Фрагмент для ознакомления
2
Предметную основу просветительской журналистики составляют:
1. Знание о науке, которое требует популяризации.
В науке преимущественно рассматриваются знания естественного, общественно-гуманитарного и технического характера. Журналист выступает как популяризатор науки, потому что «переводит» результаты исследований на язык массовой аудитории. Следовательно, в средствах массовой информации публикуются научно-популярные материалы, которые рассказывают о происхождении и изучении науки, информируют о научных открытиях.
2. Люди науки - субъекты научной деятельности.
Многие ученые стремятся к разработке методов распространения научной мысли в социуме. Но главным в работе деятелей науки является уникальность. Но для СМИ важна не только это, большое значение имеет личность ученого, которая играет важную роль в популяризации: можно показать специфику разных научных школ, раскрыть драматичность судеб.
3. Факты науки как сенсация, начало новых научных направлений.
В данном пункте сформулирована мысль о том, что необходимо рассказывать людям о научных открытиях, которые имеют большое значение для общества. Сюда так же относятся изобретения обычных людей, которые не увлечены наукой профессионально, но их деятельность представляет собой серьезную исследовательскую работу.
При создании научно-популярных материалов журналисты должны выполнять следующие задачи:
1. Быстро информировать аудиторию о появлении новых научных явлений и фактов, чтобы информация была актуальна;
2. Осуществлять помощь массовой аудитории в понимании и освоении особенностей научных знаний (объяснение их основных смыслов, выявление значения и последствий научных открытий для развития науки и общества), а также знакомить с судьбами и личностями ученых, чьи открытия определили ход науки;
3. Стимулировать получателя информации к обсуждению явлений научного мира (сопоставление точек зрения, оценок, аргументов), к интеллектуальному обогащению.
Рассмотрев предметные аспекты просветительской журналистики и задачи журналистов, работающих в этом направлении, можно сделать вывод о том, что основной функцией просветительской журналистики является именно просветительская. Выделяет данную функцию и Г. Жирков: «Просветительская функция несет в себе во многом субъективные факторы, определяющиеся деятельностью творца-просветителя» [12].
Просветительская функция в СМИ направлена на то, чтобы предоставить массовой аудитории журналистские материалы, которые рассказывают о продуктах науки, культуры и искусства. Функция просвещения в журналистике осуществляется с помощью следующих методов: информирование, популяризация, пропаганда и критика. В зависимости от актуализации того или иного аспекта меняется степень и характер реализации просветительской функции. Следовательно, меняется и социальная роль журналистики в просвещении читательской аудитории.
Кроме просветительской научно-популярная журналистика выполняет и ряд других функций.
Например, Е.П. Прохоров выделяет коммуникативную, идеологическую, непосредственно-организаторскую, культуроформирующую, рекреативную, рекламно-справочную функции. Среди них к научно-популярному направлению журналистики можно отнести коммуникативную и культуроформирующую [51].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белова, Е. С. Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения средствами СМИ [Электронный ресурс] / Е.С. Белова, Л.В. Анпилогова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. участием), 23- 25 янв. 2019 г., Оренбург. - Оренбург: ОГУ, 2019. - С. 3789-3792.
2. Белова, Т. Е., Чередниченко, Л. В. Функционально-типологические особенности просветительских медиа // Межкультурный диалог в пространстве стран Азиатско-Тихоокеанского региона: сб. науч. ст. по материал. II Международной студенческой научно-практической заочной конференции «Межкультурный диалог в пространстве стран Азиатско-Тихоокеанского региона» (20 января 2018 г.) / отв. ред. доц. Л. В. Чередниченко. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2018. С. 121-127.
3. Богуславская, В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов: монография/ В.В. Богуславская. - М.: ЛКИ, 2013. – 280 c. 32
4. Булаева, М. Н. Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат // Журналистский ежегодник. Томск, 2015. №4. 207 с. С. 121–123.
5. Волкова И. И. Игровые форматы мультимедийной журналистики // Вестник РУДН, Серия: Литературоведение. Журналистика, 2014, № 1, с. 105–112.
6. Воловецкий, Д. С., Белковский, С. В. Вклад новых медиа в отечественную научно-популярную журналистику // Научно-популярная журналистика: опыт системного анализа. Сб. материалов каф. журналистики. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2018. 104 с. С. 52–63.
7. Галустян, А. А., Кульчицкая, Д. Ю. Мультимедийные лонгриды как новый формат онлайн-журналистики // Как новые медиа изменили журналистику. 2012–2016 / А. Амзин [и др.] / под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. Екате¬ринбург: Гуманитарный университет, 2016. 304 с. С. 179–205.
8. Градюшко, А.А. Основы творческой деятельности вебжурналиста. – Мн.: БГУ, 2019. – 239 с.
