Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный образовательный процесс сегодня трудно представить без грамотного и квалифицированного педагога, который на всех этапах школьной жизни будет сопровождать ребенка. Профессиональному личностному становлению будущих учителей уделяется особое внимание, потому что только компетентный специалист сможет обеспечить не только эффективность самого процесса обучения, но и сможет способствовать полноценной и быстрой социализации личности ребенка, ее адаптации к быстро меняющимся условиям современного мира. В данном отношении подготовка будущих преподавателей учебного курса «Технологии» может помочь школьникам овладеть основами проектной деятельности, способствовать развитию творческого мышления, формированию технологической картины мира. Технология проектного обучения на сегодняшний день одна из самых востребованных и овладение ею подростками позволит последним в будущем быть не только конкурентоспособными на рынке труда, но и полностью реализовать весь спектр своих талантов и возможностей.
Актуальность выбранной темы обусловлена еще и тем, что сегодня проектной деятельностью могут заниматься не только взрослые. С учетом возрастных особенностей и при грамотном сопровождении взрослых проектная деятельность вполне по силам и старшим подросткам, учитывая их стремление быть самостоятельными и независимыми, принимать решения по преобразованию мира вокруг себя, интереса к способам работы с информацией.
Однако, следует отметить, что несмотря на то, что современная российская школа испытывает острую нужду в компетентных специалистах, подготовка преподавателей технологии требованиям формирования технологической компетенции соответствует не в полной мере.
Вопросам профессиональной подготовки будущих педагогов, раскрытию сущности компетентностного подхода к обучению и воспитанию детей и подростков посвящено много работ как отечественных, так и зарубежных специалистов. В своих работах В. Н. Введенский, А. В. Ефанов, В. А. Адольф, М. В. Болина, А. С. Белкин, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др. выделяют различные виды профессиональной компетентности, делают акцент на содержании и профессионализме учителя как важнейших показателях профессионализма личности в целом [1; 26].
Совершенствованию процесса подготовки к педагогической деятельности будущих учителей технологии, а также общетеоретическим аспектам изучения взаимосвязи обучения технологии с основами смежных наук большое внимание уделяли С. Я. Батышева, Р А. Галустова, П. Р. Атутова, Г. М. Гаджиева, В. А. Полякова, Е. М. Муравьева, В. Д. Симоненко, М. Н. Скаткина, Ю. Л. Хотунцева [8; 9].
Основой технологической компетентности будущего учителя технологии является активное включение его самого в реализацию проектных мероприятий. При отсутствии такового практического применения, полученных в вузе знаний, возникает определенный диссонанс, актуализируется проблема разрешения противоречия между тем, что должен знать уметь и делать (технологические умения) учитель технологии и отсутствием механизма формирования его технологической компетенции. Отсутствие методических научно-обоснованных рекомендаций и четких представлений о структуре и сущности проектной деятельности в целом – еще одна проблема в формировании технологической компетентности будущего преподавателя технологии [8].
Исходя из актуальности данной проблемы мы сформулировали тему нашей работы «Дидактическое и технико-экономическое обоснование формирования готовности будущего учителя технологии к разработке и реализации командного проекта (на примере дисциплины «Основы проектной деятельности»).
Целью данной работы является дидактическое и технико-экономическое обоснование формирования готовности будущего учителя технологии к разработке и реализации командного проекта посредством дисциплины «Основы проектной деятельности».
Объект исследования: дидактическое и технико-экономическое обоснование формирования готовности будущего учителя технологии к разработке и реализации командного проекта.
Предмет исследования: содержание проектной деятельности в профессиональной подготовке будущих учителей технологии на примере дисциплины «Основы проектной деятельности».
Гипотеза исследования: формирование готовности будущего учителя технологии к разработке и реализации командного проекта будет более эффективным, если:
профессионально важные знания, умения, навыки, а также личностные качества и готовность к организации, осуществлению и управлению проектной деятельностью обучающихся формировать у будущих учителей технологии в период обучения в вузе;
ориентировать студентов на самореализацию в проектной деятельности.
В ходе работы нами были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть дидактическое и технико-экономическое обоснование формирования готовности будущего учителя технологии к разработке и реализации командного проекта в психолого-педагогической литературе;
определить понимание готовности будущего учителя технологии к разработке и реализации командного проекта;
выявить сущность и особенности командного проекта на примере дисциплины «Основы проектной деятельности»;
провести экспериментальное исследование формирования готовности будущего учителя технологии к разработке и реализации командного проекта.
