Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Устойчивое развитие регионов представляет собой важнейший приоритет российской государственной политики. От результата реализации данной политики обусловливается не только экономическое развитие нашей страны, социальное положение граждан страны, а также и единство, национальная безопасность и территориальная целостность. Так же обеспечение устойчивого и постоянного регионального развития во многом останавливается существующими различными проблемами в существующем разграничении полномочий между разными уровнями исполнения публичной власти, отрицательно сказывающимися на сбережении и удержании устойчивости и уравновешенности региональных и местных бюджетов. Для этого и разрабатывается стратегия социально-экономического развития субъекта РФ.
Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ - документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цель и задачи государственного управления на уровне субъекта Российской Федерации на долгосрочный период.
Разработка стратегий социально-экономического развития субъектов Федерации является необходимым условием повышения эффективности управления региональным развитием, так как сегодняшние управленческие решения должны быть ориентированы на долгосрочные цели и должны создавать предпосылки для их достижения в будущем.
Полемика, которая продолжается в связи с обсуждением концепции государственной экономической политики, свидетельствует об отсутствии общепризнанного подхода к определению цели, принципов и приоритетов социально-экономической политики, что не позволяет обосновать магистральные направления развития российской экономики и создать четкие ориентиры для инвесторов. В условиях концепции долгосрочного социально-экономического развития страны идет процесс разработки стратегий развития отдельных субъектов Федерации. Поэтому особое значение приобретает методологическая основа формирования стратегии пространственного развития, опирающаяся на теорию регионального воспроизводства.
Актуальность темы исследования. Каждый регион нуждается в экономическом развитии. Для этого крайне необходима активная деятельность исполнительных органов государственной власти (далее по тексту ИОГВ). Для того, чтобы привлекать финансовые средства к региону, необходимо развивать его промышленность, торговые связи, развивать бизнес любого уровня для получения значимых инвестиций в различные промышленные и иные проекты. Для этого предполагается составление Стратегии экономического развития на 10-летний срок, в которых обозначают основные направления деятельности для притока финансовых средств в регион, а также внутреннего экономического развития.
Сложность здесь заключается в том, что социальные преобразования всегда имеют больше проблемных факторов, которые связаны с тем, что здесь играет большую роль человеческий фактор, изменения общественных настроений, мода на некоторые направления деятельности, которая меняется по различным причинам, сложно угадываемым в долгосрочных стратегиях. Поэтому в данном случае при подготовке стратегий исполнительные органы государственной власти должны проводить огромное количество исследований, в том числе социологических, которые смогут в какой-то мере показать основные тенденции изменений в социальной сфере субъекта РФ. В данном направлении совершенствование деятельности исполнительных органов государственной власти связано с расширением законодательной базы, формированием новых средств, форм и технологий сбора социологической информации.
Для решения задачи стратегического развития региона уже на первом этапе реализации Стратегии начинается переход к межотраслевым принципам управления, что повлечет за собой реформу областного управления и изменение полномочий органов исполнительной власти. Все это позволит со временем осуществить переход к стратегическому управлению территорией.
В качестве важных мероприятий, которые должны осуществлять исполнительные органы государственной власти в направлении реализации стратегий развития субъектов РФ, можно выделить:
- бюджетное кредитование экономически выгодных для региона проектов;
- государственная поддержка малого и среднего бизнеса;
- формирование и развитие молодежной политики и социального обеспечения молодых семей;
- развитие трудовой сферы, снижение уровня безработицы, формирование новых рабочих мест;
- социокультурное развитие субъекта РФ, создание новых культурных, научных, спортивных и образовательных учреждений;
- развитие системы здравоохранения и социального обслуживания.
Все эти компоненты реализации стратегий развития субъектов РФ тесно связаны с деятельностью министерств и комитетов и финансируются из муниципальных средств.
Теоретическое значение работы состоит в рассмотрении вопросов механизма участия ИОГВ в реализации стратегии развития Санкт-Петербурга и предложении улучшения и совершенствования механизма участия исполнительных органов государственной власти в реализации стратегии развития субъекта РФ.
Практическое значение состоит в возможности применения рекомендуемых методов и способов на практике.
Цель исследования – исследовать механизм участия исполнительных органов государственной власти в реализации стратегии развития субъекта РФ, с выявлением проблем и разработкой предложений по совершенствованию.
