- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Поликультурное образование на уроках окружающего в 3 классе
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Педагогика
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Поликультурное образование на уроках окружающего в 3 классе"?95 страниц
55 источников
Добавлена 12.07.2022 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ЧЕТВЕРТОМ КЛАССЕ 6
1.1. Сущность понятия «поликультурное образование» 6
1.2. Основные характеристики поликультурного образования 11
1.3. Проблемы поликультурного образования на уроках окружающего мира в четвертом классе 23
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В ЧЕТВЁРТОМ КЛАССЕ 44
2.1. Сформированность представлений о поликультурном образовании у обучающихся 4-го класса 44
2.2. Разработка по предмету «Окружающий мир» «Наша Родина – Россия» включающая уроки по поликультурному образованию 48
2.3. Проверка результатов разработки и реализации комплекса уроков по поликультурному образованию в четвёртом классе 58
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
ЛИТЕРАТУРА 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования заключается в том, что современная ситуация воспитания подрастающего поколения, осуществляемого в условиях крупных мегаполисов, диктует необходимость реализации принципов поликультурного образования. Россия объединяет в себе множество стран, народностей, языков, традиций, обычаев и религий. Наряду с этим, в основе государственной образовательной политики Российской Федерации лежит интеграция в мировое сообщество и борьба с этническими, расовыми и иными предрассудками.
Система поликультурного образования становится сегодня весомой частью общей государственной стратегии развития страны, что отражено во всех основополагающих законодательных актах Российской Федерации. Так, в Конституции РФ закреплены: права человека независимо от национальности, языка и вероисповедания; гарантии сохранения языка каждого народа, создания условий для его изучения и развития; возможность выбора языка общения и получения образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования: предметным, метапредметным и личностным, касающимся формирования уважительного отношения к истории, культуре своего и других народов.
Таким образом, государственная политика требует углубленного рассмотрения вопросов поликультурного образования, разработки соответствующих программ и технологий.
Основополагающей задачей поликультурного образования является формирование мировоззренческих идеалов и ценностного сознания личности, способствующих гармонизации общественных процессов в духе взаимного диалога и толерантности.
В младшем школьном возрасте происходит закладка морально-культурных установок личности младшего школьника в связи с тем, что идет процесс активного формирования характера, стереотипов поведения, установок, а также мышления и миропонимания. Этот процесс дает возможность развивать уважительное отношение к иным культурам и прививать национальные и общечеловеческие ценности.
Поиск инновационных путей поликультурного образования занимает важное место при разработке структуры и содержания предмета «Окружающий мир». Данному предмету принадлежит ведущая роль в процессе построения в сознании младших школьников научной картины мира.
Проблема заключается в недостаточности разработки содержания образования, направленного на восстановление утраченных связей современного школьника с культурой своего народа, изучение культур других народов.
Объект исследования – поликультурное образование четвероклассников.
Предмет исследования – поликультурное образование в четвёртом классе на уроках окружающего мира.
Цель исследования: разработка комплекса уроков по поликультурному образованию в ходе реализации программы «Окружающий мир» в 4-м классе.
Гипотеза исследования – Поликультурное образование на уроках предмета «Окружающий мир» может способствовать формированию готовности четвероклассников к жизнедеятельности в условиях взаимодействия различных культур, если:
- будет разработано содержание уроков по теме «Наша Родина – Россия»,
включающее материал о культурных традициях и обычаях народов России;
- будет использован метод проектирования при освоении содержания поликультурного образования.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, раскрыть содержание понятий: «образование», «культура», «поликультурное образование»;
2. Изучить особенности поликультурного образования в методике преподавания предмета «Окружающий мир» в 4-м классе;
3. Изучить уровень сформированности поликультурных представлений у обучающихся 4-го класс;
4. Подобрать поликультурное содержание для уроков окружающего мира в 4-м классе;
5. Проверить результаты разработки и реализации комплекса уроков по поликультурному образованию четвероклассников.
Методы исследования:
Теоретические –метод теоретического анализа литературы по теме исследования;
Эмпирические – методика «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» У.А. Кухаревой; анкетирование.
