Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Социальная защита представляет собой комплекс мер, принимаемых благ, который направлен на достижение общественных целей, сопряженных с повышением качества жизни людей, повышением общественного благосостояния и предоставлением социально-политической стабильности.
Социальная защита государства базируется на таких принципах, как гуманизм, социальная справедливость, системность, открытость, демократизм.
Социальная защита в современных условиях требует новых механизмов, форм и методов ее осуществления, основанных на появлении населенности необходимого комплекса отдельных услуг.
Система федеральной соцзащиты нуждается в постоянном совершенствовании, так как имеет жизненно важное значение – усиление воздействия на человека в трудной жизненной ситуации. Каждый гражданин имеет право на защиту. Конституция возлагает на государство обязанность создать все необходимые условия для осуществления этого права.
Актуальность темы обусловлена тем, что Российская Федерация как государство должна проводить комплексную реализацию соцзащиты граждан страны. Сегодня в нашей стране все большее значение придается общественной защите, в соответствии с которой находится законная деятельность всех ведомств федеральной власти РФ.
Все органы федеральной власти придерживаются основных прав, таких как материнство, детство, право на отдых, тщательное время, защита от человека и других.
К федеральной общественной защите относятся также пенсии, пособия для особых категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, приемлемое качество образования и здоровья.
Цель работы – изучение методов и средств социальной защиты, применяемых органами власти на региональном уровне в Тверской области.
Для достижения поставленной цели были решены следующие исследовательские задачи:
1. Рассмотреть основные понятия и сущность социальной защиты.
2. Выполнить характеристику основных правовых форм социальной защиты.
3. Изучить и обосновать правовое регулирование социальной защиты.
4. Изучить основные уровни социальной защиты на федеральном и региональном уровне.
5. Отразить в работе основные особенности социальной защиты на примере органов власти в Тверской области.
6. Выполнить анализ деятельности и перспективы развития работы Министерства социальной защиты населения Тверской области.
Объектом исследования является социальная защита населения Тверской области.
Предметом исследования является совершенствование социальной защиты населения на примере деятельности Министерства социальной защиты населения Тверской области.
Для решения поставленных задач в работе применены метод системного анализа, методы сравнений и аналогий, сбора и систематизации информации
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Понятие, сущность и основные направления деятельности института социальной защиты населения в Российской Федерации
В современном мире все большую популярность приобретает такое понятие, как социальная защита населения.
Понятие социальной защиты не раз было предметом научных исследований [15, С. 164]. Прежде чем перейти к направлениям деятельности социальной защиты, необходимо рассмотреть, что из себя представляет понятие «социальная защита населения».
Термин «социальная защита населения» стал применяться сравнительно не так давно. Законодательного определения данному термину не дано. Это составное понятие из таких слов как «социальное» и «защита». Где под понятием «социальное» понимается все, что связано непосредственно с жизнью общества, все, что определяет взаимоотношения сторон общественной жизни (личности и социальной группы, личности и общества). А «защита» обозначает не дать наступить негативным событиям.
То есть, под социальной защитой населения следует понимать систему мер, которые направлены на предупреждение социально-рисковых ситуаций, а также возможности смягчить и устранить негативные последствия.
В правовой науке социальную защиту населения следует понимать как систему общественных отношений по созданию и обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения, включающую меры социального, экономического и правового характера, санкционированные государством с целью поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите [25, C. 41]. Социальная защита населения выступает основным понятием права социального обеспечения, а также важнейшим понятием социального права, существующего наряду с частным и публичным правом.
В широком смысле социальная защита включает в себя не только социальную защиту семьи, материнства и детства, охрану здоровья, но и охрану окружающей среды, медицинскую помощь, образование, занятость, охрану труда, предоставление отдельных видов социального обеспечения, предоставление образовательных услуг, регулирование минимального размера оплаты труда, государственный контроль за ценами, налогообложение и др.[22, C. 6] В этой связи справедливо мнение правоведа М.Ю. Федоровой о том, что социальная защита «формируется как система мер, направленных на предупреждение социально-рисковых ситуаций, ликвидацию, компенсацию или минимизацию их последствий посредством стабилизации и повышения уровня жизни в целях свободного развития человека, обеспечения его достоинства и независимости»[23, C. 43].
