Фрагмент для ознакомления
2
Процесс мышления можно характеризовать следующими особенностями:
1. Мышление как процесс соотносит данные ощущений и восприятий – проводит сопоставление, сравнение, раскрытие отношений, через отношения между воспринимаемыми чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих её взаимосвязях, мышление подробнее познает её сущность. Мышление по своей сущности отражает бытие именно в его связях и отношениях, а также в его многообразных опосредованиях [33, c. 56].
2. Мышление базируется на уже имеющиеся у конкретного человека знания об общих законах общества и природы. В процессе осуществления мышления индивид пользуется уже формулировавшимися на основе предыдущей практики знаниями общих положений, отражающих наиболее общие связи и закономерности окружающего человека мира.
3. Мышление имеет опосредованный характер во всех случаях. В процессе мышления, применяя данные восприятий, ощущений и представлений, индивид вместе с тем неизменно выходит за пределы своего чувственного познания, то есть познает такие явления внешнего для него мира, их свойства и отношения, которые вовсе не даны в восприятиях и в вязи с этим непосредственно вообще не наблюдаемы.
4. Мышление неизменно есть отражение связей и отношений между имеющимися предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном и неизменном единстве. Из-за того, что мышление проходит в словах, упрощаются процессы абстракции и обобщения. Это связано с том, что слова по своей природной сущности выступают как совершенно особые раздражители, проводящие сигналы о действительности в самой обобщенной форме. Только применяя средства языка, по мнению А.В. Запорожец, человек, ориентируясь на данных, которые были получены методом ощущений и восприятий, способен подняться до отвлеченного мышления, отразить при этом существенные закономерности наблюдаемых им явлений [18, c. 43].
5. Мышление, как особая познавательная теоретическая деятельность, непосредственным образом связано с процессом действия. Человек проводит познание действительности, воздействуя при этом на неё, понимает окружающий мир, изменяя при этом его. Мышление не только сопровождается действием. Действие при этом выступает как первичная форма существования самого мышления. Самый первичный вид мышления представляет собой мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии же оно выявляется.
6. Мышление обладает целенаправленным характером. Первоначальным моментом мыслительного процесса в основном является наличие проблемной ситуации. То есть человек начинает мыслить в тот момент, когда у него возникает неизменная потребность что-то понять. Мышление традиционно начинается с возникновения проблемы или вопроса, с момента удивления или недоумения, с выявления определенного противоречия. Такая проблемная ситуация способствует вовлечению личности в мыслительный процесс; он неизменно ориентирован на разрешение какой-то возникшей задачи. Такое определенное начало подразумевает и определённый конец. Разрешение возникшей перед человеком задачи выступает как естественное завершение мыслительного процесса. Любое его прекращение, пока эта цель еще не достигнута, будет восприниматься субъектом мыслительной деятельности как некий срыв или неудача. Процесс мышления представляется как сознательно регулируемое операциями действие [33, c. 60].
Основными средствами решения поставленной задачи являются такие мыслительные операции как анализ, синтез, абстракция, сравнение, обобщение. Анализ подразумевает мысленное разложение целого на части или же процесс выделение из целого его сторон, действий, отношений. Под синтезом можно понимать мысленное объединение имеющихся частей, свойств, действий в единое целое. Анализ и синтез – это взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга процессы. Анализ практически всегда предполагает синтез, так как он опирается на соотношение с другими свойствами анализируемых объектов. При этом всякое сопоставление или соотнесение является синтезом.
Сравнение – это процесс установления сходства и различий между предметами, явлениями или какими - либо изучаемыми признаками. Обобщение представляет собой процесс мысленного объединения предметов и явлений, по каким - либо существенным для них свойствам. Формы осуществления анализа и синтеза изменяются в зависимости от формы познания действительности. Так, С.Л. Рубинштейн, характеризуя основные компоненты мышления, указывает на неизменное изменение характера анализа и синтеза. С.Л. Рубинштейн различает в качестве двух разных уровней две формы проведения анализа и синтеза - анализ и синтез чувственных образов и вещей, и осуществляемый мыслительный анализ «словесных образов». Ведущая закономерность продвижения этих процессов, их процесса развития заключается в их первоначальной широкой иррадиации и последующей концентрации [34, c. 117]. Так, например, первоначально анализу подвергается все поле возникшей проблемной ситуации. Далее постепенно все несущественное для решения данного задания отпадает, и анализ фокусируется уже на более узкой сфере, непосредственно относящейся к решению данной задачи. Таким образом, происходит постепенное отбрасывание неудачных решений, все большая осуществляется концентрация анализа.
