Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Теоретические основы, исторический и зарубежный опыт нормативно-правового регулирования правоохранительной деятельности 6
1.1. Понятие правоохраны, правоохранительной деятельности и правоохранительных органов. Виды правоохранительных органов 6
1.2. Исторический и зарубежный опыт нормативно-правового регулирования правоохранительной деятельности 30
2. Нормативно-правовые основы деятельности правоохранительных органов 46
2.1. Проблемы правового регулирования деятельности органов обеспечения правопорядка и расследования преступлений 46
2.2. Проблемы правового регулирования деятельности органов судебной власти 52
2.3. Проблемы правового регулирования деятельности органов юридической помощи 70
Заключение 82
Список использованных источников 84
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Современный этап реформирования в России механизма государственного управления сопряжен с необходимостью разрешения целого ряда проблем. В их числе резкий рост в последнее десятилетие противоправных проявлений. С начала 90-х годов ежегодно привлекается к административной ответственности не менее 60 млн. человек, одна треть из них – по инициативе полицейских (милицейских) служб, из которых до 50 % – за проступки, посягающие на общественный порядок.
Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности.
Соблюдение таких правил соответствует интересам граждан, общества и государства, а их нарушение противоречит им и нередко приводит к вредным и даже общественно опасным последствиям (нарушение правил поведения в общественных местах мешает нормальной жизнедеятельности людей, безбилетный проезд пассажиров наносит имущественный ущерб транспортным предприятиям, нарушение правил дорожного движения ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, приводит к повреждению транспортных средств, снижает пропускную способность дорог).
Важнейшим условием эффективного обеспечения правопорядка органами государственной власти является слаженная и скоординированная работа правоохранительных органов, которые непосредственно обеспечивают правопорядок и защиту прав и свобод граждан. Соответственно, такие органы должны согласованно функционировать и взаимодействовать как между собой, так и с другими органами публичной власти. Правовой основой для этого является Указ Президента России от 18.04.1996 № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», который определил как примерный перечень правоохранительных органов, так и основные направления координационной деятельности таких органов.
Объект рассмотрения настоящей работы – общественные отношения в сфере организации системы правоохранительных органов в государстве.
Предмет анализа – нормы российского законодательства, регламентирующие организацию деятельности российских правоохранительных органов.
Степень разработанности темы. Несмотря на то, что иная служба играет важную роль в механизме современного Российского государства, правовое регулирование ее деятельности в настоящее время не вполне систематизировано, отсутствуют единые правовые основы и теоретические подходы к определению специфики данного вида государственной службы. На государственном уровне также не принята концепция и не сформирована единая программа развития правоохранительной системы в целом.
Не вполне четко определены и субъекты иной службы, хотя одним из самых важных вопросов является вопрос отнесения тех или иных государственных органов к правоохранительным и введения в них иной службы. Понятия «правоохранительная деятельность», «правоохранительные органы» широко используются в нормативных правовых актах Российской Федерации, однако действующее законодательство не содержит их четкого определения.
Цель исследования – рассмотреть проблемы нормативно-правового регулирования правоохранительной деятельности в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие правоохраны, правоохранительной деятельности и правоохранительных органов. Виды правоохранительных органов.
2. Изучить исторический и зарубежный опыт нормативно-правового регулирования правоохранительной деятельности.
3. Проанализировать проблемы правового регулирования деятельности органов обеспечения правопорядка и расследования преступлений.
4. Охарактеризовать проблемы правового регулирования деятельности органов судебной власти.
5. Рассмотреть проблемы правового регулирования деятельности органов юридической помощи.
Нормативно-теоретическая основа работы. При исследовании вопросов темы использовались нормативные акты, научная и учебная литература по теории государства и права, правоохранительным органам А.В. Васильева Э.П. Григониса, О.В. Харченко, Т.Н. Радько и др., а также статьи периодических изданий «Государство и право», «Журнал российского права», «Конституционное и муниципальное право», «Правоведение», «Административное право и процесс», «Государственная власть и местное самоуправление», «Российский следователь» и др.
