Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современное время всё больше детских организаций сталкиваются с такой проблемой, как речевые нарушения у детей. Нарушение звуковой культуры речи, является одной из актуальных задач логопедии. При фонетико-фонематическом недоразвитии речи.
Работа над звуковой стороной речи становится все более актуальной для учителя начальных классов. Наблюдения показывают, что с каждым годом количество детей с проблемами звукопроизношения не уменьшается, а увеличивается. Причин этому много. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит перед телевизором и за компьютером, чем в живом общении. Это негативно влияет на все аспекты речевого развития. Конечно, исправлением проблем, связанных с артикуляцией, занимается в первую очередь специалист-логопед, но и учитель может и должен проводить работу по совершенствованию звукопроизношения, развитию интонации. Такая работа может проводиться во время речевых разминок на уроках литературного чтения (например, перед чтением стихотворных текстов), а на уроках русского языка скороговорки могут использоваться на минутках чистописания (сначала написали, затем правильно произнесли, поработали над интонацией).
Понятие звуковой культуры речи и задачи работы по её воспитанию раскрываются в работах таких педагогов, как А. М. Алексеева, Н. С. Баренцева, В. И. Бельтюков, А. И. Максаков.
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Л. С. Выготский, Г. А. Каше, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин) подтверждают, что недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе.
Проблема формирования звуковой культуры речи у младших школьников с нарушением речи в педагогической теории практики не является новой. Однако возникает вопрос о педагогических условиях, оптимизирующих процесс формирования звуковой культуры речи у младших школьников с легким нарушением речи.
Часто мы недооцениваем богатейший потенциал скороговорок как замечательного средства для развития ребенка. Скороговорка – это веселая забава, которая приносит массу положительных эмоций, одновременно это достаточно сложный труд и средство развития артикуляционно-речевого аппарата, да и интеллектуальной сферы в целом. Скороговорки являются эффективным средством развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей [23].
Одним из первых исследователей народного фольклора, кто заинтересовался этим жанром, был В. И. Даль. Он дает такое определение скороговорки: «Частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья» [4]. Однако современные ученые и методисты, в отличие от Даля, различают скороговорки и чистоговорки как два разных жанра. Последние, например, не требуют быстрого произношения, но непременно должны произноситься правильно и осознанно.
В результате чего нами установлено противоречие между необходимостью формирования звуковой культуры речи у младших школьников с легкими нарушением речи и недостаточной разработанностью педагогических условий.
Выявленное нами противоречие, позволило обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия скороговорок для формирования звуковой культуры речи у младших школьников с легким нарушением речи?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Использование скороговорок на уроках литературного чтения как средства формирования звуковой культуры речи у младших школьников с лёгкими нарушениями речи».
Цель исследования – изучение особенностей развития звуковой культуры речи с помощью скороговорок при обучении у младших школьников с легким нарушением речи и разработка сборника упражнений и конспектов уроков по литературном чтению, направленных на развитие звуковой культуры речи младших школьников с легким нарушением речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие звуковой культуры речи у младших школьников с легким нарушением речи с использованием скороговорок будет эффективно при условии:
1. Наличия на уроках литературного чтения скороговорок с основе различных звуковых фонем, которые обеспечат развитие звуковой культуры речи младших школьников с легким нарушением речи.
2. Использования заданий, включающих в себя применение скороговорок, при использовании которых у детей младшего школьного возраста с легким нарушением речи будут задействованы реализовываться артикуляционные и интонационные средства звуковой культуры.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать возрастные особенности младших школьников с легкими нарушениями речи;
2. Изучить процесс формирования звуковой культуры речи у младших школьников с легким нарушением речи;
3. Проанализировать возможность использования скороговорок на уроках литературного чтения для формирования звуковой культуры речи младших школьников с легкими нарушениями речи;
4. Выявить уровень развития звуковой культуры речи у младших школьников с легкими нарушениями речи;
5. Разработать сборник упражнений и конспекты уроков, направленных на развитие звуковой культуры речи на уроках литературного чтения у младших школьников с легкими нарушениями речи с использованием скороговорок.
Методы исследования:
- теоретические – сбор и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, её обобщение в виде глав и параграфов работы;
- эмпирические – педагогический эксперимент, разработка конспектов уроков по литературному чтению для начальной школы, сборника упражнений, содержащий скороговорки различных звуковых фонем для формирования правильной звуковой культур у младших школьников с легкими нарушениями речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании педагогических возможностей скороговорок для формирования звуковой культуры речи у младших школьников с легкими нарушениями речи.
