Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Математика, обучение математике является самым коротким путем к активизации мыслительной деятельности. М. В. Ломоносов отмечал, что математика ум в порядок приводит, помогает понимать и оценивать происходящее. На сегодняшний день происходит поиск и создание новых образовательных технологий, в основе которых лежит исследовательская деятельность ребенка в процессе обучения.
Предметом изучения математики является не окружающий мир с его вещами, а количественные отношения и пространственные формы, которые присущи данным вещам. Эта особенность, прежде всего, объясняет те методические трудности, которые встают перед преподавателем и учащимися [32].
Перед преподавателем математики стоит задача преодолеть в сознании учеников неизбежность понимания математики как сухой науки о числах, и помочь им, применяя исследовательские умения создавать целостное, многоуровневое, занимательное, математическое исследование, следовательно педагогу предоставляется возможность пробудить интерес и любопытство у детей младшего школьного возраста, предлагая им решить задачи, которые не только соизмеримы их знаниям, но и увлечь в мир математики [23].
Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает решение заданий поискового характера. Существенными признаками заданий поискового характера можно назвать следующие:
• выполнение их без непосредственного участия учителя (проблемные задания) или с «частичной подсказкой» с его стороны (задания частично-поискового характера);
• открытие учащимися в процессе выполнения заданий новых знаний или новых способов добывания этих знаний.
Проблема исследования состоит в том, что решению поисковых задач на уроках математики в начальных классах уделяется еще мало внимания. На уроках по двум основным учебным дисциплинам — язык и математика — дети почти все время решают учебно-тренировочные, типовые задачи. Их назначение состоит в том, чтобы поисковая деятельность детей с каждой последующей задачей одного и того же типа постепенно свертывалась и в конечном счете совсем исчезла, поскольку образуется навык в решении задач некоторого типа.
Однако нельзя сказать, что в современной начальной школе вообще отсутствуют задачи поискового характера. Действительно, в учебниках есть так называемые нестандартные задачи, решение которых требует от детей интеллектуальной инициативы и размышлений. Но, во-первых, решение таких задач доступно далеко не всем детям, а лишь самым сообразительным, и, во-вторых, решение этих задач носит необязательный характер.
Таким образом, указанная проблема и определила тему нашего исследования «Задачи поискового характера в обучении математике, как средство повышения познавательной активности младшего школьника».
Цель выпускной работы - теоретически обосновать и практически реализовать комплекс задач поискового характера в 3 классе как средства повышения познавательной активности младшего школьника.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1.Проанализировать основные понятия
2.Выявить роль и место поисковых задач в курсе математики в 3 классе
3.Проанализировать методические подходы к использованию задач поискового характера
4.Проанализировать школьные учебники с целью выявления количества задач поискового характера
5.Проведение анкетирования среди учителей младших классов с целью изучения уровня состояния проблемы использования задач поискового характера в начальной школе
6.Разработать и реализовать комплекс задач поискового характера в 3 классе
6.Проанализировать и интерпретировать результаты исследования
Объект исследования – процесс обучения математике в начальных классах.
Предмет исследования – задачи и задания поискового характера в обучении математике младших школьников.
Методы исследования - анализ, анкетирование и эксперимент.
Базой для исследования является Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа имени Александра Фанягина. В исследовании приняли участие 20 учеников 3 «А» класса - экспериментальная группа и 20 учеников 3 «Б» класса – контрольная группа.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы использования задач поискового характера в обучении математике в начальной школе
1.1 Познавательная активность и познавательный интерес
Так как задачи поискового характера будут выступать средством активизации познавательной активности, необходимо рассмотреть данные понятия.
Обучение – процесс организации и стимулирования познавательной активности, способствующей развитию общества путем передачи социального опыта. Познавательная активность, являясь свойством личности, позволяет обучающемуся овладевать новыми способами познания, мобилизовать свои волевые усилия для достижения результата, выявляя отношение к характеру и содержанию собственной деятельности.