Задачи исследования:
1) раскрыть теоретические основы исследования механизма участия ИОГВ в реализации стратегии развития субъекта РФ;
2) проанализировать состояние реализации механизма участия ИОГВ в реализации стратегии развития Санкт-Петербурга;
3) предложить методы и способы совершенствование механизма участия Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга в развитии транспортной отрасли города.
Предмет исследования - совершенствование механизма участия исполнительных органов государственной власти в реализации стратегии развития субъекта.
Объект исследования – механизм участия ИОГВ в реализации стратегии развития субъекта РФ (на примере Санкт-Петербурга).
Работа по структуре состоит из введения, трех глав основного текста, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы исследования механизма участия ИОГВ в реализации стратегии развития субъекта РФ
1.1. Механизм участия ИОГВ в реализации стратегии развития субъекта РФ
Исполнительная власть – один из трех видов власти в странах с ее разделением. Конституция РФ содержит утверждение, что государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную и судебную.
Исполнительная власть - одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве. Реализуется как совокупность полномочий по управлению государственными делами, то есть представляет структуру органов, осуществляющих эти полномочия.
Органы исполнительной власти субъектов (региональные органы) состоят из комитетов (в Москве и Санкт-Петербурге), департаментов и главных управлений. Органами исполнительной власти в регионе также являются администрации, правительства, руководство которыми осуществляет глава администрации, губернатор или председатель правительства. Наименование органа исполнительной власти и его структура устанавливаются субъектом федерации в соответствии с местными традициями и особенностями.
Государство обладает своими признаками, один из которых — обязательное наличие аппарата управления и принуждения, с помощью него принимаемые законы делаются обязательными для выполнения на всей территории этого государства.
Отсутствие государства автоматически делает ненужными органы исполнительной власти. Исполнять становится нечего.
Основной признак данной ветви власти – наличие планирования.
Следующий признак — самостоятельность этой ветви власти, но она находится во взаимодействии с законодательной и судебной властями.
Деятельность органов исполнительной власти осуществляется исключительной на законной основе. Все требования по соблюдению принятых законов не должны выполняться без соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан. Нельзя представителю закона самому его нарушать, даже если это в интересах государства. В уголовном законодательстве предусмотрено такие нормы, как неосторожность, превышение норм необходимой обороны, превышение или злоупотребление властью. Часть из них касаются как госслужащих, так и обычных граждан, часть – исключительно госслужащих. Так, убить или покалечить, превысив меры необходимой обороны, может и сотрудник полиции, и обычный гражданин. А вот превысить власть или злоупотребить ею, может только госслужащий.
Если госслужащий, тщательно выполняющий положенные на него обязанности, но делает это в нарушение установленным нормам права, он будет отвечать перед законом за превышение власти. Отсюда возникает еще один принцип как ответственность за принимаемые нормативные акты и совершаемые действия. Исполнительная власть наделена правоохранительной деятельностью, что дает право ее органам исключительно в рамках своей компетенции и на основе закона применять меры принуждения, разрешать возникшие споры и конфликты, давать оценку законности действиям субъектам исполнительной деятельности.
Функции исполнительной власти:
- исполнительная функция — выполняет действующие законы;
- «правозащитная» функция – защищает и соблюдает права и свободы граждан;
- социально-экономическая функция – создает необходимые условия для экономического и социального роста;
- регулирующая функция — позволяет осуществлять функции госуправления;
- нормотворческая функция – в рамках своей компетенции органы власти могут принимать нормативно-правовые акты;
- функция юрисдикции — позволяет органам власти на основании закона применять меры принуждения к тем лицам, которые совершают правонарушения или преступления.
Органы исполнительной власти представляют собой политическое учреждение, которое образовано для выполнения ее функции, для чего они наделяются государственно-властными полномочиями.
Есть функции той или иной власти, и надо выполнять, для чего создаются специальные органы, осуществляющую свою деятельность в рамках предоставленных им полномочий.
Действуют эти органы на основе положений Основного закона РФ, а также законов, принятых законодательной властью.
Для регулирования деятельности каждого органа законодатель выдает определенный закон, который обязателен для выполнения служащими этого органа.
