Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Многие исследователи выделяют в качестве самостоятельных главные направления психологической деятельности: академическая (представлена в исследовательских институтах, ВУЗах, научных учреждениях) и практическая психология (представляет собой систему психологических служб на предприятиях и организациях, комплекс психологических центров, занимающихся профориентацией, консультированием, оказанием других видов психологической помощи населению). В связи с этим, выделяются две подгруппы психологов: исследователи и практики.
В современном обществе все меньше остается сфер, в которых бы не требовалась помощь квалифицированных психологов. С каждым днем деятельность практического психолога все больше становится востребованной и необходимой.
Психологическое сопровождение присутствует в разных сферах нашей жизни:
- в медицинских клиниках, диспансерах, психологических службах;
-в образовательных учреждениях дошкольного, среднего, высшего образования;
-в психологических консультациях семейных, а также, работающих на общественных началах при учебных заведениях;
-в профориентационных консультативных центрах;
-в психологических экспертных службах, которые существуют при различных силовых структурах, образовательных, медицинских и других учреждениях.
Работа практического психолога – это огромный труд и вклад в систему той или иной организации. От грамотной и правильной деятельности этого сотрудника зависит настроение коллектива, отношения внутри него, производительность труда и пр.
Психолог-практик должен быть всесторонне развит. Ему необходимо знать и хорошо разбираться в классической и современной литературе, изобразительном искусстве, музыке, философии и многом другом. Ведь многие психотерапевтические методики тесно связаны с культурой (музыкотерапия, библиотерапия, кинотерапия и пр.).
Цель выпускной квалификационной работы – изучить психологические особенности деятельности практического психолога.
Предмет исследования - психологические особенности деятельности практического психолога.
Объект исследования – деятельность практического психолога.
Достижение поставленной цели потребовало решение ее приоритетных задач:
1) Провести теоретический анализ деятельности практического психолога;
2) Исследовать деятельность психолога в образовательных учреждениях;
3) Выявить сущность практического психолога в медицинских учреждениях;
4) Раскрыть сущность деятельности практического психолога в спортивных учреждениях;
5) Определить особенности деятельности практического психолога в силовых структурах.
При написании выпускной работы применялись такие методы исследования, как анализ, синтез, дедукция, классификация, структурно – функциональный метод.
Теоретической и методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов в области изучения психологических особенностей практического психолога, его особенностей, сущности деятельности, в частности, Г.С. Абрамова, Н.А. Аминов, Н.Н. Богомолова, JI.B. Темнова, Н.Ю. Хрящева, условий и критериев успешности отдельных направлений деятельности практического психолога, в частности, индивидуального и управленческого консультирования - А.А. Деркач, А.Ф. Копьев, Г.И. Марасанов и пр.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды известных психологов, социологов, в которых анализируется деятельность практического психолога и ее психологические особенности.
Гипотеза исследования: эффективность проведения психологических процедур практического психолога зависит от его психологических особенностей деятельности.
Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в научных и практических разработках, дополняющих существующие представления о психологических особенностях деятельности практического психолога как объекте изучения психологии. Материалы исследования могут быть использованы сотрудниками различных учреждений, при аттестации психологов в системе повышения их квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки психологов в процессе обучения.
Полученные результаты могут также найти свое применение в учебных курсах, лекциях по таким дисциплинам, как «Социология», «Социальная работа», «Психология» и пр.
Структура выпускной работы. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Список использованной литературы включает в себя 63 наименования.
Глава 1. Теоретический анализ деятельности
практического психолога
1.1 Понятие практического психолога и сущность
В целях раскрытия профессиональной деятельности практического психолога следует выявить, что такое «практическая психология» и какие задачи она решает.
Согласно Е.И. Исаеву, практическая психология рассматривается с двух сторон [12,с. 44]:
- практическая психология рассматривается в качестве прикладной дисциплины, чья особенность – ориентация на академическую исследовательскую психологию естественнонаучного типа;
- практическая психология как «особая психологическая практика», при которой основная ориентация идет на «работу с психикой».
Психология как особая психологическая практика предполагает взаимодействие психолога с клиентами, доверяющие ему как специалисту. В таком случае психолог самостоятельно ставит перед собой стратегические, тактические и конкретные оперативные задачи исследования и вмешательства в ситуацию такого клиента.