проанализировать результаты экспериментального исследования формирования готовности будущего учителя технологии к разработке и реализации командного проекта и сделать соответствующие выводы.
Методы:
теоретические – анализ, сравнение, обобщение, систематизация;
эмпирические – анкетирование, эксперимент, обработка данных.
Экспериментальная база исследования:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого». Контингент испытуемых – студенты в количестве 12 человек. Средний возраст испытуемых – 20 лет.
МБОУ «СОШ № 14» города Тулы. Контингент испытуемых – учащиеся 8-х классов в количестве 20 человек. Средний возраст испытуемых – 13-14 лет.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя. – Красноярск: КГУ, 1998. – 310 с.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
3. Алексеева Е. А., Морозова М. В. Проектная технология во внеурочной деятельности как способ реализации ФГОС основного общего образования [Электронный ресурс] // Видеонаука. – 2018. – № 2 (10). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-tehnologiya-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-kak-sposob-realizatsii-fgos-osnovnogo-obschego-obrazovaniya (дата обращения: 17.12.2021).
4. Белова Т. А. Отношение педагогов и преподавателей к организации проектной деятельности учащихся [Электронный ресурс] // Вестн. ТГПУ. – 2011. – № 10. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-pedagogov-i-prepodavateley-k-organizatsii-proektnoy-deyatelnosti-uchaschihsya (дата обращения: 17.12.2021).
5. Богданова Р. А. Педагогическое сопровождение проектной деятельности младших школьников [Электронный ресурс] // Сиб. пед. журн. – 2012. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-proektnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 17.12.2021).
6. Бондаренко С.А. Формирование профессиональной готовности конкурентоспособного специалиста // Модернизация высшей школы: 56 обеспечение качества профессионального образования: мат-лы Всерос. науч.- практ. конф. – Барнаул: Изд-во ААЭП, 2004. – Ч. 1. – 188 с.
7. Воропаев В. Управление проектами: Неиспользованный ресурс в экономике России [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://blog.iteam.ru/upravlenie-proektami-neispolzovannyj-resurs-v-ekonomike-rossii/ (дата обращения: 19.12.2021)
8. Гаджиев Г. М. Проектно-преобразовательная деятельность школьников. – Махачкала: Радуга, 2002. – 274 с.
9. Гаджиев Р. Д. Формирование технологической компетенции будущего учителя (на примере учителя Технологии и предпринимательства): Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Махачкала, 2012. – 22 с.
10. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996. – 118 c.
11. Дадабаева Б. М. Формирование проектных команд в управлении развитием университета // Известия Кыргызского государственного технического университета им. И. Разакова. – 2014. – № 32-2. – С. 435–438.
12. Галустян О. В., Радченко Л. А., Плешаков М. А., Пальчикова Г. С. Понятие компетенции и компетентности в современной педагогике/ / Гуманитарные науки. – 2019. №2. С.10-14. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiya-kompetentsii-i-kompetentnosti-v-sovremennoy-pedagogike (дата обращения 31.05.2022).
13. Инженерная педагогика: сб. ст. Вып. 4. – М.: Центр инженерной педагогики МАДИ (ГТУ), 2003. – 300 с.
14. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. – М.: 2001. – С. 154.
15. Жиркова З. С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособие / З. С. Жиркова. – М.: Акад. естествознания, 2014. – 129 с.
16. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ). Москва.: Педагогика, 1977.
17. Лазарев В. С. Новое понимание метода проектов в образовании // Проблемы современного образования. 2011. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novoe-ponimanie-metoda-proektov-v-obrazovanii (дата обращения: 17.12.2021).
18. Лазарев В. С. Концептуальная модель формирования профессиональных умений у студентов // Вестник СурГПУ. 2011. № 2. С. 5−14.
19. Лазарев, В. С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности / В. С. Лазарев // Вопросы образования. – 2015. – № 3. – С. 292–307.
20. Лазарев В. С. Проектная и псевдопроектная деятельность в школе / В.С. Лазарев // Народное образование. – 2014. – № 8. – С. 130–136.
