Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Учитывая нынешнюю развивающуюся ситуацию в мире, федеральные государственные стандарты требуют все более новых, эффективных методов обучения иностранному языку в общеобразовательных школах. Современный учитель должен стремиться создавать условия для практического овладения языком, выбирать методы обучения, позволяющего каждому ученику проявлять свою активность, талант, творчество, которые бы активизировали их познавательную деятельность в процессе обучения иностранному языку. При изучении английского языка одним из важных аспектов является грамматика, в котором ученики сталкиваются с множествами правилами, терминами и исключениями. Грамматика имеет первостепенное практическое значение, так как с ее помощью обеспечивается формирование умений устного и письменного общения.
В школах чаще всего при обучении грамматики ограничиваются лишь традиционным методом обучения, т.е. заучиванием и выполнением однотипных упражнений, при этом учащимся это быстро наскучивается и урок не достигает цели. Е. Н. Соловова считает, что «недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции» [22].
Иноязычные грамматические навыки имеют первостепенное практическое значение, обеспечивающее формирование у учащихся умений устного и письменного общения. В различных подходах к изучению языка роль грамматики не всегда занимает одно из важнейших мест [2]. К примеру, при использовании коммуникативно-функционального подхода в обучении существует две точки зрения. Изначально преобладало мнение, что грамматическая компетенция формируется сама по себе, вне зависимости от времени, отведенного изучению грамматике, т.е. главное достичь беглости речи [21].
Данное мнение перекликается со словами Е.Н. Солововой о том, что акцент преподавания делается на саму речь, а не на язык как систему [14]. Сторонники второй точки зрения придерживаются мнения, что высказывания должны быть точными и правильными в силу владения говорящим грамматическими навыками. Для достижения этой цели необходимо создать прочную структурную базу, с помощью которой в дальнейшем будут сформированы грамматические навыки. На необходимость изучения проблемы развития и совершенствования иноязычных грамматических навыков указывали такие исследователи как: Н.Д. Гальскова, А.Н. Щукин, Е.Н. Соловова и др.
Совершенствование навыков, преимущественно, происходит в старшей школе, так как ученики старших классов уже должны обладать сформированными грамматическими навыками, а также уметь самостоятельно находить новые грамматические явления и определять их функциональные особенности, опираясь на ранее освоенные знания и умения [5].
Цель исследования – выявить особенности системы упражнений, направленной на формирование грамматического навыка, на разных этапах обучения в средней общеобразовательной школе.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности обучению грамматике английского языка.
2. Выделить особенности системы грамматических упражнений.
3. Изучить использование грамматических упражнений на уроках иностранного языка.
4. Разработать комплекс грамматических коммуникативных упражнений для учащихся на средней ступени обучения.
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - особенности системы грамматических упражнений, применяемых на разных этапах обучения английского языка в средней общеобразовательной школе.
Методы исследования. В процессе работы были использованы как теоретические (диалектический, логический, функциональный), так и исследовательские (системный, анализа и синтеза) методы исследования.
Теоретическая значимость данной работы заключена в обобщении опыта исследователей, занимающихся вопросами формирования грамматических навыков при обучении английскому языку.
Практическая значимость состоит в разработке комплекса упражнений, направленных на формирование грамматического навыка, для разных этапов обучения в средней общеобразовательной школе, которые могут быть использованы на уроках в средней школе, а также при разработке таких дисциплин как «Практический курс иностранного языка», «Методика обучения иностранному языку».
В качестве теоретической базы для исследования использовались работы таких ученых, как Е.В. Пассов, А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Солмина, С.В. Молчанов, Л.С. Выготский, Е.Н. Соловова, Д.Б. Эльконин, П.И. Пидкасистый и др.
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБЩЕШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Основы обучения грамматике английского языка
В настоящее время преподаванию грамматики в средней школе учителем уделяется большое количество времени, обучающиеся фиксируют правило и отрабатывают его в течение ряда уроков, выполняя упражнения из учебных пособий и рабочих тетрадей на этапе тренировки. К сожалению, данный алгоритм действий — часто встречающееся явление на занятиях. Подобный методический подход к организации урока может противоречить современным задачам обучения, связанных с развитием всех видов речевой деятельности. Главная цель учителя – формирование у обучающихся языковых компетенций, а не делать процесс обучения формальным, изучая то или иное грамматическое явление ради него самого [64].