Деятельность, являясь формой активного отношения к миру, направлена на его изменение и преобразование. Осознанно трансформируя действительность, человек преследует вполне конкретную цель – получить определенный продукт деятельности для удовлетворения своих потребностей. Существуют различные формы и типы деятельности, позволяющие видоизменить окружающий мир. Например, материальная, трудовая, продуктивная и пр. Эти виды деятельности, преобразуя действительность, однако, не преобразуют сам процесс познания, самого человека как субъекта собственной деятельности. Именно в познавательной деятельности человек не только проявляется, как, например, в трудовой, но и формируется. Деятельность становится условием сознательного саморазвития личности.
Прежде всего, следует рассмотреть термин «активность», а затем обратиться к выяснению сущности понятия «познавательная активность». Вышеуказанные термины широко описаны в научной литературе. Несмотря на распространенное оперирование в психолого-педагогической теории и практике термином «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в интерпретации многих исследователей.
Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность [61].
В словаре русского языка часто используется определение «активный» в понятии «активный, энергичный и развивающий». В физиологическом смысле термин «деятельность» традиционно считается универсальной характеристикой живых существ, их собственной динамикой. Как источник трансформации или поддержания их жизненных отношений с внешним миром. Как свойство живых организмов, оно реагирует на внешние раздражители.
В этом случае активность связана с деятельностью, которая проявляется как ее динамическое состояние, как свойство ее собственного движения. У живых существ активность меняется в соответствии с эволюционными процессами эволюции.
Человеческая деятельность приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую реальность в соответствии со своими потребностями, мнениями, целями [66, с. 48].
По мнению А.Н. Леонтьева активность – понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов – раздражителей [58, с. 511].
Изучив варианты определения «активность», целесообразно рассмотреть термин «познавательная активность».
Психологи и педагоги изучают познавательную деятельность с разных сторон, но считают, что любое исследование является частью общей проблемы образования и развития. В настоящее время интересная тема все больше изучается в контексте разнообразных студенческих мероприятий, что позволяет творческим учителям успешно формировать и развивать интересы студентов, обогащать их личности и продвигать активный подход к жизни.
В педагогике познавательная деятельность определяется как «качество деятельности студента, которое отражается в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении эффективно овладеть знаниями и методами деятельности в оптимальное время, в мобилизации морально-добровольных усилий для достижения образовательных и познавательных целей» [54, с. 11].
Г.И. Щукина определяет «познавательную деятельность» как качество человека, которое включает в себя его стремление к знаниям, выражает интеллектуальную реакцию на процесс познания. По ее мнению, качество личности, «познавательная активность», становится постоянным проявлением стремления к знаниям [72, с. 17].
По мнению В.С. Ильина, в основе формирования познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между непрерывновозрастающими познавательными потребностями и потенциалами их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент [50, с. 59].
Т.И. Шамова пишет: «Мы не объединяем познавательную активность к элементарному напряжению умственных и физических сил ученика, а анализируем ее как качество деятельности личности, которое выражается в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в устремлении его к результативному изучению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей» [70, с. 36].
Т.И. Зубкова истолковывает познавательную активность как естественное стремление человека к познанию, характеристика деятельности, её интенсивность и интегральное личностное образование [49, с. 11].
Э.А. Красновский дает познавательной активности абсолютно особое определение: «проявление всех сторон личности младшего школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» [56, с. 55].
Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.
Фундаментальные исследования в области обучения детей в начальных школах раскрывают процесс формирования познавательной активности учащихся начальных классов и определяют изменения в содержании образования, формирование обобщенных методов учебной деятельности и методов логического мышления. Создание познавательной деятельности в начальной школе положительно влияет на развитие личности. По этой причине, по нашему мнению, целенаправленная педагогическая деятельность необходима для создания познавательной активности у младших школьников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемов А.К. Задачный подход в подготовке учителя к обучению математике//Начальная школа. 2002. №2. С.144-188.
2. Балл Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии, 1970. – № 6. С. 75-76
3. Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. – М.: Педагогика, 1990
4. Балл Г.А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990.
5. Богоявленский Н. Д. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии – 1969. – № 2 – С. 25-38
6. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. – Ростов-на-Дону. – 2000. – с. 119
7. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемного обучения. – М.: Знание, 1983
8. Будакова Е.А. Развитие навыков устного счета на уроках математики в начальной школе // В сборнике: взаимодействие науки и общества - путь к модернизации и инновационному развитию. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2020. С. 17-20.
9. Вейсова З. Активное/интерактивное обучение: пособие для учителей. 11 Детский фонд ООН, Баку, 2007
10. Демченкова Н. А. Проблемно-поисковые задачи как средство формирования исследовательских умений будущего учителя в курсе методики преподавания математики в педвузе: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. – Тольятти, 2000
11. Дроговоз, И.Г. Как организовать исследование и получить результат / И.Г.Дроговоз // Столичное образование. - 2011. - № 5.- С.49 - 51.
12. Дюмина Т. Ю. Содержательный компонент методической системы обучения будущих учителей математики конструированию систем задач: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Волгоград, 2006
13. Епишева О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. – М.: Просвещение, 2003. – с. 79
14. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. Издательский центр «Академия», 2001
15. Ивашова О. А. Применение исследовательских заданий в занимательной форме для становления вычислительной культуры у младших школьников. Начальная школа 2009, №8
16. Истомина Н. Б., Заяц Ю. С., Методика обучения математике в начальной школе. Развивающее обучение: Сборник методических задач/Н. Б. Истомина, Ю. С. Заяц. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2016. 200 с.
17. Ковалева Г. И. Методическая система обучения будущих учителей математики конструированию систем задач: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. – Волгоград. 2012
18. Краткая философская энциклопедия. Сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. – М.: Прогресс, 1994. – с. 46
19. Крупич В. И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач: дисс. д-ра пед. наук. М.: МГПИ, 1992
20. Кульбякина Л. Я. Задача как система // Мир науки, культуры, образования. –2012. – № 2 (33). – С. 14-16
21. Лабзина П. Г. Познавательная задача как средство развития креативного мышления студентов технического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Оренбург, 2014. – с. 3
22. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. Интов / Е. И. Лященко, К. В. Зобкова, Т. Ф. Кириченко и др. / Под ред. Е. И. Лященко. – М.: Просвещение, 1988
23. Левитас Г. Нестандартные задачи на уроках математики в первом классе // Газета «Первое сентября». - 2001. №4.
24. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981
25. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1985
26. Оконь В. Основы проблемного обучения. – М.: Просвещение, 1968
27. Пономорев Я. А. Психология творчества. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 1999
28. Редько З.Б. О методических задачах в рамках дисциплины "методика преподавания математики в начальной школе" // В сборнике: Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. Мининский университет. 2019. С. 301-304.
29. Редько З.Б. Подготовка будущего учителя начальных классов к исследовательскому обучению младших школьников математике//Формирование исследовательских умений у будущих учителей начальных классов: проблемы, опыт, перспективы. Сборник научных статей. М.: МГПУ, 2009.
30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. II. – М, 1989. – с. 347
31. Саранцев Г. И. Методика обучения математике в средней школе. – М.: Просвещение, 2002
32. Современные образовательные технологии (СОТ) [Текст]. - Самара: РГГУ, 2011
33. Столяр А. А. Педагогика математики: Учеб. пособие для физ.- мат. фак. пед. ин-тов. – Минск, 1986
34. Ткаченко О.Е. Особенности использования логических задач в начальном курсе математики // В сборнике: Образование России и актуальные вопросы современной науки. сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 189-192.