В.И. Слободчиков выделяет следующие задачи практической психологии [38,с. 53]:
- задачи, ориентированные на разрешение проблем выявления закономерностей развития и формирования личности с целью выработки методологии деятельности практического психолога, методов, инструментов и способов профессионального использования психологических знаний в условиях различного рода социальных систем;
- прикладные задачи практической психологии – определяются важностью психологического обеспечения благоприятной деятельности организаций, труда персонала и отдельных людей, предполагающие составление специфических программ обучения, курсов, лекций, учебников по практической психологии, разработку психологических рекомендаций и методик;
- практические задачи определяются теми или иными проблемами по месту профессиональной деятельности психолога: в учреждениях и организациях, психологических кабинетах и центрах – в форме оказания психологической помощи конкретным лицам.
Р.С. Немов определяет практического психолога как специалиста, имеющее соответствующее высшее образование и решающего задачи психодиагностики, психологической коррекции, психологического консультирования, связанные с оказанием психологической помощи людям [19,с. 35].
Ключевая цель практической работы психолога - прямая психологическая помощь людям, которые нуждаются в ней. Практические психологи помогают разрешить проблемы, проявляющиеся в различных сферах жизни людей [19,с. 36].
Среди фигур практической психологической работы необходимо выделить заказчика, клиента и психолога.
Заказчик (физическое или юридическое лицо) обращается к психологу с заказом на работу, сущность которой - разрешение психологической проблемы клиента, оказание ему психологической помощи, и оплачивает данную работу. Клиентом является человек или группа людей, которому оказывается психологическая помощь в разрешении их проблемы. Психологическая проблема представляет собой трудность или специфический барьер, который клиент желает преодолеть с помощью психолога [8,с. 36].
Взаимоотношения психолога и клиента определяются исходя из трех возможных позиций психолога-практика: эксперта, учителя или консультанта. Психолог как эксперт - носитель конкретных знаний и опыта. К психологу обращаются с заказом дать психологическую экспертизу (оценку с профессиональной психологической точки зрения) какого-либо решения, проекта, события [22,с. 36].
Психолог как учитель передает специальные знания, необходимые обществу для эффективной организации их деятельности. Практический психолог в позиции учителя - тот, кто проводит психологические тренинги, деловые игры и иные активные способы обучения. Учитель исполняет свою миссию до того, как данная работа началась [22,с. 36].
Психолог как консультант включается в деятельность клиента. Психолог предоставляет клиенту знания и опыт в том объеме и форме, которые актуальны в конкретный промежуток времени. Его задача - оказать психологическую помощь клиенту в исполнении работы [14,с. 15].
Представляется важным раскрытие сущности деятельности практического психолога. Согласно взглядам отечественных и зарубежных психологов, профессию практического психолога нужно рассматривать, учитывая следующее [18,с. 42]:
- личность работника оказывает значительное воздействие на весь ход и результаты профессиональной деятельности;
- формирование личности человека в большей степени осуществляется в ходе профессиональной деятельности и под ее воздействием.
По мнению А. Н. Леонтьева, деятельность - система, имеющая свое строение, развитие. Следовательно, деятельность, по своей сути, структурирована [44,с. 35].
В качестве структуры деятельности многие авторы предлагают различные последовательности ее составляющих: мотив – цель – средство - социальная ситуация – результат - оценка (С.Л. Рубинштейн); потребность – осознание – мотивация – решение – установка – действия (Д.А Кикнадзе); мотив – цель - условие (А.Н. Леонтьев); цель – задача – исходный материал – средство – метод – процедура – продукт (Г.П. Щедровицкий); потребности – мотив – способ действия (В.В. Давыдов); мотив – цель – программа – информация – принятие решения – профессионально важные качества (В.Д. Шадриков).
Итак, профессиональную деятельность можно рассматривать как целенаправленную самоорганизующуюся развивающуюся систему взаимосвязанных компонентов, которые связаны с решением профессиональных задач, достижением новых результатов в соответствии с основной целью [20, с. 44].
К основным направлениям профессиональной деятельности практического психолога относятся:
- психодиагностика;
- психологическое консультирование;
- психопрофилактику;
- психокоррекцию;
- психотерапию.
