Фрагмент для ознакомления
2
Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:
1.Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
2.Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
3.Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам [14].
Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.
Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.
Работа над словарем в старшем дошкольном возрасте ведется на основе учета индивидуальных и возрастных особенностей словаря, умственного развития детей в целом, а также текущих образовательных задач.
Можно выделить две группы методов: методы накопления содержания детской речи (методы знакомства с окружающим миром и обогащение словарного запаса) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие ее семантической стороны [4].
Первая группа включает методы непосредственного знакомства с окружающей средой и обогащения словарного запаса. К ним относятся: наблюдение за природой и деятельностью взрослых, осмотр помещений детского сада, осмотр и осмотр предметов, целевые прогулки и экскурсии. Методы опосредованного знакомства с окружающей средой и обогащения словаря включают в себя: просмотр картин с незнакомым содержанием, чтение произведений искусства, показ фильмов и видео.
Вторая группа методов включает в себя: рассматривание игрушек, предметов, а также рассматривание со знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения для активизации словаря, чтения художественной литературы [3, с. 111-112].
Исследование показывает, что у детей старшего дошкольного возраста расширение запаса слов происходит за счёт:
1) названий предметов, качеств, действий;
2) активизации словаря;
3) употребления наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении признаков и качеств предметов;
4) формирования умения подбирать слова с противоположным значением (сильный – слабый, быстрый – медленный, стоять – бежать),
5) формирования умения подбирать слова со сходным значением (весёлый – радостный, прыгать – скакать и др.);
6) осмысливания образных выражений в загадках, объяснения смысла поговорок.
Таким образом, к началу школьного обучения ребенок должен иметь достаточно большой (включая обобщающие слова) и правильно систематизированный словарный запас, иметь представление о многозначности слов, о наличии у некоторых слов не только основных, но и переносных значений. Грамотную помощь в очень сложном для ребенка процессе накопления и обогащения словаря обязаны оказать ему родители и педагоги дошкольных учреждений — чтением, словесными играми, обучением рассказыванию по картине, наконец, своей грамотной и образной речью.
Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего, в значениях слов.
Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Педагоги отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : Учеб. пособие для студентов вузов. М. : Изд. центр "Академия" : Раритет, 1997. 700 с.
2. Абрамова, Т.В. Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед. 2018. № 5. С. 80-91.
3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2008. 400 с.
4. Алексеева, М. М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях. М. : 2003. 274 с.
5. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. М. : Мозаика–Синтез, 1999. 270 с.
6. Белых В.А. Полный курс развития дошкольника. Внимание, память, мышление. М.: ЭКСМО, 2015. 187 с.
7. Большой энциклопедический словарь [электронный ресурс]: URL : https://gufo.me/dict/bes/ (дата обращения: 18.10.2021).
8. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991. 157 с.
9. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. М: Просвещение, 1991. 160 с.
10. Бородич, А. М. Методика развития речи детей. М. : Просвещение, 1981. 256 с.
11. Бухвостова, С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. Курск: Академия Холдинг, 2006. 178 с.
12. Выготский, Л. С. Мышление и речь. М. : Педагогика, 1982. 312 с.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи . Санкт-Петербург : Детство-Пресс ; Москва : Творческий центр Сфера, 2007. 470 с.
14. Гербова, В. В. Использование детьми пятого года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности. М. : Просвящение, 1970. 123 с.
15. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М. : АРКТИ, 2004. 168 с.
16. Громова, О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М.: ТЦ Сфера, 2003. 176 с.
17. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов / Люблинская А.А. М., «Просвещение», 1971. 415 с.
18. Дидактические игры как средство подготовки детей к школе / Сост. Р.А.Жукова. Волгоград: Учитель АСТ, 2005. 112с.
19. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников . М. : Просвещение, 1981. 112с.
20. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре [Текст] / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дошкольного воспитания. Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. 319 с.
21. Жулина, Е.В. К вопросу о нарушениях лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.В. Жулина, Е.В. Пономарева // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-4. С.98-101.
22. Забрамная, С. Д. Развивающие занятия с детьми. М: Институт общегуманитарных исследований, 2002. 79 с.
23. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
24. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. Заведений. Москва : Академия, 2000. 414 с.
25. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. Москва : Педагогика, 1982.
26. Кузнецова, Н. В. Предметно развивающая среда в ДОУ [Электронный ресурс]. М., 2012. : https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/05/22/predmetnorazvivayushchaya-sreda-doshkolnogo-obrazovatelnogo (дата обращения 18.10.2021).
27. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи. М. : Просвещение, 1974. 185 с.
28. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. Москва : Наука, 1969. 307 с.
29. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 185 с.
30. Логинова В.Ш. Дошкольная педагогика /Под ред. Логиновой В.Ш., Саморуковой П.Г. М.: 2013 г. 82 с.
31. Лурия, А. Р. Язык и сознание. М: Изд-во Моск. Ун-та, 1979. 320 с.
32. Лямина, Г. М. Формирование речевой деятельности (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. 2005. N 9. C. 49–55.
33. Ляксо, Е.Е. Развитие речи малыша / Елена Ляксо; Под ред. А. С. Батуева. М. : Айрис-пресс, 2003 (Твер. полигр. комб. дет. лит.). 202 с.
34. Менджерицкая, Д.В.. Воспитателю о детской игре. Кишинев : Лумина, 1985. 151 с.
35. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 688 с.
36. Основы дошкольной педагогики / под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. М.: Педагогика, 1980. 271 с.
37. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. М. : Педагогика-пресс, 1994. 526 с.
38. Розенгарб – Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста. М: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. 96 с.
39. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000. 712 с.
40. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М. : Просвещение, 2000. 150 с.
41. Тихеева, Елизавета Ивановна. Развитие речи детей. Москва : Просвещение, 1967. 216 c.
42. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 5–6 лет: Программа методических рекомендаций, конспекты занятий, игры и упражнения. М., 2008. С. 254 – 256.
43. Фадеева, М.В. Формирование словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи. Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2011. 237 с.
44. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007. 128 с.
45. Харченко В.К. Семантика слова в детской речи. Белгород.: Белгородский гос. Пед. Ин-т, 1994. 256 с.
46. Хрипкова А.Г. Мир детства. Дошкольник. М.: Педагогика, 1979. 416 с.
47. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи : (Из опыта работы). М. : Просвещение, 1983. 64 с.
48. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
49. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. М.: Просвещение, 1960. 348 с.
50. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Владос, 2003. 532 с.