Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в связи с изменением социально–экономической ситуации в России назрел кризис среднего профессионального образова-ния (СПО). Недостаточно высокий уровень конкурентоспособности вы-пускников средних профессиональных учебных заведений затрудняет их трудоустройство по специальности, не смотря на острый дефицит на рынке труда технических специалистов среднего звена. Появляется несоответ-ствие между ожиданием результатов образования работодателями и каче-ством подготовки выпускников учреждений СПО.
Выпускники средних профессиональных заведений, даже с набором определенных умений и навыков, всё-таки не способны свободно ориенти-роваться в сложных, часто меняющихся условиях рынка.
Результат обучения по основной профессиональной образователь-ной программе (ОПОП) по специальности СПО – это компетенция, т.е. са-мостоятельно реализуемая способность применения знаний, умений, лич-ностных качеств и практического опыта для эффективной профессиональ-ной деятельности в реальной производственной ситуации. Как следствие возникает необходимость изменения подхода к управлению образователь-ным процессом, обновления технологии обучения, принципиально изме-няются требования к методическому обеспечению и контролю этого про-цесса.
К настоящему времени теория формирования компетенций доволь-но хорошо изучена. Проблема применения компетентностного подхода к образовательному процессу нашла отражение в работах В. И. Байденко, Ж. Г. Гараниной, Г. Б. Голуб, Н. В. Матяш, И. А. Зимней и др. Вопросу формирования ключевых компетенций студентов начального и среднего профессионального образования посвящен ряд работ И. С. Фишман.
Тем не менее, вопрос о мониторинге сформированности профессио-нальных компетенций в области СПО в настоящее время в педагогической теории изучен недостаточно. Сохраняется актуальность проблемы исполь-зования результатов педагогического мониторинга для управления фор-мированием профессиональных компетенций студентов колледжа. Решение проблемы применения педагогического мониторинга для управления про-цессом формирования профессиональных компетенций в колледже являет-ся весьма важным для практической работы учреждения СПО.
Обнаружен ряд противоречий между:
– требованиями, предъявляемыми работодателем к качеству подго-товки выпускника колледжа, и фактическим уровнем подготовки будущих специалистов;
– требованиями ФГОС СПО к профессиональной подготовке специ-алистов и недостаточной эффективностью оценок требуемого результата;
– необходимостью управления формированием профессиональных компетенций и отсутствием системы мониторинга сформированности про-фессиональных компетенций будущих специалистов в колледже; – потреб-ностью в повышении качества профессиональной подготовки студентов на основе мониторинга сформированности их профессиональных компетен-ций и отсутствием методических рекомендаций для преподавателей по его осуществлению.
Выявленные недостатки и противоречия позволили сформулиро-вать проблему исследования: как повысить эффективность управления формированием профессиональных компетенций в колледже на основе пе-дагогического контроля.
Объект исследования – формирование профессиональных компе-тенций в колледже.
Предмет исследования –Педагогические условия организации кон-троля сформированности профессиональных компетенций у обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, эффективной организации контроля сформированности профессиональных компетенций обучающихся СПО
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы исследования проблемы «про-фессиональная компетентность» в педагогической и психоло-гической литературе.
2. Выделить особенности процесса формирования профессио-нальной компетентности в учреждениях среднего профессио-нального образования.
3. Рассмотреть формы, методы контроля сформированности профессиональных компетенций у обучающихся в учрежде-ниях среднего профессионального образования.
4. Разработать педагогические условия организации контроля сформированности профессиональных компетенций у обуча-ющихся в учреждениях среднего профессионального образо-вания.
5. Апробировать педагогические условия формирования про-фессиональной компетентности студентов учреждений средне-го профессионального образования.
Методы исследования: - теоретические методы: изучение и анализ литературных источников. - эмпирические методы: методы контроля и из-мерения.
Теоретико - методологическая основа исследования: - методология педагогического исследования (М.А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М.Н. Скаткин и другие); - концепция профессиональной компе-тентности специалиста (Дж.Равен, В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.В. Ху-торской, В.Д. Шадриков); - работы по проблеме теоретических основ оценки компетенций в среднем профессиональном образовании (Г.Б. Го-луб, В.А. Гусев, Е.Я. Коган, О.Ю. Нисман, И.С. Фишман и другие). О
Практическая значимость исследования: разработан и обоснован диагностический инструментарий для определения уровня сформирован-ности профессиональных компетенций и оценки динамики сформирован-ности критериев и показателей профессиональных компетенций.