21. Латыпова И. В. Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (итоговый индивидуальный проект) [Электронный ресурс] // Сиб. пед. журн. – 2014. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-sistemy-otsenki-dostizheniya-planiruemyh-rezultatov-osvoeniya-osnovnoy-obrazovatelnoy-programmy-osnovnogo-obschego (дата обращения: 17.12.2021).
22. Лебедев О. Е. Управление образовательными системами: теория и практика: учеб. -метод. пособие. – СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2011. – 108 с
23. Мандель Б. Р. Основы проектной деятельности: учебное пособие для обучающихся в системе СПО / Б. Р. Мандель. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 293 с.
24. Манько Н. Н. Технологическая компетентность педагога // Школьные технологии. – 2002. – № 5. – С. 33–41.
25. Носова Л. Н. Модель формирования предметных и метапредметных умений учащихся // Теория и практика общественного развития. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-predmetnyh-i-metapredmetnyh-umeniy-uchaschihsya (дата обращения: 17.12.2021).
26. Психодиагностика личности: избранные психологические методики и тесты/ В. П. Прядеин. – Сургут: РИО СурГП . 2013. – 246 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://rucont.ru/efd/314057 (дата обращения: 01.06.2022)
27. Радионов, В. Е. Теоретические основы педагогического проектирования: дис. ... д-ра пед. наук / В. Е. Радионов. – СПб., 1996. – 352 с.
28. Рассказов Ф. Д., Отс М.В. Становление педагогического профессионализма учителя в системе поствузовского образования / Педагогическое образование и наука, № 4, 2009, C. 67-69
29. Русаков Ю. Т. Развивающая образовательная среда колледжа как фактор формирования готовности студентов к профессиональной деятельности: дис. … канд. пед. наук 13.00.08. – Теория и методика профессионального образования. Магнитогорск, 2006. 191 с.
30. Сахарчук Н. Ю., Кагакина Е. А., Лесникова С. Л., Русакова Н. А. Подготовка будущих учителей к организации проектной деятельности школьников // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. №45-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschih-uchiteley-k-organizatsii-proektnoy-deyatelnosti-shkolnikov (дата обращения: 17.12.2021).
31. Серякова С. Б. Компетентностный подход в образовании: от теории к практике // Информация и образование: границы коммуникаций. – Горно-Алтайск, 201. - №3 (11). – С. 121-125.
32. Сластенин В. А. Психология и педагогика / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – М.: ИЦ Академия, 2001. – 480 с.
33. Стенина, Т. Л. Становление проектной культуры студентов / Т. Л. Стенина. – Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 243 с.
34. Титаренко Н. Н., Белогубец Я. А., Важенина И. С. Индивидуальный
проект как региональная форма оценивания метапредметных планируемых результатов обучающихся основного общего образования [Электронный ресурс] // Науч.-метод. обеспечение оценки качества образования. – 2018. – № 1(4). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnyy-proekt-kak-regionalnaya-forma-otsenivaniya-metapredmetnyh-planiruemyh-rezultatov-obuchayuschihsya-osnovnogo-obschego (дата обращения: 01.06.2022).
35. Трищенко Д. А. Опыт проектного обучения: попытка объективного анализа достижений и проблем [Электронный ресурс] // Образование и наука. – 2018. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-proektnogo-obucheniya-popytka-obektivnogo-analiza-dostizheniy-i- (дата обращения: 17.12.2021).
36. Туник Е. Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. – СПб.: Питер, 2013. – 320 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).
37. Управление проектами: основы профессиональных знаний, национальные требования к компетентности специалистов (NCB – SOVNET National Competence Baseline Version 3.1). – М.: ЗАО «Проектная ПРАКТИКА», 2010. – 256 с.
38. Утёмов В. В., Шадрин А. В. Формирование проектной̆ команды в образовательных системах // Концепт. – 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-proektnoi-komandy-v-obrazovatelnyh-sistemah (дата обращения: 17.12.2021).
39. Филимонюк Л. А. Формирование проектной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки: дис. ... д-ра пед. наук / Л.А. Филимонюк. – Махачкала, 2008. – 425 с.
40. Характеристики проектов // [Эл. ресурс]. – Режим доступа: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie
(дата обращения: 25.05.2022).
41. Что такое «проект»? // [Эл. ресурс]. – Режим доступа: https://pandia.ru/365896/ (дата обращения: 24.12.2021).