35. Фридман Л. М. Дидактические основы применения задач в обучении: Автореф. дис. … док. пед наук. М., 1972
36. Фридман Л. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. – М.: Педагогика, 1977. – с. 15
37. Фридман Л. М. Теоретические основы методики обучения математике: учебно-методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Эдиториал УРСС, 2005
38. Фридман Л. М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи: Пособие для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1984.
39. Храмкова А.Д. Алгоритмизация знаний учащихся на уроках математики в начальной школе // Наука и Просвещение. - 2018. - Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации - С. 113 - 117.
40. Храмкова А.Д., Арапко И.М. Использование алгоритма при формировании вычислительных навыков у учащихся начальной школы // В сборнике: фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 250-256.
41. Эльконин Д. Б. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989
42. Эсаулов А. Ф. Психология решения задач. – Минск: Вышейшая школа, 1977.
43. Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values. – San Francisco, JoseyBass Co, 1972.
44. Божович, Л.И. Познавательные интересы школьников и пути их изучения [Текст] / Л.И. Божович // Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте. – М.: АПН РСФСР, 1955. – Вып.73. – С. 3–8
45. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/NE95U
46. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.4 [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2005. – с. 71
47. Геворгян, Т.В. Развитие познавательного интереса учащихся на уроке и во внеурочное время [Электронный ресурс] . – Режим доступа: https://clck.ru/SWjZL
48. Додонов, Б.И. О сущности интересов и подход к их исследованию [Текст] / Б.И. Додонов // Советская педагогика. – 1971. — № 9. — С. 72-82
49. Зубкова Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: дис. канд. пед. наук / Т.И. Зубкова. – Екатеринбург, 2013. – с. 11
50. Ильин В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В.С. Ильин. – М.: Педагогика, 2014. – с. 59
51. Кикнадзе, Д.А. Потребности, поведение, воспитание [Текст] / Д.А. Кикнадзе. – М.: Мысль, 1968
52. Климова, О.В. Дидактическое обеспечение процесса формирования коммуникативной компетенции у студентов юридического факультета при изучении общепрофессиональных дисциплин [Электронный ресурс]/ О.В. Климова, В.Г. Пищулин. – Режим доступа: https://clck.ru/SWjaw
53. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев. – М.: Просвещение, 1969
54. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2014. – с. 11
55. Красильникова, А.Е. Познавательный интерес как психолого-педагогический феномен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/SWjcj
56. Красновский Э.А. Показатели в образовании / Э.А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2013. – №5. – с. 55
57. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология [Текст] / Н.Д. левитов. – М.: Учпедгиз, 1985
58. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2016. – С. 511
59. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2005
60. Маловичко Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника / Д.А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2016. – Вып. №1. – С. 125-129
61. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: учебник для студентов пед. вузов / Т.Д. Марцинковская. – М.: ВЛАДОС, 2015. – с. 147
62. Морозова И.С. Познавательная активность младших школьников / И.С. Штепина, И.С. Морозова // Теория и практика общественного развития. – 2014. – №12. – С. 162-165
63. Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс] / Под редакцией В.С. Степина. – Режим доступа: https://clck.ru/SWjdg
64. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Владос, 2006
65. Петровский, А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] / А.В. Петровский. – Ростов н/Д: Феникс, 1996
66. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 2017. – с. 48
67. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2020. – с. 231
68. Современный толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / Под редакцией Т.Ф. Ефремовой. – Режим доступа: https://clck.ru/SWjfk
69. Философский словарь Спонвиля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/SWjgj
70. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 2016. – с. 36
71. Шевцова, М.А. Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе обучения иностранным языкам [Текст]: монография / М.А. Шевцова. – Воронеж: ВГПУ, 2007
72. Щукина Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2014.. – с. 17
73. Эльконин Д.Б. О проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 2017. – №4. – С. 6-20
74. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/SWjhp
75. Энциклопедия Ф.А. Боркгауза и И.А. Ефрона [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/SWjj2