Так, сотрудники полиции и будут руководствоваться Федеральным Законом РФ «О полиции», а Федеральный Закон «Об обороне» будет касаться военнослужащих Министерства обороны.
Органы исполнительной власти разделяются в зависимости от:
- федерального устройства;
- от объема и характера компетенции;
- порядка разрешения подведомственного вопроса.
В зависимости или в соответствии с федеральным устройства органы разделяются на органы исполнительной власти, которые включают Правительство, госкомитеты, главные управления, федеральные министерства, департаменты, надзоры и службы, агентства, и органы исполнительной власти.
В связи с разным объемом и характером компетенции они разделяются на органы:
- Общей компетенции — управляют большинством отраслей.
- Отраслевой компетенции – руководят отдельными отраслями управления (министерства, ведомства).
Межотраслевой компетенции — ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение. Это и госкомитеты, и федеральные комиссии, и надзоры.
Смешанной компетенции, у которых есть признаки отраслевой и межотраслевой компетенций. Из-за порядка разрешения подведомственных вопросов идет деление на единоначальные и коллегиальные органы. В первых основные решения принимаются их руководителем. Например, это касается администраций и министерств. А в коллегиальных органах решения принимаются коллегиально при голосовании большинством. Так происходит в госкомитетах и правительстве.
Вертикальная связь, которая образуется между органами, соподчиненными между собой на основе разграничения функций между ними является системой органов исполнительной власти. Правительство РФ занимает высшую ступень в этой иерархии.
Далее идут федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов федерации.
Исполнительная власть через свои органы в соответствии со их полномочиями решаются задачи обеспечения социально-экономического развития региона в непосредственном взаимодействии с органами представительной власти. Основой формирования структур регионального управления является примерная структура, определенная Правительством РФ. При этом при создании структурных подразделений региональных органов исполнительной власти и согласовании их состава учитываются особенности конкретного региона. Для региональных органов исполнительной власти характерно значительное разнообразие структур, состава и численности.
Участие исполнительных органов государственной власти в развитии регионов в проекте стратегии пространственного развития Российской Федерации состоит в:
- создание механизма сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, являющегося, согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации
- выполнение предписаний, указанных в документах, направленных на обеспечение реализации стратегии пространственного развития Российской Федерации, системы показателей (индикаторов) решения задач государственной политики регионального развития Российской Федерации, позволяющих оценить динамику и результативность деятельности государственных органов в сфере реализации государственной политики регионального развития (с учетом ожидаемых результатов реализации государственной политики регионального развития, указанных в разделе IV Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года);
- проведении инвентаризации расходных обязательств в субъектах Российской Федерации и муниципальных образований в сопоставлении с объемами имеющихся у них финансовых ресурсов дополнительные меры по уменьшению дисбаланса между объемами расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и имеющимися объемами их финансового обеспечения, включая меры по установлению дополнительных источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе посредством передачи отдельных источников доходов бюджета с федерального уровня на региональный и местный уровни;
- работа по разграничению полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- уменьшения замечаний субъектов Российской Федерации при доработке Министерством финансов Российской Федерации методики оценки эффективности налоговых льгот и иных преференций, установленных законодательством субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
- проводят анализ налоговых льгот и иных преференций, установленных законодательством субъектов Российской Федерации, в том числе оценку их востребованности и экономического эффекта, с учетом утверждаемой Правительством Российской Федерации методики оценки эффективности указанных льгот и иных преференций, на основе проведенного анализа выработать меры по их оптимизации;
- проводят анализ практики реализации проектов государственно-частного партнерства на территории субъекта Российской Федерации, на основе указанного анализа выработать меры по повышению эффективности реализации таких проектов, а также направить в Правительство Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации предложения по совершенствованию правового регулирования государственно-частного партнерства.
- предлагают Правительству Российской Федерации ежегодно информировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении, а также о результатах реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года в рамках подготовки ежегодного доклада Правительства Российской
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации, 1993 года Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Правительством Российской Федерации 3 января 2014 г.
2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, изменения в которую утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. N 1032-р.
3. Транспортная стратегия Санкт-Петербурга до 2025 года, одобренная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2011 № 945.
4. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
5. Андреева Л.А. КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XXIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
6. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. Учебник. – М.: Гардарики, 2012. – 431 с.
