Фрагмент для ознакомления
2
Цель исследования:определить возможности использования экспериментальной деятельности в образовательном процессе старших дошкольников для развития у них познавательного интереса.
Объект исследования:познавательный интерес старших дошкольников.
Предмет исследования: экспериментирование как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников.
Гипотеза исследования:предполагается, что экспериментальнаядеятельность развивает познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогические особенности развития познавательного интереса у старших дошкольников;
2) Определить уровень развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
3) Разработать и апробировать комплекс мероприятий с использованием опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста;
Теоретическое обоснование исследования:
- Морозова Е.А., П.Ф. Каптерева и В.П. Вахтерова Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогических теориях;
-Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников;
-Крашенинников Е.Е., Холодова О.А. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет.
Методы исследования:
- теоретические (анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (наблюдение, беседы с детьми и педагогами, анкетирование, диагностика).
Методики исследования:
1.«Маленький исследователь» (Л. Н. Прохоровой);
2.«Отгадай предмет» (Э.А. Барановой);
3.Анкета для родителей «Организация экспериментирования дошкольников дома». (Интернет-ресурс)
База исследования:
Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательномучреждении № 70, «Светлячок», г. Братска.
В экспериментальном исследовании приняли участие дети старшей группы в количестве 18 человек, родители, воспитатели старшей группы.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что разработанный комплекс мероприятий по организации опытов и экспериментов старших дошкольников средствами познавательно-исследовательской деятельности может использоваться педагогами ДОУ в практической работе и студентами специальности Дошкольное образование.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, состоящего из 31 источника и 6 приложений. Общий объем работы составил 82 страницы.
Исследовательская работа проводилась в три этапа:
1.Этап констатирующий: определение исходного уровня развития познавательного интереса старших дошкольников.
2.Этап формирующий: разработка и апробация серий мероприятий по организации опытов и экспериментов, направленных на формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
3.Этап контрольный: выявить динамику развития познавательного интереса дошкольников средствами познавательно-исследовательской деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - СПб.: Речь, 2015. 128 с.
2. Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008. 256 с.
3. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие.- М.: Сфера, 2013. 98 с.
4. Дейкина А.Ю. Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе медиаобразования: дис. .. канд. пед. наук.-Барнаул, 2000. 155 с.
5. ДолинаК.К. Роль экспериментирования в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2016. - №11. С. 90-93.
6. Дубровина Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2015. - №7. С. 112-118.
7. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М., 2015. 114 с.
8. Карелина И.О. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций // Учебно-методическое пособие. – Рыбинск, 2012. 168 с.
9. Кондратьева Н.Н. «Мы» Программа экологического образования детей. – Санкт-Петербург, 2014. 78 с.
10. Кондрашова Н. В. Актуальные проблемы и тенденции развития дошкольного образования в России на современном этапе // Перспективы науки. – 2014. − № 11. С. 24− 31.
11. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2016. 118с.
12. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2015. - №3. С.4-12.
13. Кравцова Е.Е., Кравцов Г.П. Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие.- М.:Мозаика-Синтез, 2013. 318 с.
14. Крашенинников Е.Е., Холодова О.А. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. ФГОС.- М.:Мозаика-Синтез, т.1, 2014. 202 с.
15. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. Методическое пособие для педагогов ДОУ/ И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2015. 172 с.
16. Куражева Н.Ю., Козлова И.А., Тузаева А.С. 70 развивающих заданий для дошкольников 4-5 лет.- М.: Речь, 2014. С. 60-67.
17. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2014. 116 с.
18. Марцинковская Т.Д. Возрастная психология. Учебное пособие.- М.: Академия, 2014. 328 с.
19. Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет: из опыта работы — Волгоград: Учитель, 2009. 130 с.
20. Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников.- Волгоград: Учитель, 2013. 218 с.
21. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. 592 с.
22. Морозова Е.А. Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогических теориях П.Ф. Каптерева и В.П. Вахтерова. - Смоленск, 2014. 152 с.
23. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство.- М.: Речь, 2010. 166 с.
24. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – URL: http:// www.consultant.ru
25. Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире: Книга для родителей / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева. – М.: Дрофа, 2015. 22с.
26. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. С-П Детство-Пресс, 2016. 143 с.
27. Урунтаева Г.А. Детская психология.- М.: Академия, 2014. 412 с.
28. Хайбулина Р. Экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2015. - №3.213с.
29. ХлебоваО.В. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2017. - №6. С. 34-38.
30. 103.[Электронный ресурс]. URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/19/1010/
31. Шатокина Е.К.Я – экспериментатор: Игры и забавы для светлой головы // Детский сад со всех сторон. - 2017. - №17. С. 3-12.