База исследования –Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №500 Пушкинского района Санкт-Петербурга, 4 «а» класс, 25 участников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ЧЕТВЕРТОМ КЛАССЕ
1.1. Сущность понятия «поликультурное образование»
Современные российские исследователи уделяют значительное внимание изучению поликультурности. Данный термин обозначает культурную разнородность общества и принцип, обеспечивающий возможность сохранения многообразия культур. Поликультурность может быть исследована и как качество личности учащихся.
Поликультурность как качество личности исследовалось Ю. А. Карягиной, определившей в структуре поликультурности несколько составляющих: гуманность, гражданственность, кросс-культурную грамотность, культуру межнационального общения и культурную самоидентификацию личности. Одним из важных условий поликультурности является сохранение культурной идентичности индивида в процессе общения с другими культурами [30].
По мнению Е. О. Вавиловой, поликультурность — это личностное качество, совокупность действий, характеризирующих уровень развития культуры учащегося с точки зрения социально одобряемых норм поведения, позволяющих успешно интегрироваться в современное глобальное поликультурное общество [8, с. 11]. Автор также считает, что учащийся, обладающий поликультурностью как личностным качеством, имеет высокий социальный статус, его мировоззрение и поведение основываются на принципах гуманности, свободы и ответственности, взаимопонимания и толерантности. Овладение учащимся опыта поликультурного поведения, выраженное в форме положительных мотивов, ценностных ориентаций, жизненных смыслов, становится достоянием его личности. Поликультурность — это качество личности, в основу которой входит культурная самоидентификация, позитивная установка человека на сотрудничество с представителями различных культур, общая культура, проявляющаяся в уважении к другой культуре, осознании и преодолении негативных культурных стереотипов. Поликультурность как качество личности учащихся предполагает личностное развитие и формируется в поликультурной образовательной среде.
Н. А. Рачковская и С. А. Сероветникова считают, что поликультурная образовательная среда — это совокупность конкретных условий, созданных образовательными учреждениями для усвоения учащимися определенных знаний о родной культуре, формирования компетенций успешного сотрудничества с представителями других культур, среда, обеспечивающая интериоризацию учащимся ценностей гуманизма и толерантности [40]. По мнению Т. В. Поштаревой, поликультурная образовательная среда — часть образовательной среды учебного заведения, представляющая собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями иных национальностей [37].
Таким образом, назначение поликультурной образовательной среды заключается в реализации поликультурного образования, в обеспечении взаимопонимания, а значит, и эффективного взаимодействия между субъектами образовательного процесса. С этой целью важно создать в образовательных учреждениях такие условия, которые позволили бы учащимся понять культурные ценности, нормы и образцы поведения как своего, так и других людей, сформировать опыт межкультурного взаимодействия и толерантности.
В трактовке поликультурного обучения мы упираемся в системный подход на основе которого построена наша работа.
Системный подход – это подход к объектам реальной действительности как к системам. Под системой подразумевается комплекс компонентов, пребывающих в отношениях и взаимосвязях друг с другом и взаимодействие которых порождает новое свойство, никак не свойственное данным составляющим по отдельности [36].
Мы рассматриваем поликультурное воспитание как одну из формвоспитательных концепций, основываясь на систематизации, предложеннойЮ. П. Сокольниковым.
В ней выделены следующие положения воспитательных концепций:
1) макросистема;
2) региональные воспитательные системы;
3) педагогические системы;
4) частичные воспитательные системы [45].
Поликультурное воспитание считается частичной воспитательнойсистемой, так как гарантирует развитие единичных сторонцелостной личности (в нашей работе – поликультурной личности)и способен формироваться не как отдельный, самостоятельныйпроцесс, а лишь как грань, момент функционированияпедагогических систем (коллектива, образовательного учреждения).
Из этого следует, что высокую результативность поликультурноговоспитания в образовательном учреждении можно гарантировать, еслиправильно организовать оптимальное функционирование целостныхпедагогических систем.
Как одна из форм процесса воспитания,поликультурное развитие располагается в органической связи ивзаимопроникновении с другими аспектами этого процесса. Врезультате абсолютно всех этих связей мы можем заявлять, что результатполикультурного обучения личности, (поликультурная личность) естьсвоеобразное сочетание нравственного, гражданского, патриотического,духовного, умственного, правового, эстетического воспитания,проявляющийся в процессе позитивного взаимодействия с представителямиразличных культур (национальностей, рас, верований, социальных групп) вполикультурном мире.