7. Васильев В.П. (отв. ред.). Государственное и муниципальное управление: учебное пособие. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В. П. Васильев, Н. Г. Деханова, Н. А. Лось, Ю. А. Холоденко; под ред. В. П. Васильева. — М.: Дело и Сервис, 2014. — 352 с.
8. Горбатенков И.Н. Консолидация субъектов государственного и муниципального управления регионов: политико-правовой анализ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 23.00.02 - политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Орел: Орловская региональная академия государственной службы, 2006. – 156 c.
9. Жихаревич, Б.С. Территориальное стратегическое планирование: теория и практика // Регион: экономика и социология. - 2013. - № 3 (79). - С. 303-306.
10. Захаров Н.И., Попов В.Д., Есин В.А. и др. Государственное и муниципальное управление. Учебник. - М.: Инфра-М, 2014. - 288 с.
11. Кёппль О.И. Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие. — Симферополь : Ариал, 2016. — 232 с.
12. Клименко, А.В. Десятилетие административной реформы: результаты и новые вызовы // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2014. - № 1. - С. 8-51.
13. Клейнер, Г.Б. Государство - регион - отрасль - предприятие: каркас системной устойчивости экономики России. Часть 1. // Экономика региона. - 2015. - № 2. - С. 50-58.
14. Лексин В.Н. Региональная действительность и региональные исследования // Регион: экономика и социология. - 2014. - № 2 (82). - С. 7-38.
15. Лобанова А. А. Совершенствование механизма участия исполнительных органов государственной власти в реализации стратегии развития субъекта РФ (на примере Санкт-Петербурга) // Наука без границ. - 2017.- № 11 (16). - С. 14-17.
16. Маршалова, А.С. Муниципальные образования и инновационное развитие экономики / Новосёлов А.С. // Регион: экономика и социология. - 2011. - № 1. - С. 225-234.
17. Моисеева И.М., Чермянина А.В., Москвина С.А. Информационная поддержка инновационной деятельности в Российской Федерации на современном этапе развития экономики: анализ основных тенденций, перспектив и актуальных проблем // Материалы научно-практической конференции «Мировой и российский опыт реализации инновационной деятельности в различных сферах». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2014. – С. 25–35
18. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления. Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 687 с.
19. Новосёлов А.С. Рыночная система региона: воспроизводственный аспект // Регион: экономика и социология. - 2007. - № 1. - С. 28-40.
20. Петрович М.Л., Истомина Л.Ю., Жеблиенок М.А. и др. Аналитическая записка «Транспортные проблемы Санкт-Петербурга, решаемые на уровне комплексного планирования территориальной транспортной системы». ООО «Лаборатория градопланирования», Санкт-Петербург, 2015
21. Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления. Учебное пособие. — 4-е изд. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2013. — 448 с.
22. Ротова В.Н. Система государственного и муниципального управления. Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009. – 220 с.
23. Селиверстов В.Е. Региональное стратегическое планирование: от методологии к практике. - Новосибирск, 2013. - 435 c.
24. Сумская, Т.В. Местное самоуправление: эволюция бюджетной политики / под ред. С.А. Суспи-цына. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2016. - 211 с.
25. Шедько Ю.Н., Миндлин Ю.Б., Цыпин И.С. и др. Система государственного и муниципального управления. Учебник для бакалавров / под ред. Ю. Н. Шедько. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 570 с.
26. Бюджетный Кодекс Российской Федерации - http://base.consultant.ru/
27. Инновации в городской среде. - http://gov.spb.ru/gov/otrasl/tr_infr_kom/importozameshenie/
28. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. - http://state.rin.ru/cgi-bin/main.pl?r=201
29. О реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года. - http://council.gov.ru/activity/documents/87424/
30. Сведения о полномочиях. - http://gov.spb.ru/gov/otrasl/tr_infr_kom/information/polnomoch/
31. Стратегия развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2030 года. - http://spbtrd.ru/program-development/
32. Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года. - http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_econom/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-sankt-peterburga-do-2030/
33. Утверждена Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года. - https://www.spbdnevnik.ru/news/2014-05-14/utverzhdena-strategiya-ekonomicheskogo-i-sotsialnogo-razvitiya-sankt-peterburga-na-period-do-2030-goda/