Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день иностранные языки обретают все большее значение в жизни человека. С развитием технологий ростом международной технической и культурной интеграции, все более востребованы специалисты, владеющие иностранным языком, а часто и несколькими языками. И это требование актуально не только для больших международных компаний, но для любого производства, настолько велико проникновение зарубежных технологий.
Потому знание иностранного языка стало обеспечивать человеку конкурентоспособность на рынке труда. И неудивительное активное внимание образовательных структур к развитию языкового образования школьника на данном этапе. Школьное языковое образование предполагает усвоение знаний, согласно критериальной базе учебной программы, но вместе с тем, оно открывает и неограниченный доступ к дополнительным образовательным ресурсам (например, зарубежной литературе или сети интернет), которые школьник может выбирать сам [3, c.74].
Таким образом, языковое развитие способствует расширению горизонтов познания во всех сферах интересов личности, а не только в процессе школьного образования.
На современном этапе иностранный язык вошел в программу начальной школы, что стало новшеством для педагогов, поскольку раньше он вводился в обучение, начиная с пятого класса.
Работа с учащимися начальной школы требует от преподавателя иностранного языка чуткой переориентации на потребности детей этого возраста и их психические особенности, поскольку познавательные способности младшего школьника качественно отличаются от способностей ученика средней или старшей школы.
Особое место в обучении иностранному языку занимает чтение, которое позволяет проработать навыки звукопроизношения, интонирования, понимание синтаксиса и лексем, навык работы с текстом и восприятие речи на иностранном языке.
В работу по обучению чтению педагог может включить проработку любой другой проблемной тематики предмета. Кроме того, чтение художественных и публицистических текстов направлено на знакомство ребенка с зарубежной культурой и обращается к его эмоциональному восприятию, что благотворно влияет на личностное развитие школьника.
В представленном исследовании нами была рассмотрена возможность использования метода конструирования предложений в процессе обучения младшего школьника чтению на иностранном языке. Этот метод реализован нами в соответствии с возрастными особенностями детей, как соответствующий их уровню развития мышления и языкового знания.
Актуальность исследования определяется тем, что в современных условиях, когда изучение иностранного языка включено в программу начальной школы, необходимо найти эффективные методы обучения ребенка чтению на иностранном языке, как универсальному для обучения навыку, влияющему на все сфера усвоения языка.
Говоря о степени разработанности тематики языкового образования в начальной школе, следует отметить, что в этой сфере представлены довольно глубокие и непредвзятые исследования, среди них можно отметить работы З. И. Клычниковой, Е. В. Носонович, К. А. Роговой. Кроме того, методология обучения младшего школьника освещена и в классических работах А. Г. Асмолова, Л. С. Выготского, И. А. Володарской, А. Н. Леонтьева и других.
Анализ методической литературы позволил выявить противоречие между большим количеством материалов по обучению чтению и слабой их адаптированностью к потребностям детей начальной школы.
Проблема исследования заключается в необходимости сформировать требования к обучению детей чтению на иностранном языке в соответствии с уровнем развития познавательных способностей младшего школьника.
Цель исследования: экспериментально проверить эффективность приема конструирования предложений при формировании навыков чтения в обучении иностранному языку младшего школьника.
Объект исследования – обучение младшего школьника чтению на иностранном языке.
Предмет исследования – специфика использования метода конструирования предложений в работе по обучению чтению учащихся начальных классов.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс изучения иностранного языка младшим школьником будет успешным, если:
- выявлены особенности развития познавательных способностей в представленном возрасте;
- средством развития навыков чтения выступает конструирование предложений;
- обучение чтению строится с опорой на визуализацию грамматических конструкций.
Задачи исследования:
1. Проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме обучения чтению младшего школьника;
2. Выявить особенности развития познавательных процессов младших школьников;
3. Определить специфику формирования навыков чтения на иностранном языке в младшем школьном возрасте;
4. Разработать методику обучения чтению в рамках изучения иностранного языка посредством конструирования предложений.
Методы исследования: изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования; анализ нормативных документов; изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта по теме исследования; сравнительный анализ, эксперимент.
Теоретическая значимость изучения проблемы заключается в углублении и расширении научных представлений о языковой работе по формированию навыков чтения с младшими школьниками в рамках изучения иностранного языка.
Практическая значимость заключается в разработке и апробации методики обучения чтению в рамках изучения иностранного языка посредством конструирования предложений.
Результаты исследования представлены на научно-практических конференциях и методических семинарах по исследуемой проблеме.
Структура выпускной квалификационной работы: исследование состоит из введения, первой главы, где изложены методические аспекты обучения, второй главы, описывающей реализацию эксперимента, заключения, списка литературы из 51 источника, содержит 1 приложение.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Методологические аспекты обучения чтению младшего школьника с учетом психолого-педагогических особенностей возраста
Огромное значение для развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста имеет речевое общение со сверстниками и со взрослыми. Взрослый – воспитатель, а позднее и педагог – источник знаний о мире, он не только демонстрирует свойства предмета, но описывает их, связывая ощущения со словами, терминами, и тем самым формируя в восприятии ребенка целостную картину, где речевые фигуры соответствуют предметному миру.
Обучение школьника в целом можно обозначить как систему воздействий на его восприятие, дающую ему некую новую информацию о функционировании мира. Восприятие активно развивается на протяжении всего периода начальной школы под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения [9, c.43].
Задача педагога заключается в том, чтобы тщательно подготовить детей к восприятию изучаемых объектов, сообщить необходимые сведения о них, которые облегчили бы и направили восприятие учащихся в сторону выделения наиболее важных особенностей предметов. И это утверждение одинаково справедливо как для работы с вещественными формами (предметы, игрушки, наглядные пособия), так и для более абстрактных категорий (текст, формула и т. п.).
Несовершенство восприятия младшего школьника заключается в том, что ему еще сложно отличать главные и существенные стимулы от второстепенных. Это требует, во-первых, большего опыта переживания впечатлений, чтобы каждое из них не было новым, а было уже классифицированным и ранжированным по значимости, и во-вторых большего развития волевой сферы и произвольности внимания, которые еще находятся в стадии формирования.
Между тем, языковая работа в рамках изучения языка позволяет ребенку получить такой опыт классификации, ранжирования, выделения значимой информации среди фоновой (например, определение смысла текста без внимания к деталям).
В учебной деятельности происходит развитие всех познавательных функций ребенка. Именно учебная деятельность является ведущей для возраста младшего школьника, и этот возрастной период сензитивен для развития всех познавательных навыков [7, c.32].
Память – свойство психики, теснейшим образом связанное с другими ее чертами, она позволяет человеку накапливать опыт, воспроизводить его в дальнейшем. В младшем школьном возрасте активно идет работа по формированию произвольности памяти, то есть способности ребенка запоминать не только эмоционально яркие впечатления, но и эмоционально не окрашенную, но важную для обучения информацию. Запоминание на этом этапе является в основном механическим, построенным на многократном повторении, поэтому логично учебную работу строить по спирали с нарастающим количеством информации (например, лексики) и периодическими обращениями к уже изученному материалу для его актуализации.
Принято выделять следующие характеристики памяти:
1. объем,
2. скорость запоминания,
3. скорость воспроизведения,
4. прочность сохранения информации,
5. длительность хранения информации.
На функционирование памяти воздействует множество факторов. Среди них можно отметить внешние (например, информационная перегрузка от воздействия среды) и внутренние (наследственность, сформированность волевой сферы и др.).
Младший школьный возраст характеризуется высокой способностью к запоминанию и быстрым воспроизведение информации, но обладает и своими нюансами. Как уже было сказано, ребенок этого возраста тяготеет к механическому запоминанию, поэтому осознание смысла информации ребенком стоит ставить под вопрос даже тогда, когда кажется, что он качественно ее запомнил.
Б. Е. Варшава и Л. С. Выготский связывают процесс запоминания с построением ассоциаций между психическими процессами, переживаниями, знаниями, а процесс забывания, соответственно, с разрушением этих связей [9, c.107].
В педагогическом плане процесс запоминания открывает широкие возможности для преподавателя: во-первых, он может использовать непроизвольное запоминание, обращаясь к эмоциональным впечатлениям учеников, чтобы закрепить материал, во-вторых, само проектирование учебного процесса в школе, где знания наслаиваются одни на другие и более сложное базируется на более простом, дает хорошие перспективы для развития ассоциативного запоминания.
С течением жизни память расширяется в количественном отношении, одновременно возрастают и ее качественные характеристики. Этот процесс напрямую связан с формированием нервной системы человека, а так же влиянием окружающей среды форм воспитания, обучения.
Период обучения в младшей школе выдвигает новые требования к навыкам ребенка, потому постепенно он овладевает произвольным запоминанием. Навык это еще плохо сформирован и ребенок сталкивается с неумением выделить существенные стороны в запоминаемом материале, стараясь запомнить все подряд, или, по принципу непроизвольного запоминания, только то, что вызвало у него эмоциональный отклик.
Младшие школьники заучивают текст дословно. Изложить материал своими словами им трудно. Но к 4 классу смысловое запоминание уже формируется и занимает в два раза больше места в работе школьника по сравнению с дословным заучиванием. Сложности возникают в запоминании абстрактных терминов и обобщений, поскольку формирование абстрактного мышления еще не завершилось [11, c. 26].