Поликультурное воспитание – это:
– способ противодействовать расизму, предубеждениям, ксенофобии,предвзятости, этноцентризму, ненависти, основанной накультурных отличиях [7];
– выбор интернационального воспитания, означающийинтегративно-плюралистический ход с тремя главнымиисточниками: русским, национальным и общечеловеческим [18];
– формирование человека, способного к активной и эффективнойжизнедеятельности в многонациональной и поликультурной сфере,обладающего сформированным чувством представления и почтения иныхкультур, умения быть в мире и гармонии с людьми разныхнациональностей [33];
– подготовка к жизни в полиэтническом социуме: овладениекультурой своего народа, формирование взглядов омногообразии культур и развитие этнотолерантности [36].
Концепция поликультурного воспитания базируется на следующихпринципах:
1) гуманистический принцип гласит, что главная ценность личностиученика — это принятие отличительных черт его развития; предполагаетгуманный принцип взаимодействия участниковпедагогического процесса;
2) принцип культуросообразности предполагает, что образовательныйпроцесс, способствующий внедрению человека в мир культуры, имеет местоназываться культурным феноменом
3) принцип поликультурности предполагает отношение к любой культуре(этнической, социальной, мировоззренческой) как ксовокупности неповторимых, уникальных ценностей; способствует принятиюдетьми культурного многообразия современного общества, пониманию того,что культурные отличия между народами неизбежны, а так же способствуетстановлению культурной идентичности ребенка; подразумеваетвступление человека вполикультурное пространство на основе толерантного взаимодействия;обеспечивает возможность диалогической самореализацииучастников образовательного процесса в их общении с другимикультурами;
4) принцип творчества означает установление педагогомтраектории формирования творческой стороны педагогического процесса;предоставление обучающимся условий с целью самореализации исамораскрытия посредством введения их в различные видытворческой деятельности; подразумевает поддержку индивидуальности,самобытности личностного образа учащегося и его необходимости впреобразующей (креативной) работы;
5) социально-ценностный принцип подразумевает организацию условийдля воспитания ценностного рефлексирующего отношения кповседневным событиям, действиям, явлениям.
В исследовании Г.Д. Дмитриева объясняется, что термины«многокультурный», «мультикультурный», «поликультурный»используются в качестве синонимов, так как первая частьуказанных текстов значит одно и тоже, только имеет разноепроисхождение – русское, греческое, латинское. В соответствии сопределением автора, задача многокультурного образования – «содействовать спомощью школы и других образовательных институтов, семьи иобщественных организаций созданию в Российской Федерациидемократического государства, характеризующегося толерантностью взглядови взглядов людей; формированием и признанием в обществе культурногоплюрализма; равными правами, обязанностями и возможностями для всех граждан; эффективным участием абсолютно всех и любого в принятиирешений, относящихся как личной жизни человека, так и жизниобщества; справедливостью для всех и каждого; независимостью выбора;уважением решений большинства и защитой прав меньшинства;уважением полномочия беспрепятственного выбора народом собственныхкультурных идентичностей» [20].
1.2. Основные характеристики поликультурного образования
Жизнедеятельность человека в поликультурном пространстве стала актуальной проблемой современного мира. Прежде всегоона коснулась сферы образования, которое изменило требования к результатам педагогического процесса современного подрастающего поколения, выдвинуло идеи о необходимости формирования у обучающихся готовности и способности к жизни в открытом обществе, в котором мирно сосуществуют представители разных культурных традиций, поскольку «…человечество вошло в новое тысячелетие не только с впечатляющими достижениями, но и с неопределенностью в перспективах решения многих глобальных проблем» [51].
Образование является стратегически важной сферой общественной жизни и главным фактором развития интеллектуального потенциала нации, ее самостоятельности и международной конкурентоспособности. Именно от того, какое образование получит личность, какие основы будут заложены в характере, какая система ценностей и гражданская позиция сформирована, и зависит, насколько успешна она будет не только в бытовой сфере жизнедеятельности, но и как единица общества, идентифицирующая себя с конкретным государством и нацией. Определяющими факторами образования этнически культурной личности учащихся является учитель, его знание предмета, характер отношений учителя и учащихся на уроке.
