Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В культурной жизни любого цивилизованного общества огромная роль принадлежит музеям. Этот культурный институт (храм) был создан человечеством для сохранения, актуализации и передачи следующим поколениям наиболее ценной части природного и культурного наследия. Музеи — олицетворение преемственности, связи поколений, единства исторического процесса, это сокровищница опыта и мудрости людей, живших и живущих на земле, история их поисков и ошибок, открытий и заблуждений. Музейный фонд составляет 88,2 млн единиц хранения.
Из общего количества музеев 63 с 31 филиалом являются федеральными, то есть финансируются федеральным бюджетом; 827 музеев учреждены органами власти субъектов федерации и их благополучие целиком зависит от экономического и финансового состояния области или республики. Самое большое число музеев — 1709, или 65% от всех существующих, являются муниципальными, т. е. должны финансироваться местными органами власти, в бюджетах которых нет средств даже на самое необходимое.
Особое место в музейном мире принадлежит музеям-заповедникам и музеям — усадьбам. Их в России 160, и расположены они в 56 субъектах РФ: это музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское», музей-заповедник М. Ю. Лермонтова «Тарханы», музей-заповедник Л. Н. Толстого «Ясная поляна», музеи-заповедники, поля сражений «Бородино» и «Куликово поле», музей-заповедник М.А. Шолохова «Станица Вешенская» и многие другие.
Особенность музеев-заповедников и музеев-усадеб состоит в том, что они являются целостными территориальными комплексами культурного и природного наследия, представляющими материальные и духовные ценности в их исторической среде. В их состав входят культурные и природные ландшафты, городские и сельские поселения. Сотрудники музеев стремятся возродить в музеях-заповедниках свойственный им уклад жизни, традиции и обычаи хозяев и гостей усадьбы. Это очень важная и значимая работа, потому что провинциальная русская усадьба сохраняет образ России ХIХ–ХХ века, хорошо описанный в классической русской литературе.
Пандемия коронавируса Covid-19, как показал опыт функционирования музеев в форс-мажорных обстоятельствах, нарушила привычные алгоритмы и протоколы работы, например, в области стратегического планирования, но в то же время проблемы самоизоляции активизировали деятельность по развитию различных форм музейных коммуникаций. Как заявил глава Союза музеев России М. Пиотровский отметил, что в условиях глобальной пандемии и паники доступность как одна из важных функций музея «временно переходит в онлайн, что вполне соответствует духу времени».
В рамках стратегии открытости коммуникационная политика музеев должна выражаться не только в расширении доступа к музейным выставочным залам, развитии лекционной и образовательной деятельности, но и в предоставлении новых возможностей для ознакомления с экспонатами, хранящимися в музеях, которые не отражены в существующих экспозициях. Реализация стратегии диверсификации каналов коммуникации музеев с социально-культурными учреждениями, научными учреждениями, бизнес-сообществом, волонтерами приводит к расширению присутствия в медиапространстве и социальных сетях, в сфере современных культурных индустрий, что влечет за собой расширение сотрудничества музеев с арт-бизнесом, индустрией дизайна, любительскими объединениями.
Роль музея и содержание его отдельных функций в современном динамичном социокультурном развитии меняются: «В современном мире на первый план выходит социальная функция музея. Это становится все более важным как культурное и образовательное пространство, место отдыха для всей семьи»
Как показывает опыт российских, в том числе провинциальных музеев, творческий подход к организации музейного общения позволяет значительно расширить и разнообразить присутствие музеев в коммуникативном пространстве. Например, расширение тематики и форматов выставочных проектов, развитие мероприятий за счет организации тематических мероприятий, расширение учебно-воспитательной работы в интерактивных формах, проведение семинаров и творческих конкурсов по обучению традиционным народным ремеслам, проведение индивидуальных и костюмированных экскурсий, формирование и углубление связей с туристическими агентствами, развитие региональных и региональных конкурсов, проведение тематических мероприятий, тематических мероприятий, тематических мероприятий, тематических мероприятий, тематических мероприятий, образовательных мероприятий в интерактивных формах, проведение семинаров и творческих конкурсов по обучению традиционным народным ремеслам, проведение индивидуальных и костюмированных экскурсий, Всероссийские и международные научные контакты музейных сообществ в удаленном формате, разнообразная общественная деятельность, особенно в электронных форматах, создание групп в социальных сетях.