Социальная защита населения получила конституционное закрепление в п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (далее - Конституция РФ) [1]. В ст. 7 Конституции РФ в общих чертах определено содержание социальной защиты. К ней отнесены: охрана труда, охрана здоровья, гарантированная оплата труда, государственная поддержка материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; система социальных служб, государственные пенсии, пособия и др. Эти положения развиты в ст. 37 Конституции РФ (вознаграждение за труд, защита от безработицы), ст. 38 (государственная защита материнства, детства и семьи), ст. 39 (гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность), ст. 40 (обеспечение жилыми помещениями), ст. 41 (охрана здоровья).
То есть, Конституция РФ устанавливает положение о том, что наша страна – это социальное государство, политика которого нацелена на формирование условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное формирование личности.
Профессор Л. Н. Каткова выделяет следующие основные направления социальной защиты населения: социальная защита детей; социальная защита трудоспособной части населения; социальная защита нетрудоспособного населения и отдельных категорий населения; социальная защита семьи [9, C. 43].
Главенствующей целью социальной защиты детей является обеспечение ребенка условиями жизни, способствующими его максимально благоприятному в социальном отношении развитию. Функции, которые направлены на осуществление защиты детей, можно охарактеризовать как обеспечительная, охранительная, восстановительная и воспитательно-образовательная. Первая функция - обеспечительная - осуществляется непосредственно путем выплат социальных пособий, предоставлением льгот определенным категориям лиц, включающих как самих детей, так и семей с детьми со стороны государства; в семье же обеспечительную функцию по защите ребенка в большей части несут родители, обеспечивая материальную составляющую для создания условий удовлетворения потребностей ребенка, в том числе обеспечение его жильем, продуктами питания и другим необходимым. Субъектами, реализующими воспитательно-образовательную и охранительную функцию в отношении детей, выступают родители и лица, их заменяющие, школьные педагоги, в том числе социальный педагог, психолог. Охранительная функция социально-правовой защиты детей заключается в первую очередь в своевременном выявлении и предотвращении фактов возможного нарушения и посягательств на права ребенка, а также негативных факторов влияния на формирование социальной среды, в которой находится ребенок. Следует также отметить, что немаловажным аспектом воспитательно-образовательной функции является просветительская деятельность, направленная на ребенка как объекта социальной защиты, касающаяся его законных прав. Зная свои права, несовершеннолетний сможет воспользоваться самозащитой при угрозе их нарушения. В случае же произошедшего нарушения права судебно-административным механизмом предусмотрено выполнение восстановительной функции, т.е. восстановление нарушенного права ребенка [11, C.77].
Социальная защита социально слабых трудоспособных групп населения - создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальной помощи нуждающимся лицам;
Социальная защита нетрудоспособных граждан должна включать механизмы, обеспечивающие:
- всем лицам, постоянно проживающим на территории РФ, полное социальное обеспечение независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка, места жительства, рода и характера деятельности в условиях многообразия форм собственности и других обстоятельств;
- полное пенсионное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в других предусмотренных законодательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государственных пособий семьям, имеющим детей;
- жесткое исполнение законодательной регламентации пенсионного обеспечения, недопущение ни при каких обстоятельствах задержек выплаты пенсий, как государственных, так и иных;
- осуществление мер по льготному пенсионному обеспечению инвалидов, а также мер, направленных на профилактику инвалидности, обеспечение социальной защищенности инвалидов, создание им условий, необходимых для реализации прав и законных интересов, развития их творческих способностей, беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре, медицинской, профессиональной и социальной реабилитации;
- проживание в семье;
- сохранение денежных сбережений и ценных бумаг;
- имущественные интересы;
- достойное обеспечение ритуальными услугами;
Социальная защита семьи как основополагающей опоры общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно семья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентированная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития семьи, - неотъемлемая часть социальной защиты населения.
Социальная защита, будучи особым социальным институтом развитого государства, выступает показателем необходимой социальной стабильности, социальной гарантией достойного формирования любого члена государства и сохранения источника средств к существованию при возникновении возможных социальных рисков.
Результативная политика в отношении социальной защиты населения нацелена на обеспечение базовых конституционных прав граждан. Социальная защищенность абсолютно всех слоев общества выступает показателем эффективного формирования региона.
1.2. Характеристика основных организационно-правовых форм социальной защиты населения
Система социальной защиты населения представляет собой совокупность институтов и комплекс мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия [16, C. 11].
К базовым принципам социальной защиты можно отнести такие, как: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплектность, обеспечение прав и свобод личности.