Организация условий контроля сформированности компетенций обучающихся СПО будет эффективной, если будут соблюдены необходи-мые педагогические условия: формы и методы контроля смогут читывать особенности формирования компетенций.
База исследования: Череповецкий металлургический колледж.
Структура работы включает введение, основную часть (две главы), заключение, список литературы.
Глава I. Теоретические основы организации контроля сформированности профессиональных компетенций у обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования
1.1. Теоретические основы исследования проблемы «профессиональная компетентность» в педагогической и психологической литературе
Как отмечают многие исследователи, в частности, И.А. Зимняя, В.А. Ко¬зырев, Н.Ф. Родионова и др., ранее сформировавшиеся и практикуемые по сей день, классические образовательные модели рассчитаны, преиму-щест¬венно, на передачу теоретических знаний и профессиональных навы-ков. В настоящее время они становятся малоэффективными. Поэтому, крайне необ¬ходима разработка множественных модификаций основной компетентностной модели, которые дадут возможность повысить уровень образования в высшей школе России.
Реализация государственной стратегии развития российского обра-зова¬ния, направленной на повышение его качества и, соответственно, кон-курен¬тоспособности страны на мировом рынке образовательных услуг, обусловила необходимость присоединения страны к Болонскому процессу и принятия нового поколения Федеральных государственных образова-тельных стандар¬тов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) компетентностного типа.
Сегодня компетентностный подход находит свое отражение в доку-мен¬тах федерального уровня - в Стратегии и концепции модернизации Россий¬ского образования, Федеральной целевой программе развития рос-сийского образования; в последнем государственном проекте «Наша новая школа».
Как отмечает автор работы [16] Д.А. Иванов, компетентностный подход осуществляет попытку внести личностный смысл в образователь-ный про¬цесс. Личностный смысл знания помогает человеку принимать компетентностные решения, тем самым соответствовать условиям жизни.
С.Н. Белая в своей статье [19] анализирует причины и специфику фор¬мирования моделей компетентностного подхода, обосновывает акту-альность их использования в современной практике высшего образования. Здесь же автором дана характеристика моделей использования компетент-ностного подхода в ВУЗах России и за рубежом, выявлены ключевые ас-пекты их про¬ектирования.
Один из вопросов, возникающий при рассмотрении компетентност-ного подхода, относится к трактовке самих понятий «компетенция» и «компетент¬ность».
Обращение к словарным источникам [25] показывает, что в них приводятся термины «компетентный», «компетенция», «компетентность».
В педагогических кругах возникают много споров по этой пробле-ме. Так, например, автор работы [4] А.В. Молокова, компетенцию рас-сматри¬вает как комплекс операций, действий, знаний, способностей, актив-ности, самостоятельности и других свойств личности в принятии решений, а автор работы [38] В.Д. Шадриков, как наивысший уровень владения способами развития профессиональной деятельности.
А. А. Ушаков в своем диссертационном исследовании [29] компе-тент¬ность определяет, как способность на практике реализовать знания, умения, опыт, личностные качества и др. для эффективной творческой дея-тельности в профессиональной и социальной сфере.
По мнению В.Д. Шадрикова, компетентность - это составляющее каче¬ство личности или совокупность качеств, минимальный опыт деятель-ности в заданной сфере [38].
А.В. Хуторской определяет компетенциюкак совокупность знаний, уме¬ний, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к опреде¬ленной предметной деятельности, и необходимых для творческой деятельно¬сти по отношению к ним, а компетентность как владение, обла-дание лично¬стью соответствующей компетенций, включающей его отноше-ние к кон¬кретной предметной деятельности [34]
Таким образом, под компетенцией многие исследователи понимают на¬бор требований, а под компетентностью - опыт осуществления деятель-ности по выявлению определенной компетенции.
