Фрагмент для ознакомления
2
Отличительные особенности становления определенных представлений (в том числе и по безопасности на дороге) у учащихся средних классов напрямую связаны с развитием у них степени их обобщенности и осознанности. Первоначально начинает проявляться уровень эмоциональных обобщений, характеризующийся умением обучающихся верно ориентироваться в общей оценке поступков, при этом относя их к хорошим или плохим. Следующая ступень – это пассивное овладение отдельными понятиями. Школьники пока еще не пользуются активно отдельными понятиями с целью обозначения определенного факта, однако этот же факт они обозначать могут нужным словом, его выбрав из нескольких. Далее школьники учатся раскрывать понятие уже через указание на характерный поступок, например: «Он поступает правильно, потому что не создает угроз жизни и здоровью других людей на дороге». Наконец, на более высокой ступени развития представлений о безопасности различные обобщенные поступки начинают выражаться в соответствующем понятии.
Для школьников средней школы соотношение поведения и осознание безопасной стороны явлений жизни в первую очередь характеризуется следующими отличительными особенностями: первоначально это поведение, которое основывается на эмоциональных обобщениях. Далее прослеживается увеличение объема поступков и ситуаций, которые соответствуют нравственной норме, которую подросток уже способен сформулировать.
Для подростков характерны вполне типичные ошибки поведения на дороге и в дорожной среде. Они нередко часто действуют необдуманно, так как их мотивационная сфера по темпам развития несколько отстает от интеллектуальной. Нередко подростками мотивы не осознаются, а воля у них еще не сформирована.
В результате этого подросток может выскочить внезапно на дорогу перед близко идущим транспортом (например, увидев на противоположной стороне друга или одноклассника) из-за препятствия, сооружения, зеленых насаждений. По такой же причине подростки неправильно выбирают место для перехода улицы, являются неосторожными при посадке, а также высадке из маршрутного транспорта [26, c. 56].
Подростки еще не в полной мере осознают, что такое опасность вообще. Поэтому очень важно обучать их безопасному поведению и расширять их знания о последствиях неправильного поведения на дороге. Тогда у подростков сформируются умение прогнозировать опасность и ее последствия, а также способность правильно оценивать свои возможности.
Учащимся средней школы важно прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, осторожность, дисциплинированность, наблюдательность – то есть все те личностные качества, которые способствуют им адаптироваться к дорожной среде.
Также следует указать, что безопасность поведения подрезающего поколения на улице, дороге, на транспорте во многом зависит от ближайшего окружения, а также нравственной атмосферы в подростковой среде и семье. Формирование умений и навыков безопасного поведения подростков на дороге в качестве психолого-педагогического воздействие должно быть направлено на обеспечение дорожной безопасности учащегося средней школы, и одновременно должно осуществляться в школе и в семье.
При этом эффективность воспитания напрямую зависит от интенсивности обратных связей между учащимися и педагогом, величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на их поведение. В том случае, если педагог поддерживает правильные действия учащегося и вовремя устраняет ошибки, тогда такого рода работа будет эффективной.
Для того, чтобы правила прочно усваивались, важно в учебно-воспитательном процессе использовать разум, эмоции и действие.
Понимание и осознание подростками безопасных действий необходимо проверять в реальных условиях или же максимально к ним приближенным [3].
Подросток на дорог может руководствоваться исключительно своими мотивами, далекими от безопасного поведения. Он, например, может просто не чувствовать опасности, стремясь перейти дорогу перед идущим транспортом в неположенном месте. Может своего рода «показательно лихачить», то есть перед сверстниками показывать, как ему кажется, бесстрашие, ловкость, так называемую «взрослость». Все это может привести к печальным последствиям и для подростка, и для окружающих.
Далее более подробно остановимся на умениях безопасного поведения подростков на дорогах.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева, Н.Н. Безопасность: учеб. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей / Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 144 с.
2. Асламова, В.С. Системный анализ травматизма с участием детей на российских автомобильных дорогах / В.С. Асламова, А.А. Минко, А.А. Асламов, Е.А. Асламова. // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2021.– № 2 (70). – С. 189–199.
3. Асянова, С.Р. Формирование культуры безопасного поведения школьников на дорогах в условиях современного города: автореф. дис. канд. пед. наук / С.Р. Асянова. – Уфа, 2012. – 24 с.
4. Ахмадиева, Р.Ш. Безопасность жизнедеятельности на дорогах как направление современных психолого-педагогических знаний: учеб.-метод. пособие / Р.Ш. Ахмадиева, И.Ш. Мухамедзянова. – Казань: ГБУ «НЦБЖД» 2016. – 120 с.
5. Ахметов, Н.К. Игра как процесс обучения / Н.К. Ахметов // Вестник научно-педагогического центра. - 2015. - № 22. - С. 8 – 10.
6. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод. пособие / Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 272 с.
7. Безопасное поведение на дорогах [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: URL:https://tgim1.edusite.ru/p133aa1.html (дата обращения: 18.11.2021).
8. Белая, К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь / К.Ю. Белая. – М.: Аванта+, 2017. – 124 с.
9. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2011. – 112 с.
10. Вдовиченко, Л.А. Ребенок на улице / Л.А. Вдовиченко. – М.: Норма, 2016. – 98 с.
11. Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе: учеб.-методич. пособие / И.С. Гринченко. – М.: ЦГЛ, 2017. – 80 с.
12. Давидчук, А.Н. Обучение и игра: метод. пособие / А.Н. Давидчук. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 168 с.
