Фрагмент для ознакомления
2
Изучение логики рассуждений, как правило, можно отнести к началу обучения в школе. Словесно-логическое мышление раскрывается, как правило, в ведении процесса мыслительной деятельности. Разница с практическим логическим мышлением заключается в том, что словесно-логическое мышление реализуется только через словесный путь. Ребенок, взрослея обязан логически рассуждать, систематизировать, анализировать и определять необходимые связи в уме выбирать и использовать к предложенной ему определенной задаче знакомые ему подходящие приемы, правила и поступки.
Ребенок может сопоставлять и определять связи, систематизировать разнообразные и различать похожие объекты и все это осуществлять только через интеллектуальные действия. Более трудные взаимоотношения, имеющиеся между обобщенным отображением какой-то категории объектов или действий и только словами, которые ее обозначают, основание некоторых ошибок в образовательной деятельности ДОО. Принимая от дошкольников верные определения каких-нибудь определений и понимая, что дети верно и к месту применяют конкретные слова, воспитатель чаще всего полагает, что суждение изучено.
Некоторые ученые изучали процесс организации понятий у дошкольника (Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова М.Д. Громов, и т.д.). Ученых заинтересовали несколько вопросов.
Во-первых, чем различаются суждения дошкольника от суждений взрослого, то есть в чем их оригинальность?
И, во-вторых, исследователи пытались определить, как нужно вырабатывать необходимые суждения у дошкольников в образовательной деятельности. Постижение понятий у дошкольников возникает после накопления опыта, то есть после знакомства с разнообразными фактами из окружающей детей жизни. Е.Н. Кабанова-Меллер, Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская и другие ученые представили целесообразные пути формирования у дошкольников предметных понятий.
Несмотря на разницу предложенных учеными путей, становится понятна необходимость показать дошкольникам, как можно выделять в разнообразных вещах общие существенные признаки. Объединяя их и отвлекаясь при этом от всех маловажных признаков, дошкольник изучает суть понятия.
В этой деятельности основное значение имеют:
1) подбор фактов при проведении наблюдения (математических выражений, высказываний, геометрических фигур), которые демонстрируют описываемое определение;
2) анализ любого последнего явления (факта или предмета) и выделение в нем важнейших признаков, которые повторяются во многих иных вещах, которые можно отнести к конкретной категории;
3) отстранение от любых неважных, незначительных признаков, для чего употребляются вещи с варьирующимися незначительными признаками и с обязательным оставлением существенных признаков;
4) введение новых вещей в уже известные детям группы, отмеченные известными словами.
Такая непростая интеллектуальная деятельность не сразу получается у дошкольника. Ребенок осуществляет эту деятельность, проходя сравнительно долгий путь и совершает при этом ряд погрешностей. Отдельные из них возможно рассмотреть, как типичные. Ведь для появления суждения дошкольник должен понять и обобщать, основываясь на группу существенных признаков разнообразных предметов. Но, во-первых, ребенок не понимает этого требования, во-вторых, не понимает, какие вещи существенные, в-третьих, не может их выделить в целом предмете, отделяя их при том от всех иных признаков, частенько более красочных, видимых, заметных. К тому же дошкольник обязан знать то слово, которое обозначает рассматриваемое понятие.
Таким образом, невозможно говорить утвердительно, что 5-6 летним дошкольникам в общем не свойственно прохождения определений. Без особенного наставления со стороны взрослых процесс формирования понятий проходит достаточно долго и доставляет значительные проблемы у дошкольников. В трудах отечественных ученых психологов, методистов и педагогов, выделяются характерные ошибки дошкольников в применении уже известных им математических (М.А. Бантова, М.И. Моро, Н.А. Менчинская) или грамматических (С.Ф. Жуйков, Т.Г. Рамзаева) определений и обнаруживают более целесообразные пути развития данных понятий и предотвращения характерных ошибок.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
2. Вайсбурд, И.А. Развиваем логическое мышление [Текст] / И.А. Вайсбурд. - М.: Эксмо, 2012. - 50 с.
3. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
4. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.
5. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
6. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов/ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 512 с.
