Фрагмент для ознакомления
2
Как видно из приведенной выше схемы, к настоящему моменту инклюзия распространяется на различные области жизни. Чтобы более точно представить себе суть данной концепции, полезным будет выявить совокупность понятий, которые формируют ядро и периферию самого концепта «инклюзия». Нельзя не отметить, что в зависимости от сферы употребления данного концепта, раскрываются те или иные его составляющие, поэтому любопытно будет проанализировать совокупность определений понятия «инклюзия» [5,6].
Чаще всего понятие «инклюзия» встречается в контексте определения этических и поведенческих норм в рамках деонтологии или функционирования современной социальной системы. Например: „Инклюзия с латинского inclusio (включение) нацелена в области социальной этики на равноценность индивидуума как проявление многообразия в разнородном обществе. В социологической теории систем это способ обозначения людей в социальных системах, которые приняты в зону актуальности“ [8,9]
Ключевым постулатом «чистой» идеи инклюзии является принятие мира в многообразии его форм и проявлений, уважение и поощрение различий. «Доброжелательная культура», провозглашаемая концепцией инклюзивного общества, предполагает, что все люди, независимо от того, рассматриваются ли они относительно групп, всего общества или же в мировой перспективе, являются разными и что не существует „таких“ людей, которых можно было бы сравнить по определенным критериям или людей с внутренним потенциалом попадающим под стандартные и административные критерии и что человек со своими особенностями всегда остается индивидуальным - и при этом никогда не вписывается в комплексные системы как гомогенный объект. Приветствие многообразия и запрет на любую категоризацию неразрывно связаны с отказом от дискриминации. Основанием для этого служит убеждение, что „административная маркировка“ людей по их отличиям, по сути, не может быть справедливой. Поэтому в инклюзивном обществе речь идет не об однородности (установлении гомогенности посредством маркирования, например), а о равноценности. Действительно, с развитием идеи инклюзии провозглашается идея равноценности человеческой жизни. Равноценность личности в чистой идее «инклюзии» принимается как аксиома, вместе с тем, вопрос равноценности личности сам по себе довольно противоречив и требует осторожности и деликатности в обращении. Трудность в обращении к понятию равноценности личности заключается в том, что как утверждают некоторые авторы, „Как и другие понятия, такие как справедливость или свобода, инклюзия выражается в том, что каждый представляется благонадежным и сознательным. Недостаток этих понятий в том, что из-за их общего содержания они не являются четко дифференцированными, хотя и задают новое направление“ [13,14].
Действительно в теории, не всегда возможно провести границу, где инклюзия служит во благо социальной справедливости, а где нарушает интересы отдельных граждан или групп граждан.
Так на чем же основывается философия инклюзии, когда речь в ней идет о равноценности личности. Дело в том, что вокруг дискуссии об интерпретации понятия задается пространство, для того чтобы наложить инклюзию на разные целевые группы. То есть, когда в контексте инклюзии упоминается вопрос об отказе от маркирования на групповом уровне, например деление на людей с инвалидностью и без, то речь идет о таких релевантных аспектах, что ставят под вопрос исходную системологию, и касается, наравне с отдельными, также и системных барьеров.
В данном случае – барьеров, связанных с восприятием. Философия инклюзии предполагает, что преследуется идея респектирования индивидуальности и различий, инклюзия начинается с распознавания различий и строится на них. Т.е. инклюзия это одновременно результат понимания и процесс акцептирования и повышения значимости различий между людьми. Потенциально, инклюзия должна стать процессом и результатом достижения социальной справедливости и равенства в обществе [11, с.45-48].
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Об образовании : Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 // Офиц. интернет-портал правовой информации / Федер. служба охраны Рос. Федерации. – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/, свободный Дата доступа: 28.10.2021
Научная литература
3. Амиридзе, С.П. Обзор зарубежного опыта в области инклюзивного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-zarubezhnogoopyta-v-oblasti-inklyuzivnogo-obrazovaniy. Дата доступа:28.10.2021.
4. Алехина, С.В. Инклюзивное образование. История и современность. Методическое пособие / С.В. Алехиной.- М.: Педагогический университет «Первое сентября, 2013.- 145 с.
5. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ /Под ред. М.С. Староверовой.- М.: Владос, 2011.-167 с.
6. Кириллова Е.А. История становления новой системы образования в Российской Федерации. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1085029745/Statya_Kirillov oj_E._A.__Chelyabinsk_21.11.14_.pdf. Дата доступа: 28.10.2021.
7. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Состав. Л. М. Шипицына. - СПб., 2016. - 256 с.
8. Огольцова Е.Г. Развитие инклюзивного образования в России /Е.Г. Огольцова [и др.]// Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 249-252.
9. Парамонова, В.А. Инклюзивное образование в современной России: нормативно-правовой аспект /В.А. Парамонова //Социально-гуманитарный вестник прикаспия.-2016.-№2.-С.80.
10. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования / Отв.ред. С.В. Алехина.-М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.-334 с.
11. Педагогика и психология инклюзивного образования. Уч. пособие /Под ред. Д.З. Ахметова [и др.].- Казань: Познание. 2019.-240 с.
12. Сигал, Н.Г, Инклюзия сегодня: за и против. Монография /Н.Г. Сигал – Казань: Отечество, 2017. – 200 с.
13. Сунцова, А.С. Теория и технология инклюзивного образования. Уч. пособие /А.С. Сунцова.- Удмуртский государственный университет, 2013.- 256 с.
14. Сунцова, А.С. Теория и технология инклюзивного образования. Уч. пособие /А.С. Сунцова.-Ижевск: Удмуртский университет,2020.-110 с.
15. Шевелева, Д.И Особенности организации инклюзивного образования в России и за рубежом. URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennostiorganizatsii-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-rossii-i-zarubezhom-komparativistskoe-issledovanie. Дата доступа: 28.10.2021
16. Этапы становления системы специального образования в Англии: [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://pptonline.org/311817. Дата доступа: 28.10.2021.