Н. И. Шевандрин к ключевым видам деятельности практического психолога относит психопрофилактику, психодиагностику, коррекцию и развитие, консультацию [46,с. 54]. В.М. Рогозин связывает психологическую практику с проблемами с проблемами психологической помощи и самосовершенствования [34, с. 59].
И.Н. Карицкий главными видами психологической практики считает: психодиагностику, консультирование, психотерапию, психологическую помощь, поддержку, психологическое просвещение, психодуховные практики, практики саморегуляции [23,с. 45].
Итак, исходя из выше изложенного, практический психолог – человек, деятельность которого выражена в оптимальном воздействии на другого человека или группу людей.
Л.В. Темнова выделяет в структуре деятельности практического психолога такие компоненты, как: ориентация в мотивах, целях, задачах, принципах, условиях и психотехнологиях [28,с. 113].
Процесс ориентации включает в себя [28, с. 114]:
- исследование уникальной ситуации определенного индивида;
- ход планирования, то есть выбора способов и инструментов воздействия, направленных на изменение настроения, поведенческих характеристик;
- процесс постоянного рефлексирования при выработке альтернатив решения данной проблемы;
- оценка процесса взаимодействия результата процесса, как со стороны человека, так и со стороны собственной деятельности.
Цель является идеальным представлением будущего результата. Ключевая цель деятельности практического психолога – психологическое здоровье клиента.
Е.Е. Сапогова конкретизирует цель деятельности практического психолога [9,с. 48]:
- сконструировать совместно с человеком отношения с реальностью;
- раздвинуть узкие рамки бытия клиента;
- со - развиться с клиентом в ходе познания себя;
- смоделировать тактики решения проблемы.
На сегодняшний день существует множество моделей деятельности практического психолога. Подходов к проблеме деятельности практического психолога, которые бы рассматривали и охватывали все его виды – недостаточно.
Л.В. Темнова характеризует профессиональную деятельность практического психолога по следующим параметрам [28,с. 115]:
- соответствие структурно – функционального состава выдвинутым целям и задачам;
- социально-психологическая направленность профессиональных обязанностей и постоянное сопряжение с конкретным человеком и коллективом;
- активное участие в оптимизации всех сторон труда;
- творческий характер труда, базирующийся на всесторонней подготовленности, активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий.
Н.В. Кузьмина выделяет следующие компоненты структуры профессиональной деятельности практического психолога: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский, рефлексивный. К основным гностическим умениям относятся [35,с. 94]:
- умение формулировать текущие и конечные цели, связанные с непрерывным саморазвитием в профессиональном и личностном планах;
- умение определять и учитывать индивидуально – психологические особенности клиента;
- умение оперативно откликаться и принимать верные решения в нестандартных ситуациях;
- умение внедрять инновации.
Проектировочный компонент предполагает проектирование развития системы профессиональной деятельности с учетом потребностей комплексного и индивидуального подхода к клиенту. Данный компонент включает в себя:
- представление взаимосвязи структурно – функциональных компонентов профессиональной деятельности;
- распределение усилий при решении своих профессиональных задач;
- проектирование своей профессиональной карьеры.
Для конструктивного компонента характерны действия по информационному обеспечению процесса профессиональной деятельности. Здесь необходимо:
- умение вставать на точку зрения другого;
- умение применять разные методы профессиональной деятельности;
- умение находить необходимый способ взаимодействия;
- умение активизировать творческий потенциал.
Коммуникативный компонент профессиональной деятельности регламентирует и регулирует отношения практического психолога и клиента. К данному компоненту относятся:
- умение устанавливать эмоционально – положительный контакт;
- проявлять такт и уважение;
- владеть вербальными и невербальными средствами;
- позитивного убеждения окружающих;
- правильно определять настроения клиента.
Организаторский компонент связан с созданием общего ритма и режима профессиональной деятельности. Этот компонент включает умения:
- структурировать во времени виды профессиональной деятельности;
- создавать условия для решения профессиональных задач;
- организовать групповую и индивидуальную работу с клиентом;
- подготовить и провести любое взаимодействие.
Для рефлексивного компонента важны такие умения, как:
- ставить задачу взаимодействия с клиентом и выделять ключевую проблему;
- адекватно ключевой проблеме анализировать взаимодействия клиента;
- определять оптимальную стратегию психологического анализа.