Подводя итоги, укажем, что мышление в целом представляет собой процесс интеллектуальной деятельности, умения решения задач, напрямую связанный с открытием индивидом нового знания для себя. Мышление – это также процесс познавательной деятельности личности, характеризующийся как обобщенным, так и опосредствованным отражением действительности. Мышление – это особый психический процесс отражения действительности, это высшая форма познавательной, а также преобразующей активности индивида.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авербух, К.Я. Общая теория термина / К.Я. Авербух. – Иваново, 2014. – 252 с. – Текст: непосредственный.
2. Алексеев, А.А. Взаимодействие образных и символьных структур в развивающемся интеллекте ребенка / А.А. Алексеев. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 122 с. – Текст: непосредственный.
3. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. – Казань: Изд-во КГУ, 2018. – 238 с. – Текст: непосредственный.
4. Ахметова, Г. Понятие и сущность логического мышления в психологии и педагогике / Г. Ахметова, М.Е. Бекболганова, А. Мухаева. – Текст: непосредственный // Евразийский Союз Ученых. – 2016. – № 1. – С. 9-15.
5. Ахметов, Н.К. Игра как процесс обучения / Н.К. Ахметов. – Текст: непосредственный // Вестник научно-педагогического центра. – 2015. – № 22. – С. 8 – 10.
6. Балаболкина, М.Л. Использование нейропсихологического подхода в диагностической и развивающей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / М.Л. Балаболкина. – Текст: непосредственный // Социальное обслуживание семей и детей: науч.-метод. сб. – Москва, 2018. – Вып. 13. – С. 21–31.
7. Бардина, Р.И. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста / Р.И. Бардина, А.И. Булычева, О.М. Дьяченко.– Москва: Приор, 2016. – 356 с. – Текст: непосредственный.
8. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка):учеб. пособие / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. –Москва: Академия, 2013. – 416 с. – Текст: непосредственный.
9. Белошистая, А.В. Развитие логического мышления у дошкольников / А.В. Белошистая. – Москва: Владос, 2013. – 296 с. – Текст: непосредственный.
10. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник / Т.Г. Визель. – Москва: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2015. – 384 с. – Текст: непосредственный.
11. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский: Собрание сочинений. В 6 т. Т.2. – Москва: Педагогика, 1992. – 361 с. – Текст: непосредственный.
12. Гин, А.А. ТРИЗ-педагогика: книга для умных родителей и учителей / А.А. Гин. – Москва: ТРИЗ-профи, 2018. – 76 с. – Текст: непосредственный.
13. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2018. – 434 с. – Текст: непосредственный.
14. Домашняя школа мышления / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – Москва: Дрофа, 2019. – 400 с. – Текст: непосредственный.
15. Драпак, Е.В. Изучение индивидуальной специфики мышления как мышления практического: автореф. дис. … канд. психол. наук / Е.В. Драпак. – Ярославль, 1994. – 24 с. – Текст: непосредственный.
16. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В.Н. Дружинин. – Москва: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН, 2011. – 224 с. – Текст: непосредственный.
17. Зак, А.С. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет / А.С. Зак. – Москва: Аркти, 2011. – 144 с. – Текст: непосредственный.
18. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. – Москва: Педагогика, 1996. – 343 c. – Текст: непосредственный.
19. Зверева, М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверева. – Текст: непосредственный // Новые исследования в пед. науках. Педагогика. – 2017. - №1. – С. 29-32.
20. Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: автореф. дис. …докт. пед. наук / Н.В. Ипполитова. – Челябинск, 2000. – 44 с. – Текст: непосредственный.
21. Концевая, О.М. О формировании логического мышления у детей дошкольного возраста / О.М. Концевая. – Москва, 2017. – 126 с. – Текст: непосредственный.
