Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применять на практике.
Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений.
Проблемой развития коммуникативной сферы школьников занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Так, ученые рассматривали общение как процесс, деятельность (А.А. Леонтьев, Г.М. Андреева, Л.П. Буева). Вопросами формирования коммуникативных универсальных учебных действий занимаются А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.
Младший школьный возраст – это период, когда нужно формировать коммуникативные умения с целью устранения трудностей в общении с окружающими. В этом возрасте ребенок отходит от общения только внутри семьи и активно начинает строить отношения с учителями, одноклассниками, их родителями и старшими школьниками. Формирование коммуникативных УУД у младших школьников – одна из важнейших проблем современного преподавания в начальной школе.
Следовательно, проблема исследования заключается в определении педагогических условий, способствующих эффективности процесса формирования коммуникативных УУД в начальной школе.
Цель: теоретически обосновать проблему формирования коммуникативных учебных действий младших школьников и опытно-экспериментальным путем подтвердить эффективность применения технологии «Перевернутый класс» в этом процессе.
Объект: формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
Предмет: технология «Перевёрнутый класс» как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 3 класса.
Гипотеза: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 3 класса будет наиболее эффективным, если учитель применяет элементы технологии «Перевернутый класс»:
1) на уроках окружающего мира при самостоятельном изучении темы урока в домашних условиях;
2) при организации групповой работы в классе.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, раскрывая сущность понятия «универсальные учебные действия».
2. Описать понятие и структуру коммуникативных универсальных учебных действий.
3. Рассмотреть средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
4. Охарактеризовать технологию «Перевёрнутый класс» и методику её организации в начальном общем образовании.
5. Опытно-экспериментальным путем подтвердить влияние элементов технологии «Перевёрнутый класс» на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 3 класса.
6. Составить методические рекомендации для учителей начальных классов по организации технологии «Перевернутый класс» для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Теоретико-методологическая основа: требования Федерального государственного стандарта начального общего образования к планируемым результатам обучения; теоретические положения А.Г. Асмолова о значении коммуникативных универсальных учебных действий.
Методологическая основа: методика организации педагогической технологии «Перевернутый класс» Аарона Самса и Джонатана Бергманна.
Методы исследования:
1) Теоретические: анализ литературы.
2) Эмпирические: методика (опрос) «Кто прав?» авторов А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман; методика (наблюдение) «Узор под диктовку» А.Л. Венгер,
Г.А. Цукерман, педагогический эксперимент.
3) Методы обработки результатов: качественный и количественный анализ результатов.
Теоретическая значимость: систематизирован материал (на уровне ВКР) по вопросу формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Практическая значимость: разработана методика организации технологии «Перевернутый класс» для формирования коммуникативных УУД у младших школьников, которой могут воспользоваться учителя начальных классов и студенты специальности «Преподавание в начальных классах» по организации технологии «Перевернутый класс» для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста.
Апробация и внедрение результатов работы: внедрение работы проходило на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения с. Шира «Средняя образовательная школа №18», 3 класс.
Основные положения ВКР были апробированы в публикациях: тезисы «Реализация педагогический технологии "Перевернутый класс" в начальном общем образовании», в рамках в XX региональной научно-практической конференции «Студенческая наука - территория исследования» (г. Минусинск, 2021 г.).
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение с. Шира «Средняя общеобразовательная школа № 18».
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список (50 источников), 7 приложений (диагностические методики, материалы к урокам по технологии «Перевернутый класс», методические рекомендации).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1.1. Сущность понятия «универсальные учебные действия»
Анализ научной и методической литературы показал, что универсальные учебные действия рассматривают как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования второго поколения (ФГОС НОО) ориентирован на «формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными метапредметными умениями, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования» [49]. В стандарте эти умения названы «универсальными учебными действиями». Термин впервые ввел А.Г. Асмолов. В узком значении этот термин можно определить как «совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними умений и навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [5, с. 37]. Основной целью современного образования является научить учиться, а достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий [43, с. 20].
Согласно ФГОС НОО универсальные учебные действия обучающихся разделены на четыре группы: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные [50]. Каждая группа универсальных учебных действий наполнена определенными умениями, необходимыми для освоения младшими школьниками содержанием образования в рамках образовательной программы и формирования различных социальных компетенций.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
О.А. Карабанова выделяет следующие функции универсальных учебных действий:
– обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
– создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [25, с. 11].
Универсальные учебные действия (УУД) - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению Е. В. Сиденко, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» [43, с. 19].
Таким образом, можно определить понятие «универсальные учебные действия» - это умение учиться, т.е. способность к самосовершенствованию, саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Виды УУД. Их рассматривали многие учёные-педагоги (Ю.К. Бабанский, Э.М. Браверман, М.Ю. Демидова, Г.К. Селевко, Г.И. Щукина и др.).
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
– самоопределение – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
– смыслообразование – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
– нравственно-этическая ориентация – действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей [14, с. 59].
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
– целеполагание – как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
– планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
– прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
– контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
– коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
– оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
– саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий [19, с. 533].
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
– поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
– структурирование знаний;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
– смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
– постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера [24, с. 41].
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
– моделирование;
– преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
– анализ;
– синтез;
– сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
– подведение под понятие, выведение следствий;
– установление причинно-следственных связей;
– построение логической цепи рассуждений;
– доказательство;
– выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
– формулирование проблемы;
– самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Я.К. Смешанное обучение как инновационная образовательная технология [Текст] / Я.К. Абрамова // Перспективы развития информационных технологий. – 2018. – №17. – С. 115-119.
2. Агеева, Л.Е. К вопросу о формировании коммуникативной компетентности младших школьников [Текст] / Л.Е. Агеева // Вестник Казахского национального женского педагогического университета. – 2019. – № 1. – С. 214-220.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2014. – 373 с.
4. Андреева, Н.В. Шаг школы в смешанное обучение [Текст] / Н.В. Андреева, Л.В. Рождественская, Б.Б. Ярмахов. – М.: Рыбаков фонд, 2016. – 282 с.
5. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2011. – 284с.
6. Беловицкая, С.И. «Перевернутый класс» в условиях профессионального становления учителей начальных классов [Текст] / С.И. Беловицкая // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 66-4. – С. 16-20.
7. Богоряд, Н.В. Изменение роли преподавателя в концепции смешанного обучения [Текст] / Н.В. Богоряд, Т.Б. Лысунец // В мире научных открытий. – 2014. – №3(51). – С. 76-81.
8. Бодалев, А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Когито-Центр, 2015. – 600 с.
9. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения [Текст] / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. – М.: Юрайт, 2016. – 327 c.
10. Бороздина, Г.В. Психология общения [Текст] / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 463 c.
11. Бушуева, Г.М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников [Текст] / Г.М. Бушуева. – Калининград: Изд-во КГУ, 2013. – 206 с.
12. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников: практическое пособие [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2007. – 159 с.
13. Витковская, И.М. Особенности организации модели «Перевёрнутый класс» в обучении младших школьников [Текст] / И.М. Витковская, И.А. Панова // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2020. – Т. 11. – № 1. – С. 19-25.
14. Гиниятуллина, А.А. Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий [Текст] / А.А. Гиниятуллина // Методист. – 2011. – №9. – С.58–61.
15. Гладких, Е.А. Применение модели «перевернутый класс» в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в условиях дистанционного обучения [Текст] / Е.А. Гладких // Пермский педагогический журнал. – 2020. – № 11. – С.110-113.
16. Гришанова, И.А. Коммуникативная успешность младших школьников: теоретический и практический аспекты: монография [Текст] / И.А. Гришанова. – Москва – Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 20106. – 136 с.
17. Долгова, Т.В. Смешанное обучение – инновация XXI века. [Электронный ресурс]. – URL: http://interactiv.su/2017/12/31/ (дата обращения 09.01.22).
18. Загашеев, И.О. Учим детей мыслить критически [Текст] / И.О. Загашеев, С.И. Заир-Бек, И.В Муштавинская. – СПб.: Питер, 2013. –192 с.
19. Зимнякова, И.Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в процессе группового взаимодействия младших школьников [Текст] / И.Ю. Зимнякова // Наука и образование: новое время. – 2015. – № 1 (6). – С. 532–534.
20. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке [Текст] / А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2017. – №4. – С.3–5.
21. Игумнова, Е.А. Диалогическое взаимодействие – вектор развития современного образования [Текст] / Е.А. Игумнова // Педагогический имидж. – 2016. – №3. – С.8-15.
22. Ищенко, А. «Перевернутый класс» – инновационная модель обучения // Учительская газета. Независимое педагогическое издание. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ug.ru/method_article/876 (дата обращения: 17.01.2022).
23. Казанский, Н.Г. Методы и формы организации учебной работы в младших классах [Текст] / Н.Г. Казанский, Т.С. Назарова. – М.: Просвещение, 2014. – 223 с.
24. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. –128 с.
25. Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны [Текст] / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – №2. –С.11-12.
26. Кириллова, Л.В. Возможности смешанного обучения в реализации задач обучения и воспитания школьников [Текст] / Л.В. Кириллова // Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях. сборник материалов Международной электронной научно-практической конференции: в 4 т.. ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования». – 2018. – С. 154-161.
27. Кононова, Н.Г. Использование технологии «перевёрнутый класс» при проведении интегрированного урока в начальной школе [Текст] / Н.Г. Кононова // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации. сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2020. – С. 54-57.
28. Косикова, Л.В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / Л.В. Косикова // Психология обучения. – 2014. – № 2. – С. 114–121.
29. Кремнева, Н.А., Моисеева И.Ю. Проектирование урока окружающего мира по технологии «Перевернутый̆ класс» в начальной школе. [Электронный ресурс]. – URL: http://nova56.ru/primary/flippedclroom (дата обращения: 19.01.2022).
30. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка: Сб. ст. [Текст] / Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. – 144 с.
31. Лийметс, Х.И. Групповая работа на уроке [Текст] / Х.И. Лийметс. – М.: Наука, 2005. – 62 с.
32. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2013. – 320 с.
33. Литвинко, Ф.М. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования [Текст] / Ф.М. Литвинко // Сб. науч. ст. / Белорус. гос. ун-т; в авт. ред. Мн.: 2016. - Вып. 9. - С. 102–107.
34. Логинова, А.В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.moluch.ru/ archive/87/16877/ (дата обращения 10.01.22).
35. Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников. Дисс. канд. пед. наук : 13.00.01 [Текст] /Л.Я. Лозован. – Кемерово. – 181 с.
36. Матяш, Н.В. Проектная компетентность как результат образования [Текст] / Н.В. Матяш //Alma mater. Вестник высшей школы. – 2017. – № 4. – С. 32-35.
37. Микерова, Г.Ж. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / Г.Ж. Микерова// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – С. 33–36.
38. Оспенникова, Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества: в 2 ч. [Текст] / Е.В. Оспенникова. – Пермь, 2013. – 301 с.
39. Пастухова, М.В. Компетентность в общении: учебно-методическое пособие [Текст] / М.В. Пастухова. – Рязань: Рязанский государственный ун-т им. С. Есенина, 2017. – 236 с.
40. Пианицына, О.А. Перевернутый класс - современная форма обучения [Текст] / О.А. Пианицына, Д.Б. Жолдыбаева, Н.П. Мурзина // Актуальные вопросы в науке и практике. Сборник статей по материалам XI международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 67-72.
41. Проект Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (подготовлен Минобрнауки России 04.04.2018) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56649032/ (дата обращения: 11.01.2022).
42. Савенков, А.И. Педагогическая психология. В 2 ч. Часть 1 : учебник для СПО [Текст] / А.И. Савенков. – 3-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019 – 317 с.
43. Сиденко, Е.В. Универсальные учебные действия: от термина к сущности [Текст] / Е.В. Сиденко // Эксперимент и инновации в школе. – 2017. – № 3. – С.18–23.
44. Скрипова, С.В. Психолого-педагогические особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / С.В. Скрипова // Гуманитарные науки. Современное состояние и перспективы развития: сб. ст. в 1ч / гл. ред. С. В. Кусов. – Екатеринбург: Издательство «ИМПРУВ», 2017. – С. 19–25.
45. Спадабаева, О.А. Групповые формы работы на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / О.А. Спадабаева, Т.В. Караваева, И.Б. Киевская, С.И. Кузьмина [Электронный ресурс]. – URL: http://nova56.ru/primary/rlesgroups (дата обращения: 13.01.2022).
46. Столяренко, Л.Д. Психология общения [Текст] / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 317 c.
47. Трусова, Н.А. Использование модели «перевёрнутый класс» на уроках в начальной школе [Текст] / Н.А. Трусова // Образование. Технология. Сервис. – 2018. –. № 1 (6). С. 125-131.
48. Тюрикова, С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности [Текст] / С.А. Тюрикова. – М.: ГРНТИ: Народное образование, 2014. – 50 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 41 с.
50. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться [Текст] Г.А. Цукерман /. – М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. – 224 с.