Практическая значимость исследования основана на разработке педагогических условий для формирования правильной звуковой культур у младших школьников с легкими нарушениями речи: сборник упражнений с применением скороговорок, конспекты уроков по литературному чтению.
ГЛОССАРИЙ
1. Звуковая культура речи – это собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора) [17].
2. Младший школьный возраст - этап индивидуального психического развития, который продолжается от 6-7 до 10 лет, когда ребенок проходит обучение в начальных классах (1-4 классы) современной школы [17].
3. Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию [17].
4. Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни [17].
5. Развитие – изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата; процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата; процесс и результат количественных и качественных изменений человека [17].
6. Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией [8].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКОРОГОВОРОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКИМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Возрастные особенности младших школьников с легкими нарушениями речи
К моменту поступления в школу многие дети полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют достаточный словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Но не у всех детей процесс
овладения речью происходит одинаково. Иногда он может задержаться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход развития.
Среди учащихся массовых школ есть дети с теми или иными отклонениями в речевом развитии. Такие отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка. Соответственно этому учащиеся подразделяются на несколько групп. Каждая из таких групп нуждается в особом подходе в процессе обучения и воспитания [3].
Некоторые отклонения в речевом развитии могут быть преодолены в условиях обучения в специальных логопедических школах; другие оказывается возможным устранить в условиях массовой школы на созданных при них логопедических пунктах. Речевые недостатки, наиболее часто встречающиеся у учащихся начальных классов, нередко затрудняют овладение ими правильным чтением и грамотным письмом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М. М. Теория и методика развития речи детей. 5-е изд / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2015. - 448 с.;
2. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова; под ред. Волковой Л. С. — М. : ВЛАДОС, 2008 — С. 24-28.
3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. — 472 с.
4. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. Даль. - М. : Рус. яз., 1980.
5. Кожевников, В. М. Литературный энциклопедический словарь / В.М. Кожевников, П.А. Николаев. - М.: Советская энциклопедия, 2010 –751 с.
6. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е. В. Колесникова. — М. : Гном и Д, 2000. - 15 с.
7. Крупенчук, О. И. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. / О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева. — СПб. : Литера, 2009 — 42 с.
8. Кубасова, О. В. Литературное чтение. Методические рекомендации, 2 класс / О. В. Кубасова. - М.: Ассоциация ХХI век, 2016 – 126 с.
9. Лазаренко, О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей / О. М. Лазаренко.— М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.
10. Латыпова, Н. Х. Изучение фольклорных произведений на уроках литературы в начальных классах / Н. Х. Латыпова //Начальная школа. – 2013 – №1. – С. 22 – 29.
11. Литературное чтение: Учебник для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – Ч. 2./ Авт.-сост. Л.А. Ефросинина. 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 160 с.: ил. – (Начальная школа XXI века). ISBN 5-88717-372-6.
12. Логопедия : учеб для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. К. П. Беккер, М. Совак. — М. : Просвещение, 1983 — 267 с.
13. Логопедия. Теория и практика / Под ред. Д. п. н. профессора Филичевой Т. Б. — Москва : Эксмо, 2017 — 608 с.
14. Лурия, А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. Экспериментальное исследование / А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович. — М.: АПН РСФСР, 1956 — 94 с.
15. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В.
16. Рендакова, Е. М. Использование методики скороговорения для развития речи младших школьников / Е. М. Рендакова // Начальная школа. 2000. № 11. С. 34–39.
17. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи: (1-4 кл.) / Л. Ф. Спирова; Науч.- исследоват. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1980 — 192 с.
18. Ступина, Е. А. Формирование речевой культуры учащихся на основе восприятия произведений народного искусства / Е. А. Ступина // Начальная школа. 2011. № 11. С. 49–53.
19. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф. А. Сохина. 3-е изд. - М. : Просвещение, 2013. - 230 с.;
20. Трубникова, Н. М. Практическая логопедия: учеб.-метод. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2002 — 97 с.
21. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. 56 учреждений. / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 — 288 с.
22. Черкасова, Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи / Е. Черкасова // Дошкол. Воспитание, № 11, 2006 — 104 с.
23. Шевчук, И. В. Роль устного народного творчества в воспитании младших школьников / И. В. Шевчук // Казанский педагогический – 2017 – №4. – С. 106 – 109.