22. Кэрролл, Л. Логическая игра / Л. Кэрролл. – М.: Наука, 2015. – 192 с. – Текст: непосредственный.
23. Миллер, С. Психология развития: методы исследования / С. Миллер. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 464 с. – Текст: непосредственный.
24. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: метод. рекомендации / С.Л. Новоселова. – Москва: Центр инноваций в педагогике, 2019. – 120 с. – Текст: непосредственный.
25. Носова, Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников / Е.А. Носова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2018. – 434 с. – Текст: непосредственный.
26. Ополев, П.В. Роль логики в формировании абстрактного мышления студентов вуза. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22723856. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 02.06.2021). – Текст: электронный.
27. Открытия. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Е.Г. Юдиной.– URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/Otkrytiya.pdf (дата обращения 10.10.2021). – Текст: электронный.
28. Петухов, В.В. Психология мышления: учеб.-метод. пособие / В.В. Петухов. – Москва: Педагогика, 2017. – 198 с. – Текст: непосредственный.
29. Пиаже, Ж. Генезис элементарных логических структур / Ж. Пиаже. – М.: Изд-во ино. лит., 2013. – 448 с. – Текст: непосредственный.
30. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155. URL: http://base.garant.ru//(дата обращения: 06.10.2021). – Текст: электронный.
31. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. Пособие / под ред. И.В. Дубровиной. – Москва: Владос, 2018. – 160 с. – Текст: непосредственный.
32. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошколь-ного образования / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева. – URL: http: //www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Raduga.pdf. (дата обращения 10.10.2021). – Текст: электронный.
33. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. – Москва: Приор, 2018. – 142 с. – Текст: непосредственный.
34. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 712 с. – Текст: непосредственный.
35. Тележникова Т. Лучшие игры, развивающие интеллект и творческие способности / Т. Тележникова. – Москва: ООО ПКФ «БАО», 2017. – 272 с. – Текст: непосредственный.
36. Тихомиров, О.К. Психология мышления/ О.К. Тихомиров. – Москва: МГУ, 2018. – 272 с. – Текст: непосредственный.
37. Узнадзе, Д.Н. Общая психология / Д.Н. Узнадзе. – Москва: Смысл, 2014. – 414 с. – Текст: непосредственный.
38. Урванцев, Л.П. Наглядные обобщения и интуитивные оценочные суждения в мышлении профессионала-практика / Л.П. Урванцев // Практическое мышление: специфика обобщения, природа вербализации и реализуемости знаний. – Ярославль: ЯрГУ, 2017. – С. 53-71. – Текст: непосредственный.
39. Цой, Н. Современные игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников. – URL: detskijsad\didakticheskaja-igra-kak-sredstvo-intelektualnogo-razvitija.html (дата обращения: 06.10.2021). – Текст: электронный.
40. Чернилевский, Д.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие / Д.В. Чернилевский, А.В. Морозов. – Москва: МГТА, 2011. – 302 с. – Текст: непосредственный.
41. Чуприкова, Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации / Н.И. Чуприкова. – Москва: АО «СТОЛЕТИЕ», 2017. – 480 с. – Текст: непосредственный.
42. Шагреева, О.А. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / О.А. Шагреева, Е.В. Родина, Н.А. Стародубова. – Москва: Академия, 2012 – 208 с. – Текст: непосредственный.
43. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – Москва: Академия, 2017. – 384 с. – Текст: непосредственный.
44. Ярецкая, А.Ю. Развивающая игра как средство интеллектуального воспитания старших дошкольников: автореф. дис. …канд. пед. наук / А.Ю. Ярецкая. – Воронеж 2016. – 24 с. – Текст: непосредственный.
45. Яфаева В.Г. Модель компонентов интеллектуального развития и интеллектуальных качеств дошкольников // МНКО. 2012. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/model-komponentov-intellektualnogo-razvitiya-i-intellektualnyh-kachestv-doshkolnikov (дата обращения: 07.10.2021). – Текст: электронный.
46. Яфаева, В.Г. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников / В.Г. Яфаева. – Уфа: ИРО РБ 2017. – 64 с. – Текст: непосредственный.