Поликультурное образование оформилось в отдельную область педагогической теории и практики в последней четверти XX века. Оно возникло и развивается на фоне резко обострившихся глобальных социальных, экономических, этнических и духовно-нравственных проблем. Среди них экономическое и социальное неравенство, конфликты на национальной и религиозной почве, снижение нравственных ценностей и др.
В поликультурном образовании понятие «культура» является ключевым. Мы понимаем культуру как многомерное, многофункциональное и многоаспектное явление, которое оказывает влияние на развитие личности в целом, становление ее в общечеловеческом и профессиональном плане [22].
Поликультурное образование обладает большим воспитательным потенциалом, развивая у учащихся такие качества, как патриотизм, толерантность, интерес к культурам народов своей страны и других стран мира, культуру межнационального общения. Такое образование способно также активизировать творческий потенциал личности, создать педагогические условия для участия школьников в различных формах деятельности по изучению, сохранению и творческому развитию традиции различных этнических культур [18].
Первоначально остановимся на раскрытии понятия «культура». Под термином «культура» подразумевается не только искусство, литература, живопись, но и другие виды творческой деятельности. Культура включает в себя моду, брачные церемонии и семейную жизнь, труд, религиозные ритуалы и проведение досуга. В нее входят также искусственные предметы, представляющие ценность для человека: луки и стрелы, заводы и машины, компьютеры, книги и дома и т. д.
По мнению Г.Т. Тавадова, «Культура – это сложное понятие, относящееся как к материальным (пища, одежда), социальным (организация и структура общества) явлениям, так и к индивидуальному поведению, репродукции, организованной деятельности (религия и наука). Культура – это все, что создано человечеством. Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (например, культура группы, слоя), социально-этнической общности (этническая культура, национальная культуры) или всего общества в целом» [46, с. 166].
В широком значении этническая культура – это совокупность присущих этносу способов жизнедеятельности, необходимых для сохранения и развития этноса. В узком смысле под этнической культурой понимается совокупность элементов материальной и духовной культуры этноса, являющихся основным этнодифференцирующим признаком.
Этническая культура – такая же древняя, как и само человечество. В культуре каждого народа переплетаются явления, свойственные только ему одному, с особенностями, распространенными у многих этносов или свойственными всему человечеству в данную историческую эпоху.
А.Б. Афанасьевой дано следующее определение понятия «этнокультура»: «этнокультура – это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей» [3, с. 190].
По определению Э.Ф. Вертяковой, «этнокультура – это культура конкретного этноса, которая находит свое выражение в определенном этническом самосознании материальных и духовных ценностей, проявляющихся в нравственно-эстетических нормах, в образе жизни, одежде, жилище, кухне, социально-бытовых установках, этикете, религии, языке, фольклоре и психологическом складе этноса» [9].
Этнокультура как форма самосознания и исторической памяти создает и укрепляет цельность и целостность народа, обеспечивая его историческую сохранность, которая в свою очередь дает основу для дальнейшего развития народной культуры. Образование и воспитание являются частью культуры, и роль их состоит в обеспечении передачи и трансляции культурных ценностей от поколения к поколению.
Важной методологической основой поликультурного образования являются идеи Н. Бахтина о культуре как диалоге, где человек выступает как уникальный мир культуры, взаимодействует с другими личностями-культурами, что творят себя в процессе этого взаимодействия и влияют на других. Эти идеи, а также культурно-историческая теория развития поведения и психики Л.С. Выготского, положения философской логики культуры В.С. Библера легли в основу педагогической технологии диалога культур В.С. Библера, В. Оконя, С.К. Курганова и др. Смысловой сердцевиной этой технологии является диалог как форма общения личностей и как способ взаимодействия людей с культурами Античности, Средних веков, нового времени. Как видим, идеи позитивного межнационального взаимодействия, воспитание молодежи в духе взаимопознания, сотрудничества и взаимообогащения этнокультурных систем мыслители выдвигали и разрабатывали на протяжении длительного исторического периода.