13. Демиденко, Л.В. Значение дидактических игр в развитии детей / Л.В. Демиденко // Проблемы педагогики. – 2020. – №1. – С. 32 – 34.
14. Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2019 / Всемирная организация здравоохранения. – М.: Весь мир, 2020. - 282 с.
15. Дорожные «ловушки» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: URL: https://екатеринбург.рф/жителям/образование/безопасность/пдд/ловушки (дата обращения: 19.11.2021).
16. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1996 – 343 c.
17. Игнатович, И.С. О психологических играх [сайт] [Электрон. ресурс] / И.С. Игнатович. – Режим доступа: URL: https://www.b17.ru/article/?razdel=7. – (дата обращения: 14.11.2021).
18. Клебельсберг, Д. Транспортная психология / Д. Клебельсберг; пер. с нем., под ред. В.Б. Мазуркевича. – М.: Просвещение, 2014. – 278 с.
19. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова. – М.: МарТ, 2013. – 448 с.
20. Козловская, Е.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание школьника / Е.А. Козловская, С.А. Козловский. – М.: Просвещение, 2017. – 164 с.
21. Козловская, Е.А. Обучение школьников безопасному поведению на улицах и дорогах (для педагогов образовательных учреждений) / Е.А. Козловская, С.А. Козловский. – М.: Всеобуч, 2017. – 160 с.
22. Козловская, Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: метод. пособие / Е.А. Козловская; под общ. ред. В. Н. Кирьянова. – М.: Педагогика, 2017. – 164 с.
23. Козловская, Е.А. Формирование и функционирование системы обучения безопасному поведению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (для органов управления образованием и образовательных учреждений) / Е.А. Козловская, С.А. Козловский. – М.: Педагогика, 2016. – 144 с.
24. Козловская, И.А. Организация занятий по обучению школьников безопасному поведению на улице / И.А. Козловская // Справочник старшего воспитателя школьного учреждения. – 2017. - № 2. – С. 31-34.
25. Колесников, Р.В. Состояние, особенности и основные показатели дорожно-транспортных преступлений, совершаемых несовершеннолетними / Р.В. Колесников // Вестник Воронежского института МВД России. – 2019. – № 1. – С. 151–158.
26. Короткий, А.А. Дорожно-транспортные происшествия: основные причины, анализ аварийности, методы снижения / А.А. Короткий, О.А. Бахтеев // Безопасность техногенных и природных систем. – 2019. – Т. 2. – С. 50–55.
27. Кузнецова, С.Л. Современное состояние теории методов обучения / С.Л. Кузнецова // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – №4. – С. 141-145.
28. Кукушин, В.С. Педагогические технологии / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д., 2012. – 312 с.
29. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М: Педагогика, 2014. – 288 с.
30. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. – Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. – 52 с.
31. Методические рекомендации по обучению школьников Правилам дорожного движения / под общ. ред. А.В. Рубина. – Красноярск, 2016. – 74 с.
32. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология, детство, отрочество / В.М. Мухина. – М.: «Академия», 2017. – 456 с.
33. Педагогический словарь / под ред. М.А. Данилова и Б.П. Есипова. – М.: Просвещение 2017. – 624 с.
34. Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.09. 2016 г. № 07-3840 «О дополнительных мерах по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71429432/.(дата обращения: 26.11.2021).
35. Причины детского травматизма [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: URL: https://dshiharp.yam.muzkult.ru/media/2018/09/24/1220310094/detskiy_trvmatizm.pdf (дата обращения: 23.11.2021).
36. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении: методическая разработка / сост. О.Я. Скворцова. – Ярославль, 2019. – 40 с.
37. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. – М.: Современное слово, 2010. – 720 с.
38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2016. – 712 с.
39. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения: сайт Госавтоинспекции [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: URL:http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения 21.12.2021). – Текст: электронный.
40. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т.1. – 816 с.
41. Толочко, Е.И. Культура безопасного поведения на дорогах как многоаспектная социально-педагогическая проблема / Е.И. Толочко // Человек и образование. – 2015. – № 1. – С. 173-181.
42. Трайнев, В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика) / В.А. Трайнев. – М.: Дашков и Ко, 2018. – 282 с.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17. 12. 2010 г. №1897) [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: URL:https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 24.11.2021).
44. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 02.07. 2021 г. № 343-ФЗ [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: URL:https://base.garant.ru/10105643/ (дата обращения: 24.11.2021).
45. Цой, Н. Современные игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников [Электрон. ресурс] / Н. Цой. – Режим доступа: – URL: detskijsad\didakticheskaja-igra-kak-sredstvo-intelektualnogo-razvitija.html (дата обращения: 16.11.2021).
46. Человек, автомобиль, дорога: пособие для учащихся 5-7 классов по изучению Правил дорожного движения / сост. В.А. Самкова, О.Г. Белоусов. – М.: Просвещение, 2016. – 112 с.
47. Шлаков, С.А. Игры учащихся / С.А. Шлаков. – М.: АСТ, 2014. – 114 с.
48. Юный велосипедист. Юный пешеход. Сто вопросов по дорожной безопасности. – Воронеж: УГИБДД УВД Воронежской обл., 2014. – 98 с.
49. Якупов, А.М. Современная парадигма предотвращения дорожно-транспортных происшествий по вине или неосторожности детей и подростков / А.М. Якупов. – Магнитогорск: Магнитогорск. Дом печати, 2008. – 34 с