Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Употребление алкогольных напитков вызывает у человека состояние эйфории, душевного удовольствия, снятия стресса. Это объясняется действием алкоголя на мозг – тормозятся его центры, связанные с формированием эмоций. Опьянение организма вызывает этиловый спирт (этанол). Часть выпитого алкоголя выводится из организма через кожу, а часть надолго остается в организме. В мозговой ткани алкоголь задерживается 15 дней. Он негативно влияет на функции и структуру всех органов и систем.
Особенно опасно отравление организма вызывают спиртные напитки домашнего или кустарного приготовления. Например, в самогоне есть такие яды, как метиловый спирт, эфиры, фурфурол, сивушные масла. Метиловый спирт очень токсичен. В домашних условиях он не отделяется от виновного, имеет такой же запах и вкус, растворяется в воде горит синим пламенем. Метил вызывает опьянение с головокружением, потерей сознания, может вызвать потерю зрения. Эфиры – это наркотические вещества с горьким неприятным запахом. Фурфурол парализует дыхательные пути человека, а сивушные масла вызывают отравление с головными болями и состоянием подавленности.
Алкогольным опьянением называют грубое нарушение нормальной функции головного мозга. Сначала опьянения нарушает деятельность коры больших полушарий головного мозга, которая обеспечивает всех психические функции, а затем и другие отделы центральной нервной системы.
Употребление даже небольших доз спиртного, затрудняет передачу нервных импульсов, приводит к расстройству активного мышления.
Неконтролируемый рост употребления алкогольных напитков, обусловленный, прежде всего, отсутствием системы пропагандистской деятельности со стороны государства против употребления спиртных напитков, выдвигает на первый план проблему профилактики алкоголизма среди детей. Решить проблему алкоголизации подростков только с помощью запретительных, медицинских и юридических ограничений невозможно. Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» ограничителей, то есть на воспитании личностной устойчивости к алкогольному соблазну. Это обуславливает необходимость применения социально-педагогических подходов в профилактике алкоголизма, и, тем самым, подчеркивает актуальность данной темы исследования.
В настоящее время специалисты по разработке программ профилактики злоупотребления спиртными напитками учитывают, что программа должна отвечать определенным требованиям, а именно, она всегда должна осуществляться в форме постановки и решения конкретных, последовательных экономических, финансовых, медицинских, образовательных, психологических и иных целостных взаимосвязанных задач, а не только в виде изолированных идеологического характера действий (отдельных лекций, семинаров, тренингов, конкурсов, акций, опросов и т.п.).
Программы профилактики особенно в образовательных и внешкольных учреждениях, предназначены для усиления «защитных факторов» и ослабления известных по мониторингу алкогольной ситуации в городе «факторов риска». Программа профилактики злоупотребления алкоголем должна быть направлена на формирование у личности навыков сопротивления алкогольному соблазну. Она предполагает увеличение социально-психологической компетентности личности в межличностных отношениях, формирование самодостаточности, самоактуализации и твердости в сопротивлении давлению окружающих по употреблению спиртных напитков. Параллельно с этим программа профилактики должна расширять знания о последствиях употребления алкоголя с укреплением в сознании личности негативного отношения к нему.
Цель работы – определить и обосновать особенности социально-педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении по профилактике употребления алкоголя у обучающихся старших классов.
Объект исследования – теоретические особенности социально-педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении по профилактике употребления алкоголя у обучающихся старших классов.
Предмет исследования – разработка программы по профилактике употребления алкоголя у обучающихся старших классов.
Задачи исследования:
1. проанализировать теоретические подходы к проблеме употребления алкоголя в психолого-педагогических исследованиях;
2. проанализировать состояние проблемы и опыта социально-педагогической практической деятельности по профилактике употребления алкоголя у обучающихся старших классов;
3. разработать и реализовать программу (проект) по профилактике употребления алкоголя у обучающихся старших классов, определить ее (его) результативность.
Гипотеза исследования – социально-педагогическая деятельность по профилактике алкогольной зависимости среди подростков будет иметь позитивный результат при таких условиях:
- социально-педагогическая поддержка подростков с алкозависимостью как в процессе реализации задач проектной деятельности, так и вне проекта;
- привлечение учащихся к коллективному обсуждению профилактики алкогольной зависимости на материале реальных жизненных ситуаций как в процессе реализации задач проектной деятельности, так и вне проекта;
- использования групповых форм работы по профилактике алкогольной как в процессе реализации задач проектной деятельности, так и вне проекта.
Для решения поставленных в исследовании задач, проверки сформулированной гипотезы использован комплекс взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов исследования: изучение научных источников, анализ и синтез, индукция и дедукция, метод обобщения, классификации, анкетирование, тестирование, математическая обработка результатов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айвс Р., Федорова О. Пособие по формированию жизненных навыков в воспитательных учреждениях. — Страсбург, 2004. — 98 с.
2. Акопов, А. Ю. Свобода от зависимости : социальные болезни личности / А. Ю. Акопов. – СПб. : Речь, 2008. – 224 с.
3. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков : пути преодоления : учеб. пособие: пер. с англ. / под ред. Э. Ф. Вагнера, Х. Б. Уолдрон. – М. : Academia, 2006. – 415 с.
4. Баранова, С. В. Вредные привычки : избавление от зависимостей / С. В. Баранова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 186 с.
5. Бойков А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 871-874.
6. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, СИ. Розум. СПб.: Питер, 2013.-624 с.
7. Бубеев, Ю. А. Наркотические аддикции : профилактика и коррекция с помощью интегративных психотехнологий / Ю. А. Бубеев, В. В. Козлов, Н. Ф. Круговых. – М. : Слово, 2009. – 463 с. : ил.