А.Н. Джуринский считает, что поликультурное образование предусматривает межнациональное смешение и взаимодействие, формирование чувства солидарности и понимания; противостоит дискриминации, национализму, расизму. Оно направлено на культурно-педагогическое сближение ценностей, взаимодействие различных культур в плюралистической ситуации, является культурной средой, на адаптацию к другим культурным ценностям [18, с. 96].
Поликультурное образование – это важный инструмент, который дает возможность оценить сложившуюся ситуацию с точки зрения представителя другой этнической группы, желания организовать сотрудничество, взаимопонимание и взаимодействие.
Агадуллин Р.Р. предлагает рассмотреть поликультурное образование как новую образовательную стратегию, построить процесс обучения на основе принципов гуманизма, демократизации, культурного диалога, с учетом культурологических и психологических факторов личности [1].
Основой поликультурного образования является понятие «культура». Субъект культуры может варьироваться в зависимости от механизма развития поликультурного образования: от этнокультурного к полиэтнокультурному и далее к толерантностно-полисоциокультурному; от личностно-ориентированного к полиличностно-культурному. Так, под субъектом культуры может пониматься отдельный народ или этнос, социальная группа, в том числе этническая, религиозная, территориальная и т.д., личность.
В современной педагогической науке нет единодушия в подходах к определению сути поликультурного образования, его цели и задач, методов и форм осуществления. В педагогической литературе используют много терминов: мультикультурное, поликультурное, интеркультурное, транскультурное образование. Такая неопределенность ключевого понятия данной образовательной стратегии обусловлена недостаточной разработанностью методологических и теоретических вопросов, особенностями поликультурной среды того или иного региона мира, что накладывает отпечаток на понимание поликультурного образования.
Авторы Яхина З.Ш., и Аглиева Ф.Х. под поликультурным воспитанием человека понимают процесс вхождения его в иную культуру на основе становления его собственной личной культуры и гражданской идентичности [53, с. 397].
По мнению Вовк Е.В., Кучеровой М.С., основой решения задач поликультурного образования детей является, прежде всего, создание особой образовательной среды, позволяющей решать задачи подготовки ребенка к жизни в многонациональном обществе. Межкультурную компетенцию указанные авторы понимают, как совокупность личностных качеств и системы ценностей и отношений [10]. К приоритетному содержанию образовательной среды относятся материалы, раскрывающие знания страноведческого характера; образцы предметов быта родной страны и стран, с которыми знакомят детей; национальные игры и другие. Создание названных и иных условий способствует пониманию и принятию детьми факта разнообразия культур, их тесной взаимосвязи; осознанию значимости национального многообразия в самореализации личности; воспитанию положительного отношения к культурным различиям; формирование навыков взаимодействия детей с носителями иных культур.
По мнению Э.Э. Бахича, основой поликультурного образования ребенка являются знания о культуре родной страны, получаемые в процессе приобщения к национальному фольклору, искусству, играм, музыкальным произведениям; при этом, большая роль отводится личности педагога, его поликультурной образованности [5, с. 76].
Г. Поммерин определяет поликультурное образование как педагогический ответ на реальность мультикультурного общества, как открытую деятельностно ориентированную концепцию, воспринимающую все общественные изменения и инициирующую инновационные процессы.
Поликультурное образование рассматривается Г. Поммериным «как вклад в воспитание в духе мира путем разрешения межкультурных конфликтов» [56]. Автор исходит из идеи «признания индивидуальных различий каждой личности» и считает «поликультурное образование деятельностно-ориентированным» и открытым новым знаниям и новому опыту». Данную точку зрения разделяет ряд зарубежных исследователей поликультурного образования (М. Хоманн, Ю. Зандфукс). В частности М. Хоманн выделяет два основных направления поликультурного образования: «во-первых, совместное решение межкультурных конфликтов, существование которых должно быть признано и осознано, во-вторых, обогащение за счет диалога с чужими культурами» [54]. В начале 90-х г. XX в. появились работы, в которых круг задач поликультурного образования был существенно расширен. Как подчеркивает М. Крюгер-Потратц, «поликультурное образование призвано помочь обучаемым ориентироваться в обществе, в котором вся жизнь определяется этнической, языковой, религиозной и социальной гетерогенностью, и эта зависимость будет в будущем еще более четко выражена. Оно должно научить их обращаться с этим многообразием и найти в нем свое место» [55].