9. Давыдова, Н.Г. Советы начинающим журналистам. Краткое пособие для молодых журналистов-экологов/ Н.Г. Давыдова, Л.В. Сизова. – М., 2008. – 210 с.
10. Дивеева, Н. В. Рекреативная функция популяризации науки и формы ее реализации // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2014. №2 (180). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rekreativnaya-funktsiya-populyarizatsii-nauki-i-formy-ee-realizatsii
11. Дупак, В.Я. Государственная и региональная экологическая политика. Информ.-метод. материалы: учебно-метод. пособие по курсу «Экология, охрана природы, экологическая безопасность». – М: МОУЦ «Нахабино, 2005. – 60 с.
12. Жирков Г.В. Ст.: Просветительская функция журналистики в исторической ретроспективе. (http.7/www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguvvww.woa/wa/Main?textid=l 11 &levell=main&level2=articles), (№3 [93] 01.06.2004)
13. Жирков, Г. В. Просветительская функция журналистики в исторической ретроспективе // Relga. Научно-культурологический журнал. 2004. № 3. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=111&level1=main&level2=articles
14. Засурский, Я.Н. Средства массовой информации постсоветской России: учебное пособие / Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 492 с.
15. Ильин И.П. Поструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. - М.: Интрада, 1998.(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Ilin_Post/index.php)
16. Ильяхов М., Сарычева Л. Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 440 с.
17. Калмыкова, А.С. Новые формы популяризации достижений науки и техникив современном медиапространстве (на примере интернет-ресурсов «Наука и техника» и «ПостНаука») // Научно-популярная журналистика: опыт системного анализа. Сб. материалов каф. журналистики. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2018. 104 с. С. 77–82.
18. Ким, М.Н. Жанры современной журналистики. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004 . – 335 с.
19. Кодола Н. В.. Интервью: Методика обучения. Практические советы: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2011. –174 с.
20. Колесниченко А. Практическая журналистика. Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 180 с.
21. Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста. - М.: Аспект Пресс, 2013. – 334 с.
22. Колесниченко, А.В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе / А. В. Колесниченко // Медиаскоп. — 2015. — №1 // URL: http://www.mediascope.ru/node/1691
23. Колоев, А. В. Научно-просветительские издания как типологическая ниша // Медиаскоп. 2012. Вып. №2. URL: http://www.mediascope.ru/en/node/1089
24. Коммерсант. – 2018-19. - Январь - май.
25. Коммерсант. - 2020. - Май - декабрь.
26. Комсомольская правда. - 2015.-Январь- май.
27. Комсомольская правда. - 2020. - Май - декабрь.
28. Кононов Н. Автор, ножницы, бумага. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 272 с.
29. Корконосенко, С.Г. Основы журналистики: учеб. для вузов / С. Г. Короконосенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 318 с.
30. Коханов, Е. Ф. Жанровая структура новых медиа в условиях трансформации медиасистемы / Е. Ф. Коханов, В. В. Кравцов, М. В. Шкондин // Вестник ВУиТ. 2015. №2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovaya-struktura-novyh-media-v-usloviyah-transformatsii-mediasistemy
31. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917–2000). М.: Флинта: Наука, 2002.
32. Культура - 2005. - Январь - май.
33. Культура. – 2014-19. - Май - декабрь.
34. Лазутина, Г. В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2010. № 6. С. 14–21.
35. Лайкова, Я. В. Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн–СМИ: автореф. дисс. … канд. филол. наук: 10.01.10 / Я. В. Лайкова. М., 2015. 27 стр.
36. Лосева Н. Конвергенция и жанры мультимедиа // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. М., 2010. 200 с.
37. Лукина М.М. Технология интервью – М.: Аспект Пресс, 2008. – 188 с. 3.
38. Макарова Е. Е. Научно-популярные сайты в системе СМИ: типологические и профильные особенности: автореф. дис... канд. филол. наук: 10.01.10. – М.: МГУ, 2013. 26 с.
39. Медиапотребление в России – 2020 // Делойт. URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/media-consumption-in-russia.html
40. Медиасистема России / под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2017.
41. Мультимедийные технологии СМИ: Учебное пособие / Н. О Автаева, В. А. Бейненсон, К. А. Болдина, А. Л. Коданина, О. Н. Савинова. Нижний Новгород, 2020. 171 с.
42. Мякинников, С.П. Экологическое и эколого-ориентированное мировоззрение как философская проблема/ С.П. Мякинников // Вестник КГУ. - 2014. - №5. – С.117-120.
43. Науменко Т.В. Ст.: Функция журналистики и функции СМИ. Центр экстремальной журналистики. (http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=214)
44. Новейший философский словарь; под ред. А.А. Грицанова. – Минск: Книжный дом, 2003. – 1280 с.