Существующая система социальной защиты в России основывается на таких принципах, как:
- принцип поощрительности – властными структурами с намерением общественно-политического резонанса на те либо другие социально важные события, которые получили оценку населения, или для поддержания значимых государственных деяний, принимаются решения, которые направлены на социальную поддержку некоторых социальных групп, слоев населения;
- принцип заявительности, при котором социальная помощь может быть предоставлена нуждающемуся гражданину на базе его письменного заявления;
- принцип патернализма, которые обозначает государственную опеку по отношению к незащищенным слоям и группам населения.
То есть, исходя из содержания ст. ст. 7, 37, 38, 39, 40, 41, 72 Конституции РФ в систему социальной защиты населения входят следующие блоки общественных и правовых отношений:
1) социальное обеспечение;
2) охрана труда;
3) охрана здоровья;
4) вознаграждение за труд;
5) содействие занятости;
6) благотворительность;
7) обеспечение жилыми помещениями;
8) обеспечение по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья;
9) социальная защита лиц, пострадавших в результате природных и техногенных катастроф.
Социальное обеспечение и благотворительность выступают блоками социальной защиты населения. Социальная помощь, социальное обслуживание входят в социальное обеспечение как его виды [20, C. 44]. Что касается правовых (организационно-правовых) форм социальной защиты, то под ними понимаются организационно-правовые способы ее осуществления [17, C. 17].
Организационно-правовые формы социальной защиты населения характеризуют финансовую и управленческую стороны социальной защиты населения.
Так как основными целями социальной защиты населения выступают такие цели, как:
- выход из полной бедности (в том случае, если среднедушевой совокупный доход семьи будет меньше прожиточного минимума);
- осуществление материальной помощи населению, которое находится в трудной жизненной ситуации;
- помощь в адаптации социально слабых категорий граждан к условиям рыночной экономики.
То исходя из данных целей можно выделить две организационно-правовые формы социальной защиты населения, это: социальное обеспечение и социально страхование, социальную помощь и социальное обслуживание. Данные формы являются ведущими, все остальные, которые были представлены выше выступают лишь их подвидами.
Одной из организационно-правовых форм социальной защиты выступает социальное обеспечение. Характерные особенности социального обеспечения представляются в осуществлении расходов за счет государственного бюджета и определении категорий обеспечиваемых граждан и уровня их непосредственного обеспечения. К социальному обеспечению необходимо отнести как пенсионное обеспечение, так и обеспечение установленными социальными пособиями, льготами, а также компенсациями особо нуждающихся лиц.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, №31, ст.4398.
2. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ. - 16.01.1995. - № 3. - Ст. 168.
3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 27.11.1995. - № 48. - Ст. 4563.
4. Федеральный закон от 09.01.1997 № 5-ФЗ (ред. от 06.06.2019) «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» // Собрание законодательства РФ. - 20.01.1997. - № 3. - Ст. 349.
5. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020, с изм. от 06.12.2021) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 27.10.1997. - № 43. - Ст. 4904.
6. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «Об основах обязательного социального страхования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - Ст. 3686.
7. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 17.12.2001. - № 51. - Ст. 4831.
8. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 17.12.2001. - № 51. - Ст. 4832.
9. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2001. - № 52 (1 ч.). - Ст. 4920.
10. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 01.05.2022) «О страховых пенсиях» // Российская газета. - № 296. - 31.12.2013.
11. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 7007.
12. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 30.04.2022) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - Ст. 3699.
13. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - Ст. 3699.
14. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 30.08.2004. - № 35. - Ст. 3607.
15. Федеральный закон от 22.12.2014 № 421-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2014. - № 52 (часть I). - Ст. 7532.
16. Закон РФ от 15.01.1993 № 4301-1 (ред. от 30.12.2020) «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» // Российская газета. - № 27. - 10.02.1993.
17.
18. Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236 (ред. от 14.12.2020) «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» // Собрание законодательства РФ. - 01.12.2014. - № 48. - Ст. 6872.
19. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» // Электронный ресурс: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 16.04.2022.
20. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июля 2014 г. № 505н «Об утверждении рекомендуемых нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. - 2014. - № 12.
21. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 935н (ред. от 28.09.2020) «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2014 № 35248) // Российская газета. - № 297. - 29.12.2014.
Научная и учебная литература
22. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: учебное пособие. М.: РАГС, 2010. - 124 с.; Платонова Н.М., Нестерова Г.Ф. Теория и методика социальной работы. М: Академия, 2010. 384 с.