Ценным, на наш взгляд, является определение поликультурного образования, которое дал Х. Томас: «Поликультурное образование имеет место, когда определенная личность стремится в общении с людьми другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему и изменить в соответствии с чужой культурой. Поликультурное образование побуждает наряду с познанием чужой культуры и к анализу системы собственной культуры» [57].
Г. В. Палаткина обозначает «поликультурное образование» как «инновационное движение в образовании» [36]. Она исходит из того, что «это идея, процесс и инновационное движение в образовании, которое обеспечивает равные права и возможности в получении образования для всех расовых, этнических и социальных групп, функционирующих в обществе, путем системного изменения образовательной среды таким образом, чтобы она отражала их интересы и потребности, если они не входят в противоречия с законом. Оно направлено на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном сообществе, и на передачу этого наследия.
Филатова М.В. определяет поликультурное образование как процесс, построенный на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Цель обозначенного процесса – формирование умения взаимодействовать с представителями иных национальностей и искоренение негативных проявлений по отношению к ним, воспитание ценностного отношения к своеобразию различных культур. По мнению автора, необходимо создание поликультурной и полинациональной системы обучения и воспитания, ориентированной на решение целого спектра задач, среди которых: всестороннее овладение культурой родной страны как условие успешной интеграции в иные культуры; развитие представлений о многообразии культур в родной стране и во всем мире; воспитание уважения к многонациональным различиям; содействие интеграции подрастающего поколения в культуру иных народов; воспитание гуманного, толерантного межнационального общения; содействие воспитанию чувства национального достоинства через «историческую память» своего народа; создание условий для личностного и культурного самоопределения [47].
Согласно определению Н.В. Кондрашовой, поликультурное образование личности представляет собой сложный процесс усвоения и принятия базовых национальных, нравственных ценностей, основанный на идеях вариативности, диверсификации и плюрализма. Учитывая полинациональный состав большинства образовательных организаций, за основу необходимо взять идею триединства мирового, общероссийского и национального триединства. В соответствии с таким пониманием, автор обозначает ключевые направления поликультурного образования: приобщение к культурно-историческим ценностям и языку своего народа; приобщение к многонациональному культурному наследию России; знакомство с национальными ценностями иных стран и воспитание культуры межнационального общения. Такой подход призван акцентировать внимание на нравственных основах, объединяющих мировые культуры и создать условия для воспитания высоких гражданских качеств личности [32, с. 41].
Таким образом, несмотря на различия в терминологии, во всех определениях упор делается на вооружение молодежи глубокими знаниями родной культуры и культуры других народов, умениями и навыками позитивного межэтнического и межкультурного диалога, на формирование уважения к другим народам и их культурам в процессе обучения и воспитания.
Г.В. Палаткина считает, что поликультурное образование должно преследовать две основные цели: удовлетворить образовательные потребности представителей всех этнических групп и подготовить людей к жизни в поликультурном обществе [36].
Отсюда вытекает ряд конкретных задач поликультурного образования:
• глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего народа как неотъемлемой предпосылкой интеграции в другие культуры;
• развитие у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, формирование позитивного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащих условиями для самореализации личности;
• создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;
• формирование и развитие навыков и эффективного взаимодействия с представителями разных культур;
• воспитание учащихся в духе мира, терпимости и гуманного межэтнического общения;
• формирование и развитие навыков критического мышления;
• развитие этнической толерантности;
• развитие чувства национального самосознания, достоинства и чести среди учащихся посредством развития «исторической памяти», стимулирования интереса к своей маленькой родине, истории своего народа;
Фрагмент для ознакомления 3
2. Алимова Л.У. Национальные и общечеловеческие ценности в воспитании школьников / Л.У. Алимова. – К. :Педагогічнапреса, 2001
3. Афанасьева, А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура, проблемы совершенствования [Текст] / А. Б. Афанасьева // Проблемы педагогики и психологии. – 2009 – № 3 – С. 190
4. Барчева А.А. Этнический мини-музей как средство поликультурного образования дошкольников // Итоги научно-исследовательской деятельности 2017: изобретения, методики, инновации. XXIX Международная научно-практическая конференция. - 2017. – С. 419-421
5. Бахича Э.Э. Проблемы поликультурного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации регионального компонента // Крымский гуманитарный вестник: Сборник научных статей. / Отв.ред. А.Н. Рудяков. - ГБОУ ДПО РК «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования», Симферополь, 2018. – С\.75-79
6. Бессарабова И. С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США :дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2009. 492 с.