Вопрос эффективности обучения грамматике станет сверхактуальным в период подготовки и проведения государственной итоговой аттестации. Сегодня многие школы оснащены современным компьютерным оборудованием, интерактивными досками, имеют доступ к сети Интернет, что во многом упрощает задачу развития той или иной компетенции и в то же время делает процесс обучения более мотивированным, то есть интересным, наглядным и понятным для обучающихся. Е.И. Пассов дает следующее определение грамматического навыка: «способность производить адекватное речевой задаче синтезированное действие по вызову и оформлению грамматической модели, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее ситуативное использование данной модели» [4, С.34].
Е.И. Пассов и Е.А. Маслыко различают:
• речевые грамматические навыки или грамматические навыки говорения;
• морфологические и синтаксические навыки устной и письменной речи;
• языковые дискурсивно аналитические грамматические навыки; • рецептивные грамматические навыки;
• рецептивно-активные и рецептивно-пассивные навыки аудирования и чтения. [18]
Процесс обучения активным грамматическим навыкам характеризуется тем, что проходит ряд этапов, из которых каждый имеет свою частную задачу. [25, c.287].
Формирование грамматического навыка происходит при повторении определенных действий, которые составляют систему, где обучающийся постоянно изучает свод правил и конструкций, которые ему необходимо запомнить в ходе обучения и общения с учителем.
Обучение грамматике является ключевым этапом в дорожной карте преподавания иностранного языка. Это связано с отсутствием возможности ведения полноценной коммуникации без наличия элементарных грамматических знаний. Бесспорно, грамматические правила и закономерности необходимы для овладения иностранным языком. С одной стороны, в настоявшее время существует тенденция к уменьшению значимости грамматики в обучении английскому языку. Многие зарубежные специалисты в области методики преподавания утверждают, что образовательные и развивающие цели обучения не всегда возможно выполнить в связи с непониманием обучающимися ни практического значения изучения понятийного аппарата грамматики, ни целей её анализа [8, c.72-80].
Подобная тенденция чаще всего встречается при изучении грамматики традиционным способом. Стремление к упразднению традиционной учебной грамматики, в том числе и в России, проявились в 60–70-е годы двадцатого века после появления теории генеративной грамматики Ноама Хомского. Грамматическая (лингвистическая) компетенция была определена Хомским как “теоретическое и практическое знание ограниченного количества грамматических правил, позволяющее порождать неограниченное количество правильных предложений” [2, с. 44].
Н. Хомской проводил фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим – слушающим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях). С 1980-х годов наблюдается стремление к чрезмерному сокращению роли грамматики, которое закономерно вызвало значительное увеличение количества ошибок в речи обучающихся [25, c.114].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белькова Е.В., Маслова Н. В. Сказочная интерпретация языковых явлений в аспекте формирования грамматической компетенции младших школьников // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири «Magister Dixit». 2014. № 1 (13). С. 151-159.
2. Берникова О.А. Фонетика современных аравийских диалектов. / Берникова О.А. – СПб., 2019. – 16 с.
3. Биболетова М. 3., Трубанева Н. Н. Программа курса английского языка к УМК Английский с удовольствием: Enjoy English для 2-11 классов общеобр. учр. Об¬нинск : Титул, 2008. 56 с.
4. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 1988. 256 с.
5. Боднар С.Н. Английский язык. Жанр коммерческих и деловых бумаг и их языковая специфика. / Боднар С.Н. – М.: Муравей, 2019. – 328 с.
6. Валеев Р.М. «...Преподавание восточных языков ... должно приближаться к своей природной форме» // Эхо веков, 2015, №1/2.
7. Ваулина Ю.Е. Английский язык 5 класс. Spotlight: учебник для общеобразоват. организаций / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. – М. Express Publishing: Просвещение, 2019. – 164с.
8. Ваулина Ю.Е. Английский язык 5 класс. Starlight: учебник для общеобразоват. организаций / Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В. – М. Express Publishing: Просвещение, 2019. – 112с.
9. Ваулина Ю.Е. Английский язык 6 класс. Spotlight: учебник для общеобразоват. организаций / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. – М. Express Publishing: Просвещение, 2019. – 136с.
10. Ваулина Ю.Е. Английский язык 6 класс. Starlight: учебник для общеобразоват. организаций / Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В. – М. Express Publishing: Просвещение, 2019. – 184с.
11. Ваулина Ю.Е. Английский язык 7 класс. Spotlight: учебник для общеобразоват. организаций / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. – М. Express Publishing: Просвещение, 2019. – 143с.
12. Ваулина Ю.Е. Английский язык 7 класс. Starlight: учебник для общеобразоват. организаций / Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В. – М. Express Publishing: Просвещение, 2019. – 192с.