7. Гамезо, М.В. Общая психология [Текст]: учебно-методическое пособие / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Д.А. Машурцева, Л.М. Орлова; Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.
8. Герасимова, А.С. Энциклопедия развития и обучения дошкольника [Текст]/ А.С. Герасимова, О.С. Жукова, В.Г. Кузнецова. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2012. – 352 с.
9. Григорович, Л.А. Педагогика и психология [Текст]: учебное пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2013. – 480 с.
10. Денисова, О.П. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / О.П. Денисова. – М.: Флинта: МПСИ, 2011. – 240 с.
11. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду [Текст]: методическое пособие / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 56 с.
12. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5
13. Исследовательская деятельность дошкольников [Текст]: учебнометодическое пособие / Сост. Л.Б. Валова. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. – 68 с
14. Карелина, И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций [Текст] / И.О. Карелина. - Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. - 71 с
15. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
16. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С.А. Козлова. - М.: Academia, 2017. - 288 c.
17. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы [Текст] / В.М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2013. – 368 с.
18. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с
19. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного возраста. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 414 с.
20. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл человека [Текст]: Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. - М.: Сфера, 2011. – 464 с.
21. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 80 с.
22. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010.
23. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2011. – 76 с.
24. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2012. – 592 с.
25. Максименко, С.Д. Общая психология [Текст] / С.Д. Максименко. – М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2010. – 528 с.
26. Максимова, И.Е. Экспериментально-образовательная деятельность в подготовительной группе ДОУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/eksperimentalnaya-deyatelnost-v-dou/6736-eksperimentalnoobrazovatelnaya-deyatelnost-v-podgotovitelnoj-gruppe-dou.html
27. Мартынова, Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий [Текст] / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2012. - 333 с.
28. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.
29. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
30. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 608 с.
31. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Словарь-справочник: В 2 ч. Ч. 1/ Р.С. Немов. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 304 с.
32. Носко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И.В. Носко. – Владивосток: Издательство Дальневосточного государственного университета, 2013. – 127 с.
33. Общая психология [Текст]: учебник / Под общ. ред. Л.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2005. - 232 с.
34. Общая психология [Текст]: учебник / Под ред. Р.Х. Тугушева, Е.И. Гарбера. – М.: Эксмо, 2006. – 560 с.
35. Организация исследовательской деятельности детей и молодежи: проблемы, поиск, решения [Текст] / Под ред. А.И. Чучалина, Е.Г. Язикова, Б.Е. Кадлубовича. - Томск: ТПУ. 2011. - 392 с.
36. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.
37. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.
38. Павленко, Э. Игры и упражнения для развития памяти, логики и внимания. Для изучения детьми 5- 6 лет при помощи родителей [Текст] / Э. Павленко. – М.: ООО «Стрекоза», 2014. – 65 с. 38. Пономарева, Л.С. Экспериментальная работа в детском саду [Текст] / Л.С. Пономарева. – Мозырь: Содействие, 2009. – 70 с.
39. Программа по развитию логического мышления «Всезнайки» [Текст] / Сост. А.А. Веселкина. – Балашов, 2013. – 10 с.
40. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст] / Л.Н. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2008. – 64 с.
41. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации» - М, АРКТИ, 2005
42. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.
43. Савенков, А.И. Развитие логического мышления 7-8 лет [Текст] / А.И. Савенков. – М.: Астрель, 2013. – 34 с.
44. Савинова, И. А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования / И. А. Савинова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2008. – №12. – С. 112–118.
45. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст] / Л.Д. Столяренко. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013. – 544 с.
46. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]/ Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2014. – 192 с.
47. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
48. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 c.
49. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 336 с.
50. Хотеенкова, Н.В. Рабочая программа развития математических способностей дошкольников «Логическое мышление» [Текст] / Н.В. Хотеенкова. – Мытищи, 2012. – 10 с.
51. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.В. Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, 2013. – 240 с.
52. Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности / О. Чехонина // Дошкольное воспитание, 2007. – № 6. – С. 13.
53. Хаярова, А. В. Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство познания окружающего мира / А. В. Хаярова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 10. – С. 12–16.
54. Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.А. Шаграева. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. - 368 с.
55. Щукина, Г. И. Формирование познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.