При этом компетенция трактуется как система ценностей и личност-ных качеств, знаний, умений, навыков и способностей человека, обеспечи-вающая его готовность к компетентному выполнению профессиональной деятельно¬сти. Соответственно, компетентность - это способность реализо-вать на прак¬тике компетенцию [37].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анашкина И. В. Методические рекомендации по разработке рабочих программ профессиональных модулей и учебных дисциплин в соот-ветствии с требованиями ФГОС СПО / И. В. Анашкина. Тамбов: Изд- во ООО Орион, 2019. 55 с.
2. Баликаева М. Б. Формирование ключевых компетенций в процессе развития самообразования студентов / М. Б. Баликаева // Иностран-ные языки в школе. - 2005. – №3. - С. 105 – 106.
3. Безукладников Н. Э. Профессиональный портфолио как средство формирования профессиональной компетентности будущего / Н. Э. Безукладников // Иностранные языки в школе. - 2018. – №8. - С. 65 – 87.
4. Больнов В. Б. Модель профессиональной компетентности в соответ-ствии со стандартами образования / В. Б. Больнов, Н. В. Черемуш-кина // Завуч в школе. - 2018. – №4. - С. 113 – 126.
5. Двуличанская Н. Н. Организационно-педагогические условия повы-шения профессиональной компетентности обучающихся в системе непрерывного естественнонаучного образования / Н. Н. Двуличан-ская // Наука и образование. 2019. № 3. URL: http://technomag.edu.ru/doc/170201.html.
6. Денисова Г.В. Учебно-исследовательская деятельность студентов как фактор профессиональной подготовки будущего математики в педа-гогическом вузе: Дисс…канд. пед. наук / Г.В. Денисова – Рязань, 2009. – 174 с.
7. Жунусакунова, А. Д. Методы контроля и оценки результатов обуче-ния в учебном процессе [Электронный ресурс]. - Электрон. тексто-вые. -Сайт litcey.ru - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/124/28564/
8. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Из-дательский центр «Академия», 2001. - 192с.
9. Зилъгараева, А. К. Формы и методы контроля теоретических знаний студентов [Текст] / А. К. Зильгараева, А. Р. Шабанова // Молодой ученый. - 2012. - №6. - С. 393-395.
10. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя ; - М. : Логос, 2013. – С. 148 – 182.
11. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма ре-зультата образования // Высшее образование сегодня. – 2013. – №5 – С. 98-122.
12. Коджаспирова Г. И. Педагогика: учеб. пособие для студентов образ. учрежд. средне – профессионального образования / Г. И. Коджаспирова ; - Спб. : гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2020. – 359 с.
13. Колесников, Ю. Ю. Контроль образовательных результатов учащихся старших классов на основе информационных технологий [Текст]: дис. на соискание учен. степени канд. пед.наук. - М.:, 2009. - 192с.
14. Контроль знаний и умений [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, - Сайт «Калининградский бизнес-колледж» - режим до-ступа: http: //student3 9 .ru/lector/control/
15. Котельникова Л.А. Организация самостоятельной работы сту-дентов в среднем профессиональном образовании: Учебное пособие. – Уфа: ИРО РБ, 2020. – 112 с.
16. Курлыгина О.Е. Компетентность как характеристика готовно-сти будущего к осуществлению профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. С.56
17. Осмоловская И.М. Компетентностный подход к формированию содержания общего образования // Право и образование. – 2016. – №4. – С. 120-129.
18. Основы профессионально-педагогической деятельности препо-давателя среднего профессионального образования [Текст]: учебно--методическое пособие / Авт.-сост. Т.А. Даутова. - Уфа: БЭК, 2020.
19. Пермяков О.Е., Менькова С.В. Диагностика формирования профессиональных компетенций. – М.: ФИРО, 2020. – 114 с.
20. Прокофьева Е.Н., Левина Е.Ю., Загребина Е.И. Диагностика формирования компетенций студентов в вузе // Фундаментальные ис-следования. – 2019. – № 2-4. – С. 797-801.