7. Борисенков, В. П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк. М., Ростов, 2004. – 576 с.
8. Вавилова Е. О. Развитие поликультурности студента в персонифицированном обучении :автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2013. 26 с.
9. Вертякова, Э.Ф. Воспитание этнокультурных отношений: термины и понятия [Текст]: пособие – справочник / Э.Ф. Вертякова. – Челябинск: изд. Челябинского гос. пед. ун-та, 2007
10. Вовк Е.В., Кучерова М.С. Поликультурное образование как основа формирования личностных ориентиров у дошкольников // Инновационные подходы в решении проблем современного общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Отв.ред. Гуляев Г.Ю. - 2018. - С.217-220
11. Воспитание толерантности младших школьников средствами поликультурного образования : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. С. В. Бобинова. Новосибирск :НИПКиПРО, 2009 г. 99 с.
12. Гаспринский И. Правила поведения на Востоке и на Западе / И. Гаспринский // Терджиман (Переводчик). – 1890. – № 35. – 14 октября.
13. Гукаленко О. В. Поликультурное воспитание как процесс формирования национальной и этнической толерантности у современной молодежи. Воронеж : НПО «МОДЭК», 2005. 344 c.
14. Давыдов Ю. С., Супрунова Л. Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации. Пятигорск : Пятигорский гос. линг. ун-т, 2003. 42 с.
15. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк и др. — М.: Просвещение, 2015. — 24 с.
16. Дерябина В.А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности // Начальная школа плюс До и После. – 2017. – №6.
17. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. – 2002. – №10. – С. 96
18. Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития Текст. / А.Н. Джуринский // Педагогика. – 2005. – №8. – С. 34-36
19. Дивногорцева С. Ю. Развитие идеи церковной школы в русской педагогике на рубеже XIX-XX вв. / С. Ю. Дивногорцева // Вестник ПСТГУ. Серия: Педагогика. Психология. – М.: Изд. ПСТГУ, 2015. – № 4 (19). – С. 70-81.
20. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование [Текст] – М.: Народное образование, 2001. – 208 с.
21. Добря М. Я., Жуйкова Т. П. Особенности толерантного отношения у детей младшего школьного возраста к представителям разных национальностей // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6(55). С. 23–25.
22. Дондокова Р.Б. Некоторые аспекты развития духовно - нравственных ценностей младших школьников // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 1-4. С. 62-65.
23. Дыбина О.В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи [Текст]: учеб.- метод. пособие / О.В. Дыбина [и др.] ; под ред. О.В. Дыбиной. М.: Центр педагогического образования, 2019.
24. Дьяконова Л.П. Формирование нравственных ценностей младших школьников посредством народных традиций на уроках в начальной общеобразовательной школе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 16. С. 48-50.
25. Ершов В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы :автореф. дис. ... канд. пед. наук : спец. 13.00.01 / В.А. Ершов. – М., 2000.
26. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Наука, 2017.
27. Зосимовский А. В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен // Педагогика. – 2015. – № 7. – С. 74.
28. Иванова Г.П. Освоение нравственных ценностей учащимися общеобразовательных школ в современных условиях. - М., 2015.
29. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев ; под ред. А.М. Арсеньева. – М. : Педагогика, 1982. – с. 421
30. Карягина Ю. А. Поликультурность как интегративное качество личности // Вестник ОГУ. 2006. № 13. С. 11–12
31. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения : в 2-х т. / Я.А. Коменский. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 2.