13. Ваулина Ю.Е. Английский язык 8 класс. Spotlight: учебник для общеобразоват. организаций / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. – М. Express Publishing: Просвещение, 2019. – 216с.
14. Ваулина Ю.Е. Английский язык 8 класс. Starlight: учебник для общеобразоват. организаций / Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В. – М. Express Publishing: Просвещение, 2019. – 216с.
15. Ваулина Ю.Е. Английский язык 9 класс. Spotlight: учебник для общеобразоват. организаций / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. – М. Express Publishing: Просвещение, 2019. – 214с.
16. Ваулина Ю.Е. Английский язык 9 класс. Starlight: учебник для общеобразоват. организаций / Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В. – М. Express Publishing: Просвещение, 2019.
17. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. / Вербицкий А.А. – М.: Высшая школа, 2018. – 211 с.
18. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2011. – 480 с.
19. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Смысл, 2005. – 1136 с. 7. Выходцева Т.В. Использование интернет-ресурсов на уроках английского языка // Молодой ученый. – 2016. – №30. – С. 28–30.
20. Гальскова Н.Д. Новые технологии общения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков // Иностранные языки в школе. – 2009. – № 7. – С. 9–15.
21. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: Аркти-Глосса, 2000 – 165 с.
22. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2008. 336 с.
23. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. — 3 изд. — М.: Академия, 2006. — 336 с.
24. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. – М.: Академия, 2006. – 336 с.
25. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Организация учебного процесса по иностранным языкам в начальной школе // Иностранные языки в школе. 2014. № 1. С. 8-16.
26. Гамезо М.В, Петрова Е.А, Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, – 2003. – 512 с.
27. Гараев Б.Р., Боднар С.С. Анализ системы упражнений на обучение произношению и интонации в современных отечественных УМК по английскому языку для 5-9-ых классов средней школы // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. L междунар. науч.-практ. конф. № 2(45). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 46-55.
28. Горлова Н.А. Оценка качества и эффективности УМК по иностранным языкам. // Английский языки в школе. 2018. №8. С. 19.
29. Гранде. Б.М. Введение в сравнительное изучение семитских языков. / Б.М. Гранде. – М.: Наука, 2019. – 442 с.
30. Гранде. Б.М. Курс английской лексики в сравнительно-историческом освещении. / Б.М. Гранде. – М.: Восточная литература РАН, 2012. – 592 с.
31. Григоренко С.Е., Сагалаева И.В. Основные положения и критерии коммуникативно–когнитивного обучения иностранному языку // Педагогическое образование в России. 2019. № 8. С. 261−265. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osnovnye-polozheniya-i–kriterii-kommunikativno-kognitivnogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku
32. Долов Д.М. Стихи и рифмовки на уроках иностранного языка // Lingua-universum. 2016. № 1. С. 30-31.
33. Карпов И.В. Психологическая характеристика процесса понимания и перевода учащимися английских текстов. / И.В. Карпов. – М., 2018.
34. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения диалогической речи на английском языке. / З.И. Клычникова. – М: Просвещение, 2019. – 214 с.
35. Ковыршина Н.Б. Английский язык. Домашнее чтение. Средный уровень. / Н.Б. Ковыршина. – М.: Муравей, 2019. – 148 с.
36. Колкер Я.М. Устинова Е.С. Роль родного языка в обучении английскому. // Английский язык в школе. 2018. №2. С. 20 – 28.
37. Копрева Л. Г. Проблема формирования грамматических навыков английского языка // Общество, социология, психология, педагогика. 2011. № 1- 2. С. 149-152.
38. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – 5-е изд. – М.: Урао, 2019. – 175 с.
39. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции. / А.Н. Леонтьева. – М., 2018.
40. Майбуров Н.А. Читаем и переводим английскую газету. / Н.А. Майбуров. – М.: Муравей, 2018. – 256 с.
41. Маслыко Д.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга учителя английского языка. / Д.А. Маслыко. – Минск: Высшая школа, 2018. – 503 с.
42. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. – Минск: Вышэйшая школа, 2000. – 522 с.
43. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / под ред. В.М. Филатова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 416 с.
44. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А.А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2015. 464 с.
45. Мильруд Р.П. Учебник английского языка: синергетика жанра или энергетика автора? // Английский язык в школе. 2018. №8. С. 12 – 18.
46. Миролюбов А.А. Сознательно-сопоставительный метод обучения иностранным языкам. / А.А. Миролюбов. – М., 2012. С. 67-69.