Социально – перцептивный компонент профессиональной деятельности включает умения:
- выбирать ролевую позицию;
- осуществлять сотрудничество.
Все перечисленные выше компоненты взаимосвязаны между собой.
Следует отметить, что модель деятельности психолога недостаточно изучена. Это объясняется тем, что психология относительно молодая отрасль знаний, а психологическая деятельность полифункциональна, многопланова, что затрудняет ее анализ и систематизацию. Социально – экономические
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Практическая психология в России/Г. С. Абрамова. – М.: Наука, 2015. – 389 с.
2. Абульханова К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования/ К.А. Абульханова // Психологический журнал. Т. 4, - №4. – 2014. - С. 39-55.
3. Акимова М. К. Психологическая диагностика. 3-е издание/М.К, Акимова. - С-Пб.: Питер, 2013. – 256 с.
4. Ахола Т. Краткосрочная позитивная психотерапия/Т. Ахола. – С-Пб.: Речь, 2015. – 318 с.
5. Банков В. В.Введение в профессию «психолог»/В.В. Банков. — М., 2014. – 333 с.
6. Бернс Д. Хорошее самочувствие/Д.Бернс. - М.: Вече, Персей, АСТ., 2014. – 247 с.
7. Биктина Н. Практикум по психологии посттравматического стресса: учебное пособие / Н. Биктина. - Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург: ФГ БОУ ВПО ОГУ, 2014. - 166 с.
8. Васильева И. В. Организация психологических служб/ И.В. Васильева. – М., 2016. – 355 с.
9. Введение в практическую социальную психологию: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. — 2-е изд. — М., 2015. – 341 с.
10. Горбатков А.А. О пользе оптимизма и пессимизма/А.А. Горбатков // Прикладная психология. - 2015. - №3. - С. 50-56.
11. Гусейнова В. В. Практика использования психолога на предприятии сферы материального производства и проблемы подготовки психолога-практика/В.В. Гусейнова // Вестник Моск. ун-та. - 2014. - № 4. – С. 28-36.
12. Дубровина В. И. Психокоррекция/В. И. Дубровина. – ТГПУ, 2014. – 361 с.
13. Ежова Н.Н. Справочник практического психолога / Н.Н. Ежова. - 2-е изд. - Ростов-н/Д: Феникс, 2011. - 381 с.: табл. - (Психологический практикум). - ISBN 978-5-222-18029-7
14. Исаев Е.В. Психология/Е.В. Исаев. М.: Наука. - 2015. - 365 с.
15. Кондрашенко В. Т. Психология: общий курс/ под ред. В. Т. Кондрашенко. – М., 2016. – 284 с.
16. Королева Н.Н. Психосемантические методы диагностики личности: учебное пособие / Н.Н. Королева ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. - 65 с. : схем., ил. - Библиогр.: с. 54-56.
17. Лукьянченко Н.В. Использование субъективного опыта в преподавании социальной психологии/Н.В. Лукьянченко // Психология в вузе: научно-методический журнал. Москва-Обнинск. 2014.- №1. - С. 36-49.
18. Лукьянченко Н.В. Психология оптимизма/ Н.В. Лукьянченко // Лучшие лекции. Сборник. Красноярск: ДарМа. – 2014. - № 3. - С. 97-110.
19. Методы пиходиагностики. Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/psihodiagnostika (дата обращения: 20.12.2017)
20. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд/С Московичи // Психологический журнал. - 2015. -Т. 16. - № 1. - С. 3-18.
21. Мухамедрахимов Р.Ж. Практический психолог. - С.-Пб: Издательство С.-Петербургского Университета., 2014. – 214 с.
22. Немов, Р.С. Психология : учебник : в 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - Москва : Владос, 2016. – 333 с.
23. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 2014. – 258 с. : ил., схем., табл. - ISBN 978-5-691-00552-7; ISBN 978-5-691-01134-4
24. Пахальян В.Э. Введение в профессию. Практическая психология. М.: МИОО, ОАО «Московские учебники», 2016. – 367 с.
25. Пахальян, В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования: учебное пособие / В.Э. Пахальян. - Москва : ПЕР СЭ, 2013. - 208 с. - ISBN 5-9292-0110-2
26. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука., 2015. – 369 с.