8. Ваисов, С. Б. Наркотическая и алкогольная зависимость : практ. руководство / С. Б. Ваисов. – СПб. : Наука и техника, 2008. – 268 с.
9. Велиева С.В. Первичная профилактика аддиктивного поведения у подростков: организационно-психологические подходы // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2015. №4 С.107-123.
10. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. М., 1979.
11. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
12. Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости : науч. изд. / А. Ю. Егоров. – СПб. : Речь, 2007. – 190 с.
13. Еникеева, Д. Д. Популярная психиатрия[Текст]/ Д.Д. Еникева. – М.: Аст-Пресс, 1998. – 528 с.
14. Запорожец А.В. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения школьников в сфере информационно-коммуникационных технологий : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Антон Вячеславович Запорожец ; [Место защиты : Юж.-Ур. гос. ун-т]. – Челябинск, 2010. – 172 с.
15. Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних: Учеб.-метод, пособие/ Под ред. Л.М. Шипицыной. — М.: Моск. гор. фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. — 101 с.
16. Змановская, Е. В. Девиантология[Текст]/ Е.В. Змановская. // Психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
17. Казанцев И. Ю. Особенности организации профилактики аддиктивного поведения в курсе ОБЖ // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 56-59.
18. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1991. – В. 1. – С. 8-15.
19. Короленко Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П.Короленко, Н.В.Дмитриева. – Новосибирск: Издательство «Олсиб», 2001 – 251 с.
20. Короленко, Ц. П. Психосоциальная аддиктология : науч. изд. / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. – Новосибирск : Олсиб, 2001. – 262 с.
21. Кулаков С. Л. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков // Журнал практического психолога. 1996. № 4. С. 4-7.
22. Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учеб-метод. пособие.- Новосибирск: НМИ, 1998.- 415 c.
23. Литягина, Е. В. Нерешенные задачи взросления как условие возникновения аддиктивного поведения старших подростков [Текст] / Е.В. Литягина //Дисс. канд. психол. наук. – Калуга, 2004. – 192 c.
24. Лозовой, В. В. Профилактика зависимостей : опыт создания системы первичной профилактики / В. В. Лозовой, О. В. Кремлева, Т. В. Лозовая. – М. : АльянсПринт, 2011. – 448 с.
25. Максимова, Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних : учеб. пособие / Н. Ю. Максимова. – Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 383 с.
26. Мандель, Б. Р. Психология зависимостей (аддиктология) : учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – М. : Вуз. учебник : ИНФРА-М, 2012. – 320 с.
27. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. — СПб.: Речь, 2005. — 445 с.
28. Мехтиханова, Н. Н. Психология зависимого поведения : учеб. пособие / Н. Н. Мехтиханова. – 2-е изд. – М. : Флинта : Моск. психол.-соц. ин-т, 2008. – 154, [1] с.
29. Митькин, А. А. О роли индивидуального и коллективного сознания в социальной динамике [Текст] / А.А. Митькин // Психологический журнал. - 1999. - NТ.20,N5. - С. 103-112
30. Николаева, Е. А. Аддиктология : теоретические и экспериментальные исследования формирования аддикции : учебник / Е. А. Николаева, В. Г. Каменская. – М. : Форум, 2011. – 208 с.
31. Песоцкая О. П. Современные подходы к профилактике аддиктивного поведения школьников / О.П. Песоцька // Висник Луганського национального университету имени Тараса Шевченка. – 2009. – № 17 (180).Ч.II.– С. 221-228
32. Плахов Н.Н. Биологические предпосылки формирования зависимостей // В кн.: Профилактика социальных отклонений: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.П.Соломина. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена. – 2011. – С. 12-20
33. Плахов Н.Н. Борьба с алкоголизмом и табакокурением – проблема педагогики // Профилактическая и клиническая медицина. – 2011. - №3 (40). – С. 476-477.
34. Прихожан А. М, Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.
35. Психология и лечение зависимого поведения : [сб. ст.] / под ред. С. Даулинга ; пер. с англ. Р. Р. Муртазина ; под ред. А. Ф. Ускова. – М. : Класс, 2007. – 227, [2] с.
36. Райе Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб. Питер, 2012. (Серия «Мастера психологии»).
37. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М, 1994.
38. Рожков, М.И.Профилактика наркомании у подростков: Учебно-методическое пособие / М.И. Рожков, М.А.Ковальчук. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 144 с.
39. Руководство по аддиктологии / [Аксельрод Б.А., Борцов А.В., Гарницкая А.С. и др..] ; Под ред. проф. В. Д. Менделевича. – СПб. : Речь, 2007. – 768 с.
40. Руководство по аддиктологии / [Б. А. Аксельрод и др.] ; под ред. В. Д. Менделевича. – СПб. : Речь, 2007. – 766 с.
41. Старшенбаум, Г. В. Аддиктология : психология и психотерапия зависимостей : науч. изд. / Г. В. Старшенбаум. – М. : Когито-Центр, 2006. – 366 с.
42. Сухоруков Д.В., Богданов А.А. Социологические методы исследования аддиктивного поведения // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3. С. 61. 14.
43. Сыромятникова Л.И. Комплексный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 98. С. 201 – 204.
44. Ушакова, Г. Г. Работа с девиантными подростками : программы и стратегии : учеб.-метод. / Г. Г. Ушакова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Алт. гос. акад. образования им. В. М. Шукшина». – Бийск : АГАО, 2012. – 111 с.
45. Федосеева Н. В. Профилактика аддиктивного поведения у подростков посредством формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 564-566.
46. Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии / Я. Щепаньский . – М. : Прогресс, 1969 . – 240 с.