32. Кондрашова Н.В. Народная педагогика в поликультурном воспитании и образовании дошкольников // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2013. - №12. - С.41-45
33. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы [Текст] // Педагогика – 2008. – №4. – С. 3-10
34. Менская Т. Б. Поликультурное образование: Программы и методы // Общество и образование в современном мире. М., 1993. Вып. 2. С. 56–69.
35. Нуржанова Т. Т. Этнокультурная компетентность учащихся начальных классов // Молодой ученый. 2015. № 4. С. 596-601. URL: https: //moluch.ru/archive/84/15757/
36. Палаткина, Г.В. Мультикультурное образование в полиэтическом регионе: монография / Г.В. Палаткина. – Астрахань: Из-во АГПУ. – 2001. – 196 с.
37. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде :дис. … д-ра пед. наук. Ставрополь, 2009. 393 с.
38. Права человека в современном мире : пособие для учителей и студентов / Отв. ред. Н.П. Рагозин. – Донецк : ДГТУ, 1995
39. Прогностическая концепция целей и содержания образования / под науч. ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. – М. : ИТПИМИО, 1994.
40. Рачковская Н. А., Сероветникова С. А. Философские основы формирования ценностных ориентаций личности школьника // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2014. № 2. С. 34–41
41. Рюлькер Т. Поликультурное образование: реформа учебных программ // Перспективы. Вопросы образования: ежеквартальный журнал ЮНЕСКО. 1993. № 1. С. 53–69.
42. Сажин Д. В. Поликультурализм: теория и образовательная практика / под ред. Л. Г. Брылевой. СПб. : ИОВ РАО, 2001. 75 с.
43. Скрипник Н. И. Концептуальные основы и условия воспитания толерантных взаимоотношений старших дошкольников // Вектор науки. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2(2). С. 102–105.
44. Скуратова О. Б. Формирование межэтнической толерантности младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства :дис. ... канд. пед. наук / Московский гуманитарный пед. ин-т. М., 2010. 185 с.
45. Сокольников, Ю. П. Теория воспитательных пространств / Ю. П. Сокольников. — М. Белгород : Изд. Белгород, гос. ун-та, 1998. — 42 с.
46. Тавадов, Г.Т. Этнология. [Текст]: учебник для вузов: – М: проект, 2002. – с. 166
47. Филатова М.В. Поликультурное образование как фактор социализации современных дошкольников // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. - №4. – С.556-560
48. Хакимов Э. Р. Поликультурное образование как фактор формирования конкурентоспособности учащихся // Вектор науки. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2(5). С. 200–204.
49. Хакимов Э. Р. Появление и развитие понятия «поликультурное образование» в российской педагогике // Вектор науки Томского государственного университета. 2011. № 3(6). С. 317–320.
50. Шевченко А. Н. Анализ ключевых понятий поликультурной компетентности в современном образовательном пространстве // Формирование профессиональной компетентности филолога в поликультурной образовательной среде : сб. материалов науч.-практ. конф., 24-25 ноября 2017 г., г. Евпатория / ред. кол. И. Б. Каменская, А. И. Каменский, Ю. К. Картавая, М. А. Шалина; под общ.ред. И. Б. Каменской. Симферополь: ИТ «Ариал», 2017. С. 16-22
Учебники
51. Новицкая, М.Ю. Окружающий мир: метод.пос. с поурочными разработками. 2 класс: пос. для учителей общеобразовательных учреждений Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. Академический школьный учебник. (Перспектива) / М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Ю.В. Саркисян и др. М.: Изд-во «Просвещение», 2013.
52. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Рос.акад. наук, Рос. акад. образования. Академический школьный учебник. (Перспектива) / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. М.: Изд-во «Просвещение», 2015.
53. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. Носителе: в 2 ч. Рос.акад. наук, Рос. акад. образования. Академический школьный учебник. (Перспектива) / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. М.: Изд-во «Просвещение», 2013.
54. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. Носителе: в 2 ч. Рос.акад. наук, Рос. акад. образования. Академический школьный учебник. (Перспектива) / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. М.: Изд-во «Просвещение», 2013.
55. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. Носителе: в 2 ч. Рос.акад. наук, Рос. акад. образования. Академический школьный учебник. (Перспектива) / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. М.: Изд-во «Просвещение», 2014.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней