Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современная языковая ситуация характеризуется активным расширением лексического состава языка, приспособлением иноязычных заимствований, появлением неологизмов. Значительно увеличивается вариативность языковых единиц. Зачастую это приводит к тому, что в сознании носителей русского языка закрепляется неверное представление о норме, тех или иных произносительных вариантах слова, их нормативно-стилистических характеристиках, что значительно понижает уровень речевой культуры. На помощь учителям в этом вопросе приходит работа со словарями. Работа со словарями на уроках русского языка очень важна и должна стать неотъемлемой частью практически каждого урока. У обучающихся должен появиться интерес к изучению словарей, а обращение к ним должно стать необходимостью. На начальных этапах изучения словарей учителю необходимо объяснить значимость и принципы работы со словарями для того, чтобы школьник без труда мог использовать любой словарь.
Современная школьная действительность выдвигает перед обучающимися и преподавателями достаточно серьезные требования к знаниям русского языка. Анализируя содержание заданий по русскому языку для ЕГЭ, становится понятно, что материалов одного школьного учебника, несомненно, будет мало для достижения желаемого результата на экзамене. Недостаточно будет и программных уроков по русскому языку. Работу по формированию прочных знаний русского языка следует проводить не только на уроках русского языка, но и во внеурочное время, выделяя в учебном плане школы отдельные часы для изучения различных курсов внеурочной деятельности по русскому языку, тематических кружков и элективных курсов. Оказать значительную помощь в освоении всех тонкостей русского языка смогут всевозможные словари, которыми широко богата современная российская лексикография. Не обойтись при подготовке к ЕГЭ без орфографических, орфоэпических и фразеологических словарей.
В школьной практике лингвистические словари занимают особое место. Использование словарей на уроках родного языка занимает важное место при закреплении материала по лексике и грамматике. Изучение таких разделов курса, как лексика и словообразование, включает знакомство школьников, если не со всеми, то с большей частью словарей, выработку у школьников умений пользоваться словарями. Каждый учитель-словесник может назвать те или иные интересные приёмы работы со словарями.
Высока роль словарей при изучении раздела «Лексика» в общеобразовательной школе, содержание которого наполнено различными видами словарной работы, что способствует формированию универсальных учебных действий. Для этого нужно обратить внимание на приемы и формы работы со словарями, словарной статьей.
Степень разработанности проблемы. Дидактические методы и приемы использования словарей русского языка на уроках и во внеурочной деятельности по русскому языку широко освещены в методической литературе прошлого столетия, но не утрачивают актуальности и сегодня. Среди наиболее авторитетных исследователей этой проблемы следует назвать имена выдающихся ученых-методистов М.Т. Баранова, А.В. Текучева, Д.Э. Розенталя, М.Р. Львова, Н.М. Шанского, А.Н. Тихонова. Методисты внесли значительный вклад в описание методов, приемов, технологий работы со словарями в средней школе, предложили оптимальные пути внедрения словарей в школьную действительность.
Актуальность настоящей выпускной квалификационной работы связана с насущной необходимостью создания научно и методически обоснованной системы орфоэпической работы на уроках русского языка для совершенствования умений и навыков обучающихся.
Объект исследования: процесс формирования лексикографических умений у обучающихся.
Предмет исследования: работа со словарями.
Цель данной работы: теоретическое обоснование и практические аспекты формирования лексикографических умений, обучающихся 5–6 классов, как условие усвоения норм орфоэпии.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
охарактеризовать развитие лексикографии на современном этапе;
рассмотреть основные типы школьных лингвистических словарей;
изучить практические аспекты работы с лингвистическими словарями как эффективное средство обогащения словарного запаса обучающихся средних классов;
разработать и организовать проведение работы по совершенствованию орфоэпических навыков в 5–6-х классах;
провести анализ проведенной работы.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что формирование лексикографических умений и развитие орфографической грамотности учащихся будет эффективным, если:
систематически используются орфографические словари;
обучающимся предлагаются разнообразные приемы работы со словарями;
работа с использованием словарей ведется не только на уроках русского языка, но и на внеклассных занятиях.
Методы исследования:
изучение и теоретический анализ психологической, дидактической, лингвистической и методической литературы;
педагогическое наблюдение за деятельностью учителей и обучающихся в учебном процессе;
различные виды педагогического эксперимента;
сопоставительный анализ экспериментальных данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в педагогическом процессе в школьном курсе русского языка.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 26 с. Краснокумского.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Баранов М.Т, Ипполитова Н.А. и др. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, 2016. – М.: Просвещение, 384 с.
4. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература» / Ф. И. Буслаев. – М.: URSS, 2010. – 374 с.
5. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка – М.: Юрайт. – 2019 г. – 266 с.
6. Брызгалова И.М., Карлова О.А. Словарная работа – ведущее звено в работе по развитию речи //Евразийский научный журнал. – 2017. – №1. С. 242.
7. Вознюк Л. В. Учебный анализ синонимов и антонимов с помощью школьных словарей / Л. В. Вознюк // Русский язык в школе. – 2008. – №6.
8. Воронкова Л.М. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Центрполиграф, 2012. – 543 с.
9. Гаврилина И.С. Проблемы современной лексикографии // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. – С.46.
10. Гируцкий А.А. Введение в языкознание: учебное пособие / А. А. Гируцкий. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 238 с.
11. Грушников П.Л. Орфографический словарь и методика работы с ним в начальных классах// Работа над словом па уроках русского языка в начальных классах. М.: Просвещение, 1973. –143 с.
12. Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. Нефедорова Н.А. Работа со словарями в системе школьного образования: Метод. рекомендации по работе со словарями на уроках русского языка/ Под ред. Л.В. Дудовой. –М. НП «Родное слово», 2017. – 150 с.
13. Демидова Н.И. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. Пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2014. – 168 с.
14. Друговейко-Должанская С.В. Русский язык: школьный энциклопедический словарь[Текст]/ С.В. Друговейко-Должанская, Д.Н. Чердакова. – СПб.: Санкт – Петербургский государственный университет, 2013. — 584 с.
15. Дубичинский В.В. Лексикография русского языка: учеб. пособие / Дубичинский В.В. – М.: Наука: Флинта, 2008. – 432 с.
16. Жирнова С.В., Комаров Б.А. Универсальный словарь науки в образовательном процессе. Принципы формирования // Научный альманах. – 2017. – № 2–2 (28). – С. 98–101
17. Караулов Ю. М. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. – М.: Наука, 1981. – 368 с.
18. Кодынева Л.Ю. Создание словарной статьи на уроках русского языка и во внеурочной деятельности // Поливановские чтения. – 2021. – № 15. – С. 47–52.
19. Козырев В.А. Лексикография русского языка: век нынешний и век минувший: монография / В. А. Козырев, В. Д. Черняк. – 2-е изд., испр. и доп. –СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – 631 с.
20. Козырев В.А., Черняк В.Д. Современный русский язык. Лексикография: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2016. – 300 с.
21. Козырев В.А., Черняк В.Д. Современные ориентации отечественной лексикографии // Вопросы лексикографии, 2014 г. – № 1(5). – С. 5–15.
22. Коробова С.Н. Ток-шоу «Нужны ли нам словари?»: IX класс / С. Н. // Уроки литературы: прил. к журналу «Литература в школе». – 2019. – № 5. – С. 8–10.
23. Кровицкая О.О. Украинская историческая лексикография в социокультурном пространстве // Исследование славянских языков и литератур в высшей школе: достижения и перспективы: Информ. материалы и тез. докл. междунар. науч. конф., 21–22 окт. 2003 г. / МГУ им М.В. Ломоносова. М., 2004. – С.111–112.
24. Круковер В. И. Школьный этимологический словарь русского языка. – М.: Виктория Плюс, 2020. – 288 с.
25. Крысин Л.П. Слово в современных текстах и словарях. Очерки о русской лексике и лексикографии. – 2008. – 320 с.
26. Лысова А.Н., Барбашова Е.Н. Проблемы современной орфоэпии и пути их решения через формирование орфоэпической грамотности // Славянские чтения. – 2015. – №10. – С. 55–58.
27. Морковкин В.В. Об объеме и содержании понятия «теоретическая лексикография» / В.В. Морковкин // Вопросы языкознания. – 1987. – № 6. – С. 33–42.
28. Морковкин В.В. Основы теории учебной лексикографии: автореферат дис. ... доктора филологических наук: 10.02.01. – М.: Ин–т рус. яз. им. А. С. Пушкина, 1990. – 72 с.
29. Морковкин В.В. О базовом лексикографическом знании / В.В. Морковкин // Учебники и словари в системе средств обучения русскому языку как иностранному. – М.: Русский язык, 1986. – С. 102–117.
30. Рождественская Р.Л. Работа со словарями на уроках русского языка как средство формирования информационной культуры школьников// Начальная школа. – 2017. – №4. – С. 43–45.
31. Розенталь Д.Э. Русский язык. Сборник правил и упражнений. М.: Эккмо, 2022. – 464 с.
32. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь–справочник лингвистических терминов. – М.: Астрель, 2001. – с. 624.
33. Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая рос. энцикл. : Дрофа, 2008. – 703 с.
34. Срезневский И.И. Разбор словаря. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nlr.ru/e-case3/sc2.php/web_gak/lc/94700/33 (дата обращения: 27.11.2021 г.).].
35. Тихонов А.Н. Словарь-справочник по русскому языку / А.Н. Тихонов, Е.Н. Тихонова, С.А. Тихонов; Под ред. А.Н. Тихонова. – 4. изд., стереотип. – М.: Цитадель, 2005. – 704 с.
36. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для обучающихся. – М.: АЙРИС–ПРЕСС, 2021. – 576 с.
37. Толковый словарь русского языка [Текст]: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений: [12+] / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. – 28–е изд., перераб. – М.: Мир и Образование, cop. 2017. – 1375 с.
38. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. – М.: УРАО, 2002. – 592 с.
39. Федорова Т.Л. Школьный орфографический словарь русского языка. 85 000 слов с грамматическим приложением. – М.: Стандарт, 2020. – 736 с.
40. Цывин А.М. К вопросу о классификации русских словарей / А.М. Цывин // Вопросы языкознания. – 1978. – № 1. – С. 100–108.
41. Черняк В. Д., Дунев А. И. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для вузов; под ред. В. Д. Черняка. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2022. – 389 с.
42. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М.: Дрофа, 2016. – 576 с.
43. Шемшуренко М.Е. Школьный словарь синонимов и антонимов русского языка. – М.: Виктория Плюс, 2020. – 608 с.
44. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся / М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова; [Текст] / под ред. Ф. П. Филина. – М.: Просвещение, 1999. – 463 с.
45. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 432 с.