21. Рихтер Т.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте формирования профессиональных компетенций студентов вузов // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2019 г. – № 38; URL: http://novainfo.ru/archive/38/klassifikatsiya-interaktivnykh-metodov-obucheniya
22. Рихтер Т.В. Система критериев и показателей оценки сформи-рованности профессиональных компетенций студентов высшей шко-лы // Современные тенденции естественно-математического образо-вания: школа – вуз [Текст]: материалы Международной научно-практической конференции, 15 – 16 апреля 2016 года: в 2 ч. Ч. 1 / Соликамский государственный педагогический институт (филиал) ФГБОУ ВО «ПГНИУ»; Т.В. Рихтер, составление. – Соликамск: СГПИ, 2016. – С. 62-65.
23. Синкина Е. А. Организационно-педагогические условия фор-мирования профессиональных компетенций студентов технического вуза / Е. А. Синкина // Вестник Пермского национального исследова-тельского политехнического университета. 2012. URL: http//vestnik.pstu.ru/
24. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев ; - М. : Школа – Пресс, 2019. – 512 с.
25. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебн. пособие для студ. высших пед. учебных заведений / под ред. В.А.Сластёнина. М., Из¬дательский центр "Академия", 2002. 576 с.
26. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика. Инновационная деятель¬ность. М.: Магистр, 2017. 223 с.
27. Сластёнин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую ак-сиоло¬гию: уч. пособ. для студ. высш. педагог, учебных заведений // Педагогика проф. образования / под ред. В.А. Сластёнина. М : Изда-тельский центр "Ака¬демия", 2003. 192 с.
28. Соловьев Ю.И., Курашов В.И. Химия на перекрестке наук: Ис-ториче¬ский процесс развития взаимодействия естественнонаучных знаний. М.: Нау¬ка, 2017. 192 с.
29. Сосонко В.Е. Формы и методы контроля учебной деятельности сту¬дентов в средних специальных учебных заведениях с применени-ем рейтинго¬вой системы: дисс. ...канд. пед. наук. М. 2013. 159 с.
30. Среднее профессиональное образование на рубеже веков. М.: ИПР СПО, 2017. 52 с.
31. Степин Б.Д., Цветков А.А. Неорганическая химия: учеб, для хим. и химико-технол. спец, вузов. М.: Высшая школа, 2013. 607 с.
32. Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко; - Спб. Ростов н / Д. : издатель-ство «Феникс», 2017. – 736 с.
33. Стратегия модернизации содержания общего образования: ма-тер, для разработки документов по обновлению общего образования / под ред. А.А. Пинского. М.: ООО «Мир книги», 2017. 95 с.
34. Субетто А.И. Проблемы фундаментализации и источников формиро¬вания содержания высшего образования. Кострома: Изд-во КГПУ, 2019. 545с.
35. Суханов А. Концепция фундаментализации высшего образова-ния и ее отражение в ГОСах // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 17-24.
36. Талызина Н.Ф. Общий анализ учебного процесса: хрестоматия по пе¬дагогической психологии: учеб, пособие для студентов. М.: МПА, 2019.С. 31-44.
37. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. Пси-хологиче¬ские аспекты. М.: МГУ, 2019. 313 с.
38. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и про¬ектировании стандартов высшего профессионального образо-вания // Мате¬риалы ко второму заседанию методологического семи-нара. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем каче-ства подготовки специалистов, 2020. 16 с.
39. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества под-готовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2020. №3. С. 20-26.
40. Темняткина О. В. Методика проектирования основной профес-сиональной образовательной программы ОУ НПО и СПО на основе ФГОС нового поколения: метод. рекомендации / О. В. Темняткина. Екатеринбург, 2019. 89 с.
41. Теоретические основы общей химии: учеб, для студ. технич. универ¬ситетов и вузов / А.И.Горбунов [и др.]; под ред.А.И.Горбунова. М.: Изд-во МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2017. 720 с.
42. Тимофеева Ю.Ф. Модульная система обучения и образования как эф¬фективный путь вхождения Российской высшей школы в Бо-лонский процесс. М.: ФИРО, 2017. 68 с.
43. Тимофеева Ю.Ф. Системный подход в организации развиваю-щей об¬разовательной среды как основы творческой деятельности в период профес¬сиональной подготовки молодых специалистов: моно-графия. М.: МГПУ, 2020. 189 с.
