) проанализировать состояние лексической системности и структуры значения слова у обучающихся начальных классов с фонетико-фонематическим нарушением;
3) выполнить анализ состояния лексической системности и структуры значения слова у обучающихся 1 класса с фонетико-фонематическим нарушением.
Объект исследования – обучающиеся 1 класса с фонетико-фонематическим нарушением.
Предмет исследования – состояние лексической системности и структуры значения слова у обучающихся.
Структура работы: введение, три главы, заключение и список используемых источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ
1.1 Особенности фонетико-фонематического нарушения у детей
Рост количества детей с различными речевыми отклонениями является одной из важных проблем современности. Нарушение звукопроизношения является весьма распространенным нарушением речи у детей старшего дошкольного возраста. Недостаточная речевая активность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферы у детей. При осознанном усвоении материала дошкольники испытывают затруднения с вербальной памятью. Если компоненты недостатка сложные, то проблем у дошкольника будет больше, именно из-за этого обследование и исправление дефекта должны происходить вовремя, ведь это самое важное правило коррекции проблем речи. Фонетико-фонематическое нарушение речи является дефектом, часто встречающимся у детей старшего дошкольного возраста. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) описывается как неполноценное развитие звукового аспекта речи, которое имеет как фонетические, так и фонематические дефекты. Ведущим показателем ФФНР представляется незаконченное развитие звукопроизношения, понимания фонем, схожих по акустическим и артикуляционным параметрам.
ФФНР представляется серьезной помехой в овладении чтением и письменностью, из-за чего возникает угроза формирования дислексии и дисграфии у дошкольников старшего возраста. Значительный вклад в изучение вопроса речевого онтогенеза сделан отечественными педагогами и психологами. Анализируя специфику онтогенетических изменений в параметрах речи, Т. Е. Браудо с коллегами предлагают учитывать особенности развития сенсомоторных навыков, сформированность высших психических функций и уровень социальной активности .
Фонетико-фонематические нарушения речи – это патологические расстройства характеризуются нарушениями речи, которые возникают из-за неправильного восприятия и произношения фонем. Фонетико-фонематическое нарушение речи у детей проявляется и тогда, когда у ребенка нормально развиты интеллектуальные навыки и отсутствуют проблемы с работой органов слухового аппарата. Нарушение в формировании речи проявляется в дефектах звукопроизношения: пациент заменяет, искажает, смешивает звуки. Нарушение речи может возникнуть из-за неблагоприятных факторов окружающей среды, а также причин внутреннего и внешнего характера. Фонематическое речевое нарушение – это сложная проблема, требующая особого внимания: дети, у которых есть данное расстройство, без своевременной коррекции тяжело осваивают навыки чтения и письма и плохо поддаются обучению .
Фонетико-фонематические нарушения – это:
- Дислалия. Это нарушение речи у детей, сопровождающееся дефектами звукопроизношения. Ребенок смешивает, искажает, заменяет звуки. Расстройство проявляется и при нормальном функционировании органов слухового аппарата.
- Дизартрия или скрытая дизартрия. При таком нарушении наблюдаются следующие дефекты: нарушенное звукопроизношение, интонация, речевое дыхание.
- Ринолалия. Это нарушения голосообразования и артикуляции. Возникают они из-за дефектов работы и строения речевого аппарата. Дети, при таком нарушении, искажают звуки, произносят их в нос. Кроме того, при овладении навыками письма у пациентов также наблюдаются проблемы.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи часто проявляется в качестве возрастной особенности малыша. С течением времени расстройство исчезает. Но, чтобы исключить возможное развитие нарушения, лучше все-таки показать детей с дефектами речи логопеду.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи обладает разной степенью выраженности, которая зависит от особенностей развития детей. В целом, логопеды выделяют три степени нарушения:
- Легкую. Такое нарушение у детей выражается в виде нарушенного произношения отдельных звуков или их групп. Иных признаков фонетико-фонематического недоразвития не проявляется.
- Среднюю. Расстройство такого типа характеризуется дефектом произношения звуков, а также тем, что дети плохо их различают и не улавливают артикуляционной и акустической разницы между разными звучаниями. Пациенты не могут анализировать звуковой состав слова и, как следствие, в построении речи у детей, а также при письме и чтении, появляются ошибки.
- Тяжелую. Нарушение распространяется у детей не только на дефекты в звукопроизношении, но и на умение отличать звуки, выстраивать слоговую структуру слова, владеть связной речью. При таких расстройствах речи детей нужно срочно показать логопеду. Если коррекция нарушения не была проведена вовремя, ребенок не овладеет полноценно навыками устной и письменной речи .
Фонематические нарушения у детей развиваются по разным причинам, которые бывают и врожденными, и приобретенными.
К врожденным причинам нарушенной речи детей относятся:
- заболевания генетического характера;
- тяжелое течение беременности, например, сложный токсикоз, инфекционные заболевания и стрессы у беременной;
- несовместимость резус-факторов крови младенца и мамы;
- сложное протекание родов, приведшее к травмам младенца;
- асфиксия плода.
К приобретенным причинам нарушенной речи детей относятся:
- негативное влияние бытовых и социальных условий среды, в которой воспитываются дети;
- проживание в двуязычной семье;
- травмы органов речи детей;
- отсутствие развития фонематических и речевых навыков у ребенка;
- дефекты зубного ряда;
- психотравматические ситуации и стрессы;
- патологии слуха и зрения.
При данном нарушении речи нужно записаться на прием к логопеду. Нужно посетить и отоларинголога. Большое значение имеет ранняя диагностика, поскольку педагогическая и медицинская коррекция будут иметь более положительный эффект. За консультацией также можно обратиться к педиатру или психологу.
Диагностика фонетико-фонематического недоразвития заключается в следующем:
- составлении анамнеза;
- исследовании подвижности и состояния артикуляционного аппарата;
- оценке состояние дыхательной и голосовой функции;
- оценке степени выраженности нарушения.
Процесс преодоления фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и подготовкой к полноценному обучению грамоте. Чаще всего коррекция проводится с детьми в возрасте 5-6 лет.
Коррекция данного нарушения заключается в занятиях с логопедом и, при необходимости, с психологом, который помогает развивать слуховое внимание и память, общую и мелкую моторику, мышление .
Если ребенок обучается в школе, но у него наблюдаются нарушения письма и чтения, обусловленные ФФН, то с ним также занимается логопед (а не учитель начальных классов). Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к полноценному обучению грамоте. Во время занятий по коррекции ФФН применяются различные дидактические методики, речевой материал, артикуляционная гимнастика, а также логопедические упражнения. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи может проводиться как в индивидуальной, так и подгрупповой и фронтальной форме.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ФФНР
Формирование произносительной системы языка у детей младшего школьного возраста зависит от различных факторов, к числу которых относят дефекты восприятия и произношения фонем. Е. И. Редозубова и Л. Р. Лизунова отмечают, что основной качественной характеристикой данного процесса выступает незаконченность процессов становления и дифференциации звуков . В группу с ФФНР входят младшие школьники с нормальным слухом и интеллектом, но имеющие дефекты звукопроизношения и фонематического слуха. Речь младшего школьного возраста с ФФНР часто характеризуется вялой артикуляцией, недостатком словаря и определенной задержкой в развитии грамматического строя речи.
Дизартрия, ринолалия и дислалия – чаще всего у детей с ФФНР стоят такие диагнозы. Также у них бывают разные формы ФФНР: акустико-фонематическая или артикуляторно-фонематическая. Дизартрия определенно влияет на развитие речи, из-за чего возникает некоторое отставание от нормы. У ребенка встречаются признаки стойкого нарушения ЦНС в виде слабости мышц, нарушения их тонуса, дискинезии мимики и артикуляции, патологии рефлексов. Двигательная сфера ребенка тоже подвержена изменениям мышечного статуса и не ярко выраженными парезами. Мышечная сила неплохая. Жесты активны и производятся полностью, но с замедлением и небольшим затруднением, дифференциация движений слабая.
Неврологический статус ребенка с данным диагнозом характеризуется наличием изменений ганглионарной нервной системы, часто проявляющимся потливостью рук и ног. Когнитивная сфера имеет различные уровневые характеристики. У одной группы детей отклонений не отмечается, у другой же – задержка психического развития или олигофрения. Увлеченность таких младших школьников не стабильна, отмечается низкий уровень переключаемости. Память слабая, ребенок плохо запоминает что-либо. Школьники с ФФНР характеризуются слабым вниманием и интересом, таким детям трудно сосредоточиться на конкретном предмете. В связи с тем, что объем памяти маленький, таким детям необходимо больше времени для выполнения задания и заучивания материала.
Уровень развития наглядно-образного мышления – в пределах возрастной нормы. Мысленные процессы и понимание протекают медленно, поэтому учиться таким детям труднее. Им сложно понимать невидимые отношения и понятия. У таких детей часто меняется настроение, они быстро утомляются. Им трудно запомнить указания воспитателя.
Для звукопроизношения школьников свойственны замена, частично адекватное употребление, искажение звуков при их произношении. По данным Н. В. Макаровой, к числу наиболее проявляющихся относят нарушения произношения свистящих и шипящих звуков . Выявлено сочетание неправильного произношения со звуками, частично согласованными в определенном контексте.
По мнению Е. М. Елфимовой, несформированность правильного артикуляционного уклада выступает детерминантой отсутствия звука. Ребенок пропускает его в употребляемых языковых единицах (слогах, словах, предложениях и т. д.) по причине неумения произносить звук изолированно . По мнению Р. И. Лалаевой, возможны трудности различия большого количества звуков из нескольких фонетических групп . Мы согласны с точкой зрения Е. Н. Сениной и А. А. Ионовой, которые предлагают учитывать отчетливость, ясность произношения, способность дифференцировать звуки, контролировать темп речи, параметры речевого дыхания .
Не считая дефектов произношения и дифференциации звуков, для школьников с ФФНР присущи нестабильность внимания. Дети плохо запоминают устную информацию направленные на активную речевую деятельность упражнения выполняют с огромным количеством ошибок и недочетов. По мнению Л. М. Ильмурзиной, следует дифференцировать факторы появления ФФНР как незавершенного процесса произношения и восприятия фонем у детей, к числу которых относят неблагоприятные условия окружающей среды, а также внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные) причины .
Дефекты правильного произношения звуков способны проявляться в различных случаях. Самым распространенным нарушением является искаженное звукопроизношение, но звучание при этом не изменяется. Пропуск или замена артикуляционно схожих фонем вызывают обстоятельства для объединения аналогичных звуков и ведут к проблемам в усвоении письменности. В случае синтеза близких фонем у школьников формируется артикуляционные уклады, однако развитие фонемообразования еще не достигло завершения. В таких ситуациях сложно различать схожие звуки конкретной фонетической группы. Произношение звуков нарушается по-разному: от совсем неясного и неверного до в полной мере ясного и четкого с несовершенством в звукопроизношении единиц.
В отдельных случаях присутствует всего лишь нечеткость речи. Можно сделать вывод, что для отклонения в звукопроизношении типичны такие явления:
1. Несовершенство в дикции некоторых звуков, замены их на схожие по звучанию звуки. Артикуляционно неверные фонемы заменяются по принципу упрощения: [с], [ш] – [ф], звонкие звуки заменяются на глухие; шипящие и свистящие на [т], [т’], [д], [д’]. Отсутствие или замена звуков другими и дает почву для слияния соответствующих фонем. Если фонемы, схожие по артикуляционному движению или по звучанию, сливаются, то у школьника развивается артикулема. Развитие звукообразования не приходит к концу. Затруднения в дифференциации схожих фонем ведут к их слиянию в чтении и письме. Число неискаженных звуков может достигать большого числа, примерно до 20.
2. Замещение части фонем смешанной артикуляцией. На смену пары артикуляционно схожих звуков ребенок произносит промежуточный неясный звук: [ш] и [с] – [щ], [ч] и [т] – смягченная [ч] . Причиной такой замены может быть несовершенно развитый фонематический слух и его нарушение.
3. Нестабильное использование фонем в разговоре. Определенные звуки по указанию педагога ребенок изолированно произносит, верно, но в спонтанном разговоре их нет или происходит замена на другие. За редким исключением школьник одно слово в разных местах применения или при повторе говорит по-другому.
4. Неправильная дикция одного или нескольких фонем. Школьник способен неправильно произносить от двух до четырех фонем или произносить без недостатков, но слушая, не дифференцировать намного больше звуков из разных групп. Даже если ребенок правильно произносит звуки, это не значит, что все
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аржанова О. В. Нарушения фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Аржанова, Е. Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-2. – С. 26-29.
2. Арсалиев Ш.М.-Х. (ред.) Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. №2. г.Волгоград, 2015. — 263 с
3. Архипова Е. Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование. 2017. № 2. С. 38–43.
4. Баженова Ю.А., Мохова Ю.С. Особенности навыков словообразования дошкольников с общим недоразвитием речи. Вестник Мининского университета. – 2020. – Том 8, № 2 URL:https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1089
5. Боровцова Л. А., Козодаева Л. Ф. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста // Психологопедагогический журнал «Гаудеамус». 2015. № 1. C. 111–120.
6. Григорьева О. Ф., Никифорова Л. В., Черкашина А. В. Коррекция нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2021. Т. 5. № 3. С. 191–200
7. Двуреченская О. Н., Жулина Е. В. К вопросу о фонематическом недоразвитии речи // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 39. С. 101–108.
8. Елисейкина Е. А., Немойкина Е. А. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. «55-е Евсевьевские чтения». (Саранск, 14–15 марта 2019 г.) Саранск: МГПИ, 2019. С. 27–31.
9. Елфимова Е. М. Анализ структуры и динамики речевого дефекта у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием // Наука и образование сегодня. 2018. № 8. C. 30–38
10. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О.Н. Жовницкая // Начальная школа. – 2015. – № 4. – 58 с.
11. Заркенова Л.С., Ильясова Б.И. Определение уровня сформированности фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 1. – 62 с
12. Иванова Н. В., Савина Я. А. Особенности звукопроизношения при общем недоразвитии речи // Символ науки. 2017. Т. 3. № 3. С. 108–110.
13. Ильмурзина Л. М. Методы диагностики фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 2. С. 28–31.
14. Макарова Н. В. Основные проявления недостаточности звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2016. № 2. С. 49–53.
15. Инновационные педагогические технологии 08. Материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.) — Казань : Молодой ученый, 2018. — iv, 126 с
16. Коррекция нарушений фонематической стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием: методические рекомендации / сост. А.А. Ковалева. – Челябинск: Издательствово Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 98 с
17. Рассказова О.А. Психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / О.А. Рассказова, В.А. Дегальцева // Научные исследования: теория, методика и практика : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 114-115.
18. Редозубова Е. И., Лизунова Л. Р. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста с ринолалией // Специальное образование: мат-лы XII Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 21–22 апреля 2016 г.) СПб.: ГАОУ ВО ЛО ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. Т. 2. С. 113–116.
19. Сенина Е. Н., Ионова А. А. К вопросу об особенностях звукопроизношения у детей с ЗПР // Специальное образование: мат-лы XII Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 21–22 апреля 2016 г.) СПб.: ГАОУ ВО ЛО ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. Т. 2. С. 129–132.
20. Солдатов Д. В., Роденкова Л. Н. Логопсихологические аспекты фонематического онтогенеза и дизонтогенеза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 225–229.
21. Титлянова Е. С., Баженова Ю. А. Проявления нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 2. С. 187–190.
22. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап. Пособие для логопеда. Владос, 2015. – 122 с.
23. Усольцева А. Ю. Игровые упражнения как средство развития фонематического восприятия у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2015. № 3-4.
24. Браудо Т. Е., Бобылова М. Ю., Казакова М. В. Онтогенез речевого развития // Русский журнал детской неврологии. 2017. № 1. С. 41–46. https://doi.org/10.17650/2073-8803-2017-12-1-41-46
25. Особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи. - http://www.rankpedagogy.ru/inspuds-573-1.html
26. Фонетико-фонематическое нарушение. – URL: https://neapl.ru/diseases/rechevye-narusheniya/fonetiko-fonematicheskoe-narushenie/