23. Адриановская Т.Л. Социальная услуга // Социальное и пенсионное право. 2020. № 2. С. 9 - 13.
24. Андреева О.В., Сухорееева А.А. Направления Совершенствования системы социального обслуживания граждан в рамках стратегических приоритетов социально-экономического развития города//экономические отношения – 2019. Т9.№ 3.- С:1839-1848.
25. Байматов П.Н. Конституционное право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение: новая экономическая политика // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 9. С. 42 - 47.
26. Горшков А.В. Право социального обеспечения: учебное пособие/ Горшков А.В. — Саратов: Корпорация «Диполь», 2012. — 176 c.
27. Елисеев Б.П. Трансформация концепции социальных прав в Российской Федерации: обеспечение экономической реформы и соблюдение конституционно закрепленных социальных прав // Справочно-правовая система КонсультантПлюс: Электронный ресурс http://www.consultant.ru/ (дата обращения 07.03.2022).
28. Жумангулов Г.М., Ахметова А., Ахметова Т. Право социального обеспечения: Учебник. Алматы, 2005.
29. Журухин Г.И. Организационно-экономические аспекты социальной защиты населения в регионе: монография / Г. И. Журухин [и др.]; под ред. Г. И. Журухина. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. 143 с.
30. Каткова Л.В., Приказнова Л.С. Административно-правовая защита социальных интересов населения в России // Административное право и процесс. 2010. № 6. С. 42 - 44.
31. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). М., С. 11 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 07.03.2022.
32. Лунькова О.В., Скорик К.В. О некоторых разновидностях механизмов реализации социально-правовой защиты детей в России // Ленинградский юридический журнал. 2017. № 3. С. 77 - 84.
33. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения: учебник / М.В. Лушникова [и др.]. – М.: Юстицинформ, 2009. – С.23
34. Малинкина И.В. Разграничение полномочий в области социальной защиты населения// Надежды- 2016. № 10(1)- С:122-128.
35. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения [Текст]: учебник для бакалавров / Е.Е. Мачульская. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. - С.209.
36. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие// Справочно-правовая система КонсультантПлюс: Электронный ресурс http://www.consultant.ru/ (дата обращения 07.03.2022).
37. Миронова Т.К. Право и социальная защита. М., 2006. С. 163 – 172.
38. Миронова Т.К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2008. С. 11, 21.
39. Миронова Т.К. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М., 2013. С. 17.
40. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок// Справочно-правовая система КонсультантПлюс: Электронный ресурс http://www.consultant.ru/ (дата обращения 07.03.2022).
41. Пашков А.В. Европейская социальная политика. Киев, С. 35 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 07.03.2022.
42. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. В.Ш. Шайхатдинова. С. 44.
43. Романова Т.Ф. К вопросу о концепции социальной защиты населения // Финансовая политика Российского государства в условиях экономических и социальных реформ: Сборник научных трудов. Ростов н/Д, 2004. Вып. 3. С. 115.
44. Токарева Е.А. К вопросу о понятии социальной защиты населения // Социальное и пенсионное право. 2016. № 3. С. 3 - 6
45. Трутаева А.В. Проблемы реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации делегированных полномочий в сфере социального обеспечения//Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2017- № 2(51). С. 122-126.
46. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения стран ЕврАзЭС: проблемы науки и законодательства (общее и особенное) // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 41.
47. Статистика выплат и численности пенсионеров. ПФР. Официальный сайт. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pfr.gov.ru/info/statistics/? (Дата обращения: 08.06.2022).
48. Тверское отделение ФСС. Официальный портал ФСС. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://r69.fss.ru/ (Дата обращения: 08.06.2022).
49. Центр занятости населения Тверской области. Официальный портал ЦЗН. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://trudzan.tverreg.ru/ (Дата обращения: 08.06.2022).
50. Бюро Медико-социальной экспертизы Тверской области. Официальный. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.invalidnost.com/index/fku_quot_glavnoe_bjuro_mediko_socialnoj_ehkspertizy_po_tverskoj_oblasti_quot/0-90 (Дата обращения: 08.06.2022).
51. Министерство социальной защиты населения Тверской области. Официальный портал Министерства. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://xn--80anccqhhxn0b9a0a.xn--80aaccp4ajwpkgbl4lpb.xn--p1ai/o_ministerstve/prav-osn/ (Дата обращения: 08.06.2022).