44. Тупикин Е.И. Дидактический принцип содержательного про-филиро¬вания как основа конструирования содержания предметного образования в профессиональной школе // Актуальные проблемы химического образования: матер. ВНПК. Н.Новгород: НГПУ, 2018. С. 19-21.
45. Тупикин Е.И. О проблеме гуманизации и гуманитаризации предметов естественнонаучного цикла в системе начального профес-сионального образо¬вания // О проблеме профилированного изуче-ния предметов естественнона¬учного цикла: сборник. Вологда: НМК ПО, 2013. С. 9.
46. Тупикин Е.И. Общеобразовательная химическая подготовка учащихся в учреждениях начального профессионального образова-ния: монография. М.:Изд. Центр АПО, 2012. 108 с.
47. Тупикин Е.И. Формирование дидактической системы и содер-жания ес¬тественнонаучного цикла в начальном профессиональном образовании: дисс.... докт. пед. наук. М. 2019. 405 с.
48. Тупикин Е.И., Двуличанская Н.Н. Блочно-модульное форми-рование содержания и технологии изучения курса химии в условиях непрерывного образования в системе «колледж - вуз» технического направления // Иннова¬ционные процессы в высшей школе: матер. XIV ВНПК. Краснодар: Изд. ГОУ ВПО КубГТУ, 2018. С. 65-66.
49. Тупикин Е.И., Двуличанская Н.Н. Механизм реализации ак-сиологиче¬ского подхода при изучении химии в профессиональных образовательных уч¬реждениях // Вестник МГТУ им.Н.Э.Баумана. Сер. «Естественные науки». 2016. №4(23). С. 101-105.
50. Тупикин Е.И., Двуличанская Н.Н. О методической системе вы-явления уровня достижений студентов в непрерывном техническом профессиональ¬ном образовании // Необратимые процессы в природе и технике: тр. Пятой Всеросс. конф. М.: МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2019. Ч. 3. С. 144-146.
51. Тупикин Е.И., Двуличанская Н.Н. Формирование химико--экологической компетентности выпускников технических колледжей в сис¬теме непрерывной подготовки колледж - вуз // Актуальные про-блемы хими¬ческого и естественнонаучного образования: матер. 56 ВНПК химиков с ме- ждунар. участием. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. С. 189-190.
52. Тупикин Е.И., Двуличанская Н.Н., Фадеев Г.Н. Особенности опти¬мальной реализации непрерывного химического образования в профессио¬нальных образовательных учреждениях технического профиля // Проблемы и перспективы химического образования: тез. докл. II ВНТК. Челябинск. 2016. С.134-137.
53. Фадеев Г.Н. Интегративно-аксиологические основы конструи-рования и применения химической литературы для общего среднего образования: ав- тореф. дисс. ...докт. пед. наук. СПб. 2002. 70 с.
54. Фадеев Г.Н., Матакова С.А. Интегративно-аксиологический подход при обучении химии в нехимическом вузе // Современные тенденции разви¬тия химического образования: интеграционные про-цессы: сборник / под общ. ред. акад. В.В.Лунина. М.: Изд-во Моек, ун-та, 2018. С. 60-69.
55. Фролова Н. В. Организационно-педагогические условия фор-мирования профессиональных компетенций у студентов управленче-ских специальностей / Н. В. Фролова // Педагогический вестник. 2016. № 3. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka i psichologiy/32 3/
56. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обу-чения. Как обучать всех по-разному? / А.В. Хуторской. – М.: Изда-тельство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2019. – 195 с.
57. Шамсутдинова И.Г., Казарова Е.Г. Психолого-педагогическая под¬держка профессионального самоопределения учащихся // Педа-гогика. 2018. № 10. С.62-69.
58. Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. М.: Педаго-гика, 2019. 207 с.
59. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества обра-зования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2019. С. 30-34.
60. Щедровицкий П.Г. Коммуникативная и рефлексивная компе-тенция в рамках мыследеятельностного подхода: контуры нового понимания // Педаго¬гика развития: ключевые компетенции и их ста-новление. Красноярск. 2013. С. 59.
61. Эльконин Д.Б. Понятие компетентности с позиций развивающе-го обу¬чения // Современные подходы к компетентностно ориентиро-ванному обра¬зованию. Красноярск, 2012. С. 27.