Исходя из вышесказанного, в процессе обучения младшего школьника языковым дисциплинам можно выделить такие ключевые факторы, как:
1. повторение (чем больше раз повторена информация, тем лучше запоминание),
2. осмысление (обдуманная, а не механически прочитанная, информация создает больше ассоциативных связей и лучше запоминается).
Как показали исследования А. А. Смирнова, объем кратковременной памяти взрослого человека в 3 раза больше объема ее у младшего школьника. Потому следует учитывать в рамках урока, какой объем материала ребенок может удержать в сознании на данный момент, и какой материал стоит актуализировать, даже если он уже был озвучен в ходе урока.
С социальной точки зрения период обучения в начальной школе характеризуется выстраиванием новой системы отношений со взрослыми, где к отношениям «ребенок – взрослый», ранее актуальным и для общения с родителями, и для воспитателей, добавляется категория отношений «ребенок – учитель», которая имеет специфические характеристики [4, c.78].
С переходом к обучению в начальной школе связывают один из самых сложных в жизни человека период адаптации, который длится около полугода, если психологическое состояние учащегося не осложнено дезаптационными тенденциями.
Мышление приобретает доминирующее значение, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Логически верные рассуждения школьника базируются на конкретном наглядном материале (стадия развития конкретных операций по Пиаже) [7, c.38]. Благодаря учебной деятельности и усвоению научных понятий у детей развивается теоретическое мышление.
Период обучения в начальной школе характеризуется стремительным личностным развитием учащегося. Дети начинают проявлять ведущие черты темперамента, у них закрепляются устойчивые интересы, формируются шаблоны поведения. В этом возрасте у ребенка укрепляются социальные мотивы поведения: желание найти свое место в коллективе сверстников, произвести благоприятное впечатление на взрослых, получить положительную оценку своей деятельности от окружающих [2, c.7].
Исследователи выделяют первый класс начальной школы как пик мотивации к обучению в периоде трех-четырехлетнего начального образования. Пройдя этот пик, когда постепенно теряется новизна деятельности, во втором классе ребенок среднестатистически имеет уже более слабую мотивацию учения.
Если же при этом он испытывает трудности в обучении, то проблемы мотивации обретают серьезный характер. Для ребенка возраста начальной школы познавательное развитие должно стать основной потребностью, но на сегодняшний день мы приходим к тому, что дети, погруженные в перенасыщенную информацией среду, все раньше теряют интерес к получению знаний.
А. Г. Асмолов, А. В. Петровский называются возраст младшего школьника оптимальным для приобретения в социокультурной среде навыков самостоятельности, инициативности, стремления к самореализации [5, c.15].
В целом, можно утверждать, что период обучения в начальной школе характеризуется обширным развитием волевой сферы личности; одновременно, благодаря этому развитию выстраивается и вся познавательная деятельность ребенка, он учится контролировать себя на уроке, выполнять домашние задания, сосредотачиваться на материале. Ребенок развивается в учебной деятельности, и это его развитие в свою очередь позволяет вывести на новый качественный этап саму учебную деятельность.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агранович Н.Б. Вторичные тексты в коммуникативно-когнитивном аспекте: автореф. дис. канд. филол. наук. – М.: 2006. – 152 с.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб: Златоуст, 2009. – 436 с.
3. Аствацатурова Н.Я. Обучение чтению на английском языке в начальной школе // Теория и методика обучения и воспитания. – 2015. – №46. – С. 72-77.
4. Бахтин М.М. Язык в художественной литературе // Собр.соч. в 7 т. – М.: Искусство, 1997. – 279 с.
5. Бим И.Л., Теория и практика обучения иностранному языку в начальной школе. 3-е изд. доп. и перераб. – М.: 2012. – 367 с.
6. Бессерт О.Б. Обучение индивидуальному чтению: монография. / О.Б. Бессерт. – Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-т, 2008. – 276 с.
7. Бонуэл Ч.К., Сазерлент Т.Е. Непрерывность активного обучения: выбор интерактивных методов деятельности для активизации учебной работы школьников. – Уфа: БГУ центр проблем развития образования, 2015. – 126 с.
8. Вайсбурд М.Л. Требования к текстам для самостоятельного (синтетического) чтения на английском языке. – М.: 1955. – 248 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. – М.: 1934. – 362 с.
10. Гальперин П.Я. К вопросу о внутренней речи // Доклады АПН РСФСР. — 1957. — № 4. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.psy-files.ru/bibl/obschaya-psihologiya/284-p.ja.-galperin.-k-voprosu-o-vnutrennejj.html. Дата обращения: 09.02.2018
11. Григальчик Е.К., Губаревич Д.И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. – Минск: Кузьма, 2013. – 128 с.
12. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям. – М.: Логос, 2000. – 384 с.
14. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 7-е. – М.: Издательство ЛКИ, 2010. – 264 с.
15. Карпов И.В. Психологическая характеристика процесса понимания и перевода учащимися иностранных текстов. – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.
16. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. – Брест: Белорусский верасень, 2015. – 176 с.
17. Кизимова И.Г. Использование интерактивных информационных технологий в обучении английскому языку // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2013. – №2. – С. 15-20.
18. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2013. – 207 с.
19. Комарова Ю.А., Ларионова И.В. Английский язык: рабочая программа. – М.: Русское слово, 2014. – 88 с.
20. Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Мохлин Ф. Английский язык: книга для учителя. – М.: Русское слово, 2013. – 240 с.
21. Коротаева Е.В. Хочу могу умею! Обучение, погружённое в общение – М.: Педагогика, 2007. – 122 с.
22. Коряковцева Н.Ф. Современная методика opганизации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М.: Аркти, 2012. – 326 с.
23. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко; под ред. А. В. Петровского. — М.: Наука, 2015. — 310 с.
24. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. — М.: Наука, 1965. – 305 с.
25. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. - 287 с.
26. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — М.: Наука, 1969. – 301 с.
27. Леонтьева М.Р. Об обучении иностранному языку в общеобразовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 2015. – 376 с.
28. Морозова И.Г. Использование художественных текстов для формирования социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку в вузах. – Спб.: Государственная полярная академия, 2012. – 327 с.
29. Немов Р.С. Психология образования, 6-е изд. доп. и перераб.- М.: Просвещение, 2011. – 375 с.
30. Никонова С.М. Межпредметные связи в обучении школьников иностранным языкам. – М., 2015. – 357 с.
31. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центp Академия, 2010. – 236 с.
32. Носонович Е.В., Мильруд Г.П. Параметры аутентичного учебного текста// Иностранные языки в школе. – 2012. – №1- С.19-20.
33. Полозова Т.Д. О власти искусства слова и ценности чтения / Т.Д. Полозова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. – 320 с.
34. Потапова Н.В. Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе // Современная филология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – С.4-7.
35. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Электронный ресурс. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922. Дата обращения 18.03.2017
36. Рахманова И.В., Миролюбова А.А., Цетлин В.С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: 1967. – 285 с.
37. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287с.
38. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 1988. – 232с.
39. Рогова К.А. Текст: теоретические основания и принципы анализа : учеб.-науч. пос. – Спб: Златоуст, 2010. – 464 с.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб: Питер, 2002. – 720 с.
41. Саланович Н.А. Обучение чтению аутентичных текстов лингвострановедческого содержания // Иностр. языки в школе. - 2009. – С. 31-39.
42. Скляренко Н.К., Онищенко Е. И., Захарова С.Л. Обучение речевой деятельности на английском языке в школе: Пособие для учителей. – К.: Сов. шк., 1988. – 150с.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт Российский Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf. Дата обращения: 30.01.2018
44. Фоломкина С.К. Методика обучения чтению на английском языке в средней школе: автореф. дис. канд. филол. наук. – М.: 1994. – 138 с.
45. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология. – М.: Гардарики, 2015. – 175 с.
46. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. – М.: Издательство Икар. 2014.– 454с.
47. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филоматис, 2004. – 416 с.
48. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М., 1976. – 198 с.
49. Юсупов У.К. Проблемы сопоставительной лингвистики. – Ташкент: Фан, 1980. – 136 с.
50. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/М.: Сентябрь, 2000. – 112 с.
51. Яковлева Л.Л. Психологические особенности понимания текстов на иностранном языке: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. – 18 с.
52. Яковлева Л.H. Реализация развивающей цели обучения в процессе работы над иноязычным художественным текстом в школе с углубленным изучением иностранного языка: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992. – 16 с.
53. Binder D., Tust D. English ABC. Saurländer, 2011. – 28 p.
54. Bouma Erin, Klementieva Tatiana. Family and Pets: Pupil's book and Workbook. М.: AST Press. – 51 р.
55. Brown Richard. Kiddy English. Vaughan Systems S.L., Madrid, 2007. – 211 p.
56. Charlton D., Robinson L. Easy English Grammar. Compas Publishing, 2005. – 80 p.
57. Julie Penn. Family and Friends 1: Teacher's Book. Oxford University Press, 2009. – 136 р.
58. Naomi Simmons. Family and Friends Starter: Class Book and MultiROM Pack. Oxford University Press, 2012. – 216 р.