45. Основы журналистской деятельности / под ред. С. Г. Корконосенко. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 332 с.
46. Павлова, Е. Д., Гридчина, А. А. Особенности популяризации гуманитарного знания (на примере проекта Arzamas) // Научно-популярная журналистика: опыт системного анализа. Сб. материалов каф. журналистики. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2018. 104 с. С. 88–95.
47. Пак, Е. М. Жанрообразование в сетевых сми: технологические и творческие факторы: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Е. М. Пак. С–Пб., 2014. 261 с.
48. Подосокорский, Н. Огромный список научно-популярных и образовательных каналов на русском языке // Livejournal. 2018. 17 янв. URL: https://philologist.livejournal.com/9976164.html
49. Правильная ссылка на статью: Чередниченко Л.В., Лапко А.В. — Формы представления контента в просветительских медиа (на примере просветительского медиапроекта Arzamas) // Litera. – 2021. – № 5. – С. 115 - 131.
50. Просветительская журналистика; первые журналы; персональный журнализм//Лекции по истории зарубежной журналистики.(www.journ.ru)
51. Прохоров, Е. Введение в теорию журналистики: уч. пособ. / Е. Прохоров. – М., 2002. – 324 с.
52. Распопова С. С. Основы журналистской деятельности. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 272 с.
53. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста (очерки теории и практики): Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2017. – 528 с.
54. Свитич Л. Г, Смирнова О. В, Ширяева А. А, Шкондин М. В. Газеты и журналы в медиасистеме городов миллионников: социологическое исследование // Вестник Московского ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2017. № 5. С. 3–29.
55. Свитич Л. Г, Смирнова О. В, Ширяева А. А, Шкондин М. В. Содержательно-тематическая структура городских газет (контент-аналитическое исследование) // Вестник Московского ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2015. № 6. С. 64–81.
56. Свитич, Л.Г. Современная периодика: поле понятий и терминов / Л.Г. Свитич // Вестник Московского университета. Сер.10. Журналистика. - 2013. - №6. - С. 7– 26.
57. Силантьева, О. 92 мультимедийных формата: Справочник-навигатор по разнообразию мультимедийных форматов и сервисов для их создания [Электронная книга]. Ridero, 2018. 119 с.
58. Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. Челябинск, 2015. С. 163–169. 37. СМИ научно-популярной тематики: II квартал 2020 // Медиалогия. 2020. 30 сент. URL: https://www.mlg.ru/ratings/media/sectoral/7761/
59. Сайт газеты «Вера» - «Эском». Раздел: О газете/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vera-eskom.ru/o-gazete/
60. Соколова М. Страшно увлекательная вещь // Коммерсант. 2017. 26 окт. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3442882
61. Соколов-Митрич Д.Н. Реальный репортер: Чему не учат на журфаке. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 304 с.
62. Соломатина О. Писать легко. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 144 с. 6
63. Суворова С. П. Реализация просветительной функции журналистики в современных общероссийских газетах : дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / С. П. Суворова. М., 2006. 234 с.
64. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 320 с.
65. Тертычный, А. А. Особенности жанрообразования в интернет-СМИ // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Белгород, 2013. Выпуск № 6 (149). Т. 17. С. 172–179.
66. Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом. 2.0. Курс лекций по теории и практике современной журналистики. – М.: НИЦ «Ладомир», 2016. – 672 с.
67. Трофимова, О. В., Набиева, Е. А. Исследование сетевого просветительского жанра на примере медиапроекта Newtonew // Медиалингвистика. 2018. №5 (3). 314–329. https://doi.org/10.21638/spbu22.2018.305 URL: https://medialing.ru/issledovanie-setevogo-prosvetitelskogo-zhanra-na-primere-mediaproekta-newtonew/
68. Универсальная журналистика: Учебник для вузов / Под ред. Л. П. Шестеркиной. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2016. 480 с.
69. Фомина, В. С., Фотиева, И. В. Место sciencetainment в сфере научно-популярной журналистики // Медиаисследования 2019 / под ред. Т. А. Семилет, И. В. Фотиевой. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2019. 408 с. С. 88–93.
70. Чередниченко, Л. В. Типы контента сетевых научно-просветительских медиа // Гуманитарный научный вестник. 2020. No6. С. 251-257. URL: http://naukavestnik.ru/doc/2020/06/Cherednichenko.pdf
71. Чуковская, А. Больше 5,5 млн прослушиваний: каким 2020 год оказался для рынка подкастов // Forbes. 2020. 22 дек. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/416951-bolshe-55-mln-proslushivaniy-kakim-2020-goda-okazalsya-dlya-rynka-podkastov
72. Шпилёва, Д. В. Лонгрид как актуальный журналистский метод подачи информации // Медиасреда. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/longrid-kak-aktualnyy-zhurnalistskiy-metod-podachi-informatsii