Методы исследования. При написании работы широко использовались следующие методы научного познания: диалектический, историко-правовой, формально-логический, систематический, метод сравнительного правоведения и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной (исследовательской) части, заключения и списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ИСТОРИЧЕСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВО-ОХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие правоохраны, правоохранительной деятельности и право-охранительных органов. Виды правоохранительных органов
До настоящего времени в юридической литературе не достигнута общепризнанность используемой в правотворчестве терминологии относительно понятия «правоохранительная деятельность» или оно отсутствует. Определение термина «правоохранительные органы» до сих пор остается дискуссионным моментом. Ученые не пришли к единому мнению относительно перечня элементов системы правоохранительных органов, что, по нашему мнению, требует самостоятельного научного решения этой проблемы. И термин «правоохранительная деятельность», и сама деятельность в этой сфере являются достаточно новыми. Эти определения были сформулированы только в конце 50-х – начале 60-х гг. ХХ столетия. Поэтому до сих пор нет устойчивого значения понятия «правоохранительная деятельность» .
Вокруг этих определений все еще идут споры, что считать деятельностью в «охране права», какие органы относятся к правоохранительным, поскольку в отечественном законодательстве нет четкого понимания такой деятельности. Чтобы дать характеристику термину «правоохранительная деятельность», необходимо помнить, что разные ученые вкладывают в этот термин разное значение. Эти значения содержат довольно часто ограниченное содержание. Например, одни ученые подразумевают под такой деятельностью только деятельность определенных органов государственной власти в области борьбы с преступностью. То есть правоохранительная деятельность имеет сходный характер с борьбой с преступностью. Другие ученые считают, что это не только борьба с преступностью, а борьба со всеми правонарушениями (не только уголовного, но и административного и иного характера). Наконец, третьи ученые отождествляют правоохранительную деятельность с поддержкой общественного характера – обеспечением патрульной службы, порядка при проведении массовых мероприятий (митингов, парадов, протестных шествий и т. п.), ликвидации общественных беспорядков.
В этой связи К. Ф. Гуценко определяет правоохранительную деятельность как «государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка».
Существует единое в правовой науке мнение, что правоохранительная деятельность относится именно к охране права, чем и определяется ее название. По мнению К. Ф. Гуценко, правоохранительная деятельность как вид государственной деятельности имеет определенный перечень признаков. Первый признак проявляется в том, что охрана права совершается через воздействие юридических мер, а не иными средствами .
К юридическим мерам воздействия относятся меры государственного принуждения, меры взыскания, средства профилактики и противодействия преступности и иным правонарушений, которые имеют свое отображение в правовых нормах. Ко второму признаку правоохранительной деятельности относится требование соответствия вышеуказанных мер воздействия нормам права. Третий признак правоохранительной деятельности – это требование к ее реализации в соответствии с соблюдением определенных процедур. И последним, четвертым, признаком деятельности в сфере охраны права является условие ее реализации и проведения соответствующими специально уполномоченными органами государственной власти. Эти органы имеет в своем штатном составе в основном юристов и иных специалистов в области обеспечения правоохранительной деятельности.
Как отмечает С. Л. Лонь, большая часть ученых в своих учебниках и учебных пособиях пишут о том, что «понятие «правоохранительные органы» следует определять через категорию «правоохранительная деятельность», и такой подход представляется вполне обоснованным, так как органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, являются правоохранительными».
Между тем, по его мнению, нужно дополнительно раскрыть в соответствии с положениями науки теории государства и права термин «правоохранительная деятельность», выделив характерные черты правоохранительной деятельности:
1. Цель правоохранительной деятельности – охрана и защита прав и законных интересов граждан, государства и юридических лиц, а также гарантия исполнения ими своих обязанностей.
2. Правоохранительная деятельность возникает по причине уведомления о совершении правонарушения либо в связи с действиями по предупреждению правонарушений в будущем.
3. Основа осуществления правоохранительной деятельности – требования и предписания закона. Некие действия, относящиеся к правоохранительной деятельности, совершаются в связи с прямыми требованиями действующего законодательства, а иные – на основании устоявшихся процессуальных правил. Процессуальная форма осуществления правоохранительной деятельности означает устоявшуюся процедуру и последовательность действий по охране права.
4. Правоохранительная деятельность должна проводиться определенными субъектами, которых законодательство наделяет определенными правами и обязанностями. Физические лица, которые участвуют в правоохранительной деятельности, в основном обязаны иметь юридическую специализацию.
5. При проведении правоохранительной деятельности применяются меры государственного принуждения. Их специфика определяется компетенцией органа, который применяет их к правонарушителям.
6. Органы и лица, совершающие правоохранительную деятельность, имеют право требовать обязательное исполнение своих законных требований. К лицам, их не исполнившим, применяются новые меры принуждения, так как такое неисполнение является самостоятельным правонарушением.
Однако термин «правоохранительная деятельность» использовался и продолжает использоваться в различных наименованиях тем диссертаций на соискание ученой степени доктора юридических наук.
Правоохранительная деятельность – это осуществляемая специально уполномоченными правоохранительными органами особая деятельность государства по охране, защите прав и интересов гражданина, общества, государства, объединений граждан. Правоохранительная деятельность направлена на борьбу с преступностью, любыми проявлениями правонарушений, на обеспечение доступа к правосудию, оказание квалифицированной юридической помощи.
Правоохранительная деятельность – это властно-организующая деятельность соответствующих компетентных органов, которая направлена на обеспечение в обществе законности и правопорядка. Данная деятельность реализуется в строгом соответствии с законодательством посредством использования юридических мер воздействия.
Выполнение задач по правоохранительной деятельности, возложенных на правоохранительные органы, достигается реализацией следующих основных функций (Таблица 1) .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ. от 14.03.2020 № 1-ФКЗ). // Российская газета. – 04.07.2020. – № 144.
2. О судебной системе Российской Федерации [Текст]: федер. конституционный закон: [принят 31.12.1996 №1-ФКЗ: по состоянию на 08.12.2020] // Собр. законодательства РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1.
3. О прокуратуре Российской Федерации [Текст]: федер. закон: [принят 17.01.1992 № 2202-1: по состоянию на 01.07.2021] // Собр. законодательства РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.
4. О системе государственной службы Российской Федерации [Текст]: федер. закон: [принят 27.05.2003 № 58-ФЗ: по состоянию на 02.07.2021] // Собр. законодательства РФ. – 2003. – №22. – Ст. 2063.
5. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст]: федер. закон: [принят 27.07.2004 № 79-ФЗ: с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021] // Собр. законодательства РФ. – 2004. – №31. – Ст. 3215.
6. О государственных должностях Российской Федерации [Текст]: указ Президента РФ: [принят 11.01.1995 № 32: по состоянию на 29.10.2021] // Собр. законодательства РФ. – 1995. – № 3. – Ст. 73.
7. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [Текст]: [утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1: (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.08.2021)] // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 10. – Ст. 357.
8. О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью [Текст]: указ Президента РФ: [принят 18.04.1996 № 567: по состоянию на 31.12.2019] // Собр. законодательства РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1958.
9. О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка [Текст]: указ Президента РФ: [принят 11.12.2010 № 1535: по состоянию на 26.06.2013] // Собр. законодательства РФ. – 2010. – № 50. – Ст. 6656.
10. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
11. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [Текст]: пост. Конституционного Суда РФ: [принято 17.02.2015 № 2-П] // Собр. законодательства РФ. – 2015. – № 9. – Ст. 1389
12. Агаева, С.И. Деятельность правоохранительной системы в некоторых странах мира с федеративным формой государственного устройства / С.И. Агаева // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/02/85789 (дата обращения: 15.11.2021).
13. Акбарова, Ш.И. Основные направления деятельности министерства юстиции Российской Федерации [Текст] / Ш.И. Акбарова // Евразийский юридический журнал. – 2018. – № 7 (122).
14. Актуальные проблемы судебной власти в российской федерации: причины и способы решения // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 8(34), – Новосибирск / Лысенко Н.А.: СибАК, 2019. – 60-64 с
15. Алиев, Я.Л. Соблюдение законности в контексте предупреждения преступности сотрудников органов внутренних дел: Монография. / Я.Л. Алиев. – СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. – 113 с.
16. Ализаде, Э. А. оглы Соглашение об оказании юридической помощи / Э. А. оглы Ализаде // Юстиция. — 2017. — № 4. — С. 10–15
17. Амирбеков, К.И. Правоохранительная деятельность и правоохранительный орган: понятие и критерий разграничения / К.И. Амирбеков // Российская юстиция. – 2017. – №4.
18. Артемьев, А.М. К вопросу о принципах деятельности правоохранительной службы [Текст] / А.М. Артемьев // Российский следователь. – 2008. – № 1. – С. 33-35.
19. Астапова, Е. В. Договор возмездного оказания услуг и проблемы его исполнения / Е. В. Астапова, С. В. Кириченко // Юристъ-Правоведъ. — 2017. — № 4 (83). — С. 152–158.
20. Балина, С. А. Проблемы судебной системы в современной России / С. А. Балина // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 2(36). – С. 354-356.
21. Безруков, А.В. Конституционно-правовые основы обеспечения правопорядка органами прокуратуры в России [Текст] / А.В. Безруков // Российская юстиция. – 2016. – № 1. – С. 2-4.
22. Берегова, З.Р. К вопросу об определении понятия правоохранительных органов в Российской Федерации [Текст] / З.Р. Берегова // Молодой ученый. – 2019. – № 46 (284). – С. 97-99.
23. Бондарь, Н.С. Конституционализация прокурорского надзора в Российской Федерации: проблемы теории и практики [Текст] / Н.С. Бондарь, А.А. Джагарян // Конституционное и муниципальное право. – 2015. – № 5. – С. 14-17.
24. Васильева, Д. Д. О некоторых нюансах организационно-распорядительной деятельности судов судебной системы РФ / Д. Д. Васильева // Вестник современных исследований. – 2021. – № 5-4(43). – С. 11-13.
25. Гартина, Ю. А. Особенности правового регулирования оказания юридических услуг адвокатами / Ю. А. Гартина, В. В. Ермошина // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2020. — Т. 8, № 3. — С. 161–168.
26. Горелышева, Е. М. Некоторые проблемы договора возмездного оказания юридических / Е. М. Горелышева // Сфера знаний в вопросах культуры, науки и образования сборник научных трудов. Казань, 2018. — С. 74–77.
27. Гриненко, А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата [Текст] / А.В. Гриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 281 с.
28. Догадайло, Е.Ю., Носов С.И., Чепунов О.И. Проблемы совершенствования судебной системы Российской Федерации на современном этапе // Вестник Московского государственного областного университета, 2019 – 30 с.
29. Догадайло, Е. Ю. Проблемы совершенствования судебной системы Российской Федерации на современном этапе / Е. Ю. Догадайло, С. И. Носов, О. И. Чепунов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. – 2019. – № 1. – С. 28-38.
30. Доклад Генерального прокурора РФ на заседании Совета Федерации Федерального Собрания России 29.04.2016 г. [Электронный ресурс] URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-972030 (дата обращения: 15.11.2021).
31. Дремова, А.Н. Нормативно-правовое регулирование правоохранительной деятельности на федеральном и региональном уровнях [Текст] / А. Н. Дремова. // Молодой ученый. – 2021. – № 5 (347). – С. 179-181.
32. Ермолаев, К.А. Правовое регулирование и особенности правоохранительной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации [Текст] / К.А. Ермолаев // Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2020г.: Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. – С. 52-55.
33. Журкина, О. В. Критерии оценки качества оказания юридических услуг / О. В. Журкина // Юрист. — 2018. — № 10. — С. 70–76.
34. Занковский, С. С. Правовое регулирование и практика оказания возмездных юридических услуг / С. С. Занковский // Юридический мир. — 2017. — № 10. — С. 52–55.
35. Ильина, Н. Е. К вопросу об определении понятия правоохранительных органов [Текст] / Н.Е. Ильина // Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2016. – № 1(33). – С. 262–265.
36. Кашепов, В. П. Надзор за судебной деятельностью как конституционное начало организации судебной деятельности // Журнал российского права. 2017. № 12. С. 43–54
37. Колоколов, Н. А. Судебная власть: предложения Совета при Президенте России // Мировой судья. 2017. № 12. С. 11–17.
38. Конюх, Е. А. Невозможность исполнения договора возмездного оказания услуг, возникшая по вине исполнителя / Е. А. Конюх // Российская юстиция. — 2017. — № 8. — С. 7–10.
39. Легостаев, С.В. Координация деятельности по борьбе с преступностью: разграничение полномочий прокурора и руководителя региона [Текст] / С.В. Легостаев // Российская юстиция. – 2016. – № 2. – С. 63-65.
40. Ленковская, Р. Р. Содержание договоров возмездного оказания правовых и юридических услуг / Р. Р. Ленковская, А. А. Незнамова // Российская юриспруденция на современном этапе: проблемы и перспективы развития: сб. науч. тр. кафедры гражданскоправовых дисциплин юридического факультета Российского государственного социального университета. — Саратов : Саратовский источник, 2017. — С. 57–65.
41. Ленковская, Р. Р. Понятие и правовая природа правовых и юридических услуг / Р. Р. Ленковская // Пробелы в российском законодательстве. — 2015. — № 4. — С. 36–38.
42. Махов, В.Н. Роль прокурора в уголовном преследовании в России и зарубежных государствах [Текст] / В.Н. Махов // Законность. – 2014. – № 8. – С. 32-37.
43. Очаковский, В. А., Баранов Д. О. Правила обращения сотрудников органов внутренних дел с гражданами // Законность и правопорядок в современном обществе. 2016. № 34. С. 19–23.
44. Параносенков, П.М. Организация профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов и ее правовое регулирование в современных условиях [Текст] / П.М. Параносенков // Административное право и процесс. – 2016. – № 11. – С. 52-54.
45. Пеньков, М. В., Очаковский В. А. Проблемы применения мер административного пресечения // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 34-2. С.196–201.
46. Петрухин, И.Я. Проблема судебной власти в России [Текст] / И.Я. Петрухин // Государство и право. – 2015. – № 7. – С. 16-21.
47. Правоохранительные органы России: учебник для вузов [Текст] / под общ. ред. В.П. Божьева, Б.Я. Гаврилова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 296 с.
48. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для бакалавриата и специалитета [Текст] / В.А. Байдуков и др.; под ред. В.М. Бозрова. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. – 424 с.
49. Правоохранительные органы: учебник для академического бакалавриата [Текст] / под ред. Н.Г. Стойко, Н.П. Кирилловой, И.И. Лодыженской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 463 с.
50. Правоохранительные органы зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» [Текст] / под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой, Г.Б. Мирзоева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: закон и право, 2013. – 143 с.
51. Романько, В. И. Актуальные проблемы правового регулирования деятельности органов внутренних дел (полиции) / В. И. Романько // Эпомен. – 2018. – № 21. – С. 146-150.
52. Рыжов, Н.А. О зарубежном опыте правового регулирования деятельности частных военных и охранных компаний [Текст] / Н.А. Рыжов // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2019. – № 5. – С. 199–214.
53. Самодуров, А. С. Отличие договора возмездного оказания юридических услуг от иных договоров оказания услуг и проблемы его реализации / А. С. Самодуров // Вестник экспертного совета. — 2016. — № 2 (5). — С. 95–103
54. Сиротюк, А. З. О проблемах определения элементов системы органов судебной власти Российской Федерации и включения в нее органов со сложной правовой природой // Российская юстиция. 2016. № 11. С. 42–45.
55. Скогорева, Т.Ф. Основные направления деятельности правоохранительных органов по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением [Текст] / Т.Ф. Скогорева // Российская юстиция. – 2016. – № 11. – С. 28-30.
56. Суд и правоохранительные органы Российской Федерации. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата [Текст] / В.В. Ершов, В.А. Давыдов. - М.: Издательство Юрайт, 2017. – 164 с.
57. Суд и правоохранительные органы Российской Федерации в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата [Текст] / В.В. Ершов [и др.]; отв. ред. В. В. Ершов, Г. И. Загорский, В. И. Качалов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 338 с.
58. Суд и правоохранительные органы Российской Федерации в 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата [Текст] / В.В. Ершов [и др.]; отв. ред. В. В. Ершов, Г. И. Загорский, В. И. Качалов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 348 с.
59. Судебная практика в современной правовой системе России / Т. Я. Хабриева и др. М.: Норма: Инфра-М, 2017. 432 с.
60. Ткачев, И.В. О необходимости расширения полномочий по надзору за процессуальной деятельностью Следственного комитета [Текст] / А.П. Ткачев // Рос. юстиция. – 2014. – № 9. – С. 43-46.
61. Третьякова, В. П. Форма договора возмездного оказания юридических услуг / В. П. Третьякова // Вестник Томского государственного университета. Право. — 2018. — № 30. — С. 213–223
62. Черевко, В. В. Правоохранительные органы / В. В. Черевко. М.: Проспект, 2017. 550 c.
63. Шобухин, В.Ю. К вопросу о конституционно-правовом регулировании статуса российской прокуратуры [Текст] / В.Ю. Шобухин // Российское право: образование, практика, наука. – 2015. – № 4. – С. 74-75.
64. Шоваева, М. В. Оказание юридической помощи как вид договора возмездного оказания услуг / М. В. Шоваева, М. Ш. Удаев // Теория и практика современной науки. — 2019. — № 4 (46). — С. 276–280.
65. Штырина, Н. С. Договор возмездного оказания юридических услуг / Н. С. Штырина // Via scientiarum – Дорога знаний. — 2018. — № 2. — С. 198–204.
66. Шурыгина А. А. Понятие «сотрудник правоохранительных органов» // Молодой ученый. – 2019. – № 4(242). – С. 354–355.
67. Агаева С.И.К. Актуальные проблемы правового регулирования правоохранительной деятельности в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/02/85790