Современные музеи в рамках инновационной урбанистики превращаются в один из важных ресурсов воспроизводства и использования культурного, образовательного и человеческого капитала, опытные площадки для реализации творческих проектов в области культуры и искусства.
Объект исследования - Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей–заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» во всей полноте их содержательно-аксиологических аспектов.
Предмет исследования – музеефикация музеев-усадеб Пушкинского Заповедника в пространственно-временном формате.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александер, Э.П. Музеи в движении: введение в историю и функции музеев / Э.П. Александер. – М., 1979. – 268 с.
2. Василевич, Г.Н. Пушкинский заповедник. Жизнь музея. Наследие и современность / Г.Н. Василевич // Heritage and Modern Times. – 2019. – 23. – С. 92–104.
3. Веденин Ю. А. Литературные ландшафты как объекты наследия / География в школе. 2006. № 8. С. 15-21.
4. Гейченко, С.С. У Лукоморья. Рассказы хранителя Пушкинского Заповедника / С.С. Гейченко. – М.: Книжный клуб «Книговек», 2020. – 432 с.
5. Гнедовский, М.Б. Европейский музейный форум – инструмент развития и культурной дипломатии / М.Б. Гнедовский // Агора. выпуск 14, Киев, 2015. – С. 12–15.
6. Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» (Пушкинский заповедник). URL: http://www.pushkinmuseum.ru/?q=com-push-mus/gosudarstvennyy-memorialnyy-istoriko-literaturnyy-i-prirodno-landshaftnyy-muzey
7. «Дай оглянусь…» : материалы Февральских музейных чтений памяти С.С. Гейченко : [Сб. ст.]. — Сельцо Михайловское : Пушкинский Заповедник, 2019. — 304 с.
8. Де Варен-Боан, Ю. Периодизация истории музейного дела в соответствии с общеисторической периодизацией истории зарубежных стран / Ю. де Варен-Боан. – М., 1980. – 300 с.
9. Дукельский, В.Ю. Полифункциональность вещи как одна из основ ее экспозиционного использования / В.Ю. Дукельский // Актуальные проблемы советского музееведения. – М., 1987. – С. 68-75
10. Замятин Д.Н. Метагеография: Пространство образов и образы пространства. М.: Аграф, 2004. 512 с.
11. Зонтова Е.А. «Пушкинский уголок» в путеводной литературе конца XIX –первой половине XX в. / Е.А. Зонтова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2: История. – 2014. − № 3. − С. 145−157.
12. Зонтова Е.А. Юбилейные пушкинские торжества 1899 г. в Святых Горах / Е.А. Зонтова // Клио. − 2015. − № 5 (101). − С. 164−171.
13. Зонтова Е.А. Усадьба Михайловское послепушкинской поры (1837−1899 годы) / Е.А. Зонтова // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Общественные и гуманитарные науки. − 2015. − № 3 (148). Т. 2. − С. 25−27.
14. Зуев, С.Э. Социально-культурное проектирование / С.Э. Зуев. ֪ Ижевск, 2003. – 580 с.
15. Иванова Л. В. О воссоздании Общества изучения русской усадьбы и проблемах исследования усадьбы // Усадьба в русской культуре ХIХ — начала ХХ веков. М., 1996. С. 10.
16. Калугина, Т.П. Художественный музей как феномен культуры / Т.П. Калугина. – М.: ООО «Издательство «Петрополис», 2001. – 224 с.
17. Калуцков В. Н. Пушкиногорье как литературный ландшафт / В. Н. Калуцков, В. М. Матасов // Псковский регионологический журнал. – 2016. – № 4(28). – С. 112-121.