27. Практическая психология. Режим доступа: http://www. practice.psych_25487152/35862 (дата обращения: 20.12.2017)
28. Практическая психология. Режим доступа: http://www. practice.psych_1258745658 (дата обращения: 20.12.2017)
29. Практическая психология. Режим доступа: http://www. practice.psych_368541328_54823 (дата обращения: 20.12.2017)
30. Практический психолог в медицинском учреждении. Роль и сущность деятельности. Режим доступа: http://www. practice.psych_v_medicinscom_ychrwzdenii_365482218_54716878 (дата обращения: 18.12.2017)
31. Практический психолог в образовательных учреждениях. Режим доступа: http://www. practice.psych_12584759_2548362 (дата обращения: 25.12.2017)
32. Психодиагностика: практикум по психодиагностике: учебно-методический комплекс / Минобразования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственная классическая академия им. Маймонида», Факультет социальной медицины ; под общ. ред. Д.А. Донцова и др. - Москва : Человек, 2014. - 225 с.
33. Психодиагностика. Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/psihodiagnostika.h (дата обращения: 18.12.2017)
34. Психологическое консультирование Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/psihodiagnostika.h (дата обращения: 18.12.2017)
35. Психологическая профилактика. Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/psihodiagnostika.h (дата обращения: 18.12.2017)
36. Психопросвещение. Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/psihodiagnostika.h (дата обращения: 18.12.2017)
37. Психотерапия: учебник для вузов / под ред. Б. Д. Карвасарского. – 2015. – 345 с.
38. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А.А. Бодалева, А.А.Деркача, Л.Г.Лаптева. — М., 2016. – 345 с.
39. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Академия., 2016. – 244 с.
40. Регуляция социально-психологического климата коллектива трудового коллектива / Под ред. Б.Д. Парыгина. Ленинград: Наука, 2015. – 295 с.
41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие. — М., 2015. – 425 с.
42. Романова О. Л. Психологическая профилактика/под ред. О.Л. Романовой. – С-Пб: ЛИГА, 2014. – 315 с.
43. Ромек В., Тренинг наслаждения. – С- Пб.: Речь., 2015. – 295 с.
44. Самоукина Н.В. оптимизма. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2014. – 298 с.
45. Селигман М. Как научиться оптимизму. М.: Вече, Персей, АСТ., 2015. – 254 с.
46. Селигман М. Новая позитивная психотерапия. М.: София., 2016. – 348 с.
47. Слободчиков Л.С. Практическая психология/под ред. Л.С. Слободчикова. – 2014. – 214 с.
48. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: хрестоматия с коммент. по курсу «Введение в психологию». — М2015. – 457 с.
49. Соловьева С.Л.Психотерапия/ под ред. С. Л. Соловьева. – М., 2015. – 341 с.
50. Сыромятников И. В. Становление профессиональной деятельности психолога воинской части сухопутных войск. — М., 2015. – 355 с.
51. Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Смысл., 2014. – 365 с.
52. Чалдини Р. Психология влияния. С- Пб.: Питер Ком., 2015. – 254 с.
53. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика. М.: OIM.RU. – 2015. – 314 с.
54. Шевандрин Н. И. Социальная психология/ Шевандрин Н.И. – 2014. – 358 с.
55. Якиманская, И.С. Психологическое консультирование: учебное пособие / И.С. Якиманская, Н.Н. Биктина; Министерство образования и науки Российской Федерации. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2016. - № 3. – С. 18-21.
56. Яценко Т. С. Психокоррекционный процесс/под ред. Т.С. Яценко. – М., 2013. – 226 с.
57. Яценюк П.А. Практическая психология: теория и практика/ П.А. Яценюк. – М., 2016. – 257 с.
58. Avenis V.E. Psycho dairy bauyel. – 2015. - P. 128.
59. Boreha E. E. Experimental psychology. – 2016. – P. 254-255.
60. Epovi M.O. Experimental psychology. - 2017. – P. 135-138.
61. Rosental R. Pygmalion in the Classroom. N.Y. – 2014. – P. 44.
62. Tiger, L. Optimism: The biology of hope. New York: Kodansha. – 2015. – P. 58.