Фрагмент для ознакомления
2
В первой главе нашего исследования мы рассмотрели понятие «общее недоразвитие речи». Под общим недоразвитием речи понимается речевое отклонение, характеризующееся нарушением формирования основных компонентов системы речи, таких как: звуковой и смысловой.
У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается следующие симптомы: нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
ОНР наблюдается при самых сложных видах детской речевой патологии: афазии (частичная или полная утрата речи, определенная локальными поражениями головного мозга.), алалии (недоразвитие или отсутствие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка), а также дизартрии (нарушение произносительной стороны речи, определенное проблемами иннервации речевого аппарата), ринолалии (нарушение звукопроизношения и тембра голоса, определенное анатомо-физиологическими недостатками речевого аппарата.), в тех случаях, когда появляются синхронно пробелы в фонетико-фонематическом развитии и недостаточность словарного запаса грамматического строя.
Основной контингент старших дошкольников в группах с ОНР имеет II и III уровни речевого развития.
Особое внимание у детей с ОНР в старшем дошкольном возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Богатырева, А. В. Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи / А. В. Богатырева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 58-61. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/838/ (дата обращения: 25.10.2021).
3. Большой энциклопедический словарь [электронный ресурс]: режим доступа: https://gufo.me/dict/bes/ (дата обращения: 18.10.2021).
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255с.
5. Внимание, его диагностика и развитие – URL: http://azps.ru/articles/vnimanie.html (Дата обращения: 18.10.2021).
6. Вундт, В. М. Очерки психологии / Вильгельм Вундт; Пер. с 10-го и 9-го нем. изд. прив.-доц. М.У. Д.В. Викторова. - Москва : Моск. кн-во, 1912. - XIV, [2], 300 с.
7. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] : Из неопублик. трудов / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук, 1960. - 500 с.
8. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. – М., 1976.— 205 с.
9. Гальперин П. Я. К проблеме внимания / П.Я. Гальперин // Психология внимания : хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – Москва : ЧеРо, 2001. – С. 534-542.
10. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша. – М.: Владос, 2002. – 171 с.
11. Гимадиева, К. А. Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / К. А. Гимадиева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8223/ (дата обращения: 26.10.2021).
12. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона / О. Е. Громова. - М. : Творч. центр "Сфера", 2003. – 170 с.
13. Данилов, И.В. Патофизиология логоневрозов [Текст] / И.В. Данилов – Ленингр. Отд-ние, 1970. – 136 с.
14. Добрынин, Н.Ф. О новых исследованиях внимания / Н.Ф. Добрынин // Вопросы психологии : девятнадцатый год издания / Ред. А.А. Смирнов, О.А. Конопкин. – 1973. – №3 май-июнь 1973. – с. 121-129. – URL: http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:28556/Source:default# (Дата обращения: 18.10.2021).
15. Дормашев, Ю. Б. Психология внимания [Текст] : учебник / Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 4-е изд. - Москва : Московский психолого-социальный ин-т : Флинта, 2007. - 371 с.
16. Дунайкин, М. Л. Нейропсихологический анализ нарушений психического развития детей первого года жизни с перинатальным поражением мозга : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.10 / Моск. гор. пед. ун-т Ком. образования Правительства Москвы. - Москва, 2003. - 27 с.
17. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников : (Дети с общ. недоразвитием речи). Кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1985. - 111 с.
18. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Текст] : [книга для логопедов : учебное пособие] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург : Литур, 2011. – 316 с.
19. Коненкова, И.Д. Обследование речи дошкольников с общим недоразвитием речи / И.Д. Коненкова. – М., 2005. – 180 с.
20. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. − СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
21. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова [Электронный ресурс]. –http://pedlib.ru/Books/2/0029/2_0029-1.shtml (дата обращения 20.10.2021).
22. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи [Текст] / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1974.– 185 с.
23. Логопедия [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; под ред. профессоров, засл. деятеля науки РФ Волковой Л. С. и Шаховской С. Н. - Москва : ВЛАДОС, 1998. - 677 с. (текст непосредственный).
24. Логопедия : учеб. для студентов вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой. – Москва : ВЛАДОС,2006. – 703 с.
25. Мастюкова, Е. М. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. Для логопеда [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2005. – 320 с.
26. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда [Текст] / С.А.Миронова. – М.: Просвещение, 1991. – 208 с.
27. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.— 688 с.
28. Расстройства развития речи у детей: ранняя диагностика и терапия Н.Н. Заваденко // Журнал неврологии и психиатрии, 12, 2016.
29. Рибо, Т. Психология внимания / Д-р Т. Рибо, проф. в Collège de France и ред. журн. "Revue philosophique"; Пер. с фр. А. Цомакион. - Санкт-Петербург : Ф. Павленков, 1890. - 126 с.
30. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. – 705 с.
31. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е.О. Смирнова. – М. : Просвещение, 2000. – 150 с.
32. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей [Текст] / Л.Н. Смирнова. – М.: «Мозаика – Синтез», 2002. – 80 с.
33. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева [Электронный ресурс]. – http://pedlib.ru/Books/2/0320 (дата обращения 20.10.2021).
34. Усанова О.Н., Гаркуша Ю.Ф. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией.// Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики: Межвузовский сборник трудов / Под ред. Л.И. Беляковой и др. - М.: МГПИ, 1985. - 145с.
35. Филичева, Т.Е. Логопедическая работа в специальном детском саду [Текст] / Т.Е. Филичева, Н.А. Чевелева. – М. : Оникс, 2012.– 279 с.
36. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.—— 103 с.
37. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. - 2-е изд., стер. - Москва : Дрофа, 2010. – 189 с.
38. Хватцев, М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей [Текст] / М.Е. Хватцев. - М.: Аквариум; СПб.: Дельта, 1996. – 384 с.