18. Калуцков, В. Н. Литературный ландшафт и вопросы его развития (на материале Пушкиногорья) / В. Н. Калуцков, В. М. Матасов // Географический вестник. – 2017. – № 1(40). – С. 25-34. – DOI 10.17072/2079-7877-2017-1-25-34.
19. Каулен, М.Е. Роль музеев в формировании исторического сознания (обзор международной конференции) / М.Е. Каулен // Культурологический журнал. – 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-muzeev-v-formirovanii-istoricheskogo-soznaniya-obzor-mezhdunarodnoy-konferentsii (дата обращения: 12.12.2022).
20. Керьен, М. О природе феномена / М. Керьен // Museum. – 1985. – № 148. – С. 20–29.
21. Козмин, В. Ю. Сельцо Михайловское в контексте усадебной культуры ХIХ века: проблемы литературно-музейной интерпретации / В. Ю. Козмин // Русская усадьба: региональные и общекультурные аспекты : коллективная монография. – Псков : ООО "Логос", 2015. – С. 77-118.
22. Козмин, В. Ю. В поисках Пушкина (из комментариев к мемуарным запискам В. В. Тимофеевой (Починковской) "шесть лет в Михайловском") / В. Ю. Козмин // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. – 2018. – № 48. – С. 152-161.
23. Козмина Л.В. Пушкинский заповедник: просветительные и образовательные смыслы. URL: http://rusla.ru/rsba/association/projects/siezdi_forumi/1S_SL/1S_SL_37-44.pdf
24. Концепция развития Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» на период до 2024 года. – Сельцо Михайловское : Пушкинский Заповедник, 2015. – 186 с.
25. Мастеница, Е.Н. Музейные заповедники: учеб. пособие / Е.Н. Мастеница. – СПб.: СПбГИК, 2015. – 131 с.
26. «Михайловская Пушкиниана». Сборник статей научных сотрудников музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское». URL: https://pushkinland.ru/2018/lib/mp/mp2.pdf
27. Музей-усадьба «Михайловское». URL: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/pushkinski-gory/museum/24040
28. Невидимый камертон: материалы Февральских музейных чтений памяти С.С. Гейченко : [Сб. ст.]. — Сельцо Михайловское : Пушкинский Заповедник, 2020. — 256 с.
29. Никишин, Н.А. Язык музея как универсальная. моделирующая система музейной деятельности / Н.А. Никишин // Музееведение. Проблемы. культурной коммуникации в музейной деятельности. – М., 1989. – С. 40–48.
30. Новая жизнь Пушкинского заповедника. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-zhizn-pushkinskogo-zapovednika
31. Новиков В. И. Русская литературная усадьба. М., 2012. С. 56 – 77.
32. Разгон, А.М. Музейный предмет как исторический источник / А.М. Разгон // Проблемы источниковедения СССР и специальных исторических дисциплин. – М., 1984. – С. 174–183.
33. Ривьер, Ж.А. Эволюционное определение экомузея / Ж.А. Ривьер // Museum. – 1985. – № 148. – С. 50–60.
34. Середина Е. В. Проблемы развития музея-заповедника как музейно-туристского центра (на примере музея-заповедника А.С.Пушкина "Михайловское") / Е. В. Середина // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. – 2017. – Т. 10. – № 1. – С. 353-368.
35. Телетова Н. К. О материалах истории Михайловского // Пушкинский музеум: Альманах. Вып. 3. С. 115.
36. Хадсон, К. Влиятельные музеи / К. Хадсон / Пер. Л. Мотылев. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. – 194 с.
37. Шола, Т. Вечность здесь больше не живет. Толковый словарь музейных грехов / Т. Шола. – Тула, 2013. – 520 с.
38. Шулепова, Э.А. Основы музееведения / Э.А. Шулепова. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 640 с.
39. Юренева, Т.Ю. Музееведение / Т.Ю. Юренева. – М.: Академический проект, 2003. – 559 с.
40. Benes, J. O českých příjmeních (About Czech Surnames). – Prague, 1962 and 1970. – 380 р.
41. Stránský Z.Z. Archeologie a muzeologie. Brno: Masarykova univ. v Brně, 2005. 315 s.