47. Михеев А.С. История английского языка. / А.С. Михеев. – Казань: ТГГИ, 2018. – 124 с.
48. Михеев А.С. Типология английского языка. / А.С. Михеев. – Казань: ТГГИ, 2018. – 168 с.
49. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность // Хрестоматия. М.: Академия, 2007. – 624 с.
50. Мухина И.А. Педагогические мастерские. Теория и практика. – ССб.: Твпинк, 2015. – 237 с.
51. Никитенко З.Н. Специфика предмета «Иностранный язык» в системе начального общего образования (в рамках единой образовательной области «Филология») // Иностранные языки в школе. 2010. № 4. С. 92-97.
52. Никитина О.Б. Проблемы и новые направления в оценке грамматических навыков и умений // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-novye-napravleniya-v-otsenkegrammaticheskih-navykov-i-umeniy
53. Обдалова О. А., Минакова Л. Ю. Взаимосвязь когнитивных и коммуникатив¬ных аспектов при обучении иноязычному дискурсу // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 7. С. 148-153.
54. Павлова Е.А. Стихи и рифмовки на уроках иностранного языка - эффективное средство усвоения языкового материала // Иностранные языки в школе. 2017. № 2. С. 25-30.
55. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение,1985. - 208 с.
56. Пассов Е.И. Учебник как феномен сферы иноязычного образования. // Английский язык в школе. 2018. №4. С. 39-41.
57. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе – 2001. – № 2. – С. 8
58. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2000. – 224 с.
59. Проблема совершенствования грамматических умений и навыков в старших классах на примере учебника «Spotlight» / А.А. Кремлева, А.С. Абакумова, А.Д. Лесник, Е.Б. Володарcкая // Политехническая весна. Гуманитарные науки: Материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции, Санкт-Петербург, 27–28 марта 2020 года / Под общей редакцией Н.И. Алмазовой, Ф.И. Валиевой. – Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", 2020. – С. 136-141.
60. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Институт практической психологии, 2016. – 304 с.
61. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с. 39.
62. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2006. — 239 с.
63. Фаттахова А. Р. Методика преподавания английского языка в школе: учеб. пособие / А. Р. Фаттахова. – Казань: Казан. ун-т, 2018. – 84 с.
64. Федеральный государственный образовательный стандарт основного обще¬го образоваия // Министерство образования и науки Российской Федерации [Элек¬тронный ресурс]. - Режим доступа : http://MHHo6pHayKH.p
65. Финкельберг Н.Д. Курс теории перевода. / Н. Д. Финкельберг. – М.: Восток-Запад, 2018. – 232 с.
66. Фоломкина С.К. Методика обучения диалогической речи на английском языке в средней школе. / С.К. Фоломкина. – М., 2018.
67. Формирование культуры речи младших школьников // Средная школа. – М., 2001. – №10. – 18 с.
68. Халидов Б.З. Учебник английского языка. / Б.З. Халидов. – Ташкент: Укитувчи, 2012. – 654 с.
69. Царенко Н.М., Шустова С.В. Прагматические принципы коммуникативно-когнитивного направления в аспекте развития грамматической компетенции // Преподаватель XXI век. 2018. № 4. С. 127−133.
70. Цетлин В.С. Курс обучения иностранным языкам в средней школе. / В.С. Цетлин. – М., 2018.
71. Чернов П.В. Справочник по лексике английского литературного языка. / Чернов П.В. – М.: Восточная литература РАН, 2018. – 473 с.
72. Шагаль В.Э., Мерекин М.Н., Забиров Ф. С. Учебник английского языка. / В. Э. Шагаль. – М.: Военное издательство, 2019. – 483 с.
73. Шайхуллин Т.А. Обучение диалогической речи английского языка в вузе (на примере английского языка). // Вестник Российского исламского университета, 2018, №1. С. 88-91.
74. Шайхуллин Т.А., Омри А.Ю. Учебники английского языка, используемые в Казани. // Вестник Российского исламского университета, 2018, №1. С. 88-91.
75. Щерба Л.В. Преподавание языков в школе: общие вопросы методики. СПб. - М.: Филол. фак-т СПбГУ; Академия, 2013. 160 с.
76. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Филоматис, 2016. – 480 с.
77. Щукин А.Н., Фролова Г.М. Методика преподавания иностранных языков: учебник для вузов. – М.: Академия, 2015. – 288 c.
78. Щукин А.Н., Фролова Г.М. Методика преподавания иностранных языков. —М.: Академия, 2015.-288 с.
79. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
80. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте. – М.: